Главная / Начальные классы / Тема урока: Внеклассное чтение. И.С. Никитин.

Тема урока: Внеклассное чтение. И.С. Никитин.

Тема урока: Внеклассное чтение. И.С. Никитин. "Утро".

Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С.Никитина и ролью пейзажа в произведениях писателей.

Задачи урока:

- закрепить знание литературных терминов,

- учить анализировать лирическое произведение, развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии,

- прививать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой.

Оборудование: учебник, фонохрестоматия

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вводная беседа (Загадка)

Встану я рано, бело да румяно:

Умоюсь росой, распущу золотые косы.

Как взойду на горы в венце золотом

Да гляну светлыми очами,

И человек, и зверь возрадуются.

- Что это?

- По каким признакам мы определили, что речь идет о солнце?

- Так ласково на Руси относились к солнцу, почитали его. Почему?

3. Работа по теме

1) Слово учителя

- Много сложено песен о небесном светиле. Музыканты, поэты посвятили этому чуду природы музыкальные произведения, лирические стихотворения. Послушайте, как при помощи музыки композитор Григ передает восход солнца, утреннее пробуждение природы.

Дети слушают музыкальное произведение Грига "Утро".

- Какие картины вы себе представили?

- Кто видел, как восходит солнце?

2) Знакомство с автором

- Это природное явление описал поэтическим словом русский поэт Иван Саввич Никитин. Иван Савич Никитин (1824-1861 гг) – один из любимых народных поэтов. Он родился в городе Воронеже, в небогатой семье. Народное горе было близко и понятно ему. Жизнь прошла в обстановке грубости и невежества. Безрадостным было детство поэта. Но он все же сохранил в памяти дорогие ему светлые впечатления детских лет. В раннем детстве услышал он и полюбил народные песни. Дом Никитиных стоял на берегу реки. Поэта влекли к себе широкие степи, зеленые луга, рыбачьи костры на берегу родной реки и дышащий прохладой лес. «В моей грустной действительности, - писал поэт, - единственное для меня утешение – книги и природа; в беседе с нею я забываю все меня окружающее… Она моя мать, утешающая меня в минуты тоски и сомнений. Изумляя своею тишиною и величием, она заставляет меня слагать задумчивую песнь».

Никитин создал много прекрасных стихов о русской природе.

Многие поэты описывают в своих стихах летнее утро. Но Никитин радуется как-то по-особенному, видит в картине чудесного летнего утра что-то свое необычное, послушайте стихотворение

3) Первичное восприятие текста

Дети слушают фонохрестоматию стихотворение И.С. Никитина "Утро".

- Какие картины, созданные поэтом, вы представляли себе, слушая стихотворение?

- Где Иван Саввич встретил утро?

4) Словарная работа.

Прочитайте стихотворение про себя медленно. При чтении незнакомые слова отметьте карандашом.

- Объясним смысл непонятных слов.

Лозняк - ивовый куст.

Ракита - ивовое дерево растет по берегам рек.

Пахарь - человек, который пашет землю.

Соха - сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Меркнут—постепенно утрачивают яркость, блеск.

Поток - движущаяся масса чего-либо, в данном случае масса солнечного света.

Шест - длинная палка, жердь.

- Другие слова мы будем объяснять по ходу чтения.

5) Работа с текстом стихотворения. Анализ.

- Прочитайте первые десять строчек. Будем читать стихотворение и представим себе картины, звуки раннего утра.

- Докажите словами автора, что наступило прекрасное летнее утро.

- Как видит поэт, что уже скоро всё будет освещено светом? Докажите.

- Какие метафоры использует автор в стихотворении? («в огне облака», «а восток все горит – разгорается», «по кудрям лозняка»)

- Замените слова автора словами, близкими по смыслу (синонимами). ("В огне" (облака) - очень яркие, розовые, "Зеркальная" (вода) - чистая, прозрачная; "Кудри" (лозняка) - густые, переплетенные ветви; "Дремлет" (камыш) - не качается.

- Мы к каждому слову-метафоре можем подобрать слово в прямом значении.

Зачем же тогда поэт употребляет эти слова в переносном значении?

- Для поэта в природе всё живое: и ветер, и лес, и солнце. Поэт использует прием олицетворения. Всё имеет душу, живет, дышит. Как говорит поэт о ветре? О камыше? Прочитайте.

- А кто нарушил тишину? Прочитайте.

- Мы видим, как плавно нарастает сила утра. Какие звуки слышатся?

- С первыми лучами солнца начинается движение в окружающей природе, и человек подвластен природе, неразрывно связан с ней.

Прочитайте, что делают люди утром?

- И вот солнце всходит выше. Утро становится иным, более ярким. Докажите.

- Прочитайте последние строчки стихотворения. Что в них вы слышите?

Вывод: Радость жизни, приходящая на землю вместе с восходом солнца, подействовала на автора, разогнала грустные мысли. Он сам наблюдал пробуждение природы, и душа его откликнулась на красоту.

В последних строках стихотворения заключены вся энергия, весь задор, вся удаль русского человека, который радуется красоте утра. Начатый трудовой день радует его.

6) Работа над выразительностью чтения. Вторичное восприятие.

- Мы представляем всю картину целиком, как бы являемся участниками увиденного поэтом утра.

Как мы должны читать стихотворение, что должны передать слушателям?

- Где в стихотворении чувствуются наибольшие подъем, сила?

Прочитайте.

4. Повторение и закрепление

1) Работа в парах, в четверках (конкурс на лучшего чтеца.

3) Работа по вопросам

- Какую картину мы видим вместе с поэтом?

- Скажите своими словами: что видит поэт?

- Что он слышит?

- Что он ощущает?

- Расскажите, какую природу видит поэт, наблюдая утро.

- Природа почти не тронута рукой человека. Нет заводов и фабрик, больших домов. Человек не мешает природе. Есть ли в Казахстане сейчас такие уголки?

- Как по-вашему поэт относится к своей Родине?

5. Итог урока

- Какова тема произведения?

- Какова идея произведения? Что хотел донести до нас автор? Какой вывод мы для себя сделали?

6. Домашнее задание

Выразительно прочитать стихотворение целиком. Сделать зарисовку к стихотворению.

Тема урока: Внеклассное чтение. И.С. Никитин.
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Внеклассное чтение. И.С. Никитин. "Утро".

Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С.Никитина и ролью пейзажа в произведениях писателей.

Задачи урока:

- закрепить знание литературных терминов,

-  учить анализировать лирическое произведение, развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии,

- прививать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой.

Оборудование: учебник, фонохрестоматия

Ход урока

1. Организационный момент

Автор Лемеш Любовь Леонидовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 428
Номер материала 39324
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓