Главная / Русский язык и литература / Тема урока-проекта - «Поэзия Марины Цветаевой как история ее жизни»

Тема урока-проекта - «Поэзия Марины Цветаевой как история ее жизни»

Содержание учебного проекта и этапы его проведения

Тема урока-проекта - «Поэзия Марины Цветаевой как история ее жизни»

Возрастная категория учащихся – ученики 11 класса

Продолжительность проекта: 2 урока

Обоснование проекта

Поэт Марина Цветаева. Женщина с морским именем и свободной душой, любимая и постоянно одинокая, уже в ранней юности предчувствующая свою смерть, однажды с горечью сказавшая: «И к имени моему «МАРИНА» - прибавьте: мученица». Какая она? Попробуем ответить на этот нелегкий вопрос.

С целью привлечения внимания учащихся к личности поэтессы ещё до начала изучения темы предлагаю организовать работу ребят над проектами. Происходит «погружение» детей в тему будущего урока, активизируется их творческая деятельность и повышается учебно-познавательная мотивация к уроку. Кроме того, работа над проектами позволяет устранить недостатки программы литературного образования: слишком малое количество часов на изучение личности и творчества художника слова. Двух часов на изучение творчества М. Цветаевой становится достаточным для разговора в классе, на уроке, поскольку большая работы проделывается за рамками урока. Стараюсь сформулировать задания для групп таким образом, чтобы при работе над проектами в воображении учащихся «ожил» облик М.И. Цветаевой, появился глубокий интерес к её личности. Задача ребят на данном этапе не столько изучать факты биографии Цветаевой, сколько проникать в душу этого человека, узнавать о её взглядах и принципах. Во время работы групп над проектами занимаю позицию консультанта.

После выступления групп предлагаю следующие виды домашнего задания:

-выучить одно из понравившихся стихотворений наизусть;

-написать отзыв о стихотворении;

-написать мини-сочинение о поэзии Марины Цветаевой.



Цель урока-проекта: создать условия для изучения поэзии Марины Цветаевой на основе созданных учащимися мини-проектов.

Задачи личностного развития:

  • развитие интереса к личности Цветаевой и ее поэзии;

  • расширение представления учащихся о жизненных ценностях;

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами;

  • содействие рациональной организации труда;

  • формирование навыков работы в команде.



Вопросы учебной темы:

  1. Истоки творчества поэта (семья Марины Цветаевой).

  2. Поэт и рыцарь (история отношений с Сергеем Эфроном).

  3. Поэт и время (отношение к революции, эмиграция).

  4. Поэт и поэты (отношение к Пушкину, поэтам Серебряного века, переводы Цветаевой).

  5. Поэт и Родина (возвращение из эмиграции).

  6. Поэт и его наследие (стихотворения, ставшие песнями).

После создания и защиты мини-проектов учащиеся должны:


-знать: основные этапы жизни Цветаевой, мотивы творчества на разных этапах;


-уметь: анализировать стихотворения, находить связь между жизненными реалиями и их творческим воплощением.



Виды деятельности групп:

  • Изучение научно-популярной литературы, знакомство с мнением разных учёных-литературоведов, общественных деятелей;

  • Оформление выставки, посвящённой жизни и творчеству Цветаевой;

  • Создание презентации;

  • Чтение и анализ стихотворений;

  • Составление вопросов по теме своего проекта.

Формирование групп для проведения исследований

Класс делится на шесть групп в соответствии с вопросами. Деление класса на группы может осуществляться разными способами:

-в соответствии с желанием учащихся;

-случайным образом;

-на усмотрение учителя (в зависимости от уровня подготовленности класса, умения учащихся работать самостоятельно, презентовать результаты работы).

После выступления групп проводится выходной контроль. Каждая группа формулирует по два вопроса: один репродуктивного, второй - аналитического характера, которые заранее сдают учителю.

Характер всех учебных мини-проектов - информационно-творческий.

Рекомендации для всех групп:

  • сформулировать цели и задачи своего мини-проекта;

  • сформулировать гипотезу (предположение результата);

  • выделить объект исследования;

  • определить предмет исследования.

Задание 1 группе:

Изучите биографию Марины Цветаевой (см. список рекомендуемой литературы). Подумайте, каким образом можно передать внутренний мир этого человека.

Памятка:

-детство и юность поэта;

-художественный мир «Вечернего альбома», «Волшебного фонаря», «Из двух книг» («Моим стихам…», «Идешь, на меня похожий», «Красною кистью рябина зажглась…», «Бабушке» и др.)

Задание 2 группе:

Расскажите об истории знакомства и взаимоотношений Сергея Эфрона и Марины Цветаевой (см. список рекомендуемой литературы).

Памятка:

-романтическая история с сердоликом;

-сопоставление героя стихотворений с образом Эфрона в воспоминаниях современников;

-черты идеального романтического героя;

-Эфрон в Добровольческой армии («Я с вызовом ношу его кольцо», «Писала я на аспидной доске», цикл «Лебединый стан» и др.)

Задание 3 группе:

Проанализируйте условия жизни и положение Марины Цветаевой в годы революции и Гражданской войны (см. список рекомендуемой литературы).

Памятка:

-письмо от мужа;

-смерть дочери;

-творчество периода эмиграции (книга «Разлука», «Поэма горы», «Поэма конца», «Мой милый, что тебе я сделала» и др.)

Задание 4 группе:

Исследуйте отношение Цветаевой к Пушкину, к поэтам-современникам, переводы поэта.

Памятка:

-восхищение Пушкиным;

-образы поэтов в стихах Цветаевой (А. Ахматова, А. Блок, О. Мандельштам, Б. Пастернак);

-переводы Марины Цветаевой.

Задание 5 группе:

Изучите историю возвращения поэта на Родину и последние годы жизни Цветаевой.

Памятка:

-тоска Цветаевой по Родине;

-тема противостояния поэта и мира;

-возвращение мужа и дочери;

-Цветаева в России, несовместимость поэта и реальной жизни;

-расстрел мужа;

-невыносимая травля («Тоска по Родине! Давно…», «Страна», «Родина» и др.)

Задание 6 группе:

Расскажите о стихотворениях Цветаевой, ставших песнями.

Памятка:

-авторы музыки, режиссеры фильмов, где звучат песни, их исполнители («Я тебя отвоюю…», «Мне нравится», «Хочу у зеркала, где муть…» и др.)

Возможные результаты:

Итогами работы могут стать презентация, буклет, брошюра, бюллетень; оформление выставки книг, фотографий, цитат Цветаевой; подбор отзывов современников о поэте.



Критерии оценки учебных мини-проектов:

  1. Полнота раскрытия темы.

  2. Иллюстрация мысли поэтическими строками.

  3. Оригинальность подачи материала.

  4. Качество презентации.

  5. Соблюдение регламента (выступление группы не более 8 минут).

Список рекомендуемой литературы:

  1. Белкина М.О. / Скрещение судеб. изд. 3-е, перераб. и доп. М.: « А и Б», 1999.

  2. Каган Ю.М. / Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. М.; «Отечество»,1992.

  3. Кудрова И.В. / Гибель Марины Цветаевой. Новый мир, 1988, № 7, с. 181.

  4. Лосская Вероника / Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). М.: «Культура и традиции»,1992.

  5. Саакянц А.А. / Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М.: «Эллис Лак», 1999.

  6. Федосеева Л.Г. / Марина Цветаева. Путь в вечность. М.: «Знание», 1992.

  7. Цветаева А.И. / Неисчерпаемое. М: «Отечество», 1992.

  8. Цветаева М.И. / За всех — противу всех! // Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах / Сост. Л.В. Поликовской / Вступит. ст., коммент. Л.В. Поликовской, М.А. Долговой. М.: «Высшая школа», 1992.

  9. Цветаева М.И. / Избранные произведения // Авт. предисловия С.Букчин. Минск: "Мастацкая литература», 1984.

  10. Цветаева М.И. / Сочинения: В 2 т. // Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения / Сост., подгот. текста и коммент. А.Саакянц, вступит. ст. Вс.Рождественского. Минск: «Нар. асвета». Минск, 1988.

  11. Цветаева М.И. / Сочинения: В 2 т. // Т. 2. Проза / Сост., подгот. текста и коммент. Саакянц А. А. Минск: «Нар. асвета». Минск, 1988.

  12. Швейцер В.А. / Быт и бытие Марины Цветаевой. М:«СП Интерпринт»,1992.

  13. 100 русских поэтов / Сост. М.Засецкая. СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000.

  14. www.tsvetaeva.com




Тема урока-проекта - «Поэзия Марины Цветаевой как история ее жизни»
  • Русский язык и литература
Описание:

Поэт Марина Цветаева. Женщина с морским именем и свободной душой, любимая и постоянно одинокая, уже в ранней юности предчувствующая свою смерть.

С целью привлечения внимания учащихся к личности поэтессы еще до начала изучения темы предлагаю организовать работу ребят над проектами. Происходит "погруженеие" детей в тему будущего урока, активизируется их творческая деятельность и повышается учебная млтивация к уроку.Кроме того, работа над проектом позволяет устранить недостатки программы литературного образования:слишком малое количество часов на изучение личности и творчества художника слова. Двух часов на изучение темы становится достаточно, поскольку большая часть работы прделывается за рамками урока. Стараюсь сформулировать задания для групп таким образом,чтобы при работе над проектами в воображении учащихся "ожил"облик М. Цветаевой, появился интерес к ее личности.

 

Автор Толопило Людмила Дмитриевна
Дата добавления 07.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 863
Номер материала 59322
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓