Главная / ИЗО, МХК / Тема урока: Воздушная перспектива

Тема урока: Воздушная перспектива

НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром»

Учитель по изобразительному искусству: Сорокина Лариса Витальевна



Урок изобразительного искусства для 5-го класса по теме «Воздушная перспектива»



Тема урока: Воздушная перспектива.

Цель урока:

обучающий аспект:

  • расширить представление о перспективе, как средстве организации пространства в картине ;

- разобрать более подробно правила воздушной перспективы – изменение контрастности и цвета;

- научится изображать пейзаж с соблюдением законов воздушной перспективы.

развивающий аспект:

  • развивать внимание, умение выстраивать последовательность действий при выполнении работы ;

  • развивать мелкую моторику рук и координацию движений при работе с ножницами;

- развивать приемы работы с цветной бумагой (создание растяжки тона)

  • развивать мыслительные операции ( сравнение, анализ, синтез);

  • формировать универсальных учебных действий;

  • стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовать их в активные. Усвоение и применения их на практике.

  • развивать речь в процессе общения;

воспитывающий аспект:

  • воспитывать наблюдательность, внимательность, пространственное мышление;

  • воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения;

  • воспитывать культуру общения в процессе работы в коллективе, терпимое отношение к ошибкам товарищей, готовность к оказанию помощи в условиях работы с равной долей участия;

  • воспитывать ответственность за качество и правильность выполняемой части работы, нацеленной на общий результат.


Формирование УУД:

Личностные:

- создание работы по заданной теме;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

- определение последовательности действий (планирование);

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (оценка0.

Познавательные:

- логические и действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные:

- продуктив­но взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



Единица содержания образования: Правила воздушной перспективы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.


Этапы урока:

1 этап – подготовительный – 5мин.

2 этап – применения – 33мин.

3 этап - итог на рефлексивной основе – 7мин.


Граница знания-незнания


Учащиеся знают и умеют

Не знают

Знают , что такое перспектива.

Знают правила линейной

перспективы.

Знают , что такое удаляющие и приближающие цвета.

Умеют строить линейную перспективу.

- приемы создания глубины пространства на плоскости;

- правильное соотношение красок в воздушной перспективе;

- как используется контрастность и цвет в рисунке.






Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Подготовительный.

Задача этапа: обеспечить мотивацию, актуализация опорных знаний и умений. Создание условий для самостоятельной формулировки цели урока.


Создание «ситуации успеха»: ребята хорошо знают, что такое перспектива.

Тема нашего урока «Воздушная перспектива». И сегодня мы попытаемся разобраться, что это такое.(слайд№1)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятиями перспективы, т.е. изображения объемных предметов на плоскости.

Вопрос: Как называется эта перспектива? Кто вспомнит ее определение?(слайд№2)

Вопрос: Как помогает линейная перспектива в работе художника? Да.

Художник должен знать правила или законы перспективы чтобы все у него получилось.

Давайте вспомним правила линейной перспективы.

Правила линейной перспективы:

- предметы, уходят вдаль, уменьшаясь в размере; (слайд№3)

- параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта. (слайд№4)

Да, все верно. Все, это мы знаем, относится к свойствам пространства. (слайд№5)

Но пространство имеет и другие свойства. И эти свойства уже будут, относится к воздушной перспективе.

Тема нашего урока «Воздушная перспектива». Следовательно, цель нашего урока – законы воздушной перспективы и применения их в практической работе. (слай№6)


Учащиеся выделяют единицу содержания. Фронтальная форма работы. Определяется граница знания-незнания.

Методы обучения: репродуктивный.

Формы обучения: фронтальная


Что для этого нужно? Определить порядок действий.

  1. Разобрать свойства воздушной перспективы.

  2. Сформулировать правила воздушной перспективы.

  3. Применить правила воздушной перспективы в работе.

Разбираем по тону цветную бумагу. Создаем глубину пространства.

(слай№7)

2 этап. Применение.

Задача этапа: обеспечить усвоение предложенного материала.

Работа у доски.

Критерии оценки:

  1. Правильное применение правил воздушной перспективы.

  2. Создание глубины пространства из цветной бумаги. (слай№8)


В линейной перспективе мы с вами строили правильно удаляющиеся предметы от нас. Удаляющиеся от нас предметы не только зрительно уменьшаются в размерах.

Воздух, заполняет все пространство, окутывает все предметы – то, что удалено, мы видим сквозь его толщину. Поэтому и перспектива называется воздушной. (слай№9)


Вопрос: Как может, измениться, предмет еще, когда он все ближе к линии горизонта?

Обычно принято говорить о планах – переднем, среднем и дальнем. На переднем плане все предметы воспринимаются объемно, детально и более контрастно. На втором плане – все это несколько смягчается, на третьем – сливается с воздушной дымкой. Такое трехплановое деление конечно условно.

По мере удаления контрастность их темных и светлых мест постоянно все более смягчается, предметы становятся более плоскими и в конце концов превращаются на горизонте в дымку едва различимых силуэтов. (слайд №10)

Теперь попробуем сформулировать первое правило воздушной перспективы.

Знать правила воздушной перспективы.

- по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет;

- по мере удаления план становиться размытым и обобщенным. (слайд №11)

Одновременно происходит изменение их цветовой окраски. Здесь нам пригодятся знания о удаляющих и приближающих цветах. (слайд№12)

Вопрос: Что происходит с цветом по мере удаление от нас предметов?

Цвет теряет свою насыщенность и становится более холодным. (слайд№13)

Вопрос: Как мы можем сформулировать второе правило воздушной перспективы.

-по мере удаление план приобретает цвет воздушной дымки, т.е. голубеет. (слайд№14)

Вопрос: Как мы поняли, что такое воздушная перспектива? Кто сможет сформулировать своими словами? (слайд №15)

Смотрим слайд №16- обратимся к слайду.

Передача воздушной перспективы основано на тональных и цветовых отношениях. Причем первое играет большую роль. (слайд № 17-19)

Теперь мы можем приступить к выполнению практическую работу.

У вас на партах имеются наборы цветной бумаги.

Мы создадим горный пейзаж.(слайд№20)

Возьмем лист для фона.

Из бумаги самого светлого голубого тона вырежем силуэт гор, для дальнего плана и приклеим его.

Следующий план будет более темного или насыщенного голубого тона. Вырезаем из него силуэт более пологих гор.

Последний план будет вырезаться из фиолетового цвета. Приклеиваем силуэт человека или лошади на передней план. На небо клеем солнце или луну. Работы вывешиваем на доску.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контролирует правильность выполнения приемов работы. 2) оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. 3) контроль объема и качества выполнения работы.


Просмотр работ. Как ребятам удалось передать глубину пространства в своей работе.


Методы обучения: продуктивный, репродуктивный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная




















Линейная перспектива.




Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. Перспектива помогает создавать глубину в работе.

- предметы, уходят вдаль, уменьшаясь в размере;

- параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.






Правила воздушной перспективы и создать глубину пространства в рисунке.



















































- по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет;

- по мере удаления план становиться размытым и обобщенным.






Приближающие - желтый, красный, оранжевый.

Удаляющие – синий, голубой, фиолетовый.


Цвет теряет свою насыщенность и холоднеет.

-по мере удаление план приобретает цвет воздушной дымки, т.е. голубеет;


воздушная перспектива – кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды.











Учащиеся работают с цветной бумагой, ножницами, клеем. Поэтапно выполняют работу.


Ученики выполняют первый этап практической работы. Подбирают нужный тон дальнего плана..




Ученики выполняют второй этап практической работы. Подбирают нужный тон среднего плана..



Ребята выполняют третий этап практической работы. Подбирают нужный тон переднего плана.

Ребята выполняют заключительный этап практической работы. Наклеивают силуэты.





3этап.

Подведение итогов на рефлексивной основе.

Задача этапа: чему научились, что нового узнали.


Предлагается заполнить таблицу (слайд №21).

Вопрос:

Сможем применить полученные знания в работе красками?


Сравниваем таблицу с образцом на доске (слай№15)





Оценивают свои работы.

Критерии оценки:

  1. Правильное применение правил воздушной перспективы.

  2. Создание глубины пространства из цветной бумаги.


Заполняют таблицу.

В парах проверяют таблицу, сравнивая ее с таблицей на доске.


Ближе – крупнее, подробнее, ярче, теплее, отчетливо.

Дальше – мельче, обобщенно, бледнее, размыто, холоднее.



















НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром»

Учитель по изобразительному искусству: Сорокина Лариса Витальевна



Урок изобразительного искусства для 5-го класса по теме « Воздушная перспектива»



Тема урока: Воздушная перспектива.

Цель урока:

обучающий аспект:

  • расширить представление о перспективе, как средстве организации пространства в картине ;

- разобрать более подробно правила воздушной перспективы – изменение контрастности и цвета;

- научится изображать пейзаж с соблюдением законов воздушной перспективы.

развивающий аспект:

  • развивать внимание, умение выстраивать последовательность действий при выполнении работы ;

  • развивать мелкую моторику рук и координацию движений при работе с ножницами;

- развивать приемы работы с цветной бумагой (создание растяжки тона)

  • развивать мыслительные операции ( сравнение, анализ, синтез);

  • формировать ключевые компетенции.

  • стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовать их в активные. Усвоение и применения их на практике.

  • развивать речь в процессе общения;

воспитывающий аспект:

  • воспитывать наблюдательность, внимательность, пространственное мышление;

  • воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения;

  • воспитывать культуру общения в процессе работы в коллективе, терпимое отношение к ошибкам товарищей, готовность к оказанию помощи в условиях работы с равной долей участия;

  • воспитывать ответственность за качество и правильность выполняемой части работы, нацеленной на общий результат.

  • Формирование УУД:

  • Личностные:

  • создание работы по заданной теме;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Регулятивные:

  • постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

  • определение последовательности действий (планирование);

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (оценка0.

  • Познавательные:

  • логические и действия постановки и решения проблем.

  • Коммуникативные:

  • продуктив­но взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


Единица содержания образования: Правила воздушной перспективы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.


Этапы урока:

1 этап – подготовительный – 5мин.

2 этап – применения – 33мин.

3 этап - итог на рефлексивной основе – 7мин.


Граница знания-незнания


Учащиеся знают и умеют

Не знают

Знают , что такое перспектива.

Знают правила линейной

перспективы.

Знают , что такое удаляющие и приближающие цвета.

Умеют строить линейную перспективу.

- приемы создания глубины пространства на плоскости;

- правильное соотношение красок в воздушной перспективе;

- как используется контрастность и цвет в рисунке.



Оснащение кабинета ИЗО: наглядные пособия, интерактивная доска.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Оформление урока на учебной доске: тема урока. Цель, наглядные пособия.






















План урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

3. Работа с наглядными пособиями.

4. Выполнение практической работы.

4.1. Создаем свет и блик.

4.2. Создаем тень и полутень.

4.3.Создаем рефлекс.

4.4. Создаем падающую тень.

5.Оцениваем свою работу.

6. Итог на основе рефлексии

7 Заключительное слово учителя




















































 



Тема урока: Воздушная перспектива
  • ИЗО, МХК
Описание:
  • Цель урока:
  • обучающий аспект:
  • -       расширить представление о перспективе, как средстве организации пространства в картине ;
  • - разобрать более подробно правила воздушной перспективы – изменение контрастности и цвета;
  • - научится изображать пейзаж с соблюдением законов воздушной перспективы.
  • развивающий аспект:
  • -        развивать внимание, умение выстраивать последовательность действий при выполнении работы ;
  • -        развивать мелкую моторику рук и координацию движений при работе с ножницами;
  • - развивать приемы работы с цветной бумагой (создание растяжки тона)
  • -       развивать мыслительные операции ( сравнение, анализ, синтез);
  • -       формировать универсальных учебных действий;
  • -       стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовать их в активные. Усвоение и применения их на практике.
  • -       развивать речь в процессе общения;
  • воспитывающий аспект:
  • -       воспитывать наблюдательность, внимательность, пространственное мышление;
  • -        воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения;
  • -       воспитывать культуру общения в процессе работы в коллективе, терпимое отношение к ошибкам товарищей, готовность к оказанию помощи в условиях работы с равной долей участия;
  • -       воспитывать ответственность за качество и правильность выполняемой части работы, нацеленной на общий результат. 

 

 

 

 

 

 

Автор lorik1965 Лариса Витальевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 947
Номер материала 49660
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓