Главная / Информатика / Тема урока: Язык программирования, программа и ее структура

Тема урока: Язык программирования, программа и ее структура

hello_html_16dc32ac.gifТЕМА УРОКА: ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, ПРОГРАММА И ЕЕ СТРУКТУРА

8 УРОК 9 КЛАСС 21-24.10.2014

Цели и задачи урока:

  • Язык программирования, программа и ее структура

  • Развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль.

  • Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к своему здоровью.

алг Деление дробей
цел a, b, с, d, m, n
нач
     ввод а, b, c, d
     m:= a x d
     n:= b x c
вывод m, n
кон

Program primer1;
var a, b, с, d, m, n: integer;
begin
 readln (a,b, c,d) ; {
Ввод}
 m:= a*d;    {
Числитель}
  n:= b*c;    {
Знаменатель}
   write (m, n)    {
Вывод}
end.



ХОД УРОКА:


I. ОРГ. МОМЕНТ.

Приветствие, проверка присутствующих.

Объяснение хода урока.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.


1. Базовые структуры  ( В это время 1 ученик выполняет на доске дом задание)


2. Как записываются повторяющиеся процессы в алгоритмах (в виде циклических алгоритмов)


3.Какие бывают виды циклов. Арифметический цикл.  Логический цикл с предусловием. Логический цикл    с постусловием


4.Что такое основной и вспомогательный алгоритм.

Основным называется алгоритм, выполнение которого ведет к достижению основной (главной) цели.

Вспомогательным называется алгоритм, предназначенный для достижения промежуточной цели.


5. Проверка дом задания Задача.5 стр43


III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


Паскаль - это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации. Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

(Никлаус Вирт-создал язык 1968-71)



СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ



Заголовок программы   произвольное имя, Program <имя программы>;

Раздел описания переменных Var (variables - переменные),

Список имен переменных через запятую. Тип переменных после двоеточия.

Два типа величинinteger - целый тип //// real- вещественный тип

Например: var a, b : integer; с, d : real;

Раздел операторов - основная часть программы.

Начало и конец begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:

begin
< операторы >
end.



ОПЕРАТОРЫ ВВОДА, ВЫВОДА, ПРИСВАИВАНИЯ



Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору



read (read - читать) или readln (read line - читать строку):



read(<список переменных>);  write(<список вывода>);
readln(<список переменных>); writeln(<список вывода>);



ЭЛЕМЕНТАМИ СПИСКА ВЫВОДА МОГУТ БЫТЬ КОНСТАНТЫ, ПЕРЕМЕННЫЕ, ВЫРАЖЕНИЯ.



Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:

<числовая переменная> := <арифметическое выражение>



ЗНАКИ ОСНОВНЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ЗАПИСЫВАЮТСЯ ТАК:



+ сложение, - вычитание, * умножение, / деление,

=равно,<>не равно, <меньше,>больше, >=не меньше, <=не больше.



ПРАВИЛА ЗАПИСИ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ



МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ А2 + В2 - 12С на Паскале записывается так: А*А + В*В - 12*С



Это же выражение можно записать иначе: SQR(A) + SQR(B) - 12*С



Здесь использована функция возведения в квадрат - SQR.



К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/).



Операции сложения и вычитания - младшие.



Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций.:

10div3=3 10mod3=1

5div2=2 5mod2=1

8div3=2 8mod3=2

7div2=3 7mod2=1



http://www.5byte.ru/9/images/alg23.gifhttp://www.5byte.ru/9/images/alg22.gif









ПУНКТУАЦИЯ ПАСКАЛЯ



Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов.

Перед словом end точку с запятой можно не ставить.

Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.

Комментарий - это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках.

Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами.

Например begin, Begin, BEGIN, BeGiN



Program primer2;
   var А, В, С: integer;
begin
     readln(A,B);
     
С:=(А+В)*(В-А);
     writeln(
С
end.

IV.     ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ



1. Когда появился язык Паскаль и кто его автор?

2. Как записывается заголовок программы на Паскале?

3. Как записывается раздел описания переменных?

4. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

5. Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?

6. Что такое оператор присваивания?

7. Как записываются арифметические выражения?

8. По каким правилам определяется порядок выполнения операций в арифметическом выражении?


V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.



Какая задача решается по следующей программе?

Какой результат будет получен, если в качестве исходных значений А и В ввести соответственно 7 и 8?


VI.  ИТОГИ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.  


VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ГЛ.2 УПРАЖНЕНИЕ СТР 56(1,2,3,4)


ЗАДАЧА 1.Найти площадь треугольника по сторонам а,b,с)

ЗАДАЧА 2. Написать программу вычисления выражения hello_html_m17a93347.gif.

Ответ: 264.998519095947

program zadaha2;

begin

writeln((100*sqrt(705)+sin(30*pi/180))/(sin(2)/cos(2)+sqrt(abs(25-47)))*sqr(cos(60*pi/180))); end.



Самостоятельная работа 9 КЛАСС

  • Паскаль был разработан в 1968-1970 гг. ……….. (кем). Турбо Паскаль появился в 1984 году.

  • Алфавит языка Паскаль

  • ……………………... ………………... и ……………………. буквы

  • Цифры ….………………………….

  • Знаки …………………………………

  • Служебные слова.

  • Константы – числа, символы, строки, которые не изменяют своего значения в процессе выполнения программы.

CONST e=2.71 (число Эйлера)

Р =3.14

  • Переменные – величины, которые ……… в процессе выполнения программы. Объявляя переменную заданного типа, вы отводите в памяти место, где будет хранится ее значение.

Типы данных в Паскале: ПРОСТЫЕ ( ЦЕЛЫЙ; ВЕЩЕСТВЕННЫЕ; СИМВОЛЬНЫЙ ; ЛОГИЧЕСКИЙ).

СЛОЖНЫЕ( МАССИВЫ, ФАЙЛЫ, ЗАПИСИ, МНОЖЕСТВА)

Простые типы данных

Целочисленный тип Вещественный тип

Тип


Диапазон значений

Формат

horting

Короткий

-128..127

1 байт

Integer

Целый

-32768..32867

2 байта

Longint

Длинный

-2 147 483 648..2147 483 647

4 байта

Тип


Точность

Формат

Real

Вещественный

11-12 знаков

6 байт

Double

Двойной точности

15-16 знаков

8 байт


Арифметические выражения и операции. Арифметическое выражение состоит из операндов, скобок, знаков операций.

Сложение


Вычитание


Умножение


Деление


Целочисленное деление


Остаток от деления


Арифметические функции

Арифметическая функция

Запись на языке Паскаль

Выполняемая функция

|x|



x2



hello_html_3adb5861.gif



hello_html_m5b2b4b82.gif



sin x



cos x



  • Записать математические выражения на языке Паскаль:

1)hello_html_14211875.gif; 2) hello_html_49ff877a.gif; 3) hello_html_112be5fb.gif; 4) hello_html_409a193a.gif;5)hello_html_637ce991.gif; 6)hello_html_3e46e862.gif; 7)hello_html_m3527384b.gif; 8)hello_html_7952e125.gif;9) hello_html_m4e389ef.gif.

  • Перевести из линейной записи в обычную.

  1. a/b/c; 2) a*b/c; 3) a+b/c; 4) (a+b)/c; 5) a+b/b+c; 6) (a+b)/(b+c).



  • Основные операторы.

  1. ……………… – оператор ввода данных

  2. ……………… – оператор вывода данных

  3. ……………… – оператор присваивания.

  • Структура программы.

program имя программы; {заголовок программы}

uses имя модуля1,..; {раздел библ. модулей}

label имя метки 1,..; {раздел меток}

const имя константы = значение константы; {раздел констант}

type ; {раздел типов}

var ; {раздел переменных}

begin

операторы

end.

  1. Решение задач.

Составить программу вычисления периметра (P) и площади (S) прямоугольника.

Program ….. ;

Var ………. : real; А

Begin

Readln (……… ); B

… := ……… ;

…:= ………;

Writeln (………); End.

Тема урока: Язык программирования, программа и ее структура
  • Информатика
Описание:

Тема урока Язык программирования, программа и ее структура           

Цели и задачи урока:

 

  • Язык программирования, программа и ее структура
  • Развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль.

 

Самостоятельная работа. (В данной работе использован метод изучения нового материала имея хорошую подготовку домашнего задания), ученик должен в самостоятельной работе показать знания  и показать, как он может быстро освоить новый материал).

         

 

Автор Ковалева Елена Григорьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 698
Номер материала 27281
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓