Главная / Классному руководителю / Тема: За патриотизм и гражданственность.

Тема: За патриотизм и гражданственность.

hello_html_558017e0.gifhello_html_25495a59.gifhello_html_76321f19.gifhello_html_12d4c06a.gifhello_html_1e74aa21.gifhello_html_m47029796.gifhello_html_72d69f0b.gifhello_html_m51eb1d11.gifhello_html_m47029796.gifhello_html_79451ad0.gifhello_html_3763683b.gifhello_html_m60a6329c.gifhello_html_25767694.gifhello_html_m201ca27f.gifhello_html_m4459a504.gifhello_html_2f49f1bc.gifМодель инновационной деятельности по организации образовательно-воспитательного процесса в условиях МБОУ Кыкерская СОШ.

Автор: учитель истории МБОУ КСОШ Коновалова Н.К.

Тема: За патриотизм и гражданственность.

Цель: становление и развитие системы гражданского образования средствами внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении; содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране.

Задачи гражданского образования могут быть разделены на три группы и реализованы поэтапно.

Задачи теоретико-методического этапа представляют собой необходимость:

  1. Проанализировать состояние, тенденции гражданского образования в России и сопоставить их с уровнем в Кыкерской СОШ, выявив предпосылки успешности осуществления работы в этом направлении;

  2. Упорядочить педагогический опыт реализации работы по гражданскому образованию;

  3. Сформировать мотивацию на осуществление гражданского образования в педагогическом коллективе;

  4. Определить пакет технологий гражданского образования учащихся.

  5. Разработать программу гражданского образования, приемлемую для условий Кыкерской СОШ.

Задачи на внедренческом этапе реализации программы гражданского образования отражают необходимость:

  1. Приступить к реализации программы гражданского образования;

  2. Разработать нормативно-правовую документацию (устав, присягу и т.д.);

  3. Создать общественную организацию в рамках образовательного учреждения;

  4. Подобрать диагностические методики для измерения уровня готовности личности к проявлению гражданской активности и соблюдения норм права.

Задачи рефлексивно-обобщающего этапа состоят в том, чтобы:

  1. Проанализировать деятельности педагогического коллектива по комплексно-целевой программе осуществления гражданского образования, выявить успехи и трудности;

  2. Выявить наиболее эффективные организационно-педагогические формы работы по гражданскому образованию и пути их внедрения в социальную практику обучающихся;

  3. Обобщить опыт работы педагогов школы по гражданскому образованию.

Актуальность проекта в том, что глобальные перемены, происходящие в обществе в направлении демократизации, порождают потребность во всестороннем развитии личности гражданина. Современное образование должно обеспечивать понимание и знание школьниками действующих в обществе законов, закономерностей общественного развития, способов самореализации в обществе, умении противостоять негативным влияниям социума, быть юридически и социально защищенным для себя и окружающих, коммуникабельным, контролировать жизненные обстоятельства, обладающим гражданской компетентностью.

Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. В условиях российской действительности, когда отсутствуют устоявшиеся демократические традиции, подготовка к жизни означает выработку навыков, с помощью которых каждый сможет реализовать свои личные права и свободы, а также воспитать чувство персональной ответственности.

В разработке данного проекта, кроме ориентации на модернизацию образования, опирались на идеи, заложенные в письме Министерства Образования РФ от 15 января 2003 года № 13-15- 08/13, «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ», на требования к модели выпускника, сформулированные в проекте ФГОС второго поколения.









































2.1.1. Анализ современной инновационной практики в выборе методов, приемов и форм работы при построении индивидуальной модели инновационной деятельности по организации гражданского образования.

Гражданское образование существует в любом государстве – демократическом и тоталитарном, но имеет в них разные цели. Если для демократического государства нужны думающие, обладающие определенной информацией, критически мыслящие люди, которые ощущают себя полноценными гражданами, готовыми к осознанному и самостоятельному выбору, то в тоталитарном государстве всеобщий контроль над общественной жизнью лишает людей не только самостоятельности, но и индивидуальности.

Изучение гражданских принципов возможно только в сравнительной перспективе. Такой сравнительный анализ позволит изучить опыт педагогов, использующих в своей деятельности при организации гражданского образования различные модели.

Предметная. Акцент делается на передачу подрастающему поколению определенных знаний и развитие гражданских умений в ходе изучения отдельных дисциплин, таких как граждановедение, обществознание, обществоведение, правоведение, социология, экономика, культурология и др.

Гражданское образование также может осуществляться на уроках истории, литературы, иностранного языка. Учащиеся приобретают не только знания, но и ряд умений, способов деятельности, а также демократические ценностные ориентации. Однако делается это в рамках учебного предмета. Эффективность данной модели гражданского образования повышается в случае установления межпредметных связей и координации преподавателей всех учебных дисциплин. Недостатками данной модели являются: жесткие временные рамки учебной деятельности, опасность предметной разобщенности, излишняя теоретизация и формализация знаний; тематическая ограниченность.

Примерами этой модели являются большинство учебных пособий по граждановедению и обществознанию в России. В известной мере сторонником этой модели является Центр гражданского образования в Калифорнии (США). Данная модель развивается во Франции, где существует предмет «граждановедение», дающий знания о демократии, демократических институтах, правах человека.

Институциональная. Первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления.

Активная работа в этом направлении проводится в Красноярске, в школе «Универс», где подготовлены учебные пособия. Большую роль в разработке теоретических и практических вопросов этой модели играет деятельность директора московской школы «Самоопределение» А.Н.Тубельского (его работы – Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей, Создание демократического уклада жизни школы как фактора демократического образования, Теоретические и методические основы преподавания права в школе).

Проектная. Данная модель предполагает разработку и осуществление школьниками социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Проектная деятельность учащихся предполагает их активную деятельность по выбору определенной социальной проблемы, ее анализу и разработке вариантов решения. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в окружающем сообществе. Примером такой модели является всероссийский проект «Я – гражданин России».



2.1.2. Выбор инновационных подходов организации гражданского образования в Кыкерской СОШ в соответствии с ее спецификой.

Рассмотрим некоторые подходы к содержанию гражданского образования.

1.Ситуативно-воспитательный. Для данного подхода характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр, групповых дискуссий. Основой становится обращение к социальному опыту подростка, моделирование его поведения, воспитание через рассмотрение проблем. Этот подход уделяет особое внимание обсуждению ситуаций, которые являются близкими и понятными подросткам, моделированию социальных ситуаций, ролевым и деловым играм, в ходе которых учащиеся принимают определенные решения и аргументируют свою позицию. Для этого подхода большое значение имеют моральные дилеммы, когда подросткам предлагаются ситуации сложного морального выбора, не существует однозначного решения, а каждый вариант действия имеет как положительные, так и негативные аспекты.

Ярким примером подобного понимания гражданского образования служит курс «Граждановедение» Я.В.Соколова, учебные пособия проекта «Живое право» (авторы А.Б.Гутников, В.Н.Пронькин), образовательная программа «Мой выбор».

2.Правовой. Сторонники этого подхода в гражданском образовании считают, что любой гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права и пользоваться законами. Право понимается как некая рамка или поле действия человека в обществе. Главной целью гражданского образования и воспитания считается формирование гражданско-правовой культуры (совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества), борьба с правовым нигилизмом, формирование высокого уровня правосознания гражданина демократического общества. Примером этого подхода служит учебное пособие Н.Г. Суворовой «Основы правовых знаний» (8-9 классы), Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина «Экономика и право» (10-11 классы), В.О.Мушинского «Основы правоведения», «Азбука гражданина», А.Б.Гутникова, В.Н.Пронькина «Живое право».

3.Политологический. Приоритет отдается изучению государства, политических идей, идеологий, партий, и общественных движений, прав человека и конституционализма. Участие в политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции. Рассматриваются принципы демократии, основные характеристики правового государства, формы политического участия граждан. Помимо теоретической части в ряде случаев предполагается моделирование политического процесса – заседаний правительства и других государственных структур, формирования политических партий и общественных организаций, проведения выборов и избирательной кампании. Иногда учащиеся непосредственно соприкасаются с политикой – берут интервью у политических лидеров, анализируют реальные ситуации, связанные с политическим процессом. Вместе с тем не следует забывать, что российская школа отделена от политики и не может использоваться для пропаганды определенных политических представлений и идей. Данный подход наиболее ярко представлен в учебных пособиях: А.Ф.Никитина «Политика и право», Н.В.Воскресенской, Н.В.Давлетшиной «Демократия: государство и общество», К.С.Гаджиева «Введение в политологию».

4.Интегрированный. Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем мире, включающая основы политологии, социологии, философии, юриспруденции, психологии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся в системе в системе общественных отношений. Вместе с тем существует опасность излишней теоретизации и слишком большого для подростка объема получаемых сведений и фактов. Данной концепции придерживается группа авторов под руководством Л.Н.Боголюбова (учедники «Введение в обществознание»), он отражен в проекте «Основы гражданского образования» (разработчик – Нижегородский гуманитарный центр). В Санкт-Петербурге созданыучебники и учебные пособия Н.И.Элиасберг «Введение в социальную практику», а в Самарской области – «Основы жизненного самоопределения». Изданы учебники и учебные пособия А.И.Кравченко «Обществознание», О.В.Кишенковой и А.Н.Иоффе «Основы обществознания», Е.С.Корольковой и Н.Г.Суворовой «Граждановедение».











































2.1.3. Выбор методов, приемов и форм работы по организации гражданского образования с учетом собственных профессиональных компетенций.

Проект гражданского образования интегрирует в себе такие модели как предметно-тематическая, институциональная и проектная. Разрабатываемую систему планируется реализовать через внеурочную деятельность, организацию школьного самоуправления, работу молодежно-подростковой организации, а также кружковую работу.

При разработке мероприятий по организации гражданского образования будут использованы такие методы, как

  1. методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение, требование;

  2. методы организации деятельности: приучение, упражнение, показ, подражание, поручение, ролевая игра;

  3. методы стимулирования поведения: похвала, поощрение, само и взаимооценка.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, определяются и формы организации различных видов их деятельности:

  1. познавательная беседа;

  2. домашний час;

  3. экскурсия;

  4. интеллектуально-познавательная игра;

  5. игра-путешествие;

  6. викторина;

  7. конкурс;

  8. игровая программа;

  9. диспут;

  10. акция;

  11. встреча с интересными людьми и др.

При работе с педагогическим коллективом используются такие формы как:

  1. деловое совещание;

  2. социальный проект;

  3. практические занятия ;

Предполагается участие педагогов в проведении общешкольного гражданского форума, выборов, социальных проектах, ролевых играх. Основные принципы реализации проекта по развитию гражданской компетентности:

  1. Принцип непрерывности. Программа должна носить непрерывный характер на протяжении всего периода обучения в школе.

  2. Принцип активности. Только через активную деятельность формируются ключевые компетентности.

  3. Принцип жизненной реализации. Программа должна быть направлена на успешность и состоятельность жизненных планов учащихся.

  4. Принцип системности, позволяющий в совокупности работать над формированием духовно богатой личности с активной жизненной позицией.

















2.1.4. Анализ современных подходов к построению взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса при осуществлении инновационной деятельности в рамках реализации программы гражданского образования.

Одним из непременных условий гражданского образования является налаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся, родителей. Формы взаимодействия участников этого процесса могут быть самыми разнообразными. В его основу должен быть положен принцип кооперации. Только на основе договоренности участников процесс будет иметь значимый результат.

В системе взаимодействия «учитель-ученик» самыми распространенными будут уроки, внеурочная деятельность, факультативные занятия, проектная деятельность.

В системе взаимодействия «родитель-учитель» привычными становятся собрания, конференции, консультации, участие родителей в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

В системе взаимодействия «ученик-родитель» это чаще всего совместные прогулки, экскурсии, беседы, просмотры видеофильмов и др.

Предлагаются некоторые рекомендации по формированию гражданских качеств личности школьника в различных системах взаимодействия с ним учителей и родителей.

Рекомендации для учителей:

  1. Постоянно стремитесь к сотрудничеству с учащимися и родителями. Деятельность учителя должна быть направлена на диалог и отказ от логики диктатуры. Взгляд на ученика и родителя должен быть как на равноправных участников образовательного процесса.

  2. Выступайте не в роли наставника, а в роли организатора образовательной деятельности учащихся.

  3. Проявляйте в общении с учениками и родителями такие качества, как коммуникативность, толерантность, лидерские умения.

  4. Овладевайте методикой использования активных и интерактивных методов обучения учащихся и организации работы с родителями.

  5. Постоянно интересуйтесь событиями, происходящими в районе, городе.

Первые шаги по организации новой системы взаимодействия учителей и учащихся в условиях гражданского образования могут быть осуществлены в системе специальных мероприятий обучающего типа, например, стартовый семинар «Что такое гражданское образование: актуальность или мода?», педагогический совет «Осознание необходимости и актуальности гражданского образования в нашей школе», заседание методических объединений школы по темам: «Мой предмет и гражданское образование», «Гражданское образование во внеклассной работе»; педагогический совет «Современные требования к личности учителя в новых культурных ценностях гражданского общества».

Рекомендации для родителей:

    1. Воспринимайте учителя как значимого партнера.

    2. Постоянно интересуйтесь школьной жизнью.

    3. Участвуйте в образовательном процессе в любой возможной для вас форме (организации экскурсий, вечеров, выступлений на классных часах, в совместных с детьми проектах и т.д.).

    4. Старайтесь побольше общаться с детьми.

В качестве примера мероприятий, направленных на улучшение взаимодействия школы с родителями, можно проводить: дни открытых дверей; разработку и осуществление совместных проектов родителей и детей социально значимых проблем.

Немаловажным аспектом деятельности в этом направлении будет сотрудничество с педагогическим коллективом школы. Особо тесное сотрудничество должно осуществляться с методической службой школы (ШМО). Деятельность методиста – анализ методической основы проекта, контроль полученных результатов учителя-предметника.

В школе налажен институт наставничества, поэтому учителю-наставнику отводится роль наблюдателя, помощника в корректировке неудавшихся этапов.

Учитель-предметник

Взаимодействие всех участников данного образовательного процесса можно отобразить в следующей схеме:



Директор школы

шк

Методист школы



Обучающийся





Совет школы

ШМО





Институт повышения квалификации

Коллеги из других школ







Родители



















2.1.5.Разработка перечня дидактических материалов, необходимых для использования индивидуальной модели инновационной деятельности по организации гражданского образования в Кыкерской СОШ.

Реализовать данную модель по гражданскому образованию нам поможет следующая дидактическая литература:

  1. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: Учеб. пособие; под ред. Л.В.Полякова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Обществознание: тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О.А.Северянина. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Курбатов В.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

  5. Тинт Ю.С. Политология: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2004.

  6. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию / Сост. Л.Н.Боголюбов; - М.: Дрофа, 2008.

  7. Обществознание. 10-11 классы: элективные курсы / сост. М.В.Мустафина. – Волгоград: Учитель, 2006.

  8. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. 10-11 кл., под ред. Т.А.Алексеевой. – М.: Дрофа, 2005.

  9. Лазебникова,А.Ю. ЕГЭ 2009. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  10. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы / сост. Мустафина М.В. – Волгоград: Учитель, 2006.

  11. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – Ростов н/Д, «Феникс», 2007.

  12. Пискунова Т.Н., Международное гуманитарное право. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000.

  13. Воскресенская Н.М., Граждановедение. 10-11 кл.: учебное пособие / Под ред. Алексеевой Т.Н. – М.: Дрофа, 1997.

  14. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие для поступающих в вузы. Под ред. Горбачева В.Г. – Брянск: Курсив, 2006.

  15. Никитин А.Ф. Основы права 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007.

  16. Правоведение. Школьные олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8-11 кл.: учебно-методическое пособие / А.Ю.Головатенко. – М.: Дрофа, 2008.

  17. Правоведение. 10-11 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс/ С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007.

  18. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Изд-во НОРМА, 2001.

  19. Гражданское образование в школе/Сост. Т.И.Тюляева. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  20. Гражданско-правовое образование: проблемы модернизации и перспективы развития: сб. материалов межрегиональной научно-практич. Конференции, 7-9 декабря 2007 г., Рязанский областной институт развития образования/ под ред. Л.В.Мостяевой. – Рязань, 2007.

  21. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г.В.Дмитренко, Т.С.Зорина, Т.В.Черникова / под ред. Т.В.Черниковой. – М.: Глобус, 2006.

  22. Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание / сост. В.Ю.Розка. – Волгоград: Учитель, 2007.

Успешность проекта гражданского воспитания будет достигнута при использовании электронных дидактических материалов:

  1. Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 127с. Режим доступа для скачивания: http://www.alleng.ru/d/soc/soc63.htm.

  2. Камильянова Т.Я. Программа «Гражданско-патриотическое воспитание» [Электронный ресурс] // Онлайн-журнал «Вопросы Интернет образования». Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_ 74/cd_site/articles/art_2_6.htm.

  3. Компьютер на уроках истории, обществознания и права. Презентации [Электронный ресурс] // Сайт, предназначенный для учителей истории, обществознания и права, которые стремятся использовать ПК на своих уроках. Режим доступа: http://lesson-history.narod.ru/index.htm.

  4. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Электронный ресурс] // Научная онлайн-библиотека «Порталус». Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php

При разработке и реализации программы используются материалы следующих сайтов:

  1. http://www. window.ed.ru

  2. http://www.rost.ru

  3. http://www.zab.edu.ru

  4. http://www.manro.ru

  5. http://www.chipkro.ru

  6. http://www.mozk.ru

  7. http://www.pedsovet.ru

  8. http://www.ucos.ru



Тема: За патриотизм и гражданственность.
  • Классному руководителю
Описание:

     Ожидаемый результат проекта гражданского образования «За патриотизм и гражданственность» в Кыкерской СОШ.

 

Будет проанализировано состояние, тенденции гражданского образования в России и результаты анализа будут сопоставлены с уровнем в Кыкерской СОШ. Будет изучен педагогический опыт реализации работы по гражданскому образованию и составлена программа гражданского образования, приемлемая для Кыкерской СОШ. Удастся мотивировать педагогов СОШ осуществление гражданского образования в данной школе с использованием пакета технологий гражданского образования учащихся с учетом состояния образовательной среды этого учреждения. Будет реализована программа гражданского образования и подобраны диагностические методики для измерения уровня готовности личности к проявлению гражданской активности и соблюдения норм права. В рамках образовательного учреждения будет создана общественная организация – молодежное гражданско-патриотическое объединения «Гражданин России», разработана его нормативно-правовая документация. Учитель, исследующий и реализующий данную программу, пройдет курсы повышения квалификации в рамках летней школы молодого педагога-исследователя на базе ЗабКИПКРО. При обобщении итогов реализации программы будет проанализирована деятельность педагогического коллектива по комплексно-целевой программе осуществления гражданского образования, выявлены успехи и трудности.

Автор Коновалова Нина Кирилловна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 463
Номер материала 13513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓