Главная / ИЗО, МХК / Тема урока: Красота народного костюма

Тема урока: Красота народного костюма

Разработка урока для __6__ класса _изобразительное искусство

Учитель изо и черчения: Белоусова Наталья Ивановна.

Окжетпесская СШ

Бурабайского района

Акмолинской области

Раздел: Художественное конструирование, дизайн и архитектура.

Дата:_____19.03.2014_г.__ № урока_27__

Тема урока: Красота народного костюма

Цель: познакомить учащихся с особенностями, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны.

Задачи:

Образовательная: закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Развивающая: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

Воспитательная: формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету).

Тип урока: урок закрепления(применения)знаний, умений и навыков.

      • Методы обучения:

- Методы организации учебно-познавательной деятельности – Объяснительно-иллюстративный: Наглядный - демонстрация картин, иллюстрации.

- Методы организации учебно-познавательной деятельности (Словесный - объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объ­яснение.


- Репродуктивные (способствуют усвоению ЗУН на основе заучивания и через систему упражнений, воспроизведение действий по примене­нию знаний на практике, деятельность по алгоритму, програм­мирование;)


-Методы стимулирования и мотивации учебно-познава­тельной деятельности: Познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально - нравственных ситуаций, неожиданность, занимательность, парадоксальность и т.п

- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности - устный, фронтальный, групповой, с применением ЦОР.

- Методы исследовательский деятельности учащимся дается позна­вательная задача, которую они решают самостоятельно, подби­рая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учи­теля

- проблемное изложение изучаемого материала;

- частично-поисковый, или эвристический метод.


Педтехнологии: ИКТ, проблемный метод.


Оборудование: персональные ПК, интерактивная доска, предметы быта, электронный контент.

Понятия, термины: орнамент, символ, искусство, живопись, знаки.

Межпредметная связь: история искусств, геометрия, информатика, музыка.

Базовые и ключевые компетенции:

ценностно-смысловые (1),

общекультурные (2),

учебно-познавательные (3),

информационные (4),

коммуникативные (5),

социально-трудовые (6),

личностного совершенствования (7),

социокультурные (8),

природоведческие и здоровьесберегающие (9),

поликультурные (10).


Структура урока и формирование компетенций учащихся на различных его этапах

К этому уроку при подготовке кабинета необходимо сделать дополнительное оформление. В интерьере разместить предметы быта казахского народа. Можно все это оформить в виде мини юрты.

Сейчас в каждом классе есть учащиеся, которые занимаются в домбровом ансамбле, хореографическом кружке, можно с ними отдельно за ранее подготовить несколько мини выступлений, которые повысят мотивацию у учащихся на данном уроке. Сам педагог может прийти в национальном костюме.

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической ) готовностью учащихся к уроку - формирование компетенции(5)

В начале урока можно включить не громко казахскую национальную музыку, что будет способствовать более быстрой организации своего рабочего места и настроя на творческую работу у учащихся.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап - формирование компетенции (2)

Какой праздник будет отмечать народ Казахстана? (Наурыз)

Как готовятся к встречи учащиеся нашей школы, села и республики?

( Одевают национальную одежду, готовят национальные блюда, гостей угощают в юрте, проходят различные виды состязаний).

Ребятам предлагается ряд изображений: юрта, пиала, домбра, ковер, костюм.

Предлагается проанализировать их. Что общего у них? Чтобы они здесь изменили? Как это можно сделать? Что мы с вами еще не выполняли?

(Это предметы быта, но они не имеют цветового решения, и у всех их отсутствует ОРНАМЕНТ, главный элемент украшения у казахского народа .)


Формулируем тему нашего урока. Определяем вместе цель урока и его задачи.


  1. Актуализация знаний и практических и умственных умений формирование компетенции (3)

Искусство создания орнамента, так же как и плетение ковров, вышивки передавалось из поколения в поколение и всегда имело огромное значение в народном воспитании детей казахов. Посредством изготовления орнамента и нанесения его на предметы прикладного искусства, молодежь узнавала культуру и самобытность своих предков.

Нам сейчас необходимо повторить казахские орнаменты, которые нам помогут украсить наш национальный костюм.

Выполняем задание: необходимо соотнести изображение с его названием.

Учащиеся по очереди выходят к доске и соединяют с помощью линий изображение с его названием (это можно выполнить в виде презентации или флипчарта). Во время выполнения этого задания, может прозвучать домбровое исполнение мелодии учащимся, во время занятием ремеслом звучали народные песни под аккомпанемент домбры.

hello_html_md01ddc2.jpg hello_html_5b7ea3a2.jpg

hello_html_6885b96.jpg

hello_html_73f3095a.jpg


hello_html_m78a83bce.jpg

hello_html_52dc36b6.jpghello_html_m4595766d.jpg

  1. Операционно-исполнительский этапформирование компетенции (6)

Девиз нашего урока:

Ою өрнек сәндігі

Көздің жауын алады.

Болмаса зат өрнексіз,

Ешбір мәнсіз қалады.


Красота узора и орнамента

Радует наш глаз.

А вещи без узора или орнамента

Остаются не заметными.

(Эту работу предлагаю выполнить в виде компьютерной графики. Основная задача этой работы это создания художественного образа в декоративной композиции, а такую работу выполнить за один учебный час качественно возможно в графическом редакторе. В программе изобразительного искусства есть такие виды работ. В этом учебном году информатика преподается с 5-го класса, и учащиеся 6-го класса в начале 3-ей четверти уже изучили приемы в графическом редакторе Paint, очень многие владеют на высоком уровне, изучив его давно самостоятельно еще обучаясь в начальной школе.)

Работу выполняем в графическом редакторе Paint.

Для учащихся подготовлена папка с дополнительным материалом, в которую входит изображение фигур юноши и девушки, орнаменты.

hello_html_3cf8d060.pnghello_html_199c71f6.jpg

Перед началом выполнения работ, я напоминаю ребятам о символическом значении цвета.

Цвет имеет свою символику:

голубой – небо;

белый – радость и счастье;

желтый – знание и мудрость;

красный символизирует огонь и энергию;

зеленый – богатство и жизнь; черный – землю.

  1. Закрепление, тренировка, отработка умений и навыков формирование компетенции (7)

Выполняют практическую работу.

Если будет нужна консультация по работе в графическом редакторе, оказываю индивидуально.

VI. Здоровьесберегающие технологии - формирование компетенции (9)

Во время работы проводим физическую минутку. Учащиеся хореографического ансамбля под музыкальное сопровождение показывают элементы казахского танца и немного поясняют, а мы повторяем (учитель за ранее должен отобрать необходимые движения).

VII.Рефлексивно-оценочный этап - формирование компетенции (1)

Во время предоставления своей работы учащиеся объясняют выбор цвета и орнамента.

В настоящее время становится очень популярным национальный костюм, который одевают на важные торжества, необходимо знать традиции украшения костюма орнаментом. Модные дизайнеры одежды в своих работах часто используют казахские орнаменты, декорируют одежду вышивкой в национальном стиле, а так же различные аксессуары с узорами из тесненной кожи.

VIII. Домашнее задание формирование компетенции (3)

Домашнее задание: поговорить с бабушками и мамами, узнать какие они знают орнаменты, узнать их символическое значение.

Орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом, но есть те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т.е интернациональные орнаменты.


Дополнительная информация к уроку.

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов .

Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства казахского народа. Они являются его спутниками, как в повседневной жизни, так и в праздники. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид. 
В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении паласов, в изделиях из войлока, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов. 
В казахских орнаментах ярко прослеживаются зооморфные, космогонические, растительные и геометрические мотивы. Преобладающее положение занимают зооморфные мотивы. 

  Основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент «рог» (муйiз), в котором преобладают роговидные дуговидные линии.

В узорах проявляется своебразный образный мир казахов. Тут можно встретить и "След верблюда" (Туьйе табан), и "Бараний рог" (Кошкар муьйiз), "Кость" (Жiлiншiк) и "Позвоночник" (Омыртка), и "Собачий хвост" (Ит куйрык. Кроме зооморфных узоров попадаются и элементы окружающей природы, такие как "Зигзаг, Вода" (ирек, су), "Цветок" (гул) и т.д. Часто встречаются древние магические символы в виде геометрически правильных фигур, как утверждают, указывающие иногда на принадлежность к роду или жузу. Прямые линии, круги, ромбы, чередующиеся треугольники довольно часто встречаются в изделиях народных мастеров.

Выбор цвета для казахских мастеров имел символическое значение. Казахи придавали основным цветам следующие значения: синий цвет символизировал голубое небо, вечность; красный – огонь, солнце, - источник вечной энергии, тепла; белый цвет – радость, счастье; черный – землю; зелёный – молодость, весну. 
У казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если в орнаментальном ковре она изображала символически худого человека рядом с полным – родители плакали, получив такой подарок: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех, родственников и друзей на пир, называемый той. Орнаментальное узоротворчество считается национальным богатством, летописью жизни казахов.

Казахские орнаменты весьма красивы и, как говорят, обладают свойствами отгонять злых степных духов. Насчет духов не знаю, но практическое применение орнаментов в современном творчестве, как мне кажется, вполне оправдано и необходимо. Нужны только умеренность и вкус.


Использованные материалы и литература:

  1. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Искусство» уровня основного среднего образования (5-9 классы). Астана 2013г.

  2. http://www.bilu.kz/remesla.php

  3. http://www.bankreferatov.kz/kultura/177-kazodezhda.pdf

  4. http://www.pandia.ru/text/78/221/64330-13.php

  5. http://www.olke.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=81&Itemid=52〈=ru

  6. http://www.bilu.kz/ornament.php

  7. Статья. Казахский народный орнамент в декоративно-прикладном

искусстве и его воспитательное значение. Гайдар А.

  1. Шевцова, А.А. Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.): Дис. канд. ист. наук: 07.00.00, 07.00.07. – Москва, 2004. – 237 c. РГБ ОД, 61:05-7/433

  2. Касенова, К., Шкляева, С. Учимся ткать ковры и гобелены. Пособие для ремесленников // – Алматы : Шебер, 2009.

  3. М. Омирбекова, С. Толенбаев. Раскраска ( приложение к учебнику "Традиционная культура казахов" )
    Алматыкiтап. 2004.

  4. Оримбекова М.Ш. Традиционная культура казахов. Учебное пособие. Алматыкiтап . 2004






Тема урока: Красота народного костюма
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цель: познакомить учащихся с особенностями, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны.

Задачи:

Образовательная:закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Развивающая:   развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

Воспитательная: формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету).

Тип урока: урок закрепления(применения)знаний, умений и навыков.

Автор Белоусова Наталья Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1531
Номер материала 52202
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓