Главная / Биология / Тема урока: Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака.

Тема урока: Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»












Сценарий вечера русского романса

второй половины XIX века

для учащихся старших классов

"Под звуки нежные романса…"
























Подготовила: Куликова Людмила Павловна,

учитель русского языка и литературы





г. Исилькуль 2014г



Сценарий вечера русского романса

второй половины XIX века

для учащихся старших классов

"Под звуки нежные романса…"

Цель: открыть для современных школьников малоизвестные станицы русской литературы, приобщить их к культурному наследию страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные, театральные способности с неизвестной для них самих стороны, укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.

Задачи:

Обучающие: знакомство с новым литературным жанром, творчеством А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева,А.А. Фета; знакомство с творчеством русских композиторов и цыганским романсом; знакомство с новыми тенденциями в развитии литературы в России после реформы 1861 года.

Развивающие: систематизация знаний по литературе второй половины XIX века; развитие представления о жанрах русской литературы;обобщение знаний о культуре пореформенной России; расширение связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой; развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной социализации в обществе. Воспитательные: воспитание любви к русской национальной культуре, знакомство с её традициями; влияние русской литературы XIX века на становление и развитие личности современного молодого поколения; открытие нового,малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры; патриотическое воспитание; развитие организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников;укрепление связей школьников и педагогов,создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Действующие лица:

1. Ведущие – 2 пары

2. Инсценировка по мотивам пьесы А.Н. Островского“Бесприданница”:

Лариса Дмитриевна

Харита Игнатьевна

Кнуров

Паратов

3. Инсценировка по мотивам пьесы Л.Н. Толстого“Живой труп”:

Федя

Маша

Офицер

4. Вокалисты – 4 человека, учителя и ученики

5. Вокальная группа

6. Гости в салоне

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также

исполнителях русских и цыганских романсов. Стенгазеты вывешиваются за неделю до

Спектакля в кабинете русского языка или фойе.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка из 6 «А»

Музыка “Отвори потихоньку калитку…”. Ведущий:Лишь только вечер затеплится синий, Лишь только звезды зажгут небеса И черемух серебряный иней Уберет жемчугами роса.

Отвори потихоньку калитку

И взойди в тихий садик, как тень,

Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.

Ведущая: Снился мне сад в подвенечном уборе,

В этом саду мы с тобою вдвоем.

Звезды на небе, звезды на море,

Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы

Чуткой душою я жадно ловлю.

Взоры глубоки, уста молчаливы:

Милый, о, милый, люблю.

Ведущий:Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

Ведущая: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу второй половины 19 века.

Ведущий: В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй

половины XVIII века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока:

классический, “профессиональный”романс и романс бытовой, любительский

(т.е.создаваемый музыкантами-любителями).

Ведущая: Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих

исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка,

Даргомыжский,Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.

Ведущий: Бытовой романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе

песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому романсу, все же творили в

этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в

течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования

прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине

шедеврами.

Ведущая: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой

А.Н.Островского “Бесприданница”.

Ведущие уходят.

Справа появляются действующие лица первой инсценировки

под музыку “Нет, не любил он…”

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван.

Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.

У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов: Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса: Мне что-то нездоровится.

Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.

Лариса:Право же, господа, прошу простить, мне действительно нездоровится. Огудалова:Спой, Лариса, уважь дорогих гостей. Паратов:(подносит гитару и становится на колено) Просим! Кнуров, Паратов, Огудалова:Просим! Просим! Лариса: Подыграйте мне.

Поет романс “Нет, не любил он”

(Аккомпанирует Бойко О.Н. – учитель музыкальной школы.)

Выходят ведущие – вторая пара из 6 «Б»

Ведущая: Весьма интересна история романса «Очи черные». Многие музыковеды считают этот романс наиболее известным в огромном массиве русских песен и романсов. Уже более 150 лет его исполняют самые известные певцы разных сценических и песенных направлений. Это, конечно, певцы камерного жанра, артисты кино, эстрадные певцы и певцы оперные в концертах.

Ведущий: Стихотворение «Черные очи» было написано украинским писателем Евгением Гребёнкой, когда он гостил в селе Рудка у соседа-помещика, отставного штабс-капитана Растенберга. Его дочери, Марии Васильевне, с которой летом следующего года Гребёнка обвенчался, оно и посвящено. Брак был у них хороший и счастливый. Первоначальный вариант стихотворения имел только 3 строфы, без какого-либо надрыва, лишь приправленный романтизмом.

Ведущая: Часто указывается «музыка неизвестного автора», что является неверным. Романс исполняется на музыку вальса Ф. Германа в обработке С. Герделя, опубликованной впервые в 1884 году. Судя по всему, Флориан Герман был по происхождению немцем (таким образом, один из самых известных «цыганских» русских романсов создан этническим украинцем и уроженцами Германии и Норвегии).

Ведущий: Известный певец Фёдор Иванович Шаляпин ввёл этот романс в свой репертуар и познакомил с ним мир во время своих гастролей. Кроме того, Шаляпин добавил к тексту несколько куплетов, видимо, написанных собственноручно. Он посвятил их своей будущей жене итальянке Иоле Торнаги.

Ведущая: И сейчас для вас прозвучит романс «Очи черные» в своем певрвоначальном варианте

Романс «Очи черные»(мальчики из 6 «Б») Выходит третья пара ведущих из 6 «В» Ведущая: Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены прежде всего произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого, Льва Мея, великого князя Константина Романова. Ведущий: Вокальным шедевром по праву считается романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” на стихи Ф.И. Тютчева.

Ведущая: Стихи А.К. Толстого вдохновили к написанию великолепных романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Ведущий: Некоторые авторы второй половины XIXвека остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”. Ведущая:Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе “Дворянское гнездо”. Ведущий: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить“берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам.Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

Ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии.Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.

Ведущая:Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка

росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая.Выполняла она самую грязную работу.

Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

Вокальная группа исполняет романс“Утро туманное” Выходят ведущие – первая пара Ведущая: Романс – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира. Содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса в России пришелся на XIX – XX вв. Ведущий: Корни же романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – “романс”.

Ведущая: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.

Ведущий: В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа.

Звучит романс “Я помню вальса звук прелестный”.

Во время исполнения две пары – кадеты и девушки с хореографического отделения – танцуют вальс.

Выходят ведущие – четвертая пара из 6 «Г» Ведущий: Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами. Ведущая: Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно,представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю”. Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией “Слушайте, если хотите”(стихи его же) и “Ночь светла” на стихи Николая Языкова.

Ведущий: К этому же периоду относятся сочинения близких к цыганским кругам аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н. Зубова,Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс Н.Пашкова (на собственные стихи) “Не уезжай ты,мой голубчик” сочетает в себе мелодические интонации романсов начала XIX века. Романс Н.Зубова “Побудь со мной”, получивший “второе рождение” в конце XX века, также находится в русле цыганских песенных традиций.

Ведущая: Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу страстной любви. Удивительный образ цыганки-исполнительницы романсов создал в своей пьесе “Живой труп” Лев Николаевич Толстой.

Вторая инсценировка.

Маша, Офицер,Федя Протасов.

Цыганки и цыгане сидят вокруг.

Звучит музыка – романс “Пассия Прэ Чар (Легла речка)” - аудиозапись.

Протасов сидит с закрытыми глазами.

Офицер: Федя! Спишь?

Федя:Не разговаривайте! Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля… Спой еще, Маша!

Офицер:Спой мою похоронную! Федя:Отчего похоронную?!

Офицер:А это оттого, что когда я умру…понимаешь, умру, в гробу буду лежать, придут цыгане... Так жене завещаю. И запоют – так я из гроба вскочу. Понимаешь? Федя:Ах, Маша, Маша, как ты мне разворачиваешь нутро все. Маша:Что вы, Федор Васильевич?

Федя:Ты мне небо открываешь. Ты сама не понимаешь, что делаешь! Маша:Как не понимать я понимаю, что кого люблю, для того и стараюсь и пою лучше.

Поет романс “Не говорите мне о нем…”

Выходят ведущие – первая пара. Ведущий: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись.Среди этих сочинений “Очи черные”,“Темно-вишневая шаль”.

Ведущая: Особенно хочется отметить один анонимный шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева“Я встретил Вас”. Только благодаря тому, что он сохранился в памяти великого певца И.С.Козловского, который и сделал обработку напева,мы имеем возможность радоваться этому прекрасному сочинению.

Исполняется романс “Я встретил Вас…” Выходят все ведущие

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.

Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями.

Ведущий 2:Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса. Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.

Ведущий 3:Спасибо за внимание!

Все вместе: И до новых встреч!


Тема урока: Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака.
  • Биология
Описание:

Тема урока: Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма проведения урока: проблемный урок.

Время проведения: декабрь – январь

Участники: 7-ые классы

Цель: знать особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать знания о внешнем строении речного рака и процессах его жизнедеятельности.

Развивающая: - развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать, выделять существенные признаки объекта;

                        - развивать умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал;

                        - развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная: - способствовать развитию коммуникативных способностей при работе в парах;

                        - способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом;

                        - воспитывать аккуратность

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- проводить наблюдение и делать соответствующие выводы;

- обобщать полученную информацию.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Автор Мальцева Оксана Львовна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 581
Номер материала 5996
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓