Тема: Снятие
мерок и построение чертежа клиньевой юбки.
Цель: Формирование умений по снятию мерок и
построения чертежа юбки.
Задачи:
1.
Систематизировать и
расширить знания об измерениях фигуры человека, научить снимать и записывать
мерки.
2.
Коррекция развития
внимательности, логического мышления.
3.
Воспитание ответственного
отношения к работе, самостоятельности, эстетического вкуса.
Наглядность и оборудование: образцы юбок, рисунки, журналы мод, чертеж
прямой юбки, сантиметровая лента, бланки заказов, таблица «Мерки для построения
чертежа юбки», линейка, карандаш, учебник, тетрадь.
Межпредметные
связи: История, математика,
анатомия.
Ход
урока
I. Организационная часть урока:
- приветствие учащихся;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности к уроку;
- сообщение новой темы, цели занятия.
II. Изучение нового материала.
1.
Подготовка к усвоению
нового материала проходит в форме беседы с учащимися и проверки их знаний об
одежде и по измерению фигуры человека.
Вопросы для проверки:
·
На какие две группы
делится одежда? (Плечевые, поясные).
·
Какие плечевые изделия вы
знаете? (Платье, пальто, куртка, блуза, сарафан, халат, ночная сорочка…)
·
Какие поясные изделия вы
знаете? (Юбка, брюки, шорты, юбка-шорты, бриджи…)
·
Для чего снимают мерки?
(Для более точного изготовления выкройки будущего изделия).
·
По какой стороне фигуры
человека снимают мерки? (По правой стороне фигуры).
·
При помощи чего снимают
мерки? (Сантиметровой ленты).
2. Объяснение учителя.
Во время беседы с учащимися формируется определение, что
юбка – это
один из видов легкого платья. Она может быть как отдельным,
самостоятельным изделием, так и частью платья, костюма (иллюстрации из журналов
мод, рисунки).
По назначению юбки бывают выходные, повседневные,
спортивные, форменные, для отдыха. По конструкции – прямые, конические,
клиньевые.
По форме современные юбки очень разнообразны:
·
прямые, узкие, слегка
расширенные, зауженные книзу – «бочонок»;
·
прямые, широкие со
сборками, мелкими складками, защипами, заутюженными складками;
·
широкие, зауженные книзу –
«тюльпан»;
·
расширенные книзу
«трапеция» и состоящие из клиньев;
·
расширенные книзу
«колокол», клеш.
(Все юбки демонстрируются на стенде в М 1:2)
Почти любая юбка, сохраняя свою форму, может быть
изменена и дополнена складкой, вставными клиньями, кокеткой, бейками или
оборками, воланами и т.д.
Для того чтобы сшить любую юбку, которая хорошо сидела
бы на фигуре и соответствовала размеру, необходимо построить выкройку, а для
этого снять мерки для построения чертежа юбки.
Объяснение правил снятия мерок для конструирования
юбок.
Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным
правилам:
- мерки снимают по правой стороне;
- талию предварительно опоясывают шнуром;
- измеряемый должен стоять прямо, без напряжения;
- при измерении сантиметровую ленту не следует
натягивать или ослаблять.
Мерки, необходимые для построения
чертежа прямой юбки:
- Пот – Полуобхват талии, снимается горизонтально
вокруг туловища на уровне талии. Мерка используется для определения длины пояса
и расчета ширины вытачек.
- ПОб – Полуобхват бедер, снимается по горизонтали
вокруг бедер. Мерка используется для определения ширины юбки и расчета ширины
вытачек.
- Дст – Длина спины до линии талии, снимается по
спинке от 7-го шейного позвонка до линии талии. Мерка используется для
определения расстояния от линии талии до линии бедер.
- Ди – Длина изделия, снимается от линии талии до
желаемой длины. Мерка используется для определения длины юбки.
Мерки длин записываются полностью, мерки
обхватов – в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Для построения чертежа основы прямой юбки надо
знать не только мерки, но и величины прибавок на свободное облегание, чтобы
изделие было достаточно свободным и удобным в носке. Прибавки дают к
полуобхватам талии и бедер.
Прибавка по линии талии – Пт – 1см.
Прибавка по линии бедер – Пб – 3
Расчет расхода ткани при пошиве юбки из клиньев. Для расчёта расхода ткани на юбку по длине к
мерке Ди надо прибавить I О см на обработку верхнего и нижнего срезов изделия и
выравнивание поперечных срезов ткани. Расчет выполняют так: Ди + 10
см.
По ширине ткань надо рассчитать так: измерить ширину клипа по нижнему
срезу и умножить ее на число клиньев. Вычислить, какое количество клиньев
можно раскроить из ткани определенной ширины.
Пример.
Юбка из шести клиньев. Если по ширине ткани можно раскроить два клина, то всего
ткани понадобится (Ди-I-10) хЗ. Если
по ширине можно раскроить три клина, то ткани надо (Ди + 10) X 2.
Следует помнить, что ткани в клетку и с направленным рисунком
потребуется больше, так как при раскрое необходимо учитывать, что в местах
соединения боковых срезов клиньев рисунок должен совпадать.
III. Закрепление материала.
Вопросы для закрепления:
1.
На какие две группы
делится одежда?
2.
Какие поясные изделия вы
знаете?
3.
Какие могут быть юбки по
конструкции?
4.
Какие мерки нужно снять
для построения чертежа прямой юбки?
5.
Какие правила следует
соблюдать при снятии мерок?
6.
Для чего делают прибавки?
7.
Для чего снимают мерку Ди,
Пот, ПОб, Дст?
8.
Какие мерки записывают
полностью?
9.
Почему мерки обхватов
записывают в половинном размере?
IV. Физкультминутка.
V. Практическая работа.
Измерение фигуры
и запись мерок проводится в виде игры «Ателье».
Работа
организованна парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и
поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся на заранее заготовленных
бланках.
Название мерок
|
Условное
обозначение
|
Величины мерок на
свой размер, см.
|
1.
Полуобхват талии
2.
Полуобхват бедер
3.
Длина спины до талии
4.
Длина изделия
|
ПОт
ПОб
Дст
Ди
|
|
Закройщик
|
Заказчик
|
Учитель
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Построение чертежа юбки из шести клиньев в натуральную
величину и подготовка выкройки к раскрою
Инструменты и принадлежности: инструкционная карта, линейка, угольник,
сантиметровая лента, карандаш, ластик, ножницы.
Материал для работы: миллиметровая бумага.
Ход работы:
1.Выполнить расчеты
для построения чертежа юбки из шести клиньев по своим меркам по пунктам
инструкционной карты.
2.Построить чертеж по
своим меркам и расчетам в натуральную величину. Проверить чертеж.
3. Вырезать чертеж по контурным линиям.
4. Подготовить выкройку к раскрою: надписать название детали,
указать направление долевой нити и величину припусков на швы — по верхнему
срезу 10 мм, по боковому срезу 20 — 30
мм, по нижнему срезу 30 — 40 мм.
5.Подписать с
обратной стороны выкройки свою фамилию, указать размер.
6.Рассчитать расход
ткани на юбку из шести клиньев по своим меркам.
Раскладка деталей
выкройки юбки из шести клиньев: а — на узкой ткани (настилание ткани в три
слоя); б — на широкой ткани (настилание ткани в два слоя)
ЗАДАНИЯ
1. Рассмотрите
рисунок 58, выполните раскладку деталей выкройки юбки из шести клиньев на
ткани.
Примечание. При
раскрое юбки из клиньев долевая нить должна проходить точно посередине клина.
Нарушение этого правила приводит к перекосу клина и, как следствие, к
испорченному внешнему виду изделия.
2. Раскроите
детали юбки.
3. Подготовьте
детали кроя юбки к обработке: проложите контурные и контрольные линии (рис.
59).
4. Подготовьте
юбку к примерке и выполните примерку (см. с. 155).
5. Выполните
работы по пошиву юбки из клиньев по плану пошива клешевых юбок.
Рис. 59. Подготовка
деталей кроя юбки из клиньев к обработке
l
Для контроля качества
работы по очереди учитель вызывает учениц для проверки снятых мерок и заверяет
бланк своей подписью. Затем проверенные мерки учащиеся записывают в таблицу
мерок, начерченную в тетради.
VI.
Закрепление материала.
Задание для
проверки знаний в тестовой форме.
VII.
Подведение итогов урока.
- анализ
выполненной работы;
-
выставление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.