Главная / ИЗО, МХК / Тема урока: «Красота русского пейзажа»(пейзаж-настроение; рисование на мятой бумаге)6 класс

Тема урока: «Красота русского пейзажа»(пейзаж-настроение; рисование на мятой бумаге)6 класс

Тема урока: «Красота русского пейзажа» (пейзаж-настроение; рисование на мятой бумаге)

6 класс.

Все богатства родного пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей.
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер.
Все это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.
Н. Рыленков

Цель: Воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзаж» в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии. Совершенствование умения и навыков детей в комбинировании различных техник ( рисование акварелью на мятой бумаге) Задачи: Обучающие: познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день; передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение. Развивающие: развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).

Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти. Зрительный ряд: художников: И.И.Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Стога. Сумерки «,Ф.Васильев «Мокрый луг», И.И.Шишкин «На севере диком», А.И. Куинджи «Ранняя весна». Рисунки, выполненные учащимися. Литературный ряд: слово «пейзаж», И.А.Бунин. Отрывок из стихотворения «Осыпаются астры в садах». Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года». Для учащихся: бумага, краски акварельные, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка. Методы: рисование на мятой бумаге. Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная работа. Этапы урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

  3. Сообщение темы урока.

  4. Изучение новой темы (беседа по репродукциям художников)

  5. Физкультминутка.

  6. Практическая часть.

  7. Закрепление материала.

  8. Подведение итога.

  9. Вывод-обобщение.


Ход урока

Организационный момент. – приветствие, – проверка готовности к уроку. Повторение изученного материала.

Слайд №1-3.

К какому жанру живописи вы отнесете эти строки:

Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. (И.А.Бунин) (ответы детей)

Слайд №4. На прошлых уроках вы ребята узнали о разных видах пейзажа. Перечислите, пожалуйста, виды пейзажа : (архитектурный , индустриальный, сельский , городской, морской , речной пейзажи.).

Слайд №5-7 . А теперь ребята определите по картине вид пейзажа. ( ответы детей) Слайд №8.

Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов. Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток) У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)

Слайд №9-10.

Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы. Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег. Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости. Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира.

«У каждого времени года. Особенный запах и цвет. Но, так совершенна природа, Что в целом ее краше нет». (О.Рязанова)

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника. Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения. Тема нашего урока: «Красота русского пейзажа», а поговорим мы сегодня о пейзаже – настроение. Что такое настроение? (это состояние души) Какое может быть настроение? (плохое, хорошее) Обратите внимание на эпиграф: «Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия» (И.А.Бунин)

Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях. Путь творца будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают «портрет природы», а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе. Беседа по картине. Слайд №11. 1) Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слыхал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа – второе «я». Он говорил: «Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет; какое это великое счастье». Его пейзажи – это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные. И.И.Левитан «Золотая осень». Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана «Золотая осень». Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем. - Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо? - Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду?

Слайд №12. И.И.Левитан «Весна. Большая вода». «По колено застыли в воде, Как неловкие сестры-подростки, И дрожат на весеннем ветру Тонкоствольные эти березки» Какое настроение в этой картине вы увидели?(Лирическое настроение, настроение радости.) Слайд №13. И.И.Левитан «Стога. Сумерки». Тончайшая гармония мягких цветовых отношений неба, земли, воды, деревьев рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Она созвучна музыкальным образам П.И.Чайковского – великого композитора и современника Левитана. Слайд №14. Ф.А.Васильев «Мокрый луг». Художник не только изображает «портрет природы», а стремится запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной пейзаж. Так и молодой художник Федор Александрович Васильев в картине «Мокрый луг» чувство острой радости, которая овладевает человеком после сильной грозы. Обратите внимание на плановость: 1-й план, 2-й план, 3-й план. Какое время суток изображено на картине? Слайд №15. И.И.Шишкин «На севере диком». Во всем богатстве своего великолепия, сказочного даже фантастического, стоит красавица сосна одна на самом краю крутого утеса, одетая в белый снежный наряд; ее силуэт, освещенный лунным светом, словно отчеканивается на фоне ночного неба. Художник написал эту картину на стихи Гете в переводе М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «На севере диком»читается на фоне музыкального произведения Вивальди «Времена года» (зима). Слайд №16. А. И. Куинджи “Ранняя весна». В картине художника мы видим половодье, пробуждение весны, но главное – радость, которая насыщена картина. Физкультминутка. Слайд №17. Практическая работа. Задание: создать пейзаж – настроение (нетрадиционные техники рисования)

Выберите настроение, состояние в природе. Вначале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления (зимой, летом, осенью, весной). Выберите расположение листа. Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение. Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья.

Слайд №18.

Сегодня ребята мы будем выполнять наш пейзаж – настроение в нетрадиционной технике рисования. Будем писать пейзаж на мятой бумаге. После того как вы помяли лист, распрямите его и широкой кистью красиво залейте поверхность листа. Затем немного подождите, чтоб ваш лист подсох и начинаем дальше работать тонкой кистью изображая свой пейзаж. После окончания работы, мы с вами организуем выставку ваших работ. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места,

  2. контроль правильности выполнения приемов работы,

  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,

  4. контроль объема и качества выполнения работы.

Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение.

Закрепление материала.

Пока наши работы подсыхают, вспомним, о чем мы говорили на уроке.

Вопросы для пройденного материала:

  1. Жанр изобразительного искусства

  2. Главное изображения пейзажа – это…

  3. Известный русский художник-пейзажист.

  4. Известный русский композитор, чьи произведения прозвучали на уроке.

  5. Известная картина И.И. Левитана.

  6. Автор картины «Мокрый луг»

  7. Автор картины «Ранняя весна»







Слайд №19.

Итог урока. Анализ работ

Выставка работ учащихся. (Анализ работ, оформить 2-3 лучших работы в рамку – паспорту, заранее приготовленной учителем).

Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. Какой же можно сделать вывод по уроку: Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, ее состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.

Пейзажи, созданные творцами русской культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей. Вывод – обобщение. Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского. «В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя». Домашняя работа: Кроссворд.

hello_html_m1779f3ce.gif

Ключевое слово : «ПЕЙЗАЖ» Ответы: 1) В. Д. Поленов; 2) перспектива; 3) А. Дейнека; 4) композиция; 5) И. Левитан; 6) «Рожь».



Тема урока: «Красота русского пейзажа»(пейзаж-настроение; рисование на мятой бумаге)6 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Урок предназначен для ознакомления русских художников -пейзажистов(Шишкин,ЛевитанВасильев,Куинджи,Юон), так же говорим о писателях которые посвятили свои стихи природе(Бунин).В течении урока звучит музыка "Времена года" Чайковского.Работу выполнить в нетрадиционных техниках рисования-пейзаж- настроение.в прцессе работы ребята знакомятся с разнообразием нетрадиционных техник рисования.(рисование на мятой бумаге,по-сырому,печатание бумагой).в конце урока проходит выставка детских рисунков ,как итог удачного урока.В течении урока используются разные формы работы с детьми.В конце урока ребята получают домашнее задание в виде крассворда,для того что бы получить ключевое слово "пейзаж".

Автор Ометова Лариса Юрьевна
Дата добавления 18.03.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 1110
Номер материала 58296
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓