Главная / Информатика / Тема урока по производственному обучению: "Использование ЭТ для моделирования и анализа"

Тема урока по производственному обучению: "Использование ЭТ для моделирования и анализа"

ГККП «Чунджинский политехнический колледж»

Мастер производственного обучения

Шарипов Кудрят Музапарович

Тема урока по производственному обучению:

Использование ЭТ для моделирования и анализа.

Цели урока:

1.Обучающая:

1. Ознакомить с понятиями модели и моделирования.

2. Выработка навыков работы в процессоре Excel.

3. Научить использовать ЭТ для моделирования и анализа.

2. Воспитательная:

Воспитать умение грамотно работать с использованием ЭТ для моделирования и анализа.


3. Развивающая:

Развитие координации и внимания при работе с клавиатурой и мышью.


Тип урока: Комбинированный.


Метод урока: Словесно – практический.


Наглядности, дополнительный материал:

1. ЭВМ типа IBM. ОС Windows 2003 Professional.

ППП MOffice2003 Professional. Обучающие программы.

  1. В.Ф.Ляхович, С.О.Крамаров «Основы информатики», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г/и.

Ход урока:


І. Организационный момент: 3-5 мин.

1) проверить наличие учебных принадлежностей;

2) проверить посещаемость по журналу.


І І .Вводный инструктаж: 40 мин.

Ознакомление с планом;

Ознакомить учащихся с темой урока;

Поставить цель перед учащимися.


Использование ЭТ для моделирования и анализа
  1. Понятие модели и моделирования

    Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Моделирование – построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.



По способу представления модели можно разделить на:

  • материальные – физические, воспроизводящие геометрические и физические свойства оригинала (игрушки, чучела птиц, карты, глобус, схемы, опыты по химии и физики и т.п.);

  • информационные – строятся на информации (информационная модель – совокупность информации, характеризующей свойства и состояние объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром).

      Информационные моделей бывают:

  • вербальные – информация в устной или разговорной форме;

  • знаковая – информация, выраженная спец. средствами – знаками, т.е. средствами любого формального языка:

     геометрические (графические формы и конструкции);

     математические (формулы);

     структурные (таблицы, графики, схемы);

     логические (модели с вариантами в зависимости от условий);

специальные (химические формулы, нотные знаки и т.д.);

На основании известных фактов методом гипотез и аналогий можно построить модель событий или природных катаклизмов далекого прошлого или будущего. Так родились теории вымирания динозавров или гибели Атлантиды. С помощью такого же метода можно заглянуть в будущее – пример «Ядерная зима», будущее Солнца, звезд и т.д. Для моделирования таких сложных и масштабных процессов требуется огромное количество ресурсов, а также серьёзный арсенал знаний, связанный с представлением об общих принципах моделирования.

  1. Абстрактное представление модели упрощает процесс исследования и позволяет скрупулёзно познакомиться с математическими и графическими средствами представления. В абстрактной сфере позволяет работать компьютер, при этом у нас появляется возможность эффективно моделировать процесс решения широкого класса задач по математике, физике, экономике.

  2. Пример построения таблиц для моделирования и анализа

  • Иhello_html_m41008ea7.pngзвестна средняя скорость движения поезда и расстояние от места его отправления до пункта назначения (задается пользователем). Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час.

Последовательность построения таблицы:

  1. Предусмотреть ввод в определенные ячейки среднюю скорость поезда и расстояния между пунктами.

  2. Рассчитать примерное время прибытия поезда.

  3. Заполнить шапку таблицы

  4. Поставить в первую строку первого столбца таблицы - 0.

  5. Поставить в первую строку второго столбца таблицы - расстояние между пунктами.

  6. Начиная со второй строки проставить в столбцах формулы таким образом, чтобы не было отрицательных значений пути и время указывалось только напротив положительных значений расстояния. Предусмотреть в формулах возможность увеличения или уменьшения числа строк.

  7. Формула расчета расстояния между пунктами (из ячейки В10) - =ЕСЛИ(B9="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B9="";"";ЕСЛИ(B9<$D$3;"поезд прибудет в пункт назначения";$D$4-$D$3*A10)))

  8. Формула расчета времени в пути (для того, чтобы не проставлять время без расстояния, формула из ячейки А15) - =ЕСЛИ(B14="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B14="";"";A14+1))

А) Самостоятельная работа:

1. Работа с карточкой: Построение модели движения поезда.

2. Решить задачу №1. Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения с интервалом в полчаса.


3. Решить задачу №2. Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего.


4. Решить задачу №3. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.

Б) Целевые обходы мастера:

1-обход. Проверить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час.


«Построение модели движения поезда».


   Известна средняя скорость движения поезда и расстояние от места его отправления до пункта назначения (задается пользователем). Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час:

hello_html_1670cf5b.png 

   Алгоритм построения таблицы:   Рассчитать примерное время прибытия поезда.

1.       Таблицу создать по выше приведенному образцу.

2.    В ячейки D3 и D4 ввести среднюю скорость поезда и расстояния между пунктами.

3.       Заполнить шапку таблицы

4.       Поставить в первую строку в первый столбец таблицы (А9) - 0.

5.       Поставить в первую строку второго столбца таблицы (В9) - расстояние между пунктами (=D3).

6.       Начиная со второй строки проставить в столбцах формулы таким образом, чтобы не было отрицательных значений пути и время указывалось только напротив положительных значений расстояния. Предусмотреть в формулах возможность увеличения или уменьшения числа строк.

 7.  Формула расчета расстояния между пунктами (из ячейки В10): =ЕСЛИ(B9="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B9="";"";ЕСЛИ(B9<$D$3;"поезд прибудет в пункт назначения";$D$4-$D$3*A10)))

 8.  Формула  времени в пути (для того, чтобы не проставлять время без расстояния) из ячейки А15: =ЕСЛИ(B14="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B14="";"";A14+1))

9.  Рассчитать примерное время прибытия поезда: в ячейке Е5 записать: =D4/D3,

    отформатировать ячейку так, чтобы полученное число не содержало десятичных

    знаков (Формат - Ячейки - закладка Число - установить Число десятичных

знаков - 0,    ОК).

10. В таблице предусмотреть 30-40 строк: скопировать в них формулы из

ячеек А10, В10,      задать условное форматирование (Пустые ячейки залить цветом)

11. Модель построена.


2-обход. Проверить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения с интервалом в полчаса.

Задача №1

  • Известна средняя скорость движения катера (46 км/ч), скорость течения реки (4 км/ч) и расстояние между пунктами (250 км/ч), которые должен преодолеть катер в двух направлениях – туда и обратно. Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения с интервалом в полчаса.

3-обход. Проверить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего.

Задача №2

  • В сельскохозяйственном кооперативе работают 5 сезонных рабочих. Норма сбора овощей составляет N кг. Оплата труда зависит от количества собранных овощей: k рублей за 1 кг. Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего. Известно, что 1-й рабочий собрал овощей в 3 раза больше нормы; 2-й – на 50 кг меньше 1-го; 3-й – в 1,5 раза больше нормы; 4-й – на 75 кг больше 3-го; 5-й – на 10 кг больше 1-го.

4-обход. Проверить таблицу из которой будет видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.

Задача №3

  • На складе компьютерной техники хранятся компьютеры по цене 100 монет, принтеры по цене 55 монет, сканеры по цене 78 монет. Мальвина, Буратино, Пьеро и лиса Алиса имеют магазины по продаже компьютерной техники. Мальвина про­дала 10 сканеров и 5 компьютеров. Буратино — 11 принтеров, 3 компьютера и 2 сканера. Пьеро — 7 компьютеров и 4 прин­тера. Лиса Алиса — 8 компьютеров, 1 сканер и 6 принтеров. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.

Заключительный инструктаж: 10 мин.

Ответить на вопросы учащихся.

Отметить лучшую выполненную работу.

Прокомментировать выявленные ошибки при создании таблиц.

IV.Комментирование оценок: 7-10 мин.

Оценка знаний учащихся.

V. Задание на дом: 2 мин.

Повтрить пройденный материал.


Задача №1

  • Известна средняя скорость движения катера (46 км/ч), скорость течения реки (4 км/ч) и расстояние между пунктами (250 км/ч), которые должен преодолеть катер в двух направлениях – туда и обратно. Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения с интервалом в полчаса.

Задача №2

  • В сельскохозяйственном кооперативе работают 5 сезонных рабочих. Норма сбора овощей составляет N кг. Оплата труда зависит от количества собранных овощей: k рублей за 1 кг. Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего. Известно, что 1-й рабочий собрал овощей в 3 раза больше нормы; 2-й – на 50 кг меньше 1-го; 3-й – в 1,5 раза больше нормы; 4-й – на 75 кг больше 3-го; 5-й – на 10 кг больше 1-го.

Задача №3

  • На складе компьютерной техники хранятся компьютеры по цене 100 монет, принтеры по цене 55 монет, сканеры по цене 78 монет. Мальвина, Буратино, Пьеро и лиса Алиса имеют магазины по продаже компьютерной техники. Мальвина про­дала 10 сканеров и 5 компьютеров. Буратино — 11 принтеров, 3 компьютера и 2 сканера. Пьеро — 7 компьютеров и 4 прин­тера. Лиса Алиса — 8 компьютеров, 1 сканер и 6 принтеров. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.








ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ


Построение модели движения поезда.


 hello_html_1670cf5b.png  Известна средняя скорость движения поезда и расстояние от места его отправления до пункта назначения (задается пользователем). Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час:

  

  













Алгоритм построения таблицы:   Рассчитать примерное время прибытия поезда.

1.       Таблицу создать по выше приведенному образцу.

2.    В ячейки D3 и D4 ввести среднюю скорость поезда и расстояния между пунктами.

3.       Заполнить шапку таблицы

4.       Поставить в первую строку в

первый столбец таблицы (А9) - 0.

5.       Поставить в первую строку второго столбца таблицы (В9) - расстояние между пунктами (=D3).

6.       Начиная со второй строки проставить в столбцах формулы таким образом, чтобы не было отрицательных значений пути и время указывалось только напротив положительных значений расстояния. Предусмотреть в формулах возможность увеличения или уменьшения числа строк.

 7.  Формула расчета расстояния между пунктами (из ячейки В10): =ЕСЛИ(B9="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B9="";"";ЕСЛИ(B9<$D$3;"поезд прибудет в пункт назначения";$D$4-$D$3*A10)))

 8.  Формула  времени в пути (для того, чтобы не проставлять время без расстояния) из ячейки А15: =ЕСЛИ(B14="поезд прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B14="";"";A14+1))

9.  Рассчитать примерное время прибытия поезда: в ячейке Е5 записать: =D4/D3, отформатировать ячейку так, чтобы полученное число не содержало десятичных  знаков (Формат - Ячейки - закладка Число - установить Число десятичных знаков - 0,    ОК).

 10. В таблице предусмотреть 30-40 строк: скопировать в них формулы из ячеек А10, В10,      задать условное форматирование (Пустые ячейки залить цветом)

 

11. Модель построена.





5


Тема урока по производственному обучению: "Использование ЭТ для моделирования и анализа"
  • Информатика
Описание:

ГККП «Чунджинский политехнический колледж»

Мастер производственного обучения

Шарипов Кудрят Музапарович

Тема урока  по производственному обучению:

Использование ЭТ для моделирования и анализа.

Цели урока:

1.Обучающая:

1. Ознакомить  с понятиями модели и моделирования.

2. Выработка навыков работы в процессоре Excel.

3. Научить использовать ЭТ для моделирования и анализа.

2. Воспитательная:

  Воспитать умение грамотно работать с использованием ЭТ для моделирования и анализа.

 

3.Развивающая:

    Развитие координации и внимания при работе с клавиатурой и мышью.

 

Тип урока: Комбинированный.

 

Метод урока:  Словесно – практический.

 

Наглядности, дополнительный материал:

1.   ЭВМ типа IBM. ОС Windows 2003 Professional.

      ППП MOffice2003 Professional. Обучающие программы.

 

2.      В.Ф.Ляхович, С.О.Крамаров «Основы информатики», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г/и.

Автор Максатов Сетвалды Абайдуллаевич
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 831
Номер материала 8091
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓