Конспект внеклассного занятия,
проведённого во 2 «а» классе
Беломорская СОШ № 1»
учителем начальных классов
1 квалификационной категории
Афанасенко Натальей Ивановной
г. Беломорск
2012 – 2013 учебный год
Тема внеклассного занятия:
«Обрядовая кукла Зерновушка.»
Тема внеклассного занятия:
Обрядовая кукла Зерновушка.
Цель занятия:
:
Сформировать у учащихся представления о традиционной народной
культуре и научить изготавливать куклу « Зернушку»..
создать комфортную обстановку на занятии, а также
атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить
с историей народной куклы
- Изготовить куклу Зернушку
- обучить конкретным трудовым
навыкам при работе тканью, нитками;
- углубить и расширить знания о
некоторых видах рукоделия;
- формировать интерес к
декоративно-прикладному искусству и традиционной культуре.
Воспитательные:
привить интерес к культуре своей
Родины, к истокам народного творчества;
воспитать нравственные качества
детей;
- воспитать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до
конечного желаемого результата и умение работать в коллективе, уважение к
традициям и обычаям родного края.
Развивающие:
развивать образное мышление,
творческие способности;
формировать эстетический и
художественный вкус;
содействовать формированию
всесторонне развитой личности.
Обучение проводится в двух
направлениях:
усвоение теоретических знаний;
формирование практических навыков.
Во время уроков будут использованы
такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение
практических заданий.
Ход занятия.
Ученица
читает стихотворение:
Я не привыкла напрасно хвалиться,
Все называют меня мастерицей
За то, что сама я куклу свою,
Вяжу, вышиваю, и шью, и крою
Учитель: - Чем же мы будем сегодня заниматься
в нашей мастерской? (Изготавливать кукол)
- А каких кукол мы создаём на наших занятиях?
(Обереговые куклы или обрядовые)
Повторение изученного на занятиях
- Давайте вспомним, что такое «обряд».? (ОБРЯД – обычай или ритуал, в котором воплощаются
бытовые традиции)
- А для чего люди делали
куклы - обереги? (Кукла оберег- это амулет, защищающий человека от различных
опасностей.)
- С какими куклами мы уже познакомились? (
Кувадка, Пеленашка, Крестец, Сонница- бессонница, Колокольчик)
- А в чём особенность таких кукол? (У них нет
лица)
- А с чем это связано? ( В куклу без лица не может вселиться злой дух.)
Сообщение темы занятия
- Сегодня мы с вами
познакомимся с ещё одной куклой – оберегом
Я вам хочу рассказать одну
легенду.
У наших предков всегда было особое отношение к гречихе.
Согласно легенде, у одного князя была дочь, которую по прихоти отца назвали
Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на
княжество татары, схватили Крупеничку и угнали к хану. Отвергала Крупеничка
притязания хана на женитьбу и чтобы сломить гордую красавицу, загрузили ее
тяжелой работой с утра до вечера в поле. Однажды мимо проходила богомолка,
возвращавшаяся из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, превратила ее в
гречишное семечко и спрятала в кисет. Так в кисете и принесла она ее к родному
дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю.
Проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так
появилась на Руси гречиха.
- Кто из вас догадался из чего мы сегодня
будем делать куклу? ( Из крупы, зерна)
- А во что мы можем спрятать нашу крупу? ( В
мешочек)
- Кукла сделанная из зерна, спрятанного в мешочек,
в народе называлась Зерновушка, Зернушка, Крупеничка или Горошинка. И может
выглядеть немного по-разному, в зависимости от местности, где её делают. Но
основа у неё общая - внутри куклы зерно.
Работа в группах
-
У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте внимательно текст и
постарайтесь рассказать своим товарищам, что вы узнали о Зерновушке
1 группа
Зерновушка - кукла, которая символизировала достаток в
доме, была своего рола оберегом семьи. Иногда ее называли Зерновка или
Крупничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек,
наполненный зерном. Также эту куклу могла сделать женщина, которая хотела иметь
ребенка. Зернушка символизировала прибыль и благополучие в семье. Бытовала в
районах, где выращивали злаковые культуры.
2 группа
В давние времена первые горстки при
посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе такой, ну, или почти такой,
куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной
страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и
бережно хранили в красном углу. В голодное время брали крупу из куколки и
варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт
семья. Если куколка была худа, значит в доме беда.
К концу XIX века истоки обряда были частично
искажены. Мешочек стали зашивать наглухо. Для его наполнения использовали
гречиху, овес, пшено, рис, горох.
3 группа
Значения круп в Зерновушке:
Гречиха - сытость и
богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном.
Рис - самое дорогое
зерно, на праздник.
Перловка - на
сытость.
Овес - на силу.
- Итак, давайте расскажем друг другу, что же
вы узнали нового об этой кукле.
( Учащиеся делятся информацией, которую они
самостоятельно получили ,прочитав текст на карточке)
Практическая работа
Для изготовления Зерновушки вам
потребуются:
1. Крупы (гречка, горох или пшено),
2. Плотный мешочек из мешковины,
(Приготовлен заранее учителем)
3. Игла (только для сшивания мешочка) и
красная нить,
4. Много небольших лоскутков однотонной
или в мелкий рисунок тканей,
5. Тесьма или лента,
6. Мулине, пряжа или ирис для поясов.
7. А так же, терпение, аккуратность и
взаимовыручка
Выполнение работы под инструкцией
учителя
Подведение итогов занятия.
- С какой новой куклой мы сегодня познакомились?
- Почему её так назвали?
- Что символизирует эта кукла в доме?
- До новых встреч! Спасибо родителям за оказанную помощь!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.