Главная / Математика / Тема урока: Дидактическая игра-конкурс «Своя игра» Предмет: Математика, внеурочная работа по математике Класс: 10

Тема урока: Дидактическая игра-конкурс «Своя игра» Предмет: Математика, внеурочная работа по математике Класс: 10

Название документа автор.doc

  • ФИО полностью Егорова Наталья Александровна

  • Ваше фото (по желанию) hello_html_2d2c2479.jpg

  • должность учитель математики и информатики

  • квалификационная категория (если есть) нет

  • место работы (образовательное учреждение) МБОУ Гимназия №5 города Новосибирска

  • Республика/край, город/поселение Новосибирская область, Новосибирский район, поселок Кольцово

  • контактный для пользователей e-mail nouvelle2005@yandex.ru

  • адрес сайта личного или сайта ОУ (если есть) http://www.g_5.edu54.ru/


Название документа аннотация 10.doc

Автор: учитель математики и информатики Гимназии №5 города Новосибирска Егорова Наталья Александровна


Тема урока:
Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Предмет: Математика, внеурочная работа по математике

Класс: 10

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного мероприятия по математике, командные мероприятия для классов одной параллели, дидактическая игра для 10 классов, задания в программе Microsoft Office PowerPoint.

Оборудование: класс, оборудованный медиапроектором и (или) интерактивной доской, программа Microsoft Office PowerPoint, задания к игре в электронном виде (см. приложение).

Тип урока: игра-конкурс по программному материалу алгебры в 10 классе и нестандартным арифметическим задачам на смекалку

Формы работы: командная, фронтальная.

Аннотация: количество участников в команде 4-5. Наиболее оптимально ограничение первого тура 20-25 минутами, третьего тура – не больше чем 10-15 минутами. 5-10 минут выделить на разъяснение цели мероприятия, правил игры, объявление результатов игры и награждение победителей. Таким образом, общее время игры может быть ограничено стандартным уроком в 45 минут. Особую «изюминку» в проводимое мероприятие привносит второй тур, содержащий арифметические задачи из задачника издания 1962 года.

Цель урока: Провести соревновательное командное мероприятие, позволяющее принять в нем участие наиболее большему количеству учащихся всей параллели, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика».

Задачи:

  1. Формирование навыков коллективной работы;

  2. Демонстрация возможностей мультимедиа проектора и интерактивной доски при проведении командных мероприятий;

  3. Развитие внимания и логического мышления;

  4. Развитие интереса к изучению математики и информатики на примере офисного приложения PowerPoint.

Ход урока:

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 10 классов школы. Поэтому наиболее подходит при проведении недель и декад математики. При небольшом количестве классов на параллели возможно участие нескольких команд по 5 человек от каждого класса. В случае большого количества классов каждый класс может выставить одну команду или конкурс осуществляется в несколько потоков, причем победитель определяется по количеству набранных баллов.

Динамичная форма игры позволяет принять участие болельщикам из числа не вошедших в команды учеников. В случае, когда ни одна из команд не дает правильного ответа, вопрос может быть адресован к болельщикам. В случае правильного ответа от болельщиков балл может быть прибавлен к общей сумме выбранной ответившим болельщиком команды.

Игра осуществляется в два тура: «Алгебра», «Математическая смекалка». Первый вопрос выбирается ведущим – учителем, проводящим мероприятие. Обычно это первый вопрос в первой теме – «Уравнения за 100». Ведущий зачитывает вопрос, и команды получают возможность совещаться и записывать решение. Условием набора баллов за верное решение является первенство в объявлении ответа. Поэтому каждая команда стремится первой ответить на вопрос. В случае правильного ответа баллы прибавляются, в случае не правильного – вычитаются. В дальнейшем тему и номинал выбирает команда, ответившая на вопрос или попытавшаяся ответить первой. В перерыве между турами жюри подсчитывает набранное каждой командой количество баллов и объявляет командам перед началом очередного тура.

Ячейки таблицы с номиналами и темами анимированы и интерактивны. Щелчок мыши или удар указкой по соответствующему месту интерактивной доски переводит слайд к выбранному вопросу. С каждого слайда-вопроса можно по стрелке-указателю вернуться на главный слайд − таблицу. Ячейки, содержащие уже сыгравший вопрос, меняют цвет. Поэтому не может быть ситуации повтора вопросов. После выбора вопроса слайд будет неизменен до следующего щелчка мыши. По повторному щелчку открывается верный ответ и указатель-стрелка для перехода к таблице вопросов.

В случае завершения активных ссылок на вопросы в таблице или истечения времени (в случае, когда время на каждый тур будет ограничено по согласованию с командами) со слайда с вопросами по стрелке бирюзового цвета может быть осуществлен переход к завершающему тур слайду и открывающему тур следующий.

К теме «Функция» прилагаются слайды с чертежами. С этих слайдов по стрелке осуществляется переход к слайду с вопросом. Щелчок мышью открывает верный ответ.
На заглавном слайде указаны границы используемого материала по алгебре – 7-10 класс, но это, разумеется, не означает, что задания посильны учащимся всего периода с 7 по 10 класс. Используется широкий спектр тем: от линейных функций до тригонометрических, от линейных уравнений до уравнений с модулем, радикалами и тригонометрическими функциями. Аналогичный широкий выбор тем отражен и в других номинациях. Таким образом, часть вопросов предназначена для повторения и активизации остаточных знаний.

Второй тур мероприятия состоит из задач, предлагаемых к решению шестиклассникам в 1962 и десятком лет раньше. Это задачник Пономарёва С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов». Издание девятое, «Учпедгиз», Москва, 1962 год. Объективное, связанное с различными причинами снижение качества подготовки учащихся в плане арифметического решения задач делает задачи для 10-классников достаточно сложными, потому как приходится применять математические операции и умозаключения, не популярные в нынешних программах. Однако, значение гимнастики для ума, обусловленное необходимостью решать такие задачи без применения алгебраического аппарата, трудно переоценить. В некоторых случаях применение последнего делает решение неоправданно усложненным и с большими трудностями осуществляемым в заданные ограниченные сроки.
Поэтому беру на себя смелость предложить арифметическое решение предложенных во втором туре задач.
Задача 1.
Магазин получил  со склада   материал. Ситца  было получено 66% общего количества, а числа метров сатина и шерсти относились  между  собой,   как  11 : 6.   

Сатина было получено   на 450 м больше шерсти. Сколько метров каждого материала получил  магазин?
Решение:
Количество сатина и шерсти составило 34% от общего количества полученного материала. Отношение 11:6 означает, что весь материал можно представить 17-ю частями. 11 из которых соответствуют количеству сатина, а 6 – количеству шерсти. Тогда процентное содержание разделится в том же отношении: 34%/17*11=22% - сатин, 34%/17*6=12% - шерсть. Значит, 10% разницы и составят 450 метров, 100% - 4500 метров, 66% - 2970 метров, 22% - 990 метров, 12% - 540 метров.

Задача 2. Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком условии) сумма этих чисел разделиться на 7?

Решение: В данном случае решение очевидно для учащихся, знакомых с теорией остатков и (или) со здравым смыслом.

Задача 3. Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и содержал 70% чистого серебра, а второй содержал 56% чистого серебра, получился сплав, содержащий 60% чистого серебра. Найти вес второго куска сплава.

Решение: Содержание серебра в первом сплаве составляет 8,4 кг, во втором – 0,56 от веса второго сплава. Если вес второго сплава принять за x кг, то вес серебра составит 0,56х кг. Общий вес двух сплавов – 12+х кг. Общий вес серебра в двух сплавах – (8,4+0,56х) кг. Составим отношение общего веса серебра к общему весу сплавов.
(8,4+0,56х)/(х+12). По условию, оно равно 0,6. Решение данного уравнения даст требуемый ответ – 30 кг.
Задача 4. Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если  вычитаемое составляет 2/3 уменьшаемого?

Решение: Так как сумма вычитаемого и разности дает уменьшаемое, а вычитаемое составляет по условию 2/3 уменьшаемого, то разность составляет 1/3 вычитаемого. 1/3 составляет от 2/3 ровно половину, то есть 50%.

Задача 5. Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. Остальные деньги ему дали отец и два старших брата. Оказалось, что первый брат дал 25% суммы, собранной на покупку без него, второй  брат  дал  33 1/3% суммы, собранной на покупку без него, и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него. Сколько  рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?

Решение: Данная задача оценена в 1000 баллов. Она несколько сложнее прочих в виду достаточно запутанной формулировки «без него». Разумеется, учитель может оценить её на своё усмотрение меньшим количеством баллов, приравняв к остальным по сложности.
Очевидно, что 25% - четверть. Значит, первый брат дал четверть того, что было собрано без него. Значит, без него папа, брат и мальчик собрали четыре таких части, как дал он. Значит, с его вкладом было бы пять таких частей. А с его вкладом мы всю сумму как раз и получаем. Значит, первый брат дал 1\5 от всей суммы. 
Аналогично, 33 и 1\3% - это третья часть. Значит, без второго брата мальчик, первый брат и папа собрали три таких части, как дал второй брат. Значит, с ним - четыре части. Значит, от всей стоимости он дал 1\4, а папа 1\3. Вместе 47\60. Значит, мальчик собрал недостающую до целой суммы часть, то есть 52 рубля - 13\60. Цена фотоаппарата – 240 рублей.

Данный вид дидактической игры использовался неоднократно в учебном процессе и во внеурочной деятельности и каждый раз вызывал живую заинтересованность учащихся и повышение мотивированности к участию в игре.

Название документа свояигра 10 класс.ppt

Егорова Наталья Александровна учитель математики и информатики МБОУ Гимназия ...
 Математическая викторина
 Алгебра 7-10 I тур
100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 5...
Решить уравнение: Х²=256 Ответ: Х=±16 категория Уравнения за 100
Решить уравнение: √Х-1=3 X=10 категория Уравнения за 200
Решить уравнение: │Х-3│= 5 X=8,Х=-2 категория Уравнения за 300
Решить уравнение: 1/Х²=√Х Х=1 категория Уравнения за 400
При каких значениях параметров a и b уравнение (a-2)x=b-3 имеет хотя бы один ...
Дана функция y=2x-7. k - ? b -? k=2, b=-7 Категория Функции за 100
На каком из рисунков изображён график прямой пропорциональности? Категория Фу...
На каком из рисунков изображён график прямой пропорциональности? b) Категория...
Какая пара графиков расположена параллельно? y=2x, y=-2x y=4x-2, y=4x y=3x+1,...
Определите количество точек пересечения графиков функций: y=(X-2)²+1 и y=sin(...
Определите промежутки знакопостоянства функции y=x²-4 Y>0 – (-∞;-2)U(2;+∞) Y
Решите неравенство x²
Составьте неравенство, решением которого является объединение промежутков (-∞...
Решите неравенство x³-4x>0 (-2;0)U(2;+∞) Категория Неравества за 300
Решите неравенство (0;1) Категория Неравенства за 400
 1 > 0 (x²-1)² X≠±1 Категория Неравенcтва за 500
Какое из выражений не тождественно выражению (a-b)²: (-a-b)²;(b-a)²;(-a+b)²;(...
Укажите верную формулу: a) (a-b)³=a³-b³ b) (a-b)³=a³-3a²b-3ab²-b³ c)(a-b)³=a³...
Представьте в виде многочлена стандартного вида: (3a+2b) * (2b-3a) 4b²-9a² Ка...
Вычислите при a=1000 	 995 Категория Формулы сокращенного умножения за 400
Представьте многочлен в стандартном виде: x3-х(x-3)(x+3) 9x Категория Формулы...
Вычислите: SIN(π/6) 1/2 Категория Тригонометрия за 100
Вычислите: arcsin(-1) -π/2 Категория Тригонометрия за 200
sinα=3/5, αЄIIIч. Найдите COSα -4/5 Категория Тригонометрия за 300
Вычислите: cos(arccos1/2) 1/2 Категория Тригонометрия за 400
Вычислите: sin²(arccos3/5) 16/25 Категория Тригонометрия за 500
 I раунд завершён!
 Математическая смекалка
500 500 500 500 1000 1 задача 2 задача 3 задача 4 задача 5 задача Сегодня II ...
Магазин получил  со склада   материал. Ситца  было получено 66% общего количе...
Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком ...
30 кг Задача 3 за 500 Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и...
50% Задача 4 за 500 Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, есл...
240 рублей Задача 5 за 500 Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. ...
Финальный раунд завершён! Успехов в дальнейшем изучении математики!
Использованные источники информации: Рисунки взяты из встроенной коллекции MS...
Использованные источники информации: Задания II тура «Математическая смекалка...
1 из 42

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Егорова Наталья Александровна учитель математики и информатики МБОУ Гимназия №5
Описание слайда:

Егорова Наталья Александровна учитель математики и информатики МБОУ Гимназия №5 города Новосибирска

№ слайда 2  Математическая викторина
Описание слайда:

Математическая викторина

№ слайда 3  Алгебра 7-10 I тур
Описание слайда:

Алгебра 7-10 I тур

№ слайда 4 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500
Описание слайда:

100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 Уравнения Функции Неравенства Формулы сокращенного умножения Тригонометрия

№ слайда 5 Решить уравнение: Х²=256 Ответ: Х=±16 категория Уравнения за 100
Описание слайда:

Решить уравнение: Х²=256 Ответ: Х=±16 категория Уравнения за 100

№ слайда 6 Решить уравнение: √Х-1=3 X=10 категория Уравнения за 200
Описание слайда:

Решить уравнение: √Х-1=3 X=10 категория Уравнения за 200

№ слайда 7 Решить уравнение: │Х-3│= 5 X=8,Х=-2 категория Уравнения за 300
Описание слайда:

Решить уравнение: │Х-3│= 5 X=8,Х=-2 категория Уравнения за 300

№ слайда 8 Решить уравнение: 1/Х²=√Х Х=1 категория Уравнения за 400
Описание слайда:

Решить уравнение: 1/Х²=√Х Х=1 категория Уравнения за 400

№ слайда 9 При каких значениях параметров a и b уравнение (a-2)x=b-3 имеет хотя бы один кор
Описание слайда:

При каких значениях параметров a и b уравнение (a-2)x=b-3 имеет хотя бы один корень? При а≠2,b – любое число- единственный корень При a=2, b=3-бесконечное множество корней категория Уравнения за 500

№ слайда 10 Дана функция y=2x-7. k - ? b -? k=2, b=-7 Категория Функции за 100
Описание слайда:

Дана функция y=2x-7. k - ? b -? k=2, b=-7 Категория Функции за 100

№ слайда 11 На каком из рисунков изображён график прямой пропорциональности? Категория Функц
Описание слайда:

На каком из рисунков изображён график прямой пропорциональности? Категория Функция. Линейная функция за 200

№ слайда 12 На каком из рисунков изображён график прямой пропорциональности? b) Категория Фу
Описание слайда:

На каком из рисунков изображён график прямой пропорциональности? b) Категория Функция. Линейная функция за 200

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Какая пара графиков расположена параллельно? y=2x, y=-2x y=4x-2, y=4x y=3x+1, y=
Описание слайда:

Какая пара графиков расположена параллельно? y=2x, y=-2x y=4x-2, y=4x y=3x+1, y=2x+1 b) Категория Функция. Линейная функция за 300

№ слайда 15 Определите количество точек пересечения графиков функций: y=(X-2)²+1 и y=sin(x)
Описание слайда:

Определите количество точек пересечения графиков функций: y=(X-2)²+1 и y=sin(x) Нет точек пересечения Категория Функции за 400

№ слайда 16 Определите промежутки знакопостоянства функции y=x²-4 Y>0 – (-∞;-2)U(2;+∞) Y
Описание слайда:

Определите промежутки знакопостоянства функции y=x²-4 Y>0 – (-∞;-2)U(2;+∞) Y<0 – (-2;2) Категория Функции за 500

№ слайда 17 Решите неравенство x²
Описание слайда:

Решите неравенство x²<9 (-3;3) Категория Неравенства за 100

№ слайда 18 Составьте неравенство, решением которого является объединение промежутков (-∞;-5
Описание слайда:

Составьте неравенство, решением которого является объединение промежутков (-∞;-5] и [5;∞) Например, x²≥25 Категория Неравенства за 200

№ слайда 19 Решите неравенство x³-4x&gt;0 (-2;0)U(2;+∞) Категория Неравества за 300
Описание слайда:

Решите неравенство x³-4x>0 (-2;0)U(2;+∞) Категория Неравества за 300

№ слайда 20 Решите неравенство (0;1) Категория Неравенства за 400
Описание слайда:

Решите неравенство (0;1) Категория Неравенства за 400

№ слайда 21  1 &gt; 0 (x²-1)² X≠±1 Категория Неравенcтва за 500
Описание слайда:

1 > 0 (x²-1)² X≠±1 Категория Неравенcтва за 500

№ слайда 22 Какое из выражений не тождественно выражению (a-b)²: (-a-b)²;(b-a)²;(-a+b)²;(-b+
Описание слайда:

Какое из выражений не тождественно выражению (a-b)²: (-a-b)²;(b-a)²;(-a+b)²;(-b+a)² (-a-b)² Категория Формулы сокращенного умножения за 100

№ слайда 23 Укажите верную формулу: a) (a-b)³=a³-b³ b) (a-b)³=a³-3a²b-3ab²-b³ c)(a-b)³=a³-3a
Описание слайда:

Укажите верную формулу: a) (a-b)³=a³-b³ b) (a-b)³=a³-3a²b-3ab²-b³ c)(a-b)³=a³-3a²b+3ab²-b³ c) Категория Формулы сокращенного умножения за 200

№ слайда 24 Представьте в виде многочлена стандартного вида: (3a+2b) * (2b-3a) 4b²-9a² Катег
Описание слайда:

Представьте в виде многочлена стандартного вида: (3a+2b) * (2b-3a) 4b²-9a² Категория Формулы сокращенного умножения за 300

№ слайда 25 Вычислите при a=1000 	 995 Категория Формулы сокращенного умножения за 400
Описание слайда:

Вычислите при a=1000 995 Категория Формулы сокращенного умножения за 400

№ слайда 26 Представьте многочлен в стандартном виде: x3-х(x-3)(x+3) 9x Категория Формулы со
Описание слайда:

Представьте многочлен в стандартном виде: x3-х(x-3)(x+3) 9x Категория Формулы сокращенного умножения за 500

№ слайда 27 Вычислите: SIN(π/6) 1/2 Категория Тригонометрия за 100
Описание слайда:

Вычислите: SIN(π/6) 1/2 Категория Тригонометрия за 100

№ слайда 28 Вычислите: arcsin(-1) -π/2 Категория Тригонометрия за 200
Описание слайда:

Вычислите: arcsin(-1) -π/2 Категория Тригонометрия за 200

№ слайда 29 sinα=3/5, αЄIIIч. Найдите COSα -4/5 Категория Тригонометрия за 300
Описание слайда:

sinα=3/5, αЄIIIч. Найдите COSα -4/5 Категория Тригонометрия за 300

№ слайда 30 Вычислите: cos(arccos1/2) 1/2 Категория Тригонометрия за 400
Описание слайда:

Вычислите: cos(arccos1/2) 1/2 Категория Тригонометрия за 400

№ слайда 31 Вычислите: sin²(arccos3/5) 16/25 Категория Тригонометрия за 500
Описание слайда:

Вычислите: sin²(arccos3/5) 16/25 Категория Тригонометрия за 500

№ слайда 32  I раунд завершён!
Описание слайда:

I раунд завершён!

№ слайда 33  Математическая смекалка
Описание слайда:

Математическая смекалка

№ слайда 34 500 500 500 500 1000 1 задача 2 задача 3 задача 4 задача 5 задача Сегодня II тур
Описание слайда:

500 500 500 500 1000 1 задача 2 задача 3 задача 4 задача 5 задача Сегодня II тур предлагает вам задачи, которые решали шестиклассники в далеком 1962 году. Смогли бы вы победить команду таких учеников?

№ слайда 35 Магазин получил  со склада   материал. Ситца  было получено 66% общего количеств
Описание слайда:

Магазин получил  со склада   материал. Ситца  было получено 66% общего количества, а числа метров сатина и шерсти относились   между  собой,   как  11 : 6.    Сатина было получено   на 450 м больше шерсти. Сколько метров каждого материала получил  магазин? Ситца – 2970 метров, сатина – 990 метров, шерсти – 540 метров. Задача 1 за 500

№ слайда 36 Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком усл
Описание слайда:

Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком условии) сумма этих чисел разделиться на 7? Может, если сумма остатков от деления этих чисел на 7 равна семи. Задача 2 за 500

№ слайда 37 30 кг Задача 3 за 500 Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и со
Описание слайда:

30 кг Задача 3 за 500 Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и содержал 70% чистого серебра, а второй содержал 56% чистого серебра, получился сплав, содержащий 60% чистого серебра. Найти вес второго куска сплава.

№ слайда 38 50% Задача 4 за 500 Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если  
Описание слайда:

50% Задача 4 за 500 Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если  вычитаемое составляет 2/3 уменьшаемого?

№ слайда 39 240 рублей Задача 5 за 500 Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. Ост
Описание слайда:

240 рублей Задача 5 за 500 Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. Остальные деньги ему дали отец и два старших брата. Оказалось, что первый брат дал 25% суммы, собранной на покупку без него, второй  брат  дал  33 1/3% суммы, собранной на покупку без него, и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него. Сколько  рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?

№ слайда 40 Финальный раунд завершён! Успехов в дальнейшем изучении математики!
Описание слайда:

Финальный раунд завершён! Успехов в дальнейшем изучении математики!

№ слайда 41 Использованные источники информации: Рисунки взяты из встроенной коллекции MS Po
Описание слайда:

Использованные источники информации: Рисунки взяты из встроенной коллекции MS Power Point Задания I тура являются базовыми, ориентированы на любой УМК по изучению математики 7-10 классов Использованные задачи ориентированы на уровень, предлагаемый учебником алгебры под ред. А.Г.Мордковича

№ слайда 42 Использованные источники информации: Задания II тура «Математическая смекалка» в
Описание слайда:

Использованные источники информации: Задания II тура «Математическая смекалка» взяты из задачника Пономарёва С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов». Издание девятое, «Учпедгиз», Москва, 1962 год

Тема урока: Дидактическая игра-конкурс «Своя игра» Предмет: Математика, внеурочная работа по математике Класс: 10
  • Математика
Описание:

Автор: учитель математики и информатики Гимназии №5 города Новосибирска Егорова Наталья Александровна


Тема урока:
Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Предмет: Математика, внеурочная работа по математике

Класс:10

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного мероприятия по математике, командные мероприятия для классов одной параллели, дидактическая игра для 10 классов, задания в программе MicrosoftOfficePowerPoint.

Оборудование: класс, оборудованный медиапроектором и (или) интерактивной доской, программа  MicrosoftOfficePowerPoint, задания к игре в электронном виде (см. приложение).

Тип урока: игра-конкурс по программному материалу алгебры  в 10 классе и нестандартным арифметическим задачам на смекалку

Формы работы: командная, фронтальная.

Аннотация:количество участников в команде 4-5. Наиболее оптимально ограничение первого тура 20-25 минутами, третьего тура – не больше чем 10-15 минутами. 5-10 минут выделить на разъяснение цели мероприятия, правил игры, объявление результатов игры и награждение победителей. Таким образом, общее время игры может быть ограничено стандартным уроком в 45 минут. Особую «изюминку» в проводимое мероприятие привносит второй тур, содержащий арифметические задачи из задачника издания 1962 года.

Цель урока: Провести соревновательное командное мероприятие, позволяющее принять в нем участие наиболее большему количеству учащихся всей параллели, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика».

Задачи:

1.      Формирование навыков коллективной работы;

2.      Демонстрация возможностей мультимедиа проектора и интерактивной доски при проведении командных мероприятий;

3.      Развитие внимания и логического мышления;

4.      Развитие интереса к изучению математики и информатики на примере офисного приложения PowerPoint.

Ход урока:

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 10 классов школы.  Поэтому наиболее подходит при проведении недель и декад математики. При небольшом количестве классов на параллели возможно участие нескольких команд по 5 человек от каждого класса. В случае большого количества классов каждый класс может выставить одну команду или конкурс осуществляется в несколько потоков, причем победитель определяется по количеству набранных баллов.

Динамичная форма игры позволяет принять участие болельщикам из числа не вошедших в команды учеников. В случае, когда ни одна из команд не дает правильного ответа, вопрос может быть адресован к болельщикам. В случае правильного ответа от болельщиков балл может быть прибавлен к общей сумме выбранной ответившим болельщиком команды.

Игра осуществляется в два тура: «Алгебра», «Математическая смекалка». Первый вопрос выбирается ведущим – учителем, проводящим мероприятие. Обычно это первый вопрос в первой теме – «Уравнения за 100». Ведущий зачитывает вопрос, и команды получают возможность совещаться и записывать решение. Условием набора баллов за верное решение является первенство в объявлении ответа. Поэтому каждая команда стремится первой ответить на вопрос. В случае правильного ответа баллы прибавляются, в случае не правильного – вычитаются. В дальнейшем тему и номинал выбирает команда, ответившая на вопрос или попытавшаяся ответить первой. В перерыве между турами жюри подсчитывает набранное каждой командой количество баллов и объявляет командам перед началом очередного тура.

Ячейки таблицы с номиналами и темами анимированы и интерактивны. Щелчок мыши или удар указкой по соответствующему месту интерактивной доски  переводит  слайд к выбранному вопросу. С каждого слайда-вопроса можно по стрелке-указателю вернуться на главный слайд − таблицу. Ячейки, содержащие уже сыгравший вопрос, меняют цвет. Поэтому не может быть ситуации повтора вопросов. После выбора вопроса слайд будет неизменен до следующего щелчка мыши. По повторному щелчку открывается верный ответ  и указатель-стрелка для перехода к таблице вопросов.

В случае завершения активных ссылок на вопросы в таблице или истечения времени (в случае, когда время на каждый тур будет ограничено по согласованию с командами) со слайда с вопросами по стрелке бирюзового цвета может быть осуществлен переход к завершающему тур слайду и открывающему тур следующий.

К теме «Функция» прилагаются слайды с чертежами. С этих слайдов по стрелке осуществляется переход к слайду с вопросом. Щелчок мышью открывает верный ответ.
            На заглавном слайде указаны границы используемого материала по алгебре – 7-10 класс, но это, разумеется, не означает, что задания посильны учащимся всего периода с 7 по 10 класс. Используется широкий спектр тем: от линейных функций до тригонометрических, от линейных уравнений до уравнений с модулем, радикалами и  тригонометрическими функциями. Аналогичный широкий выбор тем отражен и в других номинациях. Таким образом, часть вопросов предназначена для повторения и активизации остаточных знаний.

Второй тур мероприятия состоит из задач, предлагаемых к решению шестиклассникам в 1962 и десятком лет раньше. Это задачникПономарёва С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов». Издание девятое, «Учпедгиз», Москва, 1962 год. Объективное, связанное с различными причинами снижение качества подготовки учащихся в плане арифметического решения задач делает задачи для 10-классников достаточно сложными, потому как приходится применять математические операции и умозаключения, не популярные в нынешних программах. Однако, значение гимнастики для ума, обусловленное необходимостью решать такие задачи без применения алгебраического аппарата, трудно переоценить. В некоторых случаях применение последнего делает решение неоправданно усложненным и с большими трудностями осуществляемым в заданные ограниченные сроки.
            Поэтому беру на себя смелость предложить арифметическое решение предложенных во втором туре задач.
Задача 1. Магазин получил  со склада   материал. Ситца  было получено 66% общего количества, а числа метров сатина и шерсти относились  между  собой,   как  11 : 6.   

Сатина было получено   на 450 м больше шерсти. Сколько метров каждого материала получил  магазин?
Решение:
Количество сатина и шерсти составило 34% от общего количества полученного материала. Отношение 11:6 означает, что весь материал можно представить 17-ю частями. 11 из которых соответствуют количеству сатина, а 6 – количеству шерсти. Тогда процентное содержание разделится в том же отношении: 34%/17*11=22% - сатин, 34%/17*6=12% - шерсть. Значит, 10%  разницы и составят 450 метров, 100% - 4500 метров, 66% - 2970 метров, 22% - 990 метров, 12% - 540 метров.

Задача 2. Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком условии) сумма этих чисел разделиться на 7?

Решение: В данном случае решение очевидно для учащихся, знакомых с теорией остатков и (или) со здравым смыслом.

Задача 3. Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и содержал 70% чистого серебра, а второй содержал 56% чистого серебра, получился сплав, содержащий 60% чистого серебра. Найти вес второго куска сплава.

Решение: Содержание серебра в первом сплаве составляет 8,4 кг, во втором – 0,56 от веса второго сплава. Если вес второго сплава принять за x кг, то вес серебра составит 0,56х кг. Общий вес двух сплавов – 12+х кг. Общий вес серебра в двух сплавах – (8,4+0,56х) кг. Составим отношение общего веса серебра к общему весу сплавов.
(8,4+0,56х)/(х+12). По условию, оно равно 0,6. Решение данного уравнения даст требуемый ответ – 30 кг.
Задача 4. Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если  вычитаемое составляет 2/3 уменьшаемого?

Решение:  Так как сумма вычитаемого и разности дает уменьшаемое, а вычитаемое составляет по условию 2/3 уменьшаемого, то разность составляет 1/3 вычитаемого. 1/3 составляет от 2/3 ровно половину, то есть 50%.

Задача 5. Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. Остальные деньги ему дали отец и два старших брата. Оказалось, что первый брат дал 25% суммы, собранной на покупку без него, второй  брат  дал  33 1/3% суммы, собранной на покупку без него, и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него. Сколько  рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?

Решение: Данная задача оценена в 1000 баллов. Она несколько сложнее прочих в виду достаточно запутанной формулировки «без него». Разумеется, учитель может оценить её на своё усмотрение меньшим количеством баллов, приравняв к остальным по сложности.
Очевидно,
что 25% - четверть. Значит, первый брат дал четверть того, что было собрано без него. Значит, без него папа, брат и мальчик собрали четыре таких части, как дал он. Значит, с его вкладом было бы пять таких частей. А с его вкладом мы всю сумму как раз и получаем. Значит, первый брат дал 1\5 от всей суммы. 
Аналогично, 33 и 1\3% - это третья часть. Значит, без второго брата мальчик, первый брат и папа собрали три таких части, как дал второй брат. Значит, с ним - четыре части. Значит, от всей стоимости он дал 1\4, а папа 1\3. Вместе 47\60. Значит, мальчик собрал недостающую до целой суммы часть, то есть 52 рубля - 13\60. Цена фотоаппарата – 240 рублей.

 

Данный вид дидактической игры использовался неоднократно в учебном процессе и во внеурочной деятельности и каждый раз вызывал живую заинтересованность учащихся и повышение мотивированности к участию в игре.
            

Автор Егорова Наталья Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 544
Номер материала 22665
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓