Главная / Начальные классы / Тема урока по математике:

Тема урока по математике:

Тема урока: Площадь прямоугольного треугольника

Цели урока:

Образовательная: Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; уметь находить площадь прямоугольного треугольника; закрепить вычислительные навыки и умение решать задачи;

Развивающая: развитие логического мышления, внимания, познавательного интереса коммуникативных навыков.

Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование установки на сотрудничество;

Здоровьесберегающая: создать ситуацию успеха при освоении нового материала.

Форма урока: групповое исследование.

  • Методы обучения:

      • исследование (эксперимент);

        • деятельностный метод

        • работа со схемой;

      • практический метод;

        • работа в группе, в паре;

        • презентация результатов групповой работы.

  • Эталоны:

      • «Виды треугольников».

      • «Площадь прямоугольника»

      • «Единицы площади»

      • «Площадь прямоугольного треугольника»

      • Название сторон прямоугольного треугольника»

  • Компьютер.

  • Мультимедиа.

  • Презентация урока математики.

  • Фигурки прямоугольных треугольников на каждого со сторонами 5 см и 4 см.

  • Рабочие листы с заданиями для каждого.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

А что значит быть активным?

Посмотрите на экран, как вы понимаете это высказывание? (Слайд 2)

- Сегодня на уроке мы займёмся исследовательской деятельностью. Нам предстоит на основе наших исследований вывести новую формулу. Научиться её читать и использовать для решения задач. Работа предстоит интересная, поэтому-

Пожелаем нам удачи. За работу! В добрый час!

- Ребята, каково лексическое значение слова исследовать?

Выписка из толкового словаря:

1. Подвергнуть научному изучению.

2. Осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь.

- Как будет называться человек, который занимается этой деятельностью?

- А нам, чтобы начать заниматься научной работой, что надо сделать? (вспомнить уже изученные материалы, которые нас подготовят к новым открытиям и выводам)

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Займёмся разминкой для ума.

- Откройте тетради, запишите число, Классная работа, образцы

1. Математический диктант « Минутка».

А) В классе 25 учеников. 1/5 учеников - отличники. Сколько отличников в классе?

Б) На ветке сидели 20 воробьев; 3/4 из них улетели. Сколько птиц улетело?

В) 4/5 отрезка равна 20 см. Чему равен весь отрезок?

Г) 3/5 площади садового участка засадили овощами, что составило 21 кв./м. Сколько квадратных метров во всём садовом участке?

Взаимопроверка.

Прочитайте получившийся числовой ряд 5, 15, 25, 35

Что заметили?

Как найти часть от числа? (алгоритм) целое число : на знаменатель и *на числитель

Как найти число по его части? (алгоритм) целое число: на числитель * на знаменатель

2. У каждой группы лежит чистый лист на парте, который необходимо заполнить.

Какие треугольники бывают по сторонам? Какие бывают треугольники по углам?

Что вы о них знаете? Обсудите в своей группе, запишите результат на листке.

Справились? Давайте проверим. Прочитайте. Видите, сколько вы признаков можете найти, молодцы, каждая группа поработала хорошо.

hello_html_m12297550.png

-Повторим, какие бывают углы?

hello_html_2b769421.gif

– Предлагаю вам встать и с помощью рук показать виды угловмолча отвечая на мои вопросы (Дети встают и по команде учителя показывают с помощью рук острые, тупые, прямые углы — разводят руки меньше 90 градусов, больше 90 градусов, ставят руки под прямым углом).

Теперь посмотрите на экран и повторите глазами форму фигуры – это разминка для глаз. (Слайд )

-Задание 1.

– Теперь возьмите листочки с заданиями, линейку и карандаш и постарайтесь разделить эту фигуру на три треугольника разного вида исходя из размеров углов треугольников.
hello_html_2fe57ff3.jpg


hello_html_2f04ec9b.png


-Задание 2.

Выбери верные величины для измерения площади. (Слайд ).

45 см 143кв. см

38 кв. дм 67 км

540 м 194 т

Проверим

-Площадь каких фигур мы с вами можем найти? ( площадь прямоугольника и квадрата).

По какой формуле находим площадь этих фигур? S =a•b

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

- Площадь какой фигуры мы ещё не вычисляли и не знаем формулу? (треугольника)

- Чем мы сегодня займёмся? Что будем выводить?

-Сформулируйте тему урока. Площадь прямоугольного треугольника (на слайде)

Нам надо понять, почему треугольник называется прямоугольным.

Как называются его стороны. Как построить формулу его площади.

Цели понятны. Приступим к исследованию.

Убедимся на практике.

4. « ОТКРЫТИЕ» ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

-У вас на партах модель прямоугольников со сторонами 4см и 5см.

( всё это крупным форматом на доске)

-Разделите прямоугольник на две равные части по диагонали.(АС)

-Разрежьте по диагонали. Что получилось? (2-а треугольника)

-Что можно сказать про эти треугольники? (равные) Докажите.

-Какие углы в треугольнике АВС? Как проверить?

- Угол А и С- острые. Угол В- прямой.

-Как вы думаете, почему треугольники АВС и СДА называют прямоугольными?

-Может ли быть в треугольнике два прямых угла? Почему?(180)

-Стороны, образующие прямой угол прямоугольного треугольника называют катетами.

Третья сторона треугольника называется гипотенузой.

hello_html_156d8a14.png

- Назовите катеты треугольника АВС и СДА?

- Обведите катеты синим карандашом, гипотенузу- зелёным.

Кто догадался, зачем мы делили прямоугольник по диагонали пополам?

Как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину) 5x4 = 20 (кв.см)

-Какую часть от прямоугольника составляет прямоугольный треугольник? (1/2)

-Можем найти эту часть ? Как? ( 20 : 2 = 10 кв.см.)

-Мы только что вывели формулу прямоугольного треугольника.

ИТАК: Сначала находили S прямоугольника, затее делили её пополам. ПОЛУЧИЛОСЬ: S = ( а x в): 2

Эту формулу можно прочитать так: площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

- Что такое а-? катет. Что такое в-? катет. Стороны, образующие прямой угол прямоугольного треугольника называют катетами.

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. - Попробуйте вывести алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника. (по группам – приблизительные ответы)

  1. Измерить катеты 1.Найти длину катетов

  2. Перемножить два катета 2. Перемножить их

  3. Разделить на 2 3. Разделить полученную величину на 2



  1. Найти произведение длин катетов

  2. Полученную величину разделить на 2



hello_html_m45b64d21.png

2.-Убедиться в правильности нашего открытия поможет

научная статья в книге. Стр.95, прочитаем.

  1. Применяем новые знания

Стр. 95 № 6 (по группам решить) 1-группа а) АВ=30мм, ВС=4см =40мм

(30*40) :2=60мм

2-группа б) КN=5дм =50см, NМ=600мм =60см (50*60):2=1500см

3-группа в) FL =70м, LD=60дм

6. ПОВТОРЕНИЕ

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА стр.95 № 9 (решаем примеры по группам по 2 примера)

8.МИНИ – ТЕСТ.

Фамилия, имя ученика Бахтеев Валера

  1. Прямоугольный треугольник – это фигура, у которой…

а) три угла острые

б) два острых и прямой угол

в) два острых и тупой угол

2. Формула площади прямоугольного треугольника:

а) а · b · c

б) (a + b) · 2

в) (a · b) : 2

3. Как называются стороны прямоугольного треугольника?

а) длина, ширина, высота

б) катет, катет, гипотенуза

в) длина, длина, гипотенуза

4. Чему равна площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 7 см и 12 см?

а) 24 см²

б) 41 см²

в) 42 см²

9. РЕФЛЕКСИЯ.

-Добились ли мы поставленных целей?

-Что вывели путём исследований?

- Какие новые слова узнали ?

-Достигли мы этой цели? Каким способом искали новое правило?

-Как найти площадь прямоугольного треугольника?

-У какого были затруднения? Смогли вы с ними справиться?


10. Оценки и домашнее задание. Стр. 95 № 6. , правило стр. 95

Тема урока по математике:
  • Начальные классы
Описание:

         Цель урока:  Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; уметь находить площадь прямоугольного треугольника; закрепить вычислительные навыки и умение решать задачи;

 Развивающая: развитие логического мышления, внимания, познавательного интереса коммуникативных навыков.

Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование установки на сотрудничество;

Здоровьесберегающая: создать ситуацию успеха при освоении нового материала.

 

Автор Горяева Евдокия Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 327
Номер материала 30553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓