Главная / Биология / Тема урока: « Образование плодов. Размножение и расселение растений с помощьюсемян. Разнообразие плодов» (6 класс)

Тема урока: « Образование плодов. Размножение и расселение растений с помощьюсемян. Разнообразие плодов» (6 класс)

Тема урока « Образование плодов. Размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов.»

Цель: Изучить морфологическое строение плодов, различать сухие и сочные плоды, делить плоды на односеменные и многосеменные.

Задачи: 1.Сформировать знания об образовании и строении плодов;

2.Продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян;

3.Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); цветные картинки – «Многообразие плодов», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Изучение нового материала

Учитель: Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания?

  • Это орган растения, который ему жизненно необходим.

  • Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

  • С помощью него растения могут распространяться по Земле.

  • Он может быть сочным или сухим, съедобным или не съедобным.

Ученик: Это плод. .

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы будем изучать плоды, их образование, и их виды.И в конце урока мы должны ответить на вопрос.

На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?

(Ученики записывают в тетради число и тему)

Решение проблемной ситуации:

Учитель: Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что клубень картофеля это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?

Ученики высказывают свои предположения. ( видоизменённый подземный побег)

Беседа

  1. На месте чего образуется плод? (На месте цветка)

  2. Итак, весной цветут яблони, вишни. Что останется на растении после того, как растение отцветёт? (На месте цветка останется плод)

  3. Перечислите, у каких растений есть плоды.( вишня,груша, горох и т.д.)

Итог: плод образуется только на месте цветка. ( запись в тетрадь)

Учитель: Как же происходит образование плода

III Давайте вспомним строение цветка.

Выполнение задания « Узнавай-ка» . Учитель называет, а ученики находят части цветка на аппликации и поднимают вверх.( тычинка, пестик, лепестки, чашелистики, цветоложе, цветоножка.)

Беседа

  1. Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? (Опыление, оплодотворение)

  2. Что такое опыление?

  3. Что такое оплодотворение?

Рассказ о оплодотворении цветковых растений (рисунок пестика в разрезе)

  1. Из чего развивается плод? (Из завязи)

  2. Какое строение имеет семязачаток? ( Внутри семязачатка находится зародышевый мешок, в котором расположена яйцеклетка и другая крупная клетка)

  3. Что формируется из яйцеклетки? (зародыш)

  4. Из чего формируется запас питательных веществ? (большой клетки)

Учитель Плод – это последняя ступень размножения. Внутри плода расположены семена, которые участвуют в дальнейщем размножении цветковых растений.

Плоды разнообразны по форме– (демонстрация плодов яблони, апельсина, пшеницы– разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.)

Ученики работают так же с индивидуальными папками – рисунок «Разнообразие плодов».

Работа с коллекцией плодов ( у каждого ученика своя коллекция )

Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?

Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем.

Работа с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

СОЧНЫЕ СУХИЕ

Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные

Ягода Костянка Коробочка Зерновка

Яблоко Боб Семянка

IV Лабораторная работа" Знакомство с сочными и сухими плодами на примере растений Северо- Казахстанской области”

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Цель: обеспечить формирование знаний и умений учащихся о сухих и сочных плодах односемянных и многосемянных на примере растений Северо-Казахстанской области.

Ход работы

Рассмотрите гербарные экземпляры и натуральных плодов (фасоль, пшеница, сурепка обыкновенная, яблоко, томат. огурец, слива), Разделите плоды на две группы (сочные и сухие).

Рассмотрите строение плодов. Сколько у них семян? Пользуясь схемой “Типы плодов” и рисунками учебника , найдите названия плодов. Ответ запишите в таблицу.

Типы плодов

Названия растений

Плод сухой или сочный

Количество семян

Тип плода

1. Фасоль

2. Пшеница

3. Томат

4. Сурепка обыкновенная

5. Огурец

6. Яблоня

7. Вишня

 

 

 


Решение проблемной ситуации Почему необходимо распространять семена? ( Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду)

Учитель: Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Ученики: Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

Учитель:

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

Ученик: (Одуванчик)

Учитель:

Пролетают вереницы –

Новосёлы – птицы;

Прилетят домой –

И крылья долой.

Ученик: (Клён)

Учитель: Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

Ученик: (саморазбрасывание семян у акации)

Учитель:

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

Ученик: (Кокос)

Учитель:

Водой – лёгкие, маленькая плотность.

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

Ученик: (Лопух)

Учитель: Человеком – крючки, липучки.

Составьте самостоятельно схему «Способы распространения семян»

1.Животными 2.Ветром 3. Самораспространение

4.Водой 5.Человеком

Учитель: Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.

Беседа.

  • Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.

Вопрос: На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?

Ученики: Плоды образуются на месте цветка.

Плоды нужны для распространения семян.

Ответ (с записью в тетрадь):

V Закрепление:

Учитель: Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру “верю – не верю”: прочитав предложения, определите правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

Верю – не верю” +/- Фамилия, имя

1. Плод – образование, возникающее из завязи растений после

оплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования,

защиты и распространения заключенных в нем семян.

2. Околоплодник образуется из разросшейся тычинки.

3. Околоплодник – это наружная часть плода,

образованная из стенок завязи.

4. Плоды бывают только односемянные.

5. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб,

стручок, коробочка, орех, семянка.

6. К сочным плодам относят ягоду, костянку,

померанец, яблоко, тыквину.

7. Плоды нужны для вегетативного размножения.

8. Боб и стручок – это сочные плоды.

9. В околоплодниках накапливаются питательные

вещества для привлечения животных.

10. Плоды образуются только у цветковых растений.

Задание проверила: Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседкой, проверьте и оцените ( каждый “+” оцените в 0,5 баллов)

Учитель:.Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)

«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб

«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)

«Золушка» - тыквина (Ш Перо)

«Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).

VI Оценки

VII Рефлексия

1.На сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось.......

2.Я сегодня узнал, что............

3. Оказывается, что...........

VIII Домашнее задание : п.24 сочинить сказку . главный герой которой является плод





















































Тема урока: « Образование плодов. Размножение и расселение растений с помощьюсемян. Разнообразие плодов» (6 класс)
  • Биология
Описание:

Цель: Изучить морфологическое строение плодов, различать сухие и сочные плоды, делить плоды на односеменные и многосеменные.

Задачи: 1.Сформировать знания об образовании и строении плодов;

2.Продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян;

3.Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный,  частично – поисковый.

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); цветные картинки  – «Многообразие плодов», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту.

Автор Лило Юлия Геннадьевна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1898
Номер материала 56243
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы