Учебно-методическая
карта урока по предмету «Литература», 11 класс.
Преподаватель: Сушко Ольга Борисовна.
Предмет: литература.
Тема урока: «Любовь – это путь к
вечности». Испытание любовью в романе «Мастер и Маргарита».
Цели занятия: образовательные:
1. Выяснить идейно-композиционное значение в романе любовной линии.
2. Проследить путь героев во время любовных испытаний, проанализировать, как
раскрываются герои в
них.
3. Проследить изменения в чувствах, поступках героев.
4. Установить автобиографический характер любовной линии романа, связь между
сюжетными линиями
романа и произведениями УНТ.
Развивающие:
1. развивать у
обучающихся речь, мышление, память;
2. развивать и
закреплять у обучающихся умение и навык работы с текстом произведения;
3. развивать
закреплять у обучающихся умение и навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
1. подвести обучающихся к осмыслению великой ценности любви в жизни человека;
2. воспитывать бережное отношение к художественному слову.
Пояснительная
записка.
Технологическая карта
урока литературы в 11 классе составлена на основе действующей программы по литературе
В.
В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература 19 – 20 веков. 10- 11
классы». Данный урок завершает систему уроков литературы по теме «Творчество
М. А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Урок дает возможность
рассмотреть автобиографический характер любовной линии романа, соотнести
события, связанные с отношениями
между Мастером и Маргаритой, с
отношениями между Еленой Сергеевной и Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. С
этой целью на уроке используются материалы из дневника Елены Сергеевны.
Класс, в котором проводился урок,
гетерогенный по составу. Поэтому вопросы, задания, предлагаемые на уроке,
рассчитаны на обучающихся с разным уровнем подготовки. Работа по теме
предполагает хорошее знание обучающимися содержания романа, умения в нем свободно
ориентироваться, цитировать, глубоко проникать в художественный текст.
С одной стороны, урок
предполагает освоение обучающимися новых знаний, с другой – с целью овладения
новыми знаниями обучающиеся пользуются уже имеющимися знаниями, приобретенными
в течение предыдущих уроков умениями и навыками. Тип урока – комбинированный.
Учащиеся включены на уроке
в различные виды деятельности: отвечают на вопросы, носящие проблемный
характер, выполняют работу исследовательского характера, сравнительно-аналитическую
работу, поисковую. Деятельность обучающихся на уроке предполагает различные
формы: групповую, индивидуальную, работу в парах.
|
|
Этап
урока.
|
Цель этапа
|
Содержание
этапа.
|
Содержание учебного материала
|
Деятельность
|
Методы,
приемы, средства
|
формы
|
учителя
|
обучающегося
|
1.
Организационный момент.
|
1. подготовить обучающихся к работе на
занятии;
2. психологически настроить обучающихся
на предстоящее занятие.
|
1.
проверка внешнего состояния кабинета;
2.
проверка подготовленности обучающихся к занятию;
3.
организация внимания;
4.
взаимное приветствие учителя и обучающихся.
|
|
1. проверяет внешнее состояние кабинета;
2. приветствие обучающихся;
Создание эмоционального настроя на урок;
3. проверка готовности к занятию;
4. организовывает внимание.
|
1. приветствуют преподавателя;
2. готовятся к занятию;
3. слушают.
|
Беседа
приветствие
|
|
2.
Актуализация знаний.
|
1. проверить ранее усвоенные знания
обучающимися;
2. подготовить обучающихся к восприятию
материала.
|
1. проверка
усвоения материала предыдущего занятия;
2.
проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков;
3.
комментирование ответов обучающихся.
|
1. Обращение к теме и эпиграфу урока:
1.1. У А. Ахматовой есть строки,
посвященные М. Булгакову:
Ты так сурово жил и до конца
донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто
шутил
И в душных стенах
задыхался…
(«Памяти Булгакова»)
Главнейшей чертой творческого сознания
Булгакова А. Ахматова считала его духовную независимость. Что же помогало ему
сохранить её?
1.2. Роман «Мастер и Маргарита» называют
метароманом. Одна из тем – тема любви. Что для вас значит это слово? Каким
смыслом наполнено? С чем ассоциируется?
1.3. Схема – ассоциация «Любовь».
|
1. задает вопросы, побуждающие к
размышлению, диалогу;
2. слушает;
3. комментирует ответы;
4. оформляет вместе с обучающимися
ассоциативный ряд к слову «Любовь».
|
1. слушают, отвечают на вопросы,
высказывают свои предположения;
2. дополняют и поправляют друг друга;
3. выстраивают ассоциативный ряд к слову
«любовь»;
|
Подготовка
к восприятию.
Методы:
Словесный,
аналитический, сравнительный, алгоритмический.
Побуждающий
диалог.
|
фронтальная
|
3.
Целеполагание.
|
1. Раскрыть цель урока;
2. ознакомить учащихся с планом работы
на уроке;
|
1. сообщение
и анализ темы урока;
2.
сообщение цели занятия;
3.
сообщение плана занятия.
|
1. Акцент на теме урока. Чувства любящих
всегда проходят определенные испытания. Достаточно вспомнить произведения
УНТ, других русских писателей: герои всегда на пути к счастью встречают
препятствия, которые должны преодолеть. Почему?
2. Как вы думаете, какова цель нашего
урока и какие задачи необходимо решить на уроке?
(Вспомогательные вопросы:
Когда же впервые начинает развиваться
тема любви? Кто о ней заговорил? С чьими именами связана эта тема?
Какие испытания проходят герои? )
|
1. комментирует тему и проблему,
поставленную перед обучающимися;
2. обращает обучающихся к наследию и
традициям русской литературы;
3. портреты Мастера и Маргариты
появляются на доске перед обучающимися;
4. предлагает учащимся задание:
закончите предложение «В любви герои проходят испытание (разлукой, болезнью,
временем, ненавистью…)
|
1. слушают, записывают тему;
2. соотносят содержание урока, проблему,
поставленную на уроке с изученными ранее произведениями: сказки, И. С.
Тургенев «Отцы и дети», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А. Н. Островский
«Гроза», «Бесприданница» и др.
3. выполняют индивидуально задание:
закончите предложение «В любви герои проходят испытание…
|
Методы:
словесный, аналитический, сравнительный, наглядный.
|
индивидуально
|
4.
Открытие нового знания.
Самостоятельное
усвоение новых знаний.
|
1. дать обучающимся конкретное
представление об изучаемых фактах, основной идее изучаемого вопроса;
2. добиться от обучающихся восприятия,
осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний;
3. работать с подтекстом.
|
1.
организация работы в группах;
2.
обеспечение восприятия, осознания, осмысления нового материала;
|
1. Роман и жизнь переплелись в
неразрывное целое. В начале 1930-х годов жена крупного военачальника Елена
Сергеевна ушла от мужа к знаменитому писателю М. Булгакову и стала его
женой. В феврале 1929-го они увиделись впервые, а в мае Булгаков начал писать
свой знаменитый роман. Таким образом, Маргарита из романа имеет вполне
реальный прототип – Елену Сергеевну Булгакову, а роман стал плодом любви
великого Мастера к женщине и жизни. Как же автор описывает первую встречу
героев в романе?
2. Индивидуальное задание. Художественный
пересказ эпизода «Первая встреча Мастера и Маргариты».
2. Сравнительно-аналитическая работа в
группах. Выступление групп.
1 группа:
проанализируйте эпизод знакомства Мастера и Маргариты:
- чем объяснить, что знакомство героев
происходит именно тогда, когда роман Мастера уже почти закончен?
- чем необычно вспыхнувшее чувство?
- каковы самые счастливые страницы
романа?
2 группа: Сравните
отрывок из 13-ой главы со слов «Она приходила и первым делом надевала
фартук…» до слов: «… в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы» с
отрывком из 19-ой главы со слов: «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась
к примусу» до слов: « Она любила его, она говорила правду».
3 группа: Читая «Евгения Онегина»
Пушкина, мы говорим о высокой нравственности Татьяны, отвергнувшей любовь и
оставшейся верной семейному долгу. Можно ли в таком случае назвать
нравственным поведение Маргариты, оставившей мужа, который её любил, и
ушедшей к Мастеру?
|
1. подводит учащихся к новому этапу
урока.
2. обращает внимание обучающихся на
цветовую характеристику отрывка;
3. организовывает работу в группах.
4. организует проблемный диалог;
5. проводит параллель с ранее
изученным;
|
1. художественный пересказ эпизода;
3. работают в группах;
4. выполняют аналитическую работу,
цитируют роман в подтверждении своей мысли.
5. сравнивают проблемы, поднятые в
романе, с подобными проблемами в произведении А. С, Пушкина.
6.решают проблему, проводят параллель с
ранее изученным.
|
Методы:
словесный, аналитический,
Сравнительный
метод
частично-поисковый
метод
Проблемная
ситуация
|
Индивидуальная
Групповая
|
5.
Закрепление.
|
1. сформировать умение и навыки
самостоятельной работы;
2. сформировать умение самостоятельной
работу с текстом художественного произведения:использовать цитирование как
доказательство своей точки зрения.
3. учить чуткому и внимательному
отношению к художественному слову.
|
1.
комментирование ответов обучающихся;
2.
обсуждение результатов ответов обучающихся.
|
1. Выполнение заданий.
1.1. Какие испытания проходит Маргарита
во имя любви? Почему именно Маргарита, а не Мастер?
1. 2. Все, что Маргарита совершает, она
совершает во имя любви. Но все-таки не просит у Воланда ничего для себя.Чем
Воланд покорен в Маргарите?
1.3. В конце романа Левий Матвей просит
Воланда наградить Маргариту, как и Мастера, покоем. Но просит он об этом
МОЛЯЩЕ. Почему он считает, что она меньше заслуживает покоя, чем Мастер?
|
1. помогает обучающимся установить
причинно-следственные связи между событиями, происходящими в романе;
2. объясняет задание, отвечает на
возникающие вопросы;
3. побуждает к высказыванию
своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся.
|
1. выстраивают последовательность
событий, характеризующих действия героев;
2. учатся внимательно относиться к
художественному слову, видеть подтекст в произведении;
|
Исследовательский.
Беседа.
Самостоятельная
работа.
|
Индивидуальная.
Фронтальная
|
6.
Рефлексия.
|
1. подвести итоги работы;
;
2. оценить работу обучающихся ?
|
1.
выяснить, насколько обучающиеся удовлетворены состоявшимся общением с
писателем и его произведением, все ли вопросы, волнующие их в этой теме,
разрешены;
|
1. Вопрос, обращенный к восприятию
учащимися романа, впечатлению, полученного от общения на уроке:
1.1. Вы закрываете роман. С каким
чувством? Что остается в душе?
|
1. побуждает обучающихся разобраться в
своих чувствах
и мыслях (по итогам работы над темой
урока)
2. мотивировать обучающихся использовать
в речи строки из романа, наиболее точно передающие чувства читателя
|
1. внимательно слушает выступающих,
дополняет, высказывает свои мысли;
2. привлекают цитаты из романа,
работают с подтекстом.
|
Диалогический
метод.
|
Фронтальная
|
7.
Домашнее задание
|
1. сообщить обучающимся о домашнем
задании;
2. разъяснить методику его выполнения.
|
1.
информация о домашнем задании;
2.
проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы дома и способы её
выполнения.
|
1. Дома вы сможете поразмышлять над
темой сочинения-миниатюры: «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» заставил
меня…(поразмышлять, задуматься, понять, осмыслить и т. Д.)
|
1.сообщает обучающимся суть домашнего
задания;
2. разъясняет методику его выполнения.
|
1. внимательно слушает, осмысляет суть
задания, задает вопросы по его выполнению.
|
Беседа.
|
|
Приложение
к технологической карте урока.
Приложение
№1.
Схема
– ассоциация к слову «любовь».
ЛЮБОВЬ – свобода
верность
справедливость
зависимость
раскаяние
милосердие
жертвенность
(ассоциативный
ряд может быть продолжен)
Приложение
№2
Дополнительные
сведения для учителя, необходимые в ходе выполнения обучающимися
сравнительно-аналитической работы.
1. Из дневника Елены Сергеевны: «Это было
в 1929 году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не
хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет
ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом
приглашенных и его, и меня. В общем, мы встретились и были рядом. Это была
быстрая, необычайно быстрая , во всяком случае с моей стороны, любовь на всю
жизнь.»
2. Из дневника Елены Сергеевны: «Потом
наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из
дома именно из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый год я
смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова двадцать месяцев, давши
слово, что я не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду
одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что когда я
первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал,
было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «Я тоже».
Приложение
№3
Дополнительные
сведения для учителя, используемые на этапе «Рефлексия».
1. Гл. 32, из романа «Мастер и Маргарита»:
Воланд оставляет Мастера и Маргариту
вдвоем. Идя по песчаной дороге с любимым, она произносит такие слова: « Слушай
беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной.
(,,,) Вечером придут к тебе те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя
не встревожит. (…)… ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты
станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон
буду я.»
2. Из дневника Елены Сергеевны: «Но тогда
же он мне сказал то, что я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал:
«Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках».Если представить, что это
говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий
от счастья, то, конечно, это выглядело странно. И я, смеясь, сказала:
«Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на…» Он сказал: «Я говорю очень
серьезно, поклянись». И в результате я поклялась…» - муж умер у неё на руках 18
марта 1940 года.
Анкета
участника конкурса
|
1.
|
Фамилия, Имя, Отчество автора
|
Сушко Ольга Борисовна
|
2.
|
Образовательное учреждение
|
МОУ «Боевая средняя
общеобразовательная школа»
|
3.
|
Должность
|
Учитель русского языка и
литературы
|
4.
|
Почтовый адрес, включая индекс
|
646002 Омская область,
Исилькульский район, п. Боевое, ул. Садовая 9.
|
5.
|
E-mail
|
sushko66@mail.ru
|
6.
|
Контактный телефон
|
|
тел. раб. (дом.)
|
Домашний - (38173)53205, рабочий
– (38173)53167
|
тел. сот.
|
89831146268
|
7.
|
Направление работы
|
гуманитарное
|
8.
|
Несколько слов о себе (общий педагогический стаж,
сколько лет работаете по ОС «Школа 2100», педагогические интересы)
|
Работаю в школе с 1987 года,
25-ый год. Была на семинарах «ОС «Школа 2100».
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.