Главная / Русский язык и литература / Тема урока: «Любовь – это путь к вечности». Испытание любовью в романе «Мастер и Маргарита».

Тема урока: «Любовь – это путь к вечности». Испытание любовью в романе «Мастер и Маргарита».

Учебно-методическая карта урока по предмету «Литература», 11 класс.



Преподаватель: Сушко Ольга Борисовна.

Предмет: литература.

Тема урока: «Любовь – это путь к вечности». Испытание любовью в романе «Мастер и Маргарита».

Цели занятия: образовательные:

1. Выяснить идейно-композиционное значение в романе любовной линии.

2. Проследить путь героев во время любовных испытаний, проанализировать, как раскрываются герои в

них.

3. Проследить изменения в чувствах, поступках героев.

4. Установить автобиографический характер любовной линии романа, связь между сюжетными линиями

романа и произведениями УНТ.

Развивающие:

1. развивать у обучающихся речь, мышление, память;

2. развивать и закреплять у обучающихся умение и навык работы с текстом произведения;

3. развивать закреплять у обучающихся умение и навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

1. подвести обучающихся к осмыслению великой ценности любви в жизни человека;

2. воспитывать бережное отношение к художественному слову.






Пояснительная записка.

Технологическая карта урока литературы в 11 классе составлена на основе действующей программы по литературе

В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература 19 – 20 веков. 10- 11 классы». Данный урок завершает систему уроков литературы по теме «Творчество М. А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Урок дает возможность рассмотреть автобиографический характер любовной линии романа, соотнести события, связанные с отношениями

между Мастером и Маргаритой, с отношениями между Еленой Сергеевной и Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. С этой целью на уроке используются материалы из дневника Елены Сергеевны.

Класс, в котором проводился урок, гетерогенный по составу. Поэтому вопросы, задания, предлагаемые на уроке, рассчитаны на обучающихся с разным уровнем подготовки. Работа по теме предполагает хорошее знание обучающимися содержания романа, умения в нем свободно ориентироваться, цитировать, глубоко проникать в художественный текст.

С одной стороны, урок предполагает освоение обучающимися новых знаний, с другой – с целью овладения новыми знаниями обучающиеся пользуются уже имеющимися знаниями, приобретенными в течение предыдущих уроков умениями и навыками. Тип урока – комбинированный.

Учащиеся включены на уроке в различные виды деятельности: отвечают на вопросы, носящие проблемный характер, выполняют работу исследовательского характера, сравнительно-аналитическую работу, поисковую. Деятельность обучающихся на уроке предполагает различные формы: групповую, индивидуальную, работу в парах.




Этап урока.

Цель этапа

Содержание этапа.

Содержание учебного материала

Деятельность

Методы, приемы, средства

формы

учителя

обучающегося

1. Организационный момент.

1. подготовить обучающихся к работе на занятии;

2. психологически настроить обучающихся на предстоящее занятие.

1. проверка внешнего состояния кабинета;

2. проверка подготовленности обучающихся к занятию;

3. организация внимания;

4. взаимное приветствие учителя и обучающихся.


1. проверяет внешнее состояние кабинета;

2. приветствие обучающихся;

Создание эмоционального настроя на урок;

3. проверка готовности к занятию;

4. организовывает внимание.

1. приветствуют преподавателя;

2. готовятся к занятию;

3. слушают.

Беседа

приветствие


2. Актуализация знаний.

1. проверить ранее усвоенные знания обучающимися;

2. подготовить обучающихся к восприятию материала.

1. проверка усвоения материала предыдущего занятия;

2. проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков;

3. комментирование ответов обучающихся.

1. Обращение к теме и эпиграфу урока:

1.1. У А. Ахматовой есть строки, посвященные М. Булгакову:

Ты так сурово жил и до конца

донес

Великолепное презренье.



Ты пил вино, ты как никто

шутил

И в душных стенах

задыхался…

(«Памяти Булгакова»)



Главнейшей чертой творческого сознания Булгакова А. Ахматова считала его духовную независимость. Что же помогало ему сохранить её?

1.2. Роман «Мастер и Маргарита» называют метароманом. Одна из тем – тема любви. Что для вас значит это слово? Каким смыслом наполнено? С чем ассоциируется?

1.3. Схема – ассоциация «Любовь».

1. задает вопросы, побуждающие к размышлению, диалогу;

2. слушает;

3. комментирует ответы;

4. оформляет вместе с обучающимися ассоциативный ряд к слову «Любовь».

1. слушают, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения;

2. дополняют и поправляют друг друга;

3. выстраивают ассоциативный ряд к слову «любовь»;

Подготовка к восприятию.

Методы:

Словесный, аналитический, сравнительный, алгоритмический.

Побуждающий диалог.

фронтальная

3. Целеполагание.

1. Раскрыть цель урока;

2. ознакомить учащихся с планом работы на уроке;

1. сообщение и анализ темы урока;

2. сообщение цели занятия;

3. сообщение плана занятия.

1. Акцент на теме урока. Чувства любящих всегда проходят определенные испытания. Достаточно вспомнить произведения УНТ, других русских писателей: герои всегда на пути к счастью встречают препятствия, которые должны преодолеть. Почему?











































2. Как вы думаете, какова цель нашего урока и какие задачи необходимо решить на уроке?

(Вспомогательные вопросы:

Когда же впервые начинает развиваться тема любви? Кто о ней заговорил? С чьими именами связана эта тема?

Какие испытания проходят герои? )

1. комментирует тему и проблему, поставленную перед обучающимися;

2. обращает обучающихся к наследию и традициям русской литературы;



































3. портреты Мастера и Маргариты появляются на доске перед обучающимися;

4. предлагает учащимся задание: закончите предложение «В любви герои проходят испытание (разлукой, болезнью, временем, ненавистью…)

1. слушают, записывают тему;

2. соотносят содержание урока, проблему, поставленную на уроке с изученными ранее произведениями: сказки, И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» и др.



3. выполняют индивидуально задание: закончите предложение «В любви герои проходят испытание…

Методы: словесный, аналитический, сравнительный, наглядный.































































индивидуально

4. Открытие нового знания.

Самостоятельное усвоение новых знаний.

1. дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идее изучаемого вопроса;

2. добиться от обучающихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний;

3. работать с подтекстом.

1. организация работы в группах;

2. обеспечение восприятия, осознания, осмысления нового материала;

1. Роман и жизнь переплелись в неразрывное целое. В начале 1930-х годов жена крупного военачальника Елена Сергеевна ушла от мужа к знаменитому писателю М. Булгакову и стала его женой. В феврале 1929-го они увиделись впервые, а в мае Булгаков начал писать свой знаменитый роман. Таким образом, Маргарита из романа имеет вполне реальный прототип – Елену Сергеевну Булгакову, а роман стал плодом любви великого Мастера к женщине и жизни. Как же автор описывает первую встречу героев в романе?

2. Индивидуальное задание. Художественный пересказ эпизода «Первая встреча Мастера и Маргариты».

2. Сравнительно-аналитическая работа в группах. Выступление групп.

1 группа: проанализируйте эпизод знакомства Мастера и Маргариты:

- чем объяснить, что знакомство героев происходит именно тогда, когда роман Мастера уже почти закончен?

- чем необычно вспыхнувшее чувство?

- каковы самые счастливые страницы романа?

2 группа: Сравните отрывок из 13-ой главы со слов «Она приходила и первым делом надевала фартук…» до слов: «… в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы» с отрывком из 19-ой главы со слов: «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу» до слов: « Она любила его, она говорила правду».

3 группа: Читая «Евгения Онегина» Пушкина, мы говорим о высокой нравственности Татьяны, отвергнувшей любовь и оставшейся верной семейному долгу. Можно ли в таком случае назвать нравственным поведение Маргариты, оставившей мужа, который её любил, и ушедшей к Мастеру?

1. подводит учащихся к новому этапу урока.

2. обращает внимание обучающихся на цветовую характеристику отрывка;





























3. организовывает работу в группах.















































4. организует проблемный диалог;

5. проводит параллель с ранее изученным;

1. художественный пересказ эпизода;







































3. работают в группах;

4. выполняют аналитическую работу, цитируют роман в подтверждении своей мысли.

5. сравнивают проблемы, поднятые в романе, с подобными проблемами в произведении А. С, Пушкина.





6.решают проблему, проводят параллель с ранее изученным.

Методы: словесный, аналитический,















































Сравнительный метод



















частично-поисковый метод





















Проблемная ситуация

Индивидуальная





Групповая

5. Закрепление.

1. сформировать умение и навыки самостоятельной работы;

2. сформировать умение самостоятельной работу с текстом художественного произведения:использовать цитирование как доказательство своей точки зрения.

3. учить чуткому и внимательному отношению к художественному слову.

1. комментирование ответов обучающихся;

2. обсуждение результатов ответов обучающихся.

1. Выполнение заданий.

1.1. Какие испытания проходит Маргарита во имя любви? Почему именно Маргарита, а не Мастер?

1. 2. Все, что Маргарита совершает, она совершает во имя любви. Но все-таки не просит у Воланда ничего для себя.Чем Воланд покорен в Маргарите?

1.3. В конце романа Левий Матвей просит Воланда наградить Маргариту, как и Мастера, покоем. Но просит он об этом МОЛЯЩЕ. Почему он считает, что она меньше заслуживает покоя, чем Мастер?

1. помогает обучающимся установить причинно-следственные связи между событиями, происходящими в романе;

2. объясняет задание, отвечает на возникающие вопросы;

3. побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся.

1. выстраивают последовательность событий, характеризующих действия героев;

2. учатся внимательно относиться к художественному слову, видеть подтекст в произведении;

Исследовательский. Беседа.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная.

Фронтальная

6. Рефлексия.

1. подвести итоги работы;

;

2. оценить работу обучающихся ?

1. выяснить, насколько обучающиеся удовлетворены состоявшимся общением с писателем и его произведением, все ли вопросы, волнующие их в этой теме, разрешены;

1. Вопрос, обращенный к восприятию учащимися романа, впечатлению, полученного от общения на уроке:

1.1. Вы закрываете роман. С каким чувством? Что остается в душе?

1. побуждает обучающихся разобраться в своих чувствах

и мыслях (по итогам работы над темой урока)

2. мотивировать обучающихся использовать в речи строки из романа, наиболее точно передающие чувства читателя


1. внимательно слушает выступающих, дополняет, высказывает свои мысли;

2. привлекают цитаты из романа, работают с подтекстом.

Диалогический метод.

Фронтальная

7. Домашнее задание

1. сообщить обучающимся о домашнем задании;

2. разъяснить методику его выполнения.

1. информация о домашнем задании;

2. проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы дома и способы её выполнения.

1. Дома вы сможете поразмышлять над темой сочинения-миниатюры: «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» заставил меня…(поразмышлять, задуматься, понять, осмыслить и т. Д.)

1.сообщает обучающимся суть домашнего задания;

2. разъясняет методику его выполнения.

1. внимательно слушает, осмысляет суть задания, задает вопросы по его выполнению.

Беседа.


























Приложение к технологической карте урока.

Приложение №1.

Схема – ассоциация к слову «любовь».



ЛЮБОВЬ – свобода

верность

справедливость

зависимость

раскаяние

милосердие

жертвенность

(ассоциативный ряд может быть продолжен)




Приложение №2

Дополнительные сведения для учителя, необходимые в ходе выполнения обучающимися сравнительно-аналитической работы.

1. Из дневника Елены Сергеевны: «Это было в 1929 году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая , во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь.»


2. Из дневника Елены Сергеевны: «Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый год я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова двадцать месяцев, давши слово, что я не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «Я тоже».


Приложение №3

Дополнительные сведения для учителя, используемые на этапе «Рефлексия».

1. Гл. 32, из романа «Мастер и Маргарита»:

Воланд оставляет Мастера и Маргариту вдвоем. Идя по песчаной дороге с любимым, она произносит такие слова: « Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. (,,,) Вечером придут к тебе те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. (…)… ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.»


2. Из дневника Елены Сергеевны: «Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках».Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на…» Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась…» - муж умер у неё на руках 18 марта 1940 года.

Анкета участника конкурса


1.

Фамилия, Имя, Отчество автора

Сушко Ольга Борисовна

2.

Образовательное учреждение

МОУ «Боевая средняя общеобразовательная школа»

3.

Должность

Учитель русского языка и литературы

4.

Почтовый адрес, включая индекс

646002 Омская область, Исилькульский район, п. Боевое, ул. Садовая 9.

5.

E-mail

sushko66@mail.ru

6.

Контактный телефон


тел. раб. (дом.)

Домашний - (38173)53205, рабочий – (38173)53167

тел. сот.

89831146268

7.

Направление работы

гуманитарное

8.

Несколько слов о себе (общий педагогический стаж, сколько лет работаете по ОС «Школа 2100», педагогические интересы)

Работаю в школе с 1987 года, 25-ый год. Была на семинарах «ОС «Школа 2100».


Тема урока: «Любовь – это путь к вечности». Испытание любовью в романе «Мастер и Маргарита».
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок завершает систему уроков литературы по теме «Творчество М. А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Урок дает возможность рассмотреть автобиографический характер любовной линии романа, соотнести события, связанные с отношениями

между  Мастером и Маргаритой, с отношениями между Еленой Сергеевной и Михаилом Афанасьевичем  Булгаковым. С этой целью на уроке используются материалы  из дневника Елены Сергеевны.

    Класс, в котором проводился урок, гетерогенный по составу. Поэтому вопросы, задания, предлагаемые на уроке, рассчитаны на обучающихся с разным уровнем подготовки. Работа по теме предполагает хорошее  знание обучающимися содержания романа, умения в нем свободно ориентироваться, цитировать, глубоко  проникать  в художественный текст.

С одной стороны, урок предполагает освоение обучающимися новых знаний, с другой – с целью овладения новыми знаниями обучающиеся пользуются уже имеющимися знаниями, приобретенными в течение предыдущих уроков умениями и навыками. Тип урока – комбинированный.

 

Учащиеся включены на уроке в различные виды деятельности: отвечают на вопросы, носящие проблемный характер, выполняют работу исследовательского характера, сравнительно-аналитическую работу, поисковую. Деятельность обучающихся на уроке предполагает различные формы: групповую, индивидуальную, работу в парах.

Автор Сушко Ольга Борисовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1708
Номер материала 16830
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓