Главная / Биология / Тема урока : «Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграция рыб. Плодовитость и забота о потомстве.»

Тема урока : «Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграция рыб. Плодовитость и забота о потомстве.»

Тема урока : «Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграция рыб.

Плодовитость и забота о потомстве.»

Задача: - показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы  заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида

 - развивать умение анализировать информацию,

 - расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Метод : проблемный

Оборудование :  таблица                            

Ход урока

Ι Организационный момент

- Сообщение темы и задач урока

2 Проверка знаний.

  • - Игра «Верно, неверно, сомнительно».

У вас на столах лежат карточки с положениями, прочитайте, согласны ли вы с данным утверждением.

1. латимерия – кистеперая рыба.

2. акулы – костные рыбы.

3. головной мозг состоит из 5 отделов.

4. у рыб хорошо развит мозжечок.

5. хвостовой плавник парный.

6. у хрящевых рыб органы дыхания жаберные щели.

7. карась – костная рыба

8. у хрящевых рыб есть плавательный пузырь.

9. у костных рыб наружное оплодотворение.

10. у рыб 2-х камерное сердце, 1 круг кровообращения.

11. брюшные плавники парные.

12. боковая линия – орган чувств.

- ? Какие приспособления возникли у рыб в связи со средой обитания?

ІІ.  Активизация познавательной деятельности.

   Среди пресноводных рыб самой удивительной и по внешнему облику, и по другим особенностям оказывается речной угорь- рыба, широко распространенная в реках Западной Европы, реках бассейна Балтийского моря. По первому впечатлению угорь похож на змею. У него вытянутое цилиндрическое тело, достигающее у самок 1-1,5 м (самцы мельче), причем вся задняя половина этого змеевидного тела приходится на хвост, совершенно незаметно сливающийся с туловищем и только к концу сплющенный с боков. Грудные плавники у угря небольшие, брюшных нет, а все парные плавники слиты вместе и образуют одну сплошную оторочку, которая начинается на спине, огибает хвост и продолжается на брюшной стороне до анального отверстия. Плавают угри довольно бойко, змеевидно изгибая тело и охотясь за различной мелкой живностью, а при случае поедая рыбью икру.

Уже с давних времен рыбаки, а за ними и ученые обратили внимание, что в реках, где живут угри, не приходится встречать ни икры, отложенной угрями, ни молоди мельче 20-25 см. На уровне своей эпохи Аристотель полагал, что угри развиваются из дождевых червей, Мнение о самозарождении угрей из ила еще в ΧΙΧ веке слышал от нарвских рыбаков русский ихтиолог Л.П.Сабанеев. Высказывались предположения  по живорождению угрей, хотя никто не видел среди них беременных самок. И только на рубеже ΧΙΧ и ΧΧ веков загадка была разрешена.

      А вы знаете ответ на эту загадку?

ІІІ. Изучение нового темы.

 Я думаю, что ответ на эту загадку мы найдем  в ходе  изучения нашей темы «Размножение и развитие рыб».

 Рыбы  раздельнополые животные. В теле самок, в яичниках, развиваются яйцеклетки- икринки. В теле самцов, в семенниках, созревают сперматозоиды. Половые продукты рыбы выметывают в воду, где и происходит оплодотворение. Рассмотрим размножение у речного окуня. (таблица)

  Такое оплодотворение, происходящее вне организма самки называется наружным.  У многих рыб  ярко выражен половой диморфизм ( когда самка и самец различаются по форме тела, по окраске, по размерам).  

Выметывание рыбами половых продуктов с последующим оплодотворением яиц, особое сложное поведение в период размножения называется нерестом .-( запись в тетрадь)

Поведение рыб в период размножения инстинктивно, т.е. в основе лежат различные безусловные рефлексы. Большинство рыб откладывают икру при строго определенных условиях среды, специфических для каждого вида и гораздо менее изменчивых, чем те, при которых обычно живет рыба вне времени размножения. Для откладки яиц (икры) рыбы собираются в места с определенной температурой и глубиной воды, соленостью, аэрацией, скоростью течения, с механическим составом грунта, растительностью у берега или на дне водоема. Все эти факторы иеют большое значение.

Развивающиеся икринки , личинки, особенно на ранних стадиях развития, обычно гораздо чувствительнее к факторам внешней среды, чем взрослые особи, поэтому выметывание икры при строго определенных значениях этих факторов способствует их лучшему выживанию.

Подходящие места для нереста называют нерестилещем. Загрязнение воды и дна ведет к невозможности нереста или гибели  оплодотворенной икры.

Но в природе существуют виды рыб,  у которых оплодотворение внутреннее и откладывают не икру, а крупные яйца, содержащие большое количество желтка и одетые крепкой роговой скорлупой. Такое яйцо имеет вид четырехугольной подушки, от углов которой отходят длинные извитые жгуты, ими яйцо закрепляется за водоросли и висит пока не вылупится из него сравнительно крупный детеныш.

Пример: Капсула китовой акулы,

Очень многие акулы рождают вполне развитых детенышей . Колючая акула

Итак , ребята, какие главные мысли можно выделить из прослушанной информации?

1. Рыбы – раздельнополые животные. 2. Оплодотворение наружное, происходит в воде.

3. Половой диморфизм связан с условиями существования, заботой о потомстве, поиском

    партнера для спаривания. 4 В период размножения у рыб сложное поведение. – (запись в тетрадь)

                     - Миграции рыб

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграций.

Бывают кормовые миграции. Так сельди перемещаются в океане вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них.

Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том , что места с обильным кормом не подходят для размножения, т.к. икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, прогреваемую солнечными лучами.  Вот и движутся рыбы преодолевая сотни и тысячи км от мест нагула к местам нереста. Таких рыб называют проходными.

Полупроходные- (вобла) из Волги в рукава на мелководья.

Непроходные- где обитают там и откладывают икру.

   А теперь ответьте мне, пожалуйста, почему рыбаки и ученые не встречали в реках , где обитают

угри , их икру?

    В 1922 году ученым удалось определить места нереста угря. Оказалось , что готовые к размножению угри, прожившие в реках около 10 лет, уходят в Атлант океан и назад не возвращаются. В океане они совершают дальний путь до Саргасова моряи там на больших глубинах мечут икру. Вышедшие из икринок личинки около 3-х лет живут в открытом океане и пассивно , увлекаемые Гольфстримом , дрейфуют к берегам Европы. Близ устьев рек, очевидно под влиянием  меньшей солености воды , личинки превращаются в маленьких угрят, и в таком виде входят в реки.

 Почти все наши речные рыбы для метания икры поднимаются вверх по ищут подходящие места  для  размножения; такие места- нерестилища- бывают очень разнообразны. Одним нужно отложить икру среди растений (карповые), другие ищут глубокие и быстротечные места в самом русле реки (стерлядь), третьи откладывают икру среди гальки и камней в быстрых и мелких протоках (лососевые).

             - Забота о потомстве

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу  Проанализируйте ее, что это за информация заключена в таблице?


Луна-рыба

До 300 млн икринок

Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды


Треска, угорь

Осетровые 

Судак, сазан

Окунь

Толстолобик

Сом

Щука

100 млн 

до 1,5 млн 

до 1 млн 

до 900 тыс

500 тыс

450 тыс 

200 тыс

Липкая икра, которую приклеивают к

растениям или на грунт


Кета

Горбуша

Колюшка 

Сомик ариевый

3-4 тыс

1-2 тыс

около 100 икринок

3-10 икринки

Икра в ямках, засыпанных галькой


?

?


Скаты,акулы

Одиночные яйца в капсулах

Тщательная защита потомства

 

Количество откладываемых разными рыбами икринок разное. Почему? От чего это зависит?

(Это зависит от того, насколько сильно развит инстинкт заботы о потомстве у вида.)

  Забота о потомстве у некоторых рыб ограничивается только подбором места для метения икры . Затем отложенная икра оставляется на произвол судьбы, и только необычайная плодовитость рыб спасает их потомство от полного истребления.(рекордистка—Луна-рыба)

Есть однако виды ,у которых забота о потомстве идет несколько дальше. Различные виды лососей и форелей для откладки икры вырывают на дне ямки и затем прикрывают оплодотворенную икру песком или мелкими камешками. Таким образом их икра подвергается меньшим опасностям, в связи с этим число икринок 2-8 тыс. Икринки у них крупнее и богаче питательными веществами (красная икра кеты)

В таблице было отмечено, что колюшка откладывает 100 икринок, сомик ариевый -3-10 икринок. А как они заботятся о своем потомстве, может кто знает или ваши предположения?

- Колюшка. Еще любопытнее забота о потомстве проявляется у колюшки. Они не оставляют свою икру на произвол судьбы. Колюшки – рыбки очень мелкие 4-9 см, вооруженные на спине острыми колючками ( видоизменение спинного плавника), которые защищают их от хищника. Самец строит из травы и водорослей настоящее гнездо, склеивая его при помощи слизи, а затем загоняет туда готовую к откладке икры самку, Каждая самка откладывает в гнездо всего лишь несколько икринок. Заботливый отец   не только караулит гнездо с икрой, но и освежает в нем воду, прогоняя ее в гнездо быстрыми движениями плавников ( значение ?) , затем еще несколько  дней  защищает вылупившихся из икры мальков , пока они не будут в состоянии  самостоятельно плавать. Несмотря на то , что самки колюшки откладывают по 60-70 икринок, они развиваются в очень большом количестве, т.к. сами не имеют промысловой ценности и не являются кормом для других животных (почему? –иглы)

- Тиляпия рыбка вынашивает  икринки во рту.

- Сомик ариевый обитает в Атлантическом океане, 30 см, активен по ночам , когда охотится на крабов, креветок, рыб. Размножаются они летом. Когда икра отложена, самец берет ее в рот, где она инкубируется . В этот период он не может есть. Вылупившиеся мальки остаются рядом с отцом, а в случае опасности прячутся во рту у отца.

- Самцов сиамских петушков выращивают в неволе  для искусственно организуемых боев. На воле самцы сражаются с соперниками из-за территории . Заботу о потомстве берет на себя самец. он выдувает пузырьки воздуха из которых строит гнездо. Перед оплодотворением самец предстает перед самкой во всей красе: переливающиеся яркими красками расправленные веером плавниками. Оттопыренные в виде воротника жаберные крышки дополняют образ напыщенного франта. После он приступает к строительству гнезда, выбрав для этого менее освещенный участок поверхности воды. Когда самец закончит строительство, рыбки начинают кружить  в брачном танце, что сопровождается  выделением икринок самкой и молок самцом. Оплодотворенные икринки падают на дно, а самец торопится собрать их ртом, но не съедает их, а водворяет в пену гнезда. На вторые-третьи сутки из икринок выклевываются и повисают в пене хвостиками вниз личинки. Самец ухаживает за ними пока они не начнут самостоятельную жизнь.

- Обитает в Черном море. Своим хвостом они цепляются за водоросли и в такой позе высматривают добычу- мелких ракообразных. От хищников их защищает крепкий панцирь, усаженный крючками. Интересен способ их размножения. Самка прикркпляет икру к брюху самца, здесь икра осеменяется, а затем вокруг нее из нависшей складки кожи образуется мешок, в котором икра вынашивается вплоть до вылупленния.

И в заключении, давайте мы с вами сделаем вывод.

- размножаются  путем живорождения, яйцеживорождения, а в большинстве мечут икру

- у них развит инстнинкт заботы о потомстве.

Закрепление.

1) объясните понятия: нерест, нерестилище, проходные рыбы.

2) Что такое миграция и какова ее роль в жизни рыб?

3) Как происходит развитие рыб?

                   Схема Размножение и развитие рыб

 Д/з:  Подготовить сообщения о рыбах.


Тема урока : «Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграция рыб. Плодовитость и забота о потомстве.»
  • Биология
Описание:

Тема урока : «Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграция рыб.

Плодовитость и забота о потомстве.»

Задача: - показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы  заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида

 - развивать умение анализировать информацию,

 - расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный  

Метод : проблемный

Оборудование :  таблица                            

Автор Лило Юлия Геннадьевна
Дата добавления 18.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1145
Номер материала 56598
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓