Главная / ИЗО, МХК / Тема урока: Освещение. Светотень.

Тема урока: Освещение. Светотень.

НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром»

Учитель по изобразительному искусству: Сорокина Лариса Витальевна



Урок изобразительного искусства для 6-го класса по теме « Освещение. Светотень»



Тема урока: Освещение. Светотень.

Цель урока:

обучающий аспект:

  • расширить представление о свете как средстве организации пространства в картине и выявления объема;

-разобрать более подробно схему светотени - «блик», «свет», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»

- научится правильному соотношению светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место.

развивающий аспект:

  • развивать приемы работы красками (создание растяжки тона)

  • развивать мыслительные операции( сравнение, анализ, синтез);

  • формировать ключевые компетенции.

  • стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовать их в активные. Усвоение и применения их на практике.


воспитывающий аспект:

  • воспитывать наблюдательность, внимательность, пространственное мышление;

  • воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения

Формирование ключевых компетенций:

  • коммуникативная;

  • учебно-познавательная (планирование, анализ, синтез, самооценка);

Единица содержания образования:

Способы и приемы (схема) построения объема на плоскости красками.


Тип урока: урок комплексного применения знаний.


Этапы урока:

  • подготовительный,

  • применения,

  • итог на рефлексивной основе.


Граница знания-незнания


Учащиеся знают

Не знают

Учащиеся знают, что такое объем, свет и тень.

- правильное соотношение светлотных фаз в светотени.

- как используется освещение в рисунке

- приемы создания объема красками.





Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Подготовительный.

Задача этапа: обеспечить мотивацию, актуализация опорных знаний и умений. Создание условий для самостоятельной формулировки цели урока.


Создание «ситуации успеха»: ребята хорошо знают, что такое свет, тень, объем.

Мы сегодня продолжаем говорить об объеме, и что рисующему помогает создавать его на плоскости. Разберем способы передачи объема.

Обратимся к теме урока. Все слова для вас знакомы и понятны в теме урока? (слай№1)

Как они связаны с объемом?

Что такое светотень? Что такое освещение?3


Вопрос: Скажите, а как освещение помогает в работе художника?


Да, именно помогает выявить. В реалистической живописи освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль.

Они передают рельеф предмета, его положение в пространстве и многое другое.

На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, пространство. Чтобы рисующему это удалось передать, он должен видеть и понимать, как предмет освещен, как распределяется свет и тень, т.е. светотень. Посмотрим на экран (слайд.№3). Освещение может быть естественным, где источником света является солнце и искусственным, где источником света является светильник, лампа и т.д. А, вот характер распределения освещенности зависит от положения объектов по отношению к источнику света. Освещение может быть рассеянным и направленным, фронтальным, боковым, контр ажурным. Посмотрим на экран (слайд№4) и попробуем разобраться, какое освещение наиболее выгодно для выявления объема.

Вопрос: Что можно сказать про фронтальное освещение, как оно выявляет объем?

Вопрос: Боковое освещение?

Вопрос: Контражурное освещение?

Вопрос: Как вы думаете, в рисунке какое освещение будет наиболее удачным?

Да, это вы поняли.

Теперь поговорим о светотени.

Вопрос: Как, вы думаете ,имеет значение, где на предмете располагается блик, тень, полутень и т.д.?

А теперь давайте подумаем.

Вопрос: Ребята, какая цель нашего сегодняшнего урока. Что мы будем делать?

Да. Создать объем на плоскости, используя краски.

(слай№5)

Что для этого нужно? Определить порядок действий.

  1. Выбираем освещение.

  2. Разбираем фазы светотени.

(слай№6)

Учащиеся выделяют единицу содержания. Используется частично-поисковый метод. Фронтальная форма работы. Определяется граница знания-незнания.

Методы обучения: репродуктивный.

Формы обучения: фронтальная












Да ,знакомы и понятны.



Светотень, распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём. Освещение,  обеспечивающее видимость  предметов. (слай№2)





Освещение помогает выявить объем.

Как будет выглядеть предмет.






.



















Предмет кажется плоским.

Четко выявляет форму.

Предмет представляет силуэт.


Боковое.


Да. Чтобы предмет был похож на объемный.


Познакомиться с видами освещения.

Создать объем на плоскости. И правильно распределить светотень.







2 этап. Применение.

Задача этапа: обеспечить усвоение предложенного материала.

Работа у доски.

Критерии оценки:

  1. Правильное распределение фаз светотени.

  2. Правильное создание тоновой растяжки красками.

(слай№7)


Давайте с вами сравним две формы ( круг и шар) (слай№8). Чем они схожи?

В чем различие?

Что делает шар объемным?


Теперь мы попытаемся разобраться, как это передать красками. Сегодня мы выполним рисунок шара с боковым освещением. Для нашей работы, мы условно выберем освещение, направленное с боку и сверху, т.к. вы сами отметили, что боковое освещение наиболее удобное.


Светотень распадается на несколько фаз («блик», «свет», «полутень», «собственная тень», «рефлекс»).

Вопрос: Кто может назвать эти фазы?

На наиболее освещенной поверхности располагается свет, а самая яркая точка на предмете называется бликом. Он образуется, когда лучи света падают на предмет под углом 90 градусов (слай№7). На поверхности освещенной скользящими лучами света, располагается полутон (полутень). Это мы сейчас видим на схеме(слай№9,10). Демонстрация на гипсовом шаре. Теперь нанесем эти фазы на ваш круг. Блик оставляем белый, свет изобразим более темным тоном, а полутон будет еще темнее.

Возвращаемся к схеме шара(слай№11). На самой затемненной поверхности, куда не попадают лучи света, образуется собственная тень. Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом ,отраженным от других предметов. Такая подсветка называется рефлексом(слай№12).

Демонстрация на гипсовом шаре.

Теперь нанесем эти фазы на ваш круг. Собственную тень изобразим еще более темным тоном ,чем полутень ,а рефлекс у нас останется более светлым.

Но кроме этих фаз, от предмета на поверхность падает тень, она так и называется падающая, которая обычно бывает темнее собственной тени(слай№13).

Демонстрация на гипсовом шаре.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контролирует правильность выполнения приемов работы. 2) оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.


Просмотр работ. Как ребятам удалось передать объем предмета на плоскости.


Методы обучения: продуктивный, репродуктивный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная





.




Формой.

Один предмет плоский, другой объемный.

Светотень.


















«блик», «свет», « полутень», «собственная тень», «рефлекс».




Ребята выполняют первый этап практической работы. Подбирают нужный тон для блика, полутона.








Ребята выполняют второй этап практической работы. Подбирают нужный тон для собственной тени.



Ребята выполняют третий этап практической работы. Подбирают нужный тон для рефлекса.

Ребята выполняют заключительный этап практической работы. Подбирают нужный тон для падающей тени.






3этап.

Подведение итогов на рефлексивной основе.

Задача этапа: чему научились, что нового узнали.


Предлагается заполнить схему (слай№14).

Вопрос:

Если мы возьмем другую фигуру. Мы сможем применить наши способы?


Сравниваем схему с образцом. (слай№15)





Оценивают свои работы.

Критерии оценки:

  1. Правильное распределение фаз светотени.

2. Правильное создание тоновой растяжки красками.

Заполняют схему расположения фаз светотени.

В парах проверяют схему, сравнивая ее со схемой на доске.

Свет, блик, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Что для этого нужно? Определить порядок действий.

  1. Выбираем освещение.

  2. Разбираем фазы светотени.




Учитель: Сорокина Лариса Витальевна.

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 6 классе «Д».

Тема: Освещение. Светотень.

Единица содержания образования:

Способы и приемы (схема) построения объема на плоскости красками

Цель урока:

обучающий аспект:

  • расширить представление о свете как средстве организации пространства в картине и выявления объема;

  • разобрать более подробно схему светотени - «блик», «свет», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»

- научится правильному соотношению этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место.

развивающий аспект:

  • развивать приемы работы красками (создание растяжки тона)

  • развивать мыслительные операции( сравнение, анализ, синтез);

  • формировать ключевые компетенции.

  • стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовать их в активные. Усвоение и применения их на практике.

воспитывающий аспект:

  • воспитывать наблюдательность, внимательность, пространственное мышление;

  • воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • подготовительный,

  • применения,

  • итог на рефлексивной основе.





































































 



Тема урока: Освещение. Светотень.
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цель урока:

обучающий аспект:

-       расширить представление о свете как средстве организации пространства в картине и выявления объема;

-разобрать более подробно схему светотени - «блик», «свет», «полутень», «собственная тень», «рефлекс»,   «падающая тень»

- научится правильному соотношению светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место.

развивающий аспект:

-       развивать приемы работы красками (создание растяжки тона)

-       развивать мыслительные операции( сравнение, анализ, синтез);

-       формировать ключевые компетенции.

-       стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовать их в активные. Усвоение и применения их на практике.

 

воспитывающий аспект:

-       воспитывать наблюдательность, внимательность, пространственное мышление;

-        воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения

Формирование ключевых компетенций:

-       коммуникативная;

-       учебно-познавательная (планирование, анализ, синтез, самооценка);

Единица содержания образования:

Способы и приемы (схема) построения объема на плоскости красками.

 

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Автор lorik1965 Лариса Витальевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 689
Номер материала 49646
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓