ГККП «Чунджинский политехнический колледж»
Мастер производственного обучения
Шарипов Кудрят Музапарович
Тема урока по производственному обучению:
Использование ЭТ для моделирования и анализа.
Цели урока:
1.Обучающая:
1. Ознакомить с понятиями
модели и моделирования.
2. Выработка
навыков работы в процессоре Excel.
3. Научить использовать ЭТ для моделирования и анализа.
2. Воспитательная:
Воспитать
умение грамотно работать с использованием ЭТ для моделирования и анализа.
3.
Развивающая:
Развитие координации и внимания при работе с клавиатурой и мышью.
Тип урока: Комбинированный.
Метод урока: Словесно – практический.
Наглядности, дополнительный
материал:
1.
ЭВМ типа IBM. ОС Windows 2003 Professional.
ППП MOffice2003 Professional. Обучающие программы.
2. В.Ф.Ляхович, С.О.Крамаров «Основы
информатики», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г/и.
Ход урока:
І. Организационный
момент: 3-5 мин.
1) проверить наличие учебных принадлежностей;
2) проверить посещаемость по журналу.
І І .Вводный
инструктаж: 40 мин.
Ознакомление с планом;
Ознакомить учащихся с темой урока;
Поставить цель перед учащимися.
Использование ЭТ для моделирования и анализа
1. Понятие модели и моделирования
Модель – упрощенное представление о реальном объекте,
процессе или явлении.
Моделирование – построение моделей для исследования и изучения
объектов, процессов, явлений.
По
способу представления модели можно разделить на:
- материальные – физические, воспроизводящие
геометрические и физические свойства оригинала (игрушки, чучела птиц,
карты, глобус, схемы, опыты по химии и физики и т.п.);
- информационные – строятся на информации
(информационная модель – совокупность информации, характеризующей свойства
и состояние объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним
миром).
Информационные моделей бывают:
- вербальные – информация в устной или разговорной
форме;
- знаковая – информация, выраженная спец.
средствами – знаками, т.е. средствами любого формального языка:
²
геометрические (графические формы и конструкции);
²
математические (формулы);
²
структурные (таблицы, графики, схемы);
²
логические (модели с вариантами в зависимости от условий);
² специальные (химические формулы, нотные знаки и т.д.);
На основании известных фактов методом
гипотез и аналогий можно построить модель событий или природных катаклизмов
далекого прошлого или будущего. Так родились теории вымирания динозавров или
гибели Атлантиды. С помощью такого же метода можно заглянуть в будущее – пример
«Ядерная зима», будущее Солнца, звезд и т.д. Для моделирования таких сложных и
масштабных процессов требуется огромное количество ресурсов, а также серьёзный
арсенал знаний, связанный с представлением об общих принципах моделирования.
2. Абстрактное представление модели упрощает
процесс исследования и позволяет скрупулёзно познакомиться с математическими и графическими средствами
представления. В абстрактной сфере позволяет работать компьютер, при этом у нас
появляется возможность эффективно моделировать процесс решения широкого класса
задач по математике, физике, экономике.
3. Пример
построения таблиц для моделирования и анализа
·
Известна
средняя скорость движения поезда и расстояние от места его отправления до
пункта назначения (задается пользователем). Построить таблицу, отражающую
зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час.
Последовательность построения таблицы:
1.
Предусмотреть
ввод в определенные ячейки среднюю скорость поезда и расстояния между пунктами.
2.
Рассчитать
примерное время прибытия поезда.
3.
Заполнить
шапку таблицы
4.
Поставить в
первую строку первого столбца таблицы - 0.
5.
Поставить в
первую строку второго столбца таблицы - расстояние между пунктами.
6.
Начиная со
второй строки проставить в столбцах формулы таким образом, чтобы не было отрицательных
значений пути и время указывалось только напротив положительных значений расстояния.
Предусмотреть в формулах возможность увеличения или уменьшения числа строк.
7. Формула расчета расстояния между
пунктами (из ячейки В10) - =ЕСЛИ(B9="поезд
прибудет в пункт
назначения";"";ЕСЛИ(B9="";"";ЕСЛИ(B9<$D$3;"поезд
прибудет в пункт назначения";$D$4-$D$3*A10)))
8. Формула расчета времени в пути
(для того, чтобы не проставлять время без расстояния, формула из ячейки А15) - =ЕСЛИ(B14="поезд
прибудет в пункт назначения";"";ЕСЛИ(B14="";"";A14+1))
А)
Самостоятельная работа:
1. Работа
с карточкой: Построение
модели движения поезда.
2. Решить задачу №1.
Построить таблицу,
отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от
времени движения с интервалом в полчаса.
3. Решить
задачу №2. Составить таблицу, содержащую
сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого
рабочего.
4. Решить задачу №3. Построить
электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего было продано каждого
вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем
магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.
Б)
Целевые обходы мастера:
1-обход.
Проверить таблицу,
отражающую
зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час.
«Построение модели движения поезда».
Известна средняя скорость движения поезда и расстояние от места его отправления
до пункта назначения (задается пользователем). Построить таблицу, отражающую
зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом в 1 час:
Алгоритм построения таблицы: Рассчитать примерное время прибытия
поезда.
1.
Таблицу создать по выше приведенному образцу.
2.
В ячейки D3 и D4 ввести среднюю скорость поезда и расстояния между пунктами.
3.
Заполнить шапку таблицы
4.
Поставить в первую строку в первый столбец таблицы (А9) - 0.
5.
Поставить в первую строку второго столбца таблицы (В9) - расстояние между
пунктами (=D3).
6.
Начиная со второй строки проставить в столбцах формулы таким образом, чтобы не
было отрицательных значений пути и время указывалось только напротив
положительных значений расстояния. Предусмотреть в формулах возможность
увеличения или уменьшения числа строк.
7.
Формула расчета расстояния между пунктами (из ячейки В10): =ЕСЛИ(B9="поезд
прибудет в пункт
назначения";"";ЕСЛИ(B9="";"";ЕСЛИ(B9<$D$3;"поезд
прибудет в пункт назначения";$D$4-$D$3*A10)))
8. Формула времени в пути (для
того, чтобы не проставлять время без расстояния) из ячейки А15: =ЕСЛИ(B14="поезд
прибудет в пункт
назначения";"";ЕСЛИ(B14="";"";A14+1))
9.
Рассчитать примерное время прибытия поезда: в ячейке Е5 записать: =D4/D3,
отформатировать ячейку так, чтобы полученное число не содержало десятичных
знаков (Формат - Ячейки - закладка Число - установить Число десятичных
знаков - 0, ОК).
10. В
таблице предусмотреть 30-40 строк: скопировать в них формулы из
ячеек
А10, В10, задать условное форматирование (Пустые
ячейки залить цветом)
11. Модель построена.
2-обход. Проверить таблицу, отражающую зависимость расстояния
до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения с интервалом в полчаса.
Задача №1
·
Известна
средняя скорость движения катера (46
км/ч), скорость течения реки (4 км/ч) и расстояние между пунктами (250
км/ч), которые должен преодолеть катер в двух направлениях – туда и обратно. Построить таблицу, отражающую
зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения
с интервалом в полчаса.
3-обход. Проверить таблицу, содержащую сведения о количестве
собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего.
Задача №2
·
В
сельскохозяйственном кооперативе работают 5 сезонных рабочих. Норма сбора
овощей составляет N кг. Оплата труда зависит от количества собранных овощей: k
рублей за 1 кг. Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных
овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего. Известно, что 1-й рабочий
собрал овощей в 3 раза больше нормы; 2-й – на 50
кг меньше 1-го; 3-й – в 1,5 раза больше нормы; 4-й – на 75
кг больше 3-го; 5-й – на 10 кг больше 1-го.
4-обход. Проверить таблицу из которой
будет видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму;
на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц
техники было продано каждым владельцем магазина.
Задача №3
·
На складе компьютерной техники хранятся компьютеры по цене 100 монет,
принтеры по цене 55 монет, сканеры по цене 78 монет. Мальвина, Буратино,
Пьеро и лиса Алиса имеют магазины по продаже компьютерной техники. Мальвина продала
10 сканеров и 5 компьютеров. Буратино — 11 принтеров, 3 компьютера и 2 сканера.
Пьеро — 7 компьютеров и 4 принтера. Лиса Алиса — 8 компьютеров, 1 сканер и 6
принтеров. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего
было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано
техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым
владельцем магазина.
Заключительный
инструктаж: 10 мин.
Ответить на вопросы учащихся.
Отметить лучшую выполненную работу.
Прокомментировать выявленные ошибки при создании таблиц.
IV.Комментирование
оценок: 7-10 мин.
Оценка знаний учащихся.
V. Задание на дом: 2 мин.
Повтрить пройденный материал.
Задача №1
·
Известна
средняя скорость движения катера (46
км/ч), скорость течения реки (4 км/ч) и расстояние между пунктами (250
км/ч), которые должен преодолеть катер в двух направлениях – туда и обратно. Построить таблицу, отражающую
зависимость расстояния до цели (на прямом и обратном пути) от времени движения
с интервалом в полчаса.
Задача №2
·
В
сельскохозяйственном кооперативе работают 5 сезонных рабочих. Норма сбора
овощей составляет N кг. Оплата труда зависит от количества собранных овощей: k
рублей за 1 кг. Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных
овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего. Известно, что 1-й рабочий
собрал овощей в 3 раза больше нормы; 2-й – на 50
кг меньше 1-го; 3-й – в 1,5 раза больше нормы; 4-й – на 75
кг больше 3-го; 5-й – на 10 кг больше 1-го.
Задача №3
·
На складе компьютерной техники хранятся компьютеры по цене 100 монет,
принтеры по цене 55 монет, сканеры по цене 78 монет. Мальвина, Буратино,
Пьеро и лиса Алиса имеют магазины по продаже компьютерной техники. Мальвина продала
10 сканеров и 5 компьютеров. Буратино — 11 принтеров, 3 компьютера и 2 сканера.
Пьеро — 7 компьютеров и 4 принтера. Лиса Алиса — 8 компьютеров, 1 сканер и 6
принтеров. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего
было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано
техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым
владельцем магазина.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.