Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалыТема: Ядерный взрыв и его поражающие факторы.

Тема: Ядерный взрыв и его поражающие факторы.

Скачать материал

НВП 11 класс

Тема: Ядерный взрыв и его поражающие факторы.

Цели урока:

Учебная:

Знакомство с историческими фактами использования ядерного оружия.

Ознакомление учащихся с понятием «ядерное оружие», его поражающих факторах и

способах защиты от них.

Воспитательная:

Воспитание в детях человеколюбия, стремления к миру и добрым отношениям между людьми.

Форма урока: интегрированный урок история НВП

Оборудование:

Мультимедийный кабинет, компьютер ,видеопроектор.

Ход урока:

Построение принятие доклада, приветствие, осмотр внешнего вида.

Организационный момент-сообщение темы и целей урока.

Опрос домашнего задания:

Виды ядерных взрывов, измерение мощности ядерного взрыва, описать каждый вид яд. Взрыва.

Вступление

XX век ушел в историю. Но нам всем нельзя забывать уроки истории, потому что не выученные, неусвоенные уроки всегда могут обернуться трагедией в будущем. Давно окончилась Вторая мировая война. Мы знаем о ней по фильмам и рассказам. Но до сих пор в различных уголках нашей планеты по-прежнему гремят взрывы, льется кровь, происходят вооруженные столкновения. И тем более опасно это тем, что многие страны мира обладают самым разрушительным, самым смертоносным оружием. Оружием, которое использовалось для уничтожения людей в истории мировой цивилизации только дважды. Но и этих двух раз хватило для того, чтобы понять, какую смертельную угрозу всему человечеству оно несет.

Наш урок посвящен ядерному оружию. Мы с вами постараемся понять сегодня, что такое ядерное оружие?   Чем оно так опасно.

Привести исторические факты создания и применения ядерного оружия.

Предоставляем слово учителю истории.

Учитель истории:

В 1945 году в США проводят первые испытания ядерного оружия. Тогда все поняли, что будущее будет как раз за этим оружием, т.к. результаты показали настоящую силу ядерной энергии. При взрыве образовалось грибовидное облако, а земля под местом взрыва просто расплавилась, превратившись в радиоактивную зону. Даже спустя много лет на этом месте было зафиксирована радиация, превышающая норму.

В мире остро стоял вопрос о послевоенном устройстве, о распределении сфер влияния.

   Под предлогом скорейшего форсирования капитуляции Японии, предложенной участниками Потсдамской конференции, США решили испытать новый вид оружия и показать всему миру свое военное превосходство.

(показать фото и видеоматериалы ядерного взрыва в Хиросиме и Нагасаки)

В том же1945 году 6 Августа Военной авиацией США была сброшена атомная бомба мощностью 12,5 кт с названием “Малыш”. на Японский город Хиросиму. Взрыв произошел на высоте 580 метров над землей, разрушив все в площади на расстоянии10 кв. км. Бомба взорвалась с ослепительной вспышкой, гигантским огненным шаром и температурой более чем в 4000С градусов над поверхностью земли. Огненные волны и радиация распространялись моментально в каждом направлении, создавая взрывную волну сверхсжатого воздуха, приносящую смерть и разрушения. За несколько секунд 400-летний город был буквально превращен в пепел. Люди, животные, растения и любые другие органические тела были испарены. Тротуары и асфальт расплавились, здание обрушились, а ветхие строение были снесены взрывной волной,  тогда погибли 140 тыс. человек.

Через 3 дня 9 августа подобная бомба была сброшена и на Нагасаки.

Ядерная бомбардировка японских городов Хиросима (Hiroshima) и Нагасаки (Nagasaki) за одно мгновенье  унесла жизни более чем 250 тысяч человек, всему миру стало понятно, что при помощи ядерного оружия можно диктовать свою политику на международном уровне.

Это была самая большая бойня за всю историю человечества.

Из записки полковника Пола Тибетса  пилота бомбардировщика Б-29 который сбросил атомную бомбу

"Яркий свет заполнил самолет. Мы обернулись, чтобы посмотреть на Хиросиму. Город закрывало это чудовищное облако. Оно кипело, росло грибом". На мгновение наступила тишина, затем заговорили все хором. "Вы только посмотрите на это! Вы посмотрите!" - воскликнул второй пилот Роберт Льюис, тряся Тиббетса за плечо. Льюис сказал, что чувствует вкус расщепления атома. Он напоминает свинец. Затем он отвернулся и начал писать в своем дневнике. "Боже, - спрашивал он себя, - что мы наделали?"

Я предлагаю вам послушать отрывок из воспоминаний одного из очевидцев трагедии. Священника  Джона Симеса, профессора философии Токийского Католического Университета:

"Этот день начинался с солнечного и безоблачного утра. Около 7 часов раздался сигнал воздушной тревоги, который мы слышали почти каждый день и в небе показались несколько самолетов. Никто не обратил на это особого внимания, и около 8 прозвучал отбой...

Вдруг - по времени приблизительно в 8:14 - всю долину залил ослепительный свет, который имел сходство с магниевой вспышкой, используемой в фотографии, и я ощутил волну тепла. Я подпрыгнул к окну, чтобы отыскать причину этого поразительного явления, но увидел лишь сверкающий желтый свет. Направляясь к двери, мне даже не пришло на ум, что свет может быть как-либо связан с вражескими самолетами. На пути от окна я услышал умеренно громкий звук взрыва, который, казалось, докатился откуда-то издалека, и в то же время окно с грохотом разлетелось. Прошло, возможно, секунд десять со времени появления вспышки света. Меня осыпало осколками стекла. Все окно, вместе с рамой, влетело внутрь комнаты. Только тогда я понял, что это взорвалась какая-то бомба и подумал о том, что взрыв произошел прямо над нашим домом или в непосредственной близости от него...

Вскоре пришли известия, что весь город уничтожен взрывом и охвачен пожаром. Где стоял город, везде, на сколько хватало глаз, простирались руины и пепел. Устояли лишь несколько скелетов полностью выгоревших изнутри зданий. Берега реки были усеяны мертвыми и раненными, и поднявшаяся вода кое-где скрыла их тела. На широкой улице лежали многочисленные обнаженные обгорелые трупы. Среди них попадались и все еще живые. Несколько заползло под выгоревшие трамваи и автомобили. Страшно изуродованные силуэты давали знаки нам и затем изнемогали."

Рядом с эпицентром взрыва температура была такой силы, что большая часть живых существ была моментально превращена в пар. Тени на парапетах от людей, отпечатались даже в полумиле к юго- востоку от эпицентра на мосту Ярозуйо (Yorozuyo Bridge). Все что осталось от людей в Хиросиме, сидящих на камнях, которые не оплавились – это черные тени. Даже не в центре взрыва температура была настолько высока, что позволяла моментально плавить камни и сталь. В течение секунды, 75000 человек получили ранения и ожоги несовместимые с жизнью.

Утром 7 августа заместитель начальника Генерального штаба США получил донесение, одна фраза которого казалась совершенно непостижимой: «Город Хиросима в одно мгновенье был уничтожен полностью одной бомбой».

Одной этой фразы достаточно, чтобы понять насколько опасно это оружие для всего человечества. По прошествии достаточно большего времени, потомки выживших в той трагедии до сих пор ощущают на себе последствия ядерных взрывов.

         Сегодня мы с вами можем сказать о том, какие бы цели не преследовали США, никто не давал им права распоряжаться судьбами тысяч ни в чем не повинных людей. Подавляющее большинство погибших – это было мирное население.

Учитель НВП:

Итак, давайте сейчас подробно остановимся на теме нашего урока. Что такое ядерное оружие?

Ядерное оружие – это оружие массового поражения взрывного действия. В его основе лежит использование внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных ядерных реакциях.

 На данный момент ядерное оружие по своей силе и мощи превосходит любое другое. Основано оно на принципе ядерной энергии, в отличие от другого оружия, где присутствует механическая и химическая энергия. Разрушительная способность такого оружия просто колоссальна! Эффект достигается за счет сильной взрывной волны, теплового воздействия и губительного радиационного поражения. В настоящее время существуют боеголовки с ядерной начинкой в тысячи раз превышающей мощность бомб сброшенных на  Хиросиму и Нагасаки.

 

Мировое сообщество гласит о недопустимости применения ядерного оружия, но всё равно мы должны знать его поражающие факторы, быть готовыми к защите от него.

(показ видеофрагмента ядерного взрыва)

При ядерном взрыве действуют пять поражающих факторов: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, электромагнитный импульс и радиоактивное заражение местности.

(на слайдах показать таблицу поражающих факторов)

Энергия ядерного взрыва распределяется примерно так: 50 % расходуется на ударную волну, 35 % – на световое излучение, 10 % – на радиоактивное заражение, 4 % – на проникающую радиацию и 1 % – на электромагнитный импульс.

А теперь подробно охарактеризуем поражающие факторы и способы защиты от них.

Ударная волна

(на слайдах характеристики ударной волны)

Область резкого сжатия воздуха, которая распространяется во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.

Это основной поражающий фактор ядерного взрыва, который производит разрушение, повреждение зданий и сооружений, а также поражает людей и животных. Достаточно привести пример, что расстояние в 3 км ударная волна проходит за 8 секунд, разрушая все на своем пути.

Защита от ударной волны: складки местности, убежища, противорадиационные укрытия, подвальные сооружения. На открытой местности заметив вспышку ядерного взрыва при отсутствии какого либо укрытия нужно лечь на землю ногами в сторону взрыва, лицом вниз, спрятав кисти рук под себя, и закрыть глаза.

Световое излучение

(на слайдах характеристики светового излучения)

Видимое, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, действующее в течение нескольких секунд. Вызывает ожоги, пожары, ослепление.

Защитой от ультрафиолетового излучения может служить любая преграда, способная создать тень, запыленный или задымленный воздух, туман, дождь, снегопад. 

Также на БМП для защиты личного состава от светового излучения выстреливается дымовая завеса.

Проникающая радиация

(на слайдах характеристики проникающей радиации)

Это поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемых в момент ядерного взрыва. Самым страшным последствием проникающей радиации служит лучевая болезнь, поражение костного мозга, нарушение жизненных функций отдельных органов.

Защитой от проникающей радиации служат убежища и противорадиационные укрытия.

Радиоактивное заражение местности

(на слайдах след от радиоактивного облака, зоны заражения)

Это заражение земного слоя местности за счет выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва во время его движения. В процессе затухания вспышки наземного ядерного взрыва в его центре температура начинает быстро снижаться, затягивая  вовнутрь её массы испаряющего грунта, которые образуют радиоактивное облако. Оно поднимается на многокилометровую высоту и двигается по ветру . Радиоактивные частицы, выпадая из облака на землю, образуют зону радиоактивного заражения. Опасность смертельного заражения может сохраняться неделями и месяцами.

Очень важно первое время после взрыва пересидеть в укрытиях или в подвалах.

По степени опасности радиоактивный след условно делится на четыре зоны, которые вы можете увидеть на слайде.  зонаА-умеренного заражения,  зонаБ-сильного заражения, зонаВ-опасного заражения, зонаВ-черезвычайно опасного заражения.

Электромагнитный импульс

Электромагнитный импульс – это возникновение кратковременного (длившегося менее секунды) мощного электромагнитного поля, от взаимодействия которого в проводах находящихся в зоне яд. взрыва напряжение на мгновенье повышается в десятки раз и выводит из строя электронную и электротехническую аппаратуру.  Для защиты от ЭМИ  эл.приборы и провода должны быть экранированными и иметь плавкие предохранители.

Итак, мы познакомились с поражающими факторами ядерного взрыва и способами защиты от них.

(на слайдах показать таблицу поражающих факторов)

Повторить с классом поражающие факторы.

Для закрепления пройденного материала провести тестирование учеников.

(на слайдах показать тестовые задания предложить учащимся ответить на них)

 

 

 

Тестовые задания по теме

1.     К поражающим факторам ядерного взрыва  относится

 

А -  ударная волна, световое  излучение, электромагнитный импульс, проникающая радиация

 

Б - ударная волна, световое  излучение, электромагнитный импульс, проникающая радиация, радиоактивное заражение

 

В - ударная волна, световое  излучение, электрический разряд, проникающая радиация, радиоактивное заражение

 

2.     Какой из перечисленных поражающих факторов является основным и самым разрушительным?

 А – ударная волна 

  Б - световое излучение             

 В - радиоактивное заражение   

  Д – проникающая радиация

3.     На сколько зон условно принято делить по степени опасности след от радиоактивного облака?

А - 2.           Б – 3.                   В – 4                      Г – 5

4.     Какая одежда на определённых расстояниях может защитить кожу человека от ожогов светового излучения?

А – плотно прилегающая одежда тёмного цвета          

Б – свободная одежда светлого цвета                  

В – плотно прилегающая одежда светлого цвета         

Г – свободная одежда тёмного цвета      

5.     Какая болезнь начинает развиваться у человека получившего дозу облучения проникающей радиацией?

А – радиоактивная болезнь          

Б – проникающая болезнь

В – лучевая болезнь                       

Г – болезнь Рентгена

6.     Сколько энергии ядерного взрыва расходуется на световое излучение?

А – 20%           Б – 35%                  В – 50%                     Г – 75%

7.     Какой поражающий фактор действует при взрыве менее секунды?

 А – ударная волна        Б - световое излучение             

 В - радиоактивное заражение     Г– электромагнитный импульс

Д – проникающая радиация

 

8.     Увидев вспышку ядерного взрыва на открытой местности военнослужащий должен:

 

          А -  надеть средства защиты

 

Б - лечь на живот, в сторону противоположную взрыва, раскинув ноги, подняв воротник, руки под себя.

 

В -  укрыться в защитном сооружении.

 

Б - лечь на живот, в сторону взрыва, раскинув ноги, подняв воротник, руки под себя

 

Варианты правильных ответов

1 – Б

2 – А

3 – В

4 – Б

5 – В

6 – Б

7 – Г

8 - Б

 

 

(также на слайдах показать варианты правильных ответов , предложить учащимся перепроверить ответы друг у друга и выставить оценки)

Учитель истории:

Что такое счастье? Мы, живущие на нашей планете, все очень разные: по характеру, по складу ума, по цвету кожи. И все мы хотим, чтобы на нашей планете было мирно и спокойно, чтобы рождались и росли дети, чтобы жизнь у нас была счастливая. А счастье – это сама жизнь. Это то, что должно быть у каждого человека - родители, доброта, ласка, когда тебя любят. Это возможность дать еду, дом, одежду, хорошее образование, достижение своих целей в жизни. Счастье – это когда все живут мирно, когда нет ничего плохого, и так будет до тех пор, пока будет существовать Земля.

Согласно японской легенде, человек, изготовивший тысячу журавликов обретет удачу и счастье. Японская девочка Садако Сасаки, родившейся в 1943 г., осталась сиротой после бомбардировки и заболела лучевой болезнью Он лежала в госпитале и перед смертью начала складывать фигурки журавликов из бумаги в надежде выздороветь. Она умерла в 1955 году, успев сделать лишь 644 журавлика. В Парке мира в Хиросиме ей посвящен монумент, который стал местом поклонения душам умерших в результате атомной трагедии. В память о погибших японцы приносят к этому месту бумажных журавликов.

Выводы по уроку:

Выделение лучших, недостатки.

Домашнее задание:

Глава 8     §2     прочитать материал, ответить на вопросы.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: Ядерный взрыв и его поражающие факторы."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по начальной военной подготовке в 11 классе общеобразовательной школы

Тема: Ядерный взрыв и его поражающие факторы.

Цели урока:

Учебная:

Знакомство с историческими фактами использования ядерного оружия.

Ознакомление учащихся с понятием «ядерное оружие», его поражающих факторах и

способах защиты от них.

Воспитательная:

Воспитание в детях человеколюбия, стремления к миру и добрым отношениям между людьми.

Форма урока: интегрированный урок история НВП

Оборудование:

 

Мультимедийный кабинет, компьютер ,видеопроектор, наглядности, учебник.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 227 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

План- конспект проведения занятия по Инфекционным заболеваниям и их профилактике.
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности 5-6 класс», Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.
  • Тема: Организм человека и его безопасность
  • 03.10.2020
  • 529
  • 6
«Основы безопасности жизнедеятельности 5-6 класс», Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.02.2015 670
    • DOCX 36.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белокозов Андрей Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2822
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 037 человек

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания ОБЖ в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 99 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 321 человек

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов