Главная / Начальные классы / Тема внеклассного занятия: «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Тема внеклассного занятия: «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Конспект внеклассного занятия,

проведённого во 2 «а» классе

Беломорская СОШ № 1»

учителем начальных классов

1 квалификационной категории

Афанасенко Натальей Ивановной


г. Беломорск

2012 – 2013 учебный год


Тема внеклассного занятия:

«Обрядовая кукла Зерновушка.»


























Тема внеклассного занятия:

Обрядовая кукла Зерновушка.

Цель занятия:

: Сформировать  у учащихся представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу « Зернушку»..

создать комфортную обстановку на занятии, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить с историей народной куклы

- Изготовить куклу Зернушку

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе тканью, нитками;

- углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;

- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству и традиционной культуре.

Воспитательные:

привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

воспитать нравственные качества детей;

  - воспитать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе, уважение к традициям и обычаям родного края.

Развивающие:

развивать образное мышление, творческие способности;

формировать эстетический и художественный вкус;

содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Обучение проводится в двух направлениях:

усвоение теоретических знаний;

формирование практических навыков.

Во время уроков будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.





Ход занятия.

Ученица читает стихотворение:

Я не привыкла напрасно хвалиться,
Все называют меня мастерицей
За то, что сама я куклу свою,
Вяжу, вышиваю, и шью, и крою


Учитель: - Чем же мы будем сегодня заниматься в нашей мастерской? (Изготавливать кукол)

- А каких кукол мы создаём на наших занятиях? (Обереговые куклы или обрядовые)

Повторение изученного на занятиях


- Давайте вспомним, что такое «обряд».? (ОБРЯД – обычай или ритуал, в котором воплощаются бытовые традиции)

- А для чего люди делали куклы - обереги? (Кукла оберег- это амулет, защищающий человека от различных опасностей.)

- С какими куклами мы уже познакомились? ( Кувадка, Пеленашка, Крестец, Сонница- бессонница, Колокольчик)

- А в чём особенность таких кукол? (У них нет лица)

- А с чем это связано? ( В куклу без лица не может вселиться злой дух.)

Сообщение темы занятия

- Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной куклой – оберегом

Я вам хочу рассказать одну легенду.

У наших предков всегда было особое отношение к гречихе. Согласно легенде, у одного князя была дочь, которую по прихоти отца назвали Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали к хану. Отвергала Крупеничка притязания хана на женитьбу и чтобы сломить гордую красавицу, загрузили ее тяжелой работой с утра до вечера в поле. Однажды мимо проходила богомолка, возвращавшаяся из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, превратила ее в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так в кисете и принесла она ее к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. Проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.

- Кто из вас догадался из чего мы сегодня будем делать куклу? ( Из крупы, зерна)

- А во что мы можем спрятать нашу крупу? ( В мешочек)

- Кукла сделанная из зерна, спрятанного в мешочек, в народе называлась Зерновушка, Зернушка, Крупеничка или Горошинка. И может выглядеть немного по-разному, в зависимости от местности, где её делают. Но основа у неё общая - внутри куклы зерно.



hello_html_1c12f5f4.png

hello_html_m1bfee702.png

hello_html_43a309bf.png

hello_html_18ec5ad2.jpghello_html_m2446da38.png

Работа в группах

- У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте внимательно текст и постарайтесь рассказать своим товарищам, что вы узнали о Зерновушке

1 группа

Зерновушка -  кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рола оберегом семьи. Иногда ее называли Зерновка или Крупничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла сделать женщина, которая хотела иметь ребенка. Зернушка символизировала прибыль и благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

2 группа

 В давние времена первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе такой, ну, или почти такой, куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в доме беда.

К концу XIX века истоки обряда были частично искажены. Мешочек стали зашивать наглухо. Для его наполнения использовали гречиху, овес, пшено, рис, горох.

3 группа

Значения круп в Зерновушке:
        Гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном.
        Рис - самое дорогое зерно, на праздник.
        Перловка - на сытость.
        Овес - на силу.

- Итак, давайте расскажем друг другу, что же вы узнали нового об этой кукле.

( Учащиеся делятся информацией, которую они самостоятельно получили ,прочитав текст на карточке)

Практическая работа

Для изготовления Зерновушки вам потребуются:

1. Крупы (гречка, горох или пшено),

2. Плотный мешочек из мешковины, (Приготовлен заранее учителем)

3. Игла (только для сшивания мешочка) и красная нить,

4. Много небольших лоскутков однотонной или в мелкий рисунок тканей,

5. Тесьма или лента,

6. Мулине, пряжа или ирис для поясов.

7. А так же, терпение, аккуратность и взаимовыручка

Выполнение работы под инструкцией учителя

hello_html_47e749bc.jpg

hello_html_3d4f8d2d.jpg

hello_html_59798585.jpg

hello_html_7fb005c0.jpg

hello_html_m7b2812b9.jpg


hello_html_7d6aabc.jpg

Подведение итогов занятия.

- С какой новой куклой мы сегодня познакомились?

- Почему её так назвали?

- Что символизирует эта кукла в доме?

- До новых встреч! Спасибо родителям за оказанную помощь!








































Тема внеклассного занятия: «Обрядовая кукла Зерновушка.»
  • Начальные классы
Описание:

Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Когда-то А. С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».

Автор Афанасенко Наталья Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 595
Номер материала 28054
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓