Главная / Биология / «Класс Млекопитающие» (7класс) технология РКМЧП

«Класс Млекопитающие» (7класс) технология РКМЧП

Тема урока: «Класс млекопитающие».

Цель: формирование понятия об особенностях организации млекопитающих, позволивших им занять все основные среды обитания на планете.

Задачи:

  • образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих.

  • развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Стадия вызова.

  3. Стадия осмысления.

  4. Стадия размышления (рефлексия)

Методы: репродуктивные, частично - поисковые

Оборудование: Рисунки с изображениями представителей класса Пресмыкающихся (ящерица, черепаха, крокодил, змея) и Млекопитающих (заяц - беляк, морж, крот, белка- летяга), таблица “Тип хордовые. Класс Млекопитающие”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты “Однопроходные”, “Класс млекопитающие”, “Сумчатые”

  1. Организационный момент (план работы, побудительная мотивация).

  2. Стадия вызова

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Рассмотрите рисунки с изображёнными животными. Назовите их. Какие из представленных животных относятся к пресмыкающимся? На основании каких признаков вы отнесли этих животных к классу Пресмыкающихся?

Молодцы! А почему остальных животных вы не отнесли к пресмыкающимся? К каким систематическим группам (классам) вы бы отнесли этих животных?

Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих. Откройте тетради, запишите число, тему урока и начертите таблицу:


Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?


Учитель: Что вы можете сказать об этих животных? Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Ученик: Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери (заполните колонку «Что знаю?»).

Учитель: Правильно. Где можно встретить млекопитающих, которые изображены на рисунках?

Ученик: В воде, на суше, в воздухе, в норах, на северном полюсе.

2. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Как вы думаете, что позволило млекопитающим занять все основные среды обитания на планете?

Проблемный вопрос: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Учитель: Ребята мы можем с вами сразу ответить на этот вопрос? (нет). Каких знаний нам недостаточно?

Ученик: Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих

  1. Стадия осмысления.

Учитель: Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих.

А что вы хотели узнать? Составляем структурно - логическую схему в колонке «Что хотел узнать?

Задание: С общей характеристикой класса млекопитающих вы познакомитесь сами, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", с 157-158, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих по плану в колонке «Что узнал?» (5 мин).

Вспомним, по какому плану мы составляем общую характеристику класса (записан на доске).

План характеристики животных класса

  1. Среда обитания.

  2. Количество видов.

  3. Внешнее строение.

  4. Внутреннее строение.
    4.1. Особенности строения скелета.
    4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств.
    4.3. Особенности строения кровеносной системы.
    4.4. Особенности строения дыхательной системы.

  5. Размножение.

  6. Происхождение.

  7. Систематика.

Примечание: 5,6 -й пункты заполняются позже.

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери

Структурно-логическая схема:

hello_html_7aafe416.png

1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде, в воде.
Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная.
2. 4,5 тыс. видов
3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).
4. Внутреннее строение:
4. 1. Шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем.
Дифференцированные зубы.
4. 2. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга.
Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
4. 3. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения.
4. 4. Лёгкие альвеолярные.
5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.
6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.

hello_html_m1ae3afc4.png



Учитель дополняет информацию.

Задание классу: сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: кожа лишена желез, 6 шейных позвонков; туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища; нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается; ячеистые лёгкие; низкий обмен веществ; непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

Учитель:В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

Прогрессивные черты:

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.

  2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.

  3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.

  4. Появление шерстного покрова.

  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.

  6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Учитель: Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Ученики: Да (ещё раз перечисляют прогрессивные черты).

Учитель: Таким образом, Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.

Задание классу: внимательно рассмотрите рисунок с изображением животного - утконос. Опишите его внешнее строение.

Ученики: тело покрыто шерстью, на голове клюв без зубов, размножается откладыванием яиц, наружных ушных раковин нет.

Учитель: К какому классу животных вы его отнесёте? Почему?

Ученики: К пресмыкающимся, к птицам, к млекопитающим.

Учитель: Проблема: Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью?

Задание классу: прочитайте текст, лежащий у вас на столе “Однопроходные”. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте: «V»-знаю, «-»- противоречит моим первоначальным представлениям, «?» - хочу узнать, «+» - это для меня .Ответьте на вопросы инструктивной карточки. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы.

ТЕКСТ «Однопроходные»

Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.

  1. Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.

  2. Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.

  3. Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.

  4. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.

  5. Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34. С

  6. Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.

  7. Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Характеристика подкласса Яйцекладущих или Первозверей.

  1. Рассмотрите рисунок 127 и опишите внешний вид Однопроходных.

  2. Обоснуйте, почему Однопроходных относят к древним млекопитающим.

  3. Обоснуйте, почему Однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся.

  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся.

  5. Укажите особенности строения и образа жизни ехидны и утконоса.

Обсуждение результатов работы.

Учитель: Что вы узнали об отряде Однопроходных животных?

Они обитают в Австралии, размножаются откладыванием яиц, вместо губы- клюв.

Учитель: Что узнали нового про этих животных?

Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34 ?С, есть сумка выводковая на брюхе.

Что противоречило вашим представлениям?

Насиживают яйца, как происходит процесс вскармливания.

Ответьте на вопросы инструктивной карточки.

  1. Внешний вид: голова, туловище, конечности, хвост; тело покрыто шерстью
    (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.

  2. Почему Однопроходных относят к древним Млекопитающим?
    Потому, что примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая t тела, размножаются, откладывая яйца, нет сосков и плаценты.

  3. Почему Однопроходных нельзя отнести к Пресмыкающимся?
    Однопроходные вскармливают детёнышей молоком, заботятся о потомстве.

  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся. Откладывают яйца, есть клоака, плечевой пояс одинакового строения.

Учитель: Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью?

Утконос по признаку выкармливания детёнышей молоком относится к млекопитающим животным, но по признаку размножения яйцами и непостоянной температуры тела - к пресмыкающимся. Поэтому его считают млекопитающим, но относят к подклассу яйцекладущих, занимающему по ряду признаков промежуточное положение между классом пресмыкающихся и млекопитающих.

О чём это свидетельствует?

Ученик: О родстве между ними: млекопитающие произошли от пресмыкающихся.

Учитель: Таким образом, в процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало, в конце триаса, Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая, в меловом периоде, уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др.) и плацентарными (кошка, медведь и т. д.) (дополняем характеристику п.6, п.7).

  1. Рефлексия.

Каковы особенности строения Млекопитающих?

По каким признакам класса Млекопитающих подразделяют на подклассы?

Почему Однопроходных считают древними Млекопитающими?

При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в тетради или в учебник.

5. Домашнее задание. § 31, повторить § 25. Заполнить таблицу

“Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”

Черты строения и образ жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Место обитания

 

 

Покровы тела

 

 

Органы дыхания

 

 

Число камер в сердце

 

 

Нервная система

 

 

Температура тела

 

 

Способы размножения

 

 





















Стадия осмысления.



План характеристики животных класса

  1. Среда обитания.

  2. Количество видов.

  3. Внешнее строение.

  4. Внутреннее строение.
    4.1. Особенности строения скелета.
    4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств.
    4.3. Особенности строения кровеносной системы.
    4.4. Особенности строения дыхательной системы.

  5. Размножение.

  6. Происхождение.

  7. Систематика.






Задание классу: прочитайте текст, лежащий у вас на столе “Однопроходные”. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте:

«V»-знаю,

«-»- противоречит моим первоначальным представлениям,

«?» - хочу узнать,

«+» - это для меня .

Ответьте на вопросы инструктивной карточки. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы.

ТЕКСТ «Однопроходные»

Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.

1.Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.

2.Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.

3.Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.

4.Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.

5.Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34. С

6.Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.

7.Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Характеристика подкласса Яйцекладущих или Первозверей.

  1. Рассмотрите рисунок 127 и опишите внешний вид Однопроходных.

  2. Обоснуйте, почему Однопроходных относят к древним млекопитающим.

  3. Обоснуйте, почему Однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся.

  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся.

  5. Укажите особенности строения и образа жизни ехидны и утконоса.

Обсуждение результатов работы.

«Класс Млекопитающие» (7класс) технология РКМЧП
  • Биология
Описание:

Цель: формирование понятия об особенностях организации млекопитающих, позволивших им занять все основные среды обитания на планете.

Задачи:

  • образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих.
  • развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

       I.            Организационный момент.

    II.            Стадия вызова.

 III.            Стадия осмысления.

 IV.            Стадия размышления (рефлексия)

Методы: репродуктивные, частично - поисковые

Оборудование: Рисунки   с изображениями представителей класса Пресмыкающихся (ящерица, черепаха, крокодил, змея) и Млекопитающих (заяц - беляк, морж, крот, белка- летяга), таблица “Тип хордовые. Класс Млекопитающие”,  “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты “Однопроходные”, “Класс млекопитающие”, “Сумчатые”

     I.            Организационный момент (план работы, побудительная мотивация).

  II.            Стадия вызова

Автор Иванова Лидия Александровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 857
Номер материала 9331
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓