Тема: «Зима, зимние забавы»
Цель: Уточнять, расширять и
активизировать словарный запас детей по теме занятия.
Задачи:
1)
закрепление
знаний детей о характерных признаках зимы;
2)
обогащение
словарного запаса с помощью прилагательных, глаголов;
3) совершенствование
грамматического строя речи (образование форм родительного падежа множественного
числя; уменьшительно-ласкательных форм существительных);
4)
упражнение
в составление предложений с опорой на картинку и вопрос;
5)
упражнение
в составление рассказа по серии сюжетных картинок;
6) развитие долговременной
памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления;
7)
развитие
общей и мелкой моторики;
8)
воспитание
умения выполнять задания по инструкции;
9) формирование навыков
сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности и
активности;
10)
воспитание
усидчивости, самоконтроля и аккуратности;
11)
воспитание
интереса к занятию.
Оборудование: плакат с изображением зимы,
предметные картинки (санки, коньки, снежки, снеговики, лыжи), сюжетные
картинки с изображением детей на магнитах («катание на санках», «катание на
коньках», «дети лепят снеговика», «катание на лыжах», «дети играют в снежки»), картинки снеговиков,
медали-снежинки для итога занятия.
Речевой материал: слова, предложения,
стихотворение, загадка, рассказ.
План занятия:
I.
Организационный
момент.
II.
Введение
в тему занятия.
III.
Сообщение
темы занятия.
IV.
Основная
часть.
V.
Физкультминутка.
VI.
Повторение
и обобщение материала по теме занятия.
VII.
Итог
занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Л.: Здравствуйте! Мне приятно видеть
всех вас на занятии.
Снег
летает и сверкает
В золотом
сиянье дня,
Словно
пухом устилает
Все дороги
и дома.
Сыплет,
сыплет снег - снежок,
Начинаем
наше занятие.
Как тихо
падает снег, так же тихо присядем и мы.
II.
Введение
в тему занятия:
Л.: Ребята, какое сейчас время года?
Д.: Зима.
Л.: А почему вы так решили?
Д.: Потому что сейчас декабрь, а это зимний месяц.
Л.: Что дети делают зимой?
Д.: называют зимние забавы по памяти
III. Сообщение темы занятия:
Л.: Правильно! Если в них играют
зимой, значит они какие?
Д.: Зимние.
Л.: Молодцы! Тема нашего занятия: «Зима,
зимние забавы».
IV. Основная часть:
Л.: Зима какая по цвету пора года?
Д.: Белая.
Л.: Почему?
Д.: Всё покрыто снегом, а он белый.
Л.: Ребята, а какой бывает зима?
Д.: Зима бывает белая, снежная,
холодная, красивая, морозная, пушистая и т.д.
(При необходимости детям оказывается
помощь. Например: Если зимой сильный мороз, то зима какая? – морозная)
Л.: Молодцы! А что выпадает зимой?
Д.: Снег.
Л.: Снег какой?
Д.: Белый, мягкий, пушистый,
искристый, скрипучий, рассыпчатый, липкий и т.д.
(Снег на солнышке искрится, значит,
он какой? – искристый, искрящийся. Скрипит под ногами, он какой? – скрипучий.
Снег рассыпается в руках, он какой? – рассыпчатый.)
Л.: Когда лежит много снега, что это?
Д.: Сугроб.
Л.: Что такое снегопад?
Д.: Это когда падает много снега.
Л.: Что такое метель?
Д.: Это когда ветер снег поднимает,
метёт.
Л.: А что ещё зимой бывает?
Д.: Зимой бывает снег, лёд, снежинки,
сосульки, мороз, Новый год и т.д.
Л.: Молодцы! А какие бывают снежинки?
Д.: Резные, холодные, красивые и т.д.
Л.: А что они делают?
Д.: Падают,
кружатся, блестят, тают и т.д.
Л.: Сосульки какие?
Д.: Холодные, ледяные, прозрачные, твёрдые и т.д.
Л.: Хорошо, а лёд какой?
Д.: Блестящий,
толстый, скользкий, сверкающий, прозрачный, крепкий и т.д.
Л.: Ребята, а что делает мороз?
Д.: Морозит,
трещит, рисует и т.д.
Л.: Молодцы! Всё знаете про зиму. Сейчас я раздам вам
картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает весёлой
зимы без ...»
Д.: Санок, коньков, снежков, снеговиков, лыж.
Л.: Молодцы! А теперь давайте отдохнём.
V.
Физкультминутка: «Снежинки и ветерок»
Дети
делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на
носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на
выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра
продолжается 2-3 раза; после чего дети в командах меняются ролями.
VI. Повторение и обобщение материала
по теме занятия:
Л.: Ребята, я буду называть слово, а вы будете
говорить о нём ласково. Например: снег-снежок. Сосулька
Д.: сосулечка
Л.: Ветер
Д.: ветерок
Л.: Горка
Д.: горочка
Л.: Холод
Д.: Холодок
Л.: Зима
Д.: зимушка
Л.: Санки
Д.: саночки
Л.: Ребята, послушайте загадку:
Меня
не растили,
Из
снега слепили, вместо носа ловко
Вставили
морковку,
Глаза
– угольки,
Руки
– сучки.
Холодный,
большой,
Кто я
такой?
Д.: Снеговик.
Л.: Из какого
снега можно слепить снеговика?
Д.: Из липкого.
Л.: А почему не
из рассыпчатого?
Д.: объясняют
Л.: Посмотрите
внимательно на снеговиков и найдите отличия.
Д.:
- Слева на снеговике шапка, а справа на снеговике шляпа.
-
Слева у снеговика перчатки, а справа у снеговика рукавички.
-
Слева у снеговика в руках - метла, а справа у снеговика – лопата.
-
Слева у снеговика нет носа, а справа у снеговика нос – морковка.
-
Слева у снеговика нет бровей, а справа у снеговика есть брови.
-
Слева у снеговика 2 пуговицы, а справа у снеговика 4 пуговицы.
-
Слева у снеговика сиреневый шарф, а справа у снеговика зеленый шарф.
Л.: Молодцы!
Сейчас мы с вами попытаемся составить рассказ. Перед каждым из вас лежит
картинка, посмотрите на неё и составьте своё предложение.
(При
необходимости оказывается помощь в виде наводящих вопросов)
Л.: Итак, я
начну: «Был солнечный, морозный денёк. Дети вышли гулять во двор....
Д.: по очереди
составляют своё предложение, выходят к доске и прикрепляют картинку к общему
рисунку.
Л.: Молодцы! Как
дети провели время на прогулке?
Д: Весело.
Л.: Замечательная
картина у нас получилась, а теперь кто осмелится её полностью описать?
Д.: описывают
картину
VII. Итог занятия:
Л.: О каком времени года мы говорили?
Д.: О зиме.
Л.: В какие игры можно играть зимой?
Как они называются?
Д.: отвечают
Л.: Спасибо, вы очень хорошо
занимались и за это получаете медали в виде снежинок. Занятие окончено. До
свидания!
Д.: До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.