Главная / Начальные классы / Тема урока: «Как сберечь природу» (Планета Земля – глазами эколога). (4 класс)

Тема урока: «Как сберечь природу» (Планета Земля – глазами эколога). (4 класс)

hello_html_m2138b03f.gifhello_html_4e1dae50.gifhello_html_m2138b03f.gifhello_html_m2161b759.gifhello_html_4daaa0d9.gifhello_html_25d420e1.gifhello_html_m474800a.gifhello_html_f89d533.gifhello_html_m18e2f569.gifhello_html_590c9f73.gifhello_html_m4a4dbf74.gifhello_html_6cede702.gifhello_html_71a9171c.gifhello_html_m6e2472ad.gifhello_html_m4fe68dae.gifhello_html_m6e392bad.gifhello_html_4b5a84d3.gifhello_html_53ecbdc4.gifУрок: Окружающий мир

Класс: 4Д

Учитель: Дмитриева В.Ю – учитель начальных классов.

Тема урока: «Как сберечь природу» (Планета Земля – глазами эколога).

Цель: 
- дать понятие экологической проблеме и решение экологических проблем, воспитание экологической культуры, развитие интереса к защите окружающей среды;

Задачи: 
- способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
 
- содействовать формированию социально-активной позиции по защите и сохранению окружающей среды;
- учить аргументировать свои умозаключения на основе полученных знаний;
 
- развивать творческие способности, навыки самостоятельности с использованием информационно-компьютерных технологий;
 
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
 
- воспитывать стремление использовать полученные знания на практике.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные УУД: 
- формировать интерес к познанию экологических проблем окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и дополнительных источниках;
 
- формировать ориентацию в поведении на принятые моральные нормы; понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;

Метапредметные результаты: 
Регулятивные УУД: 
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
 
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов;
 
- оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий.
 
Познавательные УУД: 
- осуществлять поиск нужной информации, понимать информацию, представленную различными способами,
 
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
 
- строить небольшие сообщения в устной форме, анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные УУД:
 
- принимать участие в работе группами;
 
- допускать существование различных точек зрения;
 
- уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);
 
- использовать в общении правила вежливости.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный экран, проектор, компьютер; мультимедийные презентации, карточки с заданиями для создания экологических знаков природы, мультимедийная физминутка, учебник «Окружающий мир» Плешаков, Новицкая.


1.Орг момент.

-Ребята сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.

1.Приветствие (сигнал тишины) (1 слайд)

-Hi! Five!

2.Приветствие партнеров по лицу, по плечу.

-Партнеры по плечу обнимите друг друга, спасибо.

-Партнеры по лицу пожмите друг другу руки и улыбнитесь, замечательно.

-Ребята, сегодня наш урок необычный. Вам предстоит усилено поработать на уроке в группах.

-Повторяем правила работы в группах. (2 слайд)

-О чем пойдет речь, вам предстоит узнать.

2.Актуализация знаний. Открытие нового знания.

Структура Раунд - Тэйбл. (Слайд 3-4)

-Номера 1 возьмите 1 карточку, ваша задача разгадать кроссворд в команде. Каждый читает по одному вопросу, вы отвечаете, обсуждаете и пишите. Вам две минуты.


-Стол номер 3 участник номер 3 зачитайте ответы вашей команды. Все слушают (и не забываем проверять).

-Прочитайте ключевое слово. Что такое «Экология»?

(Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.)

-Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «лотос » – наука. (Слайд 5)


-Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.

-Послушайте стихотворение и скажите, о каком доме идет речь. (ХАРИСОВА А) (Слайд 6)

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля – наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом -

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

-Ребята о каком доме идет речь?

-Посмотрите на наш дом, на планету Земля. (Слайд 7)

-Какая она?

-Ребята, а вы знаете, как зовут людей, которые занимаются этой профессией, как экология?

-Ребята, кто же сможет сказать, какая тема нашего сегодняшнего урока?

(ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ – ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА) (Слайд 8)

-Какие цели поставим на уроке?


3. Работа над новым материалом.


-Ребята послушайте внимательно одну историю. (3 ученика выступают) (Слайд 9)

Прохоренко В: Однажды между Сашей и Машей разгорелся спор. Саша утверждал, что

Токранов Э: «человек – самый сильный и могущественный на планете. Он вооружён техникой и ему всё подвластно. А значит он – покоритель природы и может распоряжаться ею как хочет».

Прохоренко В: Маша не соглашалась с Сашей. Она доказывала ему, что,

Алексеева В: «несмотря на свою силу и мощь, человек связан с окружающей природой множеством невидимых нитей и зависит от неё. Он не должен считать себя властелином и покорителем природы.»

-Кем же человек должен стать для природы?

(Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.)

-Правильно. Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. (Слайд 10)


-Часто в нашей жизни мы слышим слово «проблема».

-Что такое проблемы? (Слайд 11)

(Проблема – это противоречие, которое можно выразить словами «я хочу…, но не могу… »)

-Как называется проблема, которая возникает в результате загрязнения окружающей среды, называется… (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА)

-Можно ли утверждать, что человек не является причиной возникновения экологических проблем?

-Почему?

-Посмотрите на нашу планету, что с ней случилось? А почему? (Слайд 12 - 13)

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность.

Сегодня на уроке мы должны будем с вами побороть эту опасность.)


1 проблема. Защита океана от загрязнения.

-Рассмотри фотографии и определите экологическую проблему, которая представлена. (Слайд 14 – 17)

(Учащиеся смотрят презентацию, проблема загрязнения океанов, рек, озер.)

-Первая проблема, которую мы будем с вами разбирать «Как защитить океан от загрязнения?». (Слайд 18)

-Ребята, у вас у каждого на парте лежат листочки.

2 номера берут 2 карточку и начинают читать сказку всей команде о «Нефтяной» рыбке.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не с «одною тиною морскою», а ещё и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

-О чем данная сказка?

(ДИМИТРИЕНКО Д) Слушаем внимательно, нам назовут еще проблемы. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов с заводов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. (Слайд 19 - 20)


Структура Финк – Райт – Раунд – Робин

3 номера берут 3 карточку. Заполняем 3 номера начинают и передают 4 и так по очереди. (Слайд 21)

«Источники загрязнения океана»




(1.Нефтепродукты. 2.Пласстмассовые отходы. 3.Сточные воды с полей и ферм, содержащие ядовитые удобрения. 4.Радиоактивные отходы.)


-80% загрязнения океана – результат деятельности человека на суше.

-А что произойдет, если мы будем загрязнять океан? (Слайд 22 – 23)

(Не будет рыбы и т.д)

-А какие применяются меры по охране океанов? Послушаем наших товарищей.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (САЛМИНА К) Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы.

(ХАЙРУЛЛИН Д) Очистительные сооружения на предприятиях и эффективные хим.препараты.


Ограничение отлова рыбы.

-Теперь ребята заполним таблицу, начинают 1 номера. (Слайд)


Меры защиты океана

от загрязнений



ФИЗМИНУТКА (ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР) (ПЕТРОВ ГЛЕБ) (Слайд)

Прочитайте слова А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда» (Слайд)

-Что имел в виду автор этих строк?

-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека.

-И прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.


2 проблема. Работа с учебником. Защита тропических лесов.

-Переходим ребята с вами ко второй проблеме – о которой вы узнаете, прочитав в учебнике стр.111. Читает каждый сам.

-Следующая проблема: «Как спасти тропические леса?» (Слайд)

Чтобы ответить на этот вопрос отправимся в тропики.

-Номера 1 и 3 возьмите след.карточки. Дайте одну карточку партнерам по лицу.


Структура Эй Ар Гайд.

-Поработайте над этим заданием самостоятельно. В столбике «до» поставьте + если вы согласны с утверждением и – если вы не согласны с утверждением.


Тропические леса расположены на экваторе. Да. Нет.

В джунглях холодно и редко идут дожди. Да. Нет.

В тропических лесах вечнозелёные растения. Да. Нет.

Здесь богатая и плодородная почва. Да. Нет.

Растительный и животный мир тропических лесов скудный. Да. Нет.

-Посмотрите видео. (ВИДЕО)

-Теперь, еще раз прочтите все утверждения и в столбике «после» поставьте + и -.

-Сравните столбики до и после, изменились ли ваши утверждения.


-Что будет, если мы вырубим все леса.

-Ребята нам нужно заполнить схему, по прочитанному тексту. (Устно). (Слайд)


Причины уничтожения

тропических лесов



(1.Вырубка для древесины. 2.Выжигание, выкорчевывание деревьев для увеличения угодий.)


-Определите последствия, которые возникают в результате уничтожения тропических лесов. (Устно) (Слайд)

Результаты уничтожения

тропических лесов




(1.Разрыв цепи питания. 2.Уменьшение кислорода. 3.Разрушение почвы. 4.Гибель животных. 5.Изменение климата.)

-На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов.

-Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов? (Слайд)

-Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим данную проблему.

3 проблема. «Очистим Землю от мусора»

-Отгадайте ребус. (Слайд)

http://lesiv-igor.narod.ru/game/rebus/musor.gif

-Назовите третью проблему. «Как избавиться от мусора?» (Слайд)

-Учебники стр.113 последний абзац читает каждый сам.

-Откуда появляется мусор? (Слайд)

(Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.)

-Куда девается содержимое мусорного бака?

(Мусор сортируется. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.)

-Ребята, вы правы, что мусор сортируется. (Слайд)

-А вы знаете, где происходит сортировка мусора?

-В нашем городе есть заводы по переработке мусора?

(ШЕЛУДЬКО В) – сообщение о заводах в Набережных Челнах.

-Ребята, а мы чем можем помочь, что мы можем сделать?


Структура Тимбилдинг.

3 номера возьмите чистый лист.

-В группе вы должны будите придумать и нарисовать урну, так чтоб людям хотелось кидать мусор туда.

-На выполнение задания вам 2 минуты, а потом мы вас послушаем и выберем одну лучшую урну.


4. Лечить планету сообща.

-Ребята, посмотрите, мы вылечили нашу планету. (Слайд)

Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть?

-А может ли человек один вылечить планету?

(САФИН Р) Гринпис – организация. (Слайд)

1.jpg«Голубой ангел» - символ экологически чистого продукта. (СИРАЕВА А) (Слайд)

Interseroh-1.jpg«Зеленая точка» означает: производитель товара платит налог организации, финансирующей переработку упаковочных материалов; не означает экологическую чистоту продукта или материала упаковки. (ПЕТРОВ Г и Е) (Слайд)


http://www.omnibusdesign.ru/resources/pictograms_preview/dontlitter.pngЗнак – призыв «Не сорить», а собирать и сдавать использованную тару на приемные пункты для последующей переработке. image016.jpg Знак «Опасно для окружающей среды». (ТИТОВ Н) (Слайд)

-Что такое календарь?

-Ребята, а какие вы знаете праздники, которые посвящены Земле.

(ТОКРАНОВ Э). Международный год почв 2015год 


4. Диагностика качества освоения темы

Структура Рэлли Тэйбл.

-Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал.

Номера 2 и 4 возьмите след карточки. Ваша задача в паре с партнером по плечу, рассмотреть иллюстрации и отметить знаком «+», то, что вы считаете полезным для природы, знаком «-», примеры отрицательного влияния на природу.

hello_html_18f69806.gifЧья пара не допустила ни одной ошибки, встаньте.

5. Итог урока

-Молодцы! Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.


Структура 3-2-1

-1 и 3 номера возьмите по 2 след карточки, дайте по одному листочку партнерам по лицу.

1. Запишите 3 важных момента, которые вы сегодня узнали.

2. Запиши 2 задания, которые тебе понравились.

3. Запишите комментарий или вопрос, который возник во время урока.


-Что такое экология?

-Назовите причины загрязнения океана?

-Как спасти тропические леса?

-Как избавиться от мусора?

-Какой вывод ребята, мы сделаем с вами с сегодняшнего урока?

-Послушайте стихотворение и постарайтесь сохранить о нем память.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет. (ПУГАЧЕНКО А)

Развеем над нею и тучи, дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами. (БОНДАРЕВА В)


Домашняя работа:

Стр.110 – 113 прочитать, подготовить пересказ.

Разработать проект в группе по теме: «Экологические проблемы РТ и пути их решения» (рекламу, плакат, видеоролик).


Рефлексия:

-Ребята посмотрите на дерево. На нем нет плодов.

-У вас в группе есть по 2 яблока, если вы считаете, что ваша группа работала очень дружно и у вас все получилось, то выбираем красное яблоко, если вам не очень понравилось работать в группе, то выберите зеленое яблоко.


Выставление оценок.





Тема урока: «Как сберечь природу» (Планета Земля – глазами эколога). (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: «Как сберечь природу»  (Планета Земля – глазами эколога).

Цель: 
- дать понятие экологической проблеме и решение экологических проблем, воспитание экологической культуры, развитие интереса к защите окружающей среды;

Задачи: 
- способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 
- содействовать формированию социально-активной позиции по защите и сохранению окружающей среды;
- учить аргументировать свои умозаключения на основе полученных знаний; 
- развивать творческие способности, навыки самостоятельности с использованием информационно-компьютерных технологий; 
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; 
- воспитывать стремление использовать полученные знания на практике.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные УУД: 
- формировать интерес к познанию экологических проблем окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и дополнительных источниках; 
- формировать ориентацию в поведении на принятые моральные нормы; понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;

Метапредметные результаты: 
Регулятивные УУД: 
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; 
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов; 
- оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий. 

Автор Дмитриева Виктория Юрьевна
Дата добавления 11.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1325
Номер материала 56143
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓