Главная / Химия / Тема урока: Оксид серы (IV). Сернистая кислота.

Тема урока: Оксид серы (IV). Сернистая кислота.


Тема урока:

Оксид серы (IV). Сернистая кислота.


Цели урока:

образовательные:

- актуализация знаний по темам: «Оксиды», «Сера, ее свойства», закрепление представлений о связи между строением, свойствами, классификацией оксидов; изучение физических и химических свойств оксида серы (IV), сернистой кислоты в свете теории электролитической диссоциации и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов, получение и применение этих соединений.

развивающие:

- совершенствование учебных умений учащихся при составлении химических уравнений, развитие творческого мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, аналитических способностей мышления.

воспитательные:

- совершенствование коммуникативных умений, способностей работать в коллективе, умение слушать и слышать другого человека.

Тип урока:

- урок изучения нового материала

Методы:

- словесный, наглядно-экспериментальный, частично-проблемно-поисковый.


ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ЗНАНИЙ

I уровень «3»

- знание строения, классификации, химических свойств, получения оксидов. Умение распознавать виды оксидов: кислотный, основной, амфотерный.

II уровень «4»

- умение связывать строение оксида с его химическими свойствами, делать выводы по циклу изученных вопросов; устанавливать сходство в составе и химических свойствах.

III уровень «5»

- умение устанавливать генетические связи между классами веществ, устанавливать зависимость свойств веществ от их строения, применять полученные знания при решении нестандартных заданий, анализировать, делать выводы.


СТРУКТУРА УРОКА

I. Вводное слово учителя. Организационный момент (2 мин.).

II. Актуализация опорных знаний (3 мин.)

III. Основной этап урока. Изучение нового материала (15 мин.).

IV. Обобщение и систематизация знаний (рефлексия) (8 мин.).

V. Домашнее задание (2 мин.).


ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги!

Меня зовут Ирина Александровна. На предыдущих уроках Вы изучали темы: «Кислород, его свойства. Озон. Сера. Сероводород». Сегодня мы с Вами продолжим путешествие по стране «Подгруппа кислорода. Кислородсодержащие соединения». Нам сегодня предстоит обобщить, актуализировать знания по теме: «Сера. Оксиды» и познакомиться с кислородсодержащими соединениями серы: оксидом серы (IV) и сернистой кислотой.

Интерактивная доска превратится в путевой дневник, а Ваши тетради – в личные путевые дневники, где Вы будете делать необходимые записи.

Но, прежде чем мы отправимся на первую станцию нашего путешествия, мы должны получить пропуск, билет для поездки – а это Ваши знания.

Итак, в путь!


ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА

Мы живем с Вами на планете с кислородной атмосферой, поэтому химия процессов и явлений, протекающих на Земле, связана с химией кислородсодержащих соединений, и мы с Вами продолжаем их изучать.

Какие бинарные кислородсодержащие соединения Вам известны? (оксиды)

Что такое оксиды, какая их общая формула? (ЭхОу, оксиды – это…)

На какие группы делятся оксиды? (солеобразующие и несолеобразующие)

На какие типы делятся оксиды? (кислотные, основные, амфотерные)

В какой группе периодической системы находится кислород? Сера? (IV)

В каком периоде периодической системы находится кислород? Сера? (2 и 3)

У какого элемента ярче выражены неметаллические свойства: у кислорода или серы? Дайте обоснованный ответ.

Какими общими свойствами обладают атомы кислорода и серы? (О и S находятся в одной группе системы, химические свойства этих элементов сходны. Сера проявляет двойственные, окислительно-восстановительные свойства)

Давайте вспомним, что такое окисление и восстановление?

H2S2-

S0 SO2 4+

H2SO46+

низшая степень окисления

промежуточная степень окисления

высшая степень окисления

Проявляют восстановительные свойства, т.к. они приняли на внешний энергетический уровень максимальное число электронов и могут теперь их отдавать, т.е. быть восстановителями.

Проявляют и окислительные и восстановительные свойства, т.к. способны, как к отдаче, так и к приему электронов. Могут быть и окислителями и восстановителями.

Проявляют окислительные свойства, т.к. они отдали все электроны, находящиеся на внешнем энергетическом уровне и могут теперь только принимать электроны, т.е. быть окислителями.


Молодцы, ребята! Я рада, что на все вопросы Вы смогли дать правильные и полные ответы, к тому же, мы повторили материал предыдущих уроков, и теперь получили пропуск (билет) на первую станцию, и смело можем перейти непосредственно к теме сегодняшнего занятия.


Первая станция «Информационная»

Что же такое SO2 - оксид серы (IV), диоксид серы, сернистый газ?

По физическим свойствам:

- бесцветный газ с резким удушливым запахом, ядовит. Вызывает кашель, одышку, бронхит, воспаление легких. Сжижается при t = - 10°С, при t = - 73°C затвердевает, негорючий, легко растворяется в воде (40 объемов в 1 л Н2О при 20°C).

Как его можно получить?

Существует в природе? (выделяется при извержении вулканов)

Древнее поверье гласит, что в аду нестерпимо пахнет серой (вероятно, сернистым газом). В чем причина такого мнения? (горящая сера выделялась из недр Земли при извержении вулканов)


Способы получения диоксида серы

1. При нагревании на воздухе сера горит голубым пламенем с образованием оксида серы (IV) SO2.


S + O2 = SO2




S0 – 4ē = S4+

1

окисление

восстановитель

O20 + 4ē = 2O2-

1

восстановление

окислитель


2. При сгорании H2S в избытке кислорода:


2S + 3O2 = 2SO2 + 2Н2О


S2-6ē = S4+

2

окисление

восстановитель

O20 + 4ē = 2O2-

3

восстановление

окислитель


3. При обжиге сульфидных руд:

2ZnS2- + 3O2 = 2ZnO + 2SO24-

S2-6ē = S4+

2

окисление

восстановитель


4. При обжиге пирита, железного колчедана:


4FeS2 + 11O2 = 8SO2↑ + 2 Fe2O3

S2-6ē = S4+

2

окисление

восстановитель


5. При взаимодействии меди с серной кислотой

Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O

Однако, металлы, стоящие за водородом. с концентрированной серной кислотой дают не только сульфат: водород при этом не выделяется, получается сернистый газ и вода.


S6+ + 2ē = S4+

2

восстановление

окислитель

Cu0 - 2ē = Cu2+

3

окисление

восстановитель


В лаборатории диоксид серы получают также и следующей реакцией. Отправимся в виртуальную лабораторию (диоксид серы ядовит и мы с Вами не можем по ТБ проводить опыт).

Na2SO3 + H2SO4 = NaSO4 + H2O + SO2

S6+ + 2ē = S4+

2

восстановление

окислитель


Станция «Экспериментальная»


Каковы же химические свойства диоксида серы?

Сходство с какими веществами мы наблюдаем? (с кислотными оксидами)

S – неМе, образует кислотный оксид, и степень окисления может быть различной.

Что такое кислотный оксид? (диоксид серы – кислотный оксид, значит для него характерны все химические свойства кислотного оксида)

Давайте вспомним, какие это свойства? С чем может взаимодействовать диоксид серы?

С водой.

SO2 + H2O H2SO3 (лакмус – красный)

Следовательно, какой процесс протекает? Что образуется?

При растворении диоксида серы в воде частично происходит реакция с водой и образуется слабая сернистая кислота, малоустойчивая, легко распадающаяся на диоксид серы и воду.

Но изменение окраски индикатора, свидетельствует о каком процессе?

- Диссоциации (отщепление ионов водорода)

- С основными оксидами


CaO + SO2 =CaSO3 (сульфит кальция)


- С основаниями

2NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O (сульфит натрия)


- С водными растворами солей более слабых кислот

SO2 + Na2CO3 = Na2SO3 + СO2


Но сера, как мы уже выяснили, проявляет еще и окислительно-восстановительные свойства

hello_html_m1e74593b.gifhello_html_6f210daa.gif4+ 2-

2SO2 + O2 = 2SO3 SO2 + 2H2S = 2S0 + 2H2O

восстановитель окислитель

(повышение степени окисления от 4+ до 6+) (понижение степени окисления от 4+ до 0)

Диоксид серы – типичный восстановитель.

а) раствор фуксина обесцвечивается при нагревании;

б) йодная вода обесцвечивается SO2 + 2H2O + I2 = H2SO4 +2HI

в) изменяет окраску чернил «Радуга».

Диоксид серы – сернистый газ – ангидрид сернистой кислоты.

Какова основность сернистой кислоты? (двухосновная)

Сколько ступеней диссоциации можно наблюдать? (2) (уравнения ступенчатой диссоциации)

H2SO3 – двухосновная кислота, дает два ряда солей:

- средние – сульфиты;

- кислые – гидросульфиты.


H2SO3 проявляет окислительные и восстановительные свойства (уравнения на слайде)

Качественная реакция на сульфит-ион – взаимодействует с BaCl2

Na2SO3 + BaCl2 = BaSO3 + 2NaCl

- взаимодействует с HCl

Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + SO2↑ +H2O


Станция «Практическая»

Итак, мы прибываем на заключительную станцию «Практическую».

Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

Основная масса диоксида серырасходуется на производство серной кислоты (H2SO4); диоксид серы – прекрасное дезинфицирующее и отбеливающее вещество, его используют для дезинфекции погребов, овощехранилищ (уничтожение плесени, различных грибков), используют для отбеливания шерсти, шелка, бумаги. Причем, в отличие от действия белильной извести, обесцвечивание диоксидом серы обратимо, окраска возвращается после помывки. Диоксид серы – консервирующее средство при сушении фруктов, т.к. при контакте с ним погибают многие микроорганизмы.

Нельзя не сказать о влиянии выбросов диоксида серы на окружающую среду. Наше понимание глобальных процессов растет по мере того, как мы все больше и больше узнаем о взаимодействии атмосферы, океана и о влиянии на них деятельности человека.

Во многих местах земного шара серьезную проблему представляют кислотные дожди (осадки). К числу соединений, вызывающих это явление относятся оксиды серы (диоксид серы в атмосфере реагирует с водой и кислородом с образованием смеси серной и сернистой кислот – 2SO2 +2H2O + O2 = 2H2SO4).

Еще в 60-е годы ХХ века ученые старались как можно больше узнать о природе кислотных осадков и провели измерения количества серы, участвующей в круговороте в атмосфере, на суше, в океане. Оказалось, что измеренные величины не сходятся: потоки серы в планетарном цикле на замыкались.

Сейчас полагают, что недостающим звеном в цикле серы является диметилсульфид (СН3)2S, продуцируемый морскими водорослями, он летуч и попадает в атмосферу; он частично ответственен за запах морского воздуха. В атмосфере он окисляется с образованием соединений серы.

Исследования в Северном море показали, насколько существенными могут быть количества продуцируемого морскими водорослями диметилсульфида. Наибольшая активность морских водорослей наблюдается в апреле-мае у побережья Франции и Германии, в это время, по оценкам ученых, вклад диметилсульфида, образованного в результате деятельности морских растительных организмов, составляет в Европе 25% общего загрязнения окружающей среды соединениями серы. Так что, мы должны смириться с тем, что часть кислотного загрязнения атмосферы нам неподвластна.


Обобщение, систематизация изученного материала.

Рефлексия. Домашнее задание.

Сегодня мы с Вами совершили увлекательное путешествие. Мир веществ богат и разнообразен, и открывает свои тайны только тому, кто настойчиво этого добивается.

За время путешествия, по электронного почте, к нам пришло письмо.

Что же там?

Вы получили задания разного уровня на оценку «5», «4», и «3». На столах у Вас тексты заданий, Вы сможете выбрать по своему усмотрению задания и выполнить его к следующему уроку, просмотреть записи в своих путевых дневниках и прочитать § 26.

Я хотела бы отметить работу …

Вы мне очень помогли. Спасибо.

Каким Вам показался сегодняшний урок?

В чем польза этого урока для Вас?

Какую оценку Вы себе бы поставили сегодня за понимание темы? (поднимите руки)

- «5» Молодец! Так держать!

- «4» Хорошо, но можно лучше!

- «3» В тумане!

- «2» Над пропастью!

С каким настроением Вы уходите с урока?

Наше с Вами сотрудничество помогло достигнуть поставленной цели, на все вопросы мы постарались найти ответ.

Успехов Вам. Урок окончен. До свиданья.


Самоанализ учебного занятия


    • Каков был замысел проведенного занятия, каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

    • Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

    • Как он связан с предыдущими уроками; на что учащийся опирается?

    • Как урок работает на последующие уроки, темы (др. предметов)?

    • Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?

    • Тип урока, методы, технологии.

    • Цель, задачи, которые решались на уроке.

    • Социально-психологические, учебно-материальные, эстетические условия для проведения урока.

    • Удалось ли решить на оптимальном уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки, переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения?

    • Какова общая самооценка урока?

    • Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?

    • Выводы на будущее.


Предложенный Вашему вниманию урок посвящен изучению кислородсодержащих соединений серы: диоксида серы и сернистой кислоты.

Этот урок продолжает тему «Подгруппа кислорода». Изучению этой темы предшествовало изучение темы «Кислород. Озон. Сера. Сероводород», после будут изучаться оксид серы(VI), SO3, серная кислота H2SO4, их свойства, получение, применение.

Урок соответствует программе учебника «Химия. 9 класс» Новошинской, обязательному минимуму содержания и охватывает материал согласно стандартам естественнонаучных предметов.

Методы:

- словесный, наглядно-экспериментальный, частично-проблемно-поисковый

Технологии:

- ИКТ, ЛО обучение, технология сотрудничества, дифференцированный подход

Тип урока:

- изучение нового материала

Цели:


образовательные:

- изучение представлений о строении, свойствах, получении, применении диоксида серы и сернистой кислоты, умение применять знания в нестандартных ситуациях

развивающие:

- способствовать творческому мышлению, коммуникативных учений, грамотного химического языка, устанавливать причинно- следственные связи

воспитательные:

- формирование навыков работы в коллективе, умение слушать и слышать другого человека.


Задачи на первом этапе:

- актуализация и обобщение знаний по теме «Оксиды», «Сера», закрепление представлений о связи между строением, свойствами, классификацией.

Изучение строения, свойств новых соединений строится, основываясь на полученные знания. Для изучения нового материала ребята привлекают необходимые знания об оксидах, кислотах, проходит этап актуализации знаний. В уровне актуального развития находятся понятия об оксидах, их классификации, свойствах, о кислотах.

Соединения серы: диоксид серы, сернистая кислота – это зона их ближайшего развития.

Далее учащиеся разрешают противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, с которыми они сталкиваются, они требуют теоретического объяснения, проверки на практике (с использованием ИКТ, виртуальной лаборатории).

Совместный поиск решения, наглядность, достигнутая применением ИКТ, вызывает у учащихся интерес и стимулирует активную мыслительную деятельность.

На уроке видны общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, анализировать, соотносить известное и неизвестное, проводить мыслительный химический эксперимент, моделировать сущность процессов).

Первоначально замысел и план данного занятия был иным. Стандартный ход урока с изучением нового материала, контролем, коррекцией полученных знаний, но затем от этого я отказалась, так как, дети другие, школа работает по другому УМК, я – новый учитель, и я решилась на нестандартный подход изложения материала, используя преимущества интерактивной доски, тем более, что диоксид серы – ядовитый газ, демонстрационные опыты по ТБ проводить нельзя, то использование ИКТ позволило, на мой взгляд, сделать урок более живым, наглядным.

Особенностью этого урока является то, что ребятам дан материал на немного выше рамок учебника, что необходимо им для повышения эрудиции, и как для будущих абитуриентов, тем более, что в классе две подгруппы: физико-математическая и химико-биологическая, это было учтено и в домашнем задании; разноуровневые задания на основе дифференцированного подхода, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

По всему ходу урока я пыталась использовать ЛО подход к учащимся, присутствует этап анализа, рефлексии, так как, только осознание всего процесса учащимися и учителем дает результат.

Учитывая самооценку, я считаю, что все поставленные задачи удалось решить на оптимальном уровне.

Оценки «отлично», «хорошо» и другие поставили человек.

Фон урока, я думаю, был достаточно эмоциональным, доброжелательным. Я думаю, что урок удался, достиг цели, в основном благодаря технологии сотрудничества.


Тема урока: Оксид серы (IV). Сернистая кислота.
  • Химия
Описание:

Тема урока:

 Оксид серы (IV). Сернистая кислота.

 

Цели урока:

 

образовательные:

- актуализация знаний по темам: «Оксиды», «Сера, ее свойства», закрепление представлений о связи между строением, свойствами, классификацией оксидов; изучение физических и химических свойств оксида серы (IV), сернистой кислоты в свете теории электролитической диссоциации и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов, получение и применение этих соединений.

Тип урока:

- урок изучения нового материала

Методы:

- словесный, наглядно-экспериментальный, частично-проблемно-поисковый.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ЗНАНИЙ

 

I уровень «3»

- знание строения, классификации, химических свойств, получения оксидов. Умение распознавать виды оксидов: кислотный, основной, амфотерный.

II уровень «4»

- умение связывать строение оксида с его химическими свойствами, делать выводы по циклу изученных вопросов; устанавливать сходство в составе и химических свойствах.

III уровень «5»

- умение устанавливать генетические связи между классами веществ, устанавливать зависимость свойств веществ от их строения, применять полученные знания при решении нестандартных заданий, анализировать, делать выводы.

Автор Губская Ирина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1584
Номер материала 32504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓