Модель
инновационной деятельности по организации образовательно-воспитательного
процесса в условиях МБОУ Кыкерская СОШ.
Автор:
учитель истории МБОУ КСОШ Коновалова Н.К.
Тема:
За патриотизм и гражданственность.
Цель: становление и развитие системы гражданского образования средствами
внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении; содействии
социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных
преобразованиях, происходящих в стране.
Задачи гражданского образования могут быть разделены на три группы и
реализованы поэтапно.
Задачи теоретико-методического этапа представляют собой необходимость:
1.
Проанализировать состояние, тенденции
гражданского образования в России и сопоставить их с уровнем в Кыкерской СОШ,
выявив предпосылки успешности осуществления работы в этом направлении;
2.
Упорядочить педагогический опыт реализации
работы по гражданскому образованию;
3.
Сформировать мотивацию на осуществление
гражданского образования в педагогическом коллективе;
4.
Определить пакет технологий гражданского
образования учащихся.
5.
Разработать программу гражданского
образования, приемлемую для условий Кыкерской СОШ.
Задачи на внедренческом этапе реализации программы гражданского
образования отражают необходимость:
1.
Приступить к реализации программы
гражданского образования;
2.
Разработать нормативно-правовую
документацию (устав, присягу и т.д.);
3.
Создать общественную организацию в рамках
образовательного учреждения;
4.
Подобрать диагностические методики для
измерения уровня готовности личности к проявлению гражданской активности и
соблюдения норм права.
Задачи рефлексивно-обобщающего этапа состоят в том, чтобы:
1.
Проанализировать деятельности
педагогического коллектива по комплексно-целевой программе осуществления
гражданского образования, выявить успехи и трудности;
2.
Выявить наиболее эффективные
организационно-педагогические формы работы по гражданскому образованию и пути
их внедрения в социальную практику обучающихся;
3.
Обобщить опыт работы педагогов школы по
гражданскому образованию.
Актуальность проекта в том, что глобальные перемены, происходящие в
обществе в направлении демократизации, порождают потребность во всестороннем
развитии личности гражданина. Современное образование должно обеспечивать
понимание и знание школьниками действующих в обществе законов, закономерностей
общественного развития, способов самореализации в обществе, умении
противостоять негативным влияниям социума, быть юридически и социально
защищенным для себя и окружающих, коммуникабельным, контролировать жизненные
обстоятельства, обладающим гражданской компетентностью.
Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей,
позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс
гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои
знания и умения на практике. В условиях российской действительности, когда
отсутствуют устоявшиеся демократические традиции, подготовка к жизни означает
выработку навыков, с помощью которых каждый сможет реализовать свои личные
права и свободы, а также воспитать чувство персональной ответственности.
В разработке данного проекта, кроме ориентации на модернизацию образования,
опирались на идеи, заложенные в письме Министерства Образования РФ от 15 января
2003 года № 13-15- 08/13, «О гражданском образовании учащихся
общеобразовательных учреждений РФ», на требования к модели выпускника,
сформулированные в проекте ФГОС второго поколения.
2.1.1.
Анализ современной инновационной практики в выборе методов, приемов и форм
работы при построении индивидуальной модели инновационной деятельности по
организации гражданского образования.
Гражданское образование существует в любом государстве – демократическом и
тоталитарном, но имеет в них разные цели. Если для демократического государства
нужны думающие, обладающие определенной информацией, критически мыслящие люди,
которые ощущают себя полноценными гражданами, готовыми к осознанному и
самостоятельному выбору, то в тоталитарном государстве всеобщий контроль над
общественной жизнью лишает людей не только самостоятельности, но и
индивидуальности.
Изучение гражданских принципов возможно только в сравнительной перспективе.
Такой сравнительный анализ позволит изучить опыт педагогов, использующих в
своей деятельности при организации гражданского образования различные модели.
Предметная. Акцент делается на передачу подрастающему поколению
определенных знаний и развитие гражданских умений в ходе изучения отдельных
дисциплин, таких как граждановедение, обществознание, обществоведение,
правоведение, социология, экономика, культурология и др.
Гражданское
образование также может осуществляться на уроках истории, литературы,
иностранного языка. Учащиеся приобретают не только знания, но и ряд умений,
способов деятельности, а также демократические ценностные ориентации. Однако
делается это в рамках учебного предмета. Эффективность данной модели
гражданского образования повышается в случае установления межпредметных связей
и координации преподавателей всех учебных дисциплин. Недостатками данной модели
являются: жесткие временные рамки учебной деятельности, опасность предметной
разобщенности, излишняя теоретизация и формализация знаний; тематическая
ограниченность.
Примерами этой модели являются большинство учебных пособий по граждановедению и
обществознанию в России. В известной мере сторонником этой модели является
Центр гражданского образования в Калифорнии (США). Данная модель развивается во
Франции, где существует предмет «граждановедение», дающий знания о демократии,
демократических институтах, правах человека.
Институциональная. Первоочередное внимание уделяется созданию
демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В
данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь
небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой
являются органы школьного самоуправления.
Активная работа в этом направлении проводится в Красноярске, в школе «Универс»,
где подготовлены учебные пособия. Большую роль в разработке теоретических и
практических вопросов этой модели играет деятельность директора московской
школы «Самоопределение» А.Н.Тубельского (его работы – Формирование опыта
демократического поведения у школьников и учителей, Создание демократического
уклада жизни школы как фактора демократического образования, Теоретические и
методические основы преподавания права в школе).
Проектная. Данная модель предполагает разработку и осуществление
школьниками социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той
или иной общественной проблемы. Проектная деятельность учащихся предполагает их
активную деятельность по выбору определенной социальной проблемы, ее анализу и
разработке вариантов решения. В данном случае подростки приобретают социальные
компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной
ситуации в окружающем сообществе. Примером такой модели является всероссийский
проект «Я – гражданин России».
2.1.2.
Выбор инновационных подходов организации
гражданского образования в Кыкерской СОШ в соответствии с ее спецификой.
Рассмотрим некоторые подходы к содержанию гражданского образования.
1.Ситуативно-воспитательный.
Для данного подхода характерно обращение первоочередного внимания на
рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к
ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование
ролевых и деловых игр, групповых дискуссий. Основой становится обращение к
социальному опыту подростка, моделирование его поведения, воспитание через
рассмотрение проблем. Этот подход уделяет особое внимание обсуждению ситуаций,
которые являются близкими и понятными подросткам, моделированию социальных
ситуаций, ролевым и деловым играм, в ходе которых учащиеся принимают
определенные решения и аргументируют свою позицию. Для этого подхода большое
значение имеют моральные дилеммы, когда подросткам предлагаются ситуации
сложного морального выбора, не существует однозначного решения, а каждый
вариант действия имеет как положительные, так и негативные аспекты.
Ярким примером подобного понимания гражданского образования служит курс
«Граждановедение» Я.В.Соколова, учебные пособия проекта «Живое право» (авторы
А.Б.Гутников, В.Н.Пронькин), образовательная программа «Мой выбор».
2.Правовой.
Сторонники этого подхода в гражданском образовании считают, что любой гражданин
в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не
бояться защищать свои права и пользоваться законами. Право понимается как некая
рамка или поле действия человека в обществе. Главной целью гражданского
образования и воспитания считается формирование гражданско-правовой культуры
(совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в
процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным
ценностям общества), борьба с правовым нигилизмом, формирование высокого уровня
правосознания гражданина демократического общества. Примером этого подхода
служит учебное пособие Н.Г. Суворовой «Основы правовых знаний» (8-9 классы),
Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина «Экономика и право» (10-11 классы), В.О.Мушинского
«Основы правоведения», «Азбука гражданина», А.Б.Гутникова, В.Н.Пронькина «Живое
право».
3.Политологический.
Приоритет отдается изучению государства, политических идей, идеологий, партий, и
общественных движений, прав человека и конституционализма. Участие в
политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции.
Рассматриваются принципы демократии, основные характеристики правового
государства, формы политического участия граждан. Помимо теоретической части в
ряде случаев предполагается моделирование политического процесса – заседаний
правительства и других государственных структур, формирования политических
партий и общественных организаций, проведения выборов и избирательной кампании.
Иногда учащиеся непосредственно соприкасаются с политикой – берут интервью у
политических лидеров, анализируют реальные ситуации, связанные с политическим
процессом. Вместе с тем не следует забывать, что российская школа отделена от
политики и не может использоваться для пропаганды определенных политических
представлений и идей. Данный подход наиболее ярко представлен в учебных
пособиях: А.Ф.Никитина «Политика и право», Н.В.Воскресенской, Н.В.Давлетшиной
«Демократия: государство и общество», К.С.Гаджиева «Введение в политологию».
4.Интегрированный.
Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем
мире, включающая основы политологии, социологии, философии, юриспруденции,
психологии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек,
находящийся в системе в системе общественных отношений. Вместе с тем существует
опасность излишней теоретизации и слишком большого для подростка объема
получаемых сведений и фактов. Данной концепции придерживается группа авторов
под руководством Л.Н.Боголюбова (учедники «Введение в обществознание»), он
отражен в проекте «Основы гражданского образования» (разработчик –
Нижегородский гуманитарный центр). В Санкт-Петербурге созданыучебники и учебные
пособия Н.И.Элиасберг «Введение в социальную практику», а в Самарской области –
«Основы жизненного самоопределения». Изданы учебники и учебные пособия
А.И.Кравченко «Обществознание», О.В.Кишенковой и А.Н.Иоффе «Основы
обществознания», Е.С.Корольковой и Н.Г.Суворовой «Граждановедение».
2.1.3. Выбор методов, приемов и форм работы
по организации гражданского образования с учетом собственных профессиональных
компетенций.
Проект гражданского образования интегрирует в себе такие модели как
предметно-тематическая, институциональная и проектная. Разрабатываемую систему
планируется реализовать через внеурочную деятельность, организацию школьного
самоуправления, работу молодежно-подростковой организации, а также кружковую
работу.
При
разработке мероприятий по организации гражданского образования будут
использованы такие методы, как
1.
методы убеждения: словесное разъяснение,
убеждение, требование;
2.
методы организации деятельности:
приучение, упражнение, показ, подражание, поручение, ролевая игра;
3.
методы стимулирования поведения: похвала,
поощрение, само и взаимооценка.
Учитывая возрастные и индивидуальные
особенности детей, определяются и формы организации различных видов их
деятельности:
1. познавательная
беседа;
2. домашний
час;
3. экскурсия;
4. интеллектуально-познавательная
игра;
5. игра-путешествие;
6. викторина;
7. конкурс;
8. игровая
программа;
9. диспут;
10. акция;
11. встреча
с интересными людьми и др.
При работе с
педагогическим коллективом используются такие формы как:
1.
деловое совещание;
2.
социальный проект;
3.
практические занятия ;
Предполагается участие педагогов в
проведении общешкольного гражданского форума, выборов, социальных проектах,
ролевых играх. Основные принципы реализации проекта по развитию
гражданской компетентности:
1.
Принцип непрерывности. Программа должна
носить непрерывный характер на протяжении всего периода обучения в школе.
2.
Принцип активности. Только через активную
деятельность формируются ключевые компетентности.
3.
Принцип жизненной реализации. Программа
должна быть направлена на успешность и состоятельность жизненных планов
учащихся.
4.
Принцип системности, позволяющий в
совокупности работать над формированием духовно богатой личности с активной
жизненной позицией.
2.1.4. Анализ современных
подходов к построению взаимодействия всех участников
образовательно-воспитательного процесса при осуществлении инновационной
деятельности в рамках реализации программы гражданского образования.
Одним из непременных условий гражданского образования является налаженное
взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся,
родителей. Формы взаимодействия участников этого процесса могут быть самыми
разнообразными. В его основу должен быть положен принцип кооперации. Только на
основе договоренности участников процесс будет иметь значимый результат.
В системе взаимодействия «учитель-ученик» самыми распространенными будут уроки,
внеурочная деятельность, факультативные занятия, проектная деятельность.
В системе взаимодействия «родитель-учитель» привычными становятся собрания,
конференции, консультации, участие родителей в организации и проведении
внеклассных и внешкольных мероприятий.
В системе взаимодействия «ученик-родитель» это чаще всего совместные прогулки,
экскурсии, беседы, просмотры видеофильмов и др.
Предлагаются некоторые рекомендации по формированию гражданских качеств
личности школьника в различных системах взаимодействия с ним учителей и
родителей.
Рекомендации
для учителей:
1.
Постоянно стремитесь к сотрудничеству с
учащимися и родителями. Деятельность учителя должна быть направлена на диалог и
отказ от логики диктатуры. Взгляд на ученика и родителя должен быть как на
равноправных участников образовательного процесса.
2.
Выступайте не в роли наставника, а в роли
организатора образовательной деятельности учащихся.
3.
Проявляйте в общении с учениками и
родителями такие качества, как коммуникативность, толерантность, лидерские
умения.
4.
Овладевайте методикой использования
активных и интерактивных методов обучения учащихся и организации работы с
родителями.
5.
Постоянно интересуйтесь событиями,
происходящими в районе, городе.
Первые шаги по организации новой
системы взаимодействия учителей и учащихся в условиях гражданского образования
могут быть осуществлены в системе специальных мероприятий обучающего типа,
например, стартовый семинар «Что такое гражданское образование: актуальность
или мода?», педагогический совет «Осознание необходимости и актуальности
гражданского образования в нашей школе», заседание методических объединений
школы по темам: «Мой предмет и гражданское образование», «Гражданское
образование во внеклассной работе»; педагогический совет «Современные
требования к личности учителя в новых культурных ценностях гражданского
общества».
Рекомендации
для родителей:
1.
Воспринимайте учителя как значимого
партнера.
2.
Постоянно интересуйтесь школьной жизнью.
3.
Участвуйте в образовательном процессе в
любой возможной для вас форме (организации экскурсий, вечеров, выступлений на
классных часах, в совместных с детьми проектах и т.д.).
4.
Старайтесь побольше общаться с детьми.
В качестве примера мероприятий, направленных на улучшение взаимодействия школы
с родителями, можно проводить: дни открытых дверей; разработку и осуществление
совместных проектов родителей и детей социально значимых проблем.
Немаловажным аспектом деятельности в этом направлении будет сотрудничество с педагогическим
коллективом школы. Особо тесное сотрудничество должно осуществляться с
методической службой школы (ШМО). Деятельность методиста – анализ методической
основы проекта, контроль полученных результатов учителя-предметника.
В школе налажен институт наставничества, поэтому учителю-наставнику отводится
роль наблюдателя, помощника в корректировке неудавшихся этапов.
Взаимодействие всех участников данного образовательного процесса можно
отобразить в следующей схеме:
2.1.5.Разработка перечня дидактических
материалов, необходимых для использования индивидуальной модели инновационной
деятельности по организации гражданского образования в Кыкерской СОШ.
Реализовать данную модель по
гражданскому образованию нам поможет следующая дидактическая литература:
1.
Бахмутова
Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для
учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2.
Обществознание.
Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: Учеб.
пособие; под ред. Л.В.Полякова. – М.: Просвещение, 2008.
3.
Обществознание:
тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О.А.Северянина. – Волгоград:
Учитель, 2008.
4.
Курбатов
В.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – Ростов н/Д:
изд-во «Феникс», 2004.
5.
Тинт
Ю.С. Политология: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2004.
6.
Оценка
качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию / Сост.
Л.Н.Боголюбов; - М.: Дрофа, 2008.
7.
Обществознание.
10-11 классы: элективные курсы / сост. М.В.Мустафина. – Волгоград: Учитель,
2006.
8.
Воскресенская
Н.М., Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и общество.
10-11 кл., под ред. Т.А.Алексеевой. – М.: Дрофа, 2005.
9.
Лазебникова,А.Ю.
ЕГЭ 2009. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство
«Экзамен», 2009.
10.
Правоведение.
10-11 классы: элективные курсы / сост. Мустафина М.В. – Волгоград: Учитель,
2006.
11.
Пособие
для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – Ростов н/Д, «Феникс»,
2007.
12.
Пискунова
Т.Н., Международное гуманитарное право. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000.
13.
Воскресенская
Н.М., Граждановедение. 10-11 кл.: учебное пособие / Под ред. Алексеевой Т.Н. –
М.: Дрофа, 1997.
14.
Обществознание
в вопросах и ответах. Пособие для поступающих в вузы. Под ред. Горбачева В.Г. –
Брянск: Курсив, 2006.
15.
Никитин
А.Ф. Основы права 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
16.
Правоведение.
Школьные олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8-11 кл.: учебно-методическое
пособие / А.Ю.Головатенко. – М.: Дрофа, 2008.
17.
Правоведение.
10-11 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс/ С.Н.Степанько. – Волгоград:
Учитель, 2007.
18.
Конституция
Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Изд-во НОРМА, 2001.
19.
Гражданское
образование в школе/Сост. Т.И.Тюляева. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Издательство АСТ», 2003.
20.
Гражданско-правовое
образование: проблемы модернизации и перспективы развития: сб. материалов межрегиональной
научно-практич. Конференции, 7-9 декабря 2007 г., Рязанский областной институт
развития образования/ под ред. Л.В.Мостяевой. – Рязань, 2007.
21.
Система
гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности,
социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое
пособие / сост. Г.В.Дмитренко, Т.С.Зорина, Т.В.Черникова / под ред.
Т.В.Черниковой. – М.: Глобус, 2006.
22.
Методические
занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание /
сост. В.Ю.Розка. – Волгоград: Учитель, 2007.
Успешность проекта
гражданского воспитания будет достигнута при использовании электронных
дидактических материалов:
1.
Боголюбов Л.Н. Поурочные
разработки по обществознанию. 6 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 127с. Режим
доступа для скачивания: http://www.alleng.ru/d/soc/soc63.htm.
2.
Камильянова Т.Я. Программа
«Гражданско-патриотическое воспитание» [Электронный ресурс] // Онлайн-журнал
«Вопросы Интернет образования». Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_
74/cd_site/articles/art_2_6.htm.
3.
Компьютер на уроках
истории, обществознания и права. Презентации [Электронный ресурс] // Сайт,
предназначенный для учителей истории, обществознания и права, которые стремятся
использовать ПК на своих уроках. Режим доступа:
http://lesson-history.narod.ru/index.htm.
4.
Лутовинов
В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Электронный ресурс] //
Научная онлайн-библиотека «Порталус». Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php
При разработке и реализации программы
используются материалы следующих сайтов:
1.
http://www. window.ed.ru
2.
http://www.rost.ru
3.
http://www.zab.edu.ru
4.
http://www.manro.ru
5.
http://www.chipkro.ru
6.
http://www.mozk.ru
7.
http://www.pedsovet.ru
8.
http://www.ucos.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.