Тема урока: "Пчелы и муравьи общественные
насекомые. Особенности их жизни и организации семьи. Поведение. Инстинкты. Значение
пчёл и других насекомых в природе и в жизни человека".
Цель: сформировать у учащихся понятия о общественных
насекомых
Задачи:
- изучить особенности поведения общественных
насекомых;
- развивать умение
выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных
материалов.
-воспитание бережного
отношения к насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.
Оборудование: Коллекция насекомых
Тип урока : изучение новой темы с
элементами работы в группах
Ход
урока
I. Организационный
момент
- сообщение темы и
задач урока
II. Проверка
домашнего . Опрос
Назовите вредителей леса и сельскохозяйственных растений.
Назовите насекомых – переносчиков болезней.
Назовите способы борьбы с переносчиками заболеваний.
III. Изучение
нового материала
Тему урока
изначально разобьем на две подтемы:
1.Пчелы и муравьи –
общественные насекомые.
2.Полезные насекомые.
Задание №1
Ученикам предлагается
перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В
данном случае это пчелы и муравьи.
-Перед вами два ряда слов, каждый из них
характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и
подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?
ЛЕС, ДЕРЕВО,
ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.
ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК,
СЕМЬЯ, ТЛЯ.
После того, как
ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее
задание:
Задание № 2 Диалог
- Давайте подумаем,
что такое общество в целом?
Общество-это
группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у
муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?
Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей,
они работают совместно и образуют семью.
Учитель: Можно ли считать, что муравьиная и пчелиная
семьи образуют своего рода общество?
Ученики: Можно.
Учитель: Правильно. Записываем первую тему
сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”.
Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник
и что такое улей?
Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище
пчел.
Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью,
или существуют муравьи, которые живут по одному?
Ученики: Нет, все муравьи образуют семью.
Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному?
Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может
одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник.
Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как
вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то
распределение обязанностей будет такое же или другим?
Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным.
--Задание №3 Поработать с текстом учебника и составить
таблицу стр.
Таблица. Состав
муравьиной и пчелиной семей:
Пчелиная семья
|
Муравьиная семья
|
Член семьи
|
Особенности, роль
|
Член семьи
|
Особенности, роль
|
Матка
|
Главная пчела по размерам крупнее остальных
пчел, производит кладку яиц.
|
Матка (царица)
|
Бескрылая самка, крылья обламывает после
брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.
|
Трутень
|
Самец. Роль заключается в оплодотворении
самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.
|
Самец
|
Крылатые особи. Роль заключается в
оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.
|
Рабочие пчелы
|
Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в
жало.
Роль: чистят улей, собирают нектар,
ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.
|
Рабочий муравей
|
Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.
Роль заключается в чистке муравейника,
собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от
врагов.
|
Задание
№4 - Работа
по карточкам в группах
Карточка №1 Проблемный вопрос: Какие преимущества
дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?
Семьи общественных насекомых обычно строят
крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого
жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность
как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые
можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные
насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный
микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.
Важные преимущества дает возможность
совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть
более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера
(муравьи).
Всем настоящим общественным насекомым
свойствен полиморфизм: имеются размножающиеся особи (матки и самцы) и
бесплодные рабочие. Матка большую часть своей жизни избавлена от добывания
пищи, охраны потомства и т. п. (у некоторых термитов матка не способна даже
самостоятельно передвигаться), поэтому вероятность ее гибели резко снижается, а
плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими особями тоже часто
существует “разделение труда”. Одни из них охраняют жилище, так что потомство и
запасы пищи не остаются без защиты (правда, это не мешает многим видам
паразитов и комменсалов жить в муравейниках); другие ухаживают за потомством;
третьи в это же время заняты поисками и сбором пищи. Нередко имеется разделение
бесплодных особей на касты (например, “рабочих” и “солдат”): специализированное
строение позволяет им лучше справляться с определенными функциями.
Карточка № 2 Проблемный вопрос: Зачем муравью
муравейник?
Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи.
Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и
накапливания тепла.
Муравейники состоят из хвоинок, мелких
веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что
весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый
сильный дождь муравейник практически не промокает.
Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7
м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую
служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а
в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной,
охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней
муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые
продукты и строительный материал.
Муравьи очень сильны и успешно доставляют в
муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же
добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за
ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый
тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно,
добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.
Таким образом, совместный образ жизни
позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как
самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной
деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих
жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно
одиночным видам.
Карточка № 3 Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?
При общении друг с другом муравьи используют
разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками,
ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что
потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на
задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий
запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и
вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя
они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые
железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья
мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно
он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает
яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах
выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно
присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из
муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые,
вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного
гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать
муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.
Задание №5 Беседа
1. Как вы думаете, поведение общественных
насекомых сложное?
2.Означает ли это,
что данные насекомые обладают разумом?
3. А кто-нибудь из
вас знает, что такое инстинкт? Записать в тетрадь определение - инстинкт
Инстинкт –
совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и
свойственных определенному виду животных.
Поведение пчел,
муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что
наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных
инстинктивны, бессознательны.
4.как вы думаете эти насекомые полезны или
вредны?
5. Каких полезных насекомых вы знаете?(муравьи,
пчелы, жуки, шелкопряд.)
6. А какую пользу
приносят данные насекомые? ( мед, шелк, поедают вредных насекомых)…
7.А кто-нибудь из вас знает, кто такой тутовый
шелкопряд и чем он известен?
Сообщен6ие
учащегося о тутовом шелкопряде.
8. Где в природе
встречается тутовый шелкопряд? (вопрос на внимательность, ученики должны
ответить, что тутовый шелкопряд полностью одомашненное животное и в природе не
встречается).
9.Как выглядит
взрослое насекомое тутового шелкопряда и почему этому насекомому дали такое
название?
10Как человек
получает шелк с помощью тутового шелкопряда?
IV.
Рефлексия. (5 минут)
Фронтальный опрос
учащихся:
Какие насекомые
относятся к общественным?
Назовите состав и
особенности пчелиной семьи.
Назовите состав и
особенности муравьиной семьи.
Почему поведение
общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
Каких насекомых
относят к полезным, какую пользу они приносят?
Каких насекомых
человек одомашнил? Какую пользу приносят они?
V. Итог урока
и домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.