Урок
№ 2. Святые благоверные князь Симеон и княгиня Иулиания.
Комбинированный
урок .
Цели: 1.Воспитание уважительного отношения к Православным традициям,
православной религии, как основы нравственных ценностей
2. Воспитание патриота и гражданина.
3. Формирование необходимых современных
семейных ценностей.
Задачи: 1) Показать, что узы брака
скрепляет любовь, которая православную веру укрепляет в человеке и приближает
его к Богу.
2) Познакомить с жизнью
Святых и подвижников веры в литовский период
3) Закрепить понятие таких
слов, как святость, благоверные, целомудрие, благочестие, праведные,
подвижничество, покаяние
4) Умение анализировать и
обобщать, заполняя таблицу.
Оформление доски - Ключевые слова.
План урока.
I..Опрос.
II..Мотивационная
беседа : переход к новой теме.
III. Новая тема.
1). Святые
благоверные князь Симеон и княгиня Иулиания
2). Епископ Мисаил
3). Судьба князя
Юрия
Формы работы
учеников:
А) оформление записи
в таблицу.
Б) Самостоятельная
работа учеников с таблицей с применением новых терминов.
В) Выполнение
задания на обобщение с помощью таблицы.
4. Рефлексия.
5. Домашнее
задание
1.
Повторение
домашнего задания. Проверка детских презентаций, кроссвордов.
2.
Решаем
кроссворд
к
|
р
|
о
|
с
|
с
|
в
|
о
|
р
|
д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
По горизонтали: 1) направление в христианстве, возникшее в 1054 году, где
главой церкви является Папа Римский.
4.
2)литовский
князь, стал королём Польши, женившись на польской принцессе. Обещал
ввести католичество и особые привилегии католикам.
5.
3)
литовский князь, в 1395 г. первый раз захватил Смоленск, при въезде в город
перед ним несли католический крест.
6.
4)
Московский князь , был женат на дочери Витовта.
7.
5)
Смоленский епископ, пострадал за веру, Свидригайло заподозрил в измене и
приказал сжечь, что и произошло в городе Витебске
8.
6)жена
Витовта, дочь См. князя Святослава.
9. По вертикали: 1)Христиане этого
направления подчёркивают правильность своей веры, точный перевод-сл.
«ортодоксия».
10.
2)Литовский
князь ,в1375г ходил на Смоленск.
11.
3)Постановление
1413года о назначении на государственные должности только католиков.
12.
4)дочь Витовта.
З.
Вспомним наши Проблемные задачи прошлого урока.
1)Какое
было положение Православной церкви в литовский период, какой период мы
называем литовским?
2)
Благодаря чему попытки литовских правителей в XV в. подчинить Православную
церковь Папе Римскому и Ватикану закончились неудачно?
II. Мотивационная беседа: Политика Ватикана и
великокняжеской власти в Литве способствовала усилению тяги смолян к Москве и,
конечно, вызывала активное сопротивление со стороны местного населения и
Православной церкви. Мы выяснили, что именно помогло выстоять в трудный
период истории - это вера Православная. А сегодня посмотрим, кто были эти
простые люди, может быть они похожи на нас или мы на них, которые жили тогда
; какими чертами характера они обладали. Для этого нужно разобрать значение
некоторых слов. Запишем тему урока и новые слова, так нам необходимые не
только для изучения этого предмета, но и для нашей жизни.
Эпиграф к нашей теме: Знайте: чем ближе, любовнее,
милосерднее живут люди друг с другом, тем самым они ближе подходят к самому
Богу. Через любовь к людям проявляется и крепнет любовь к Богу, как это
объясняет и апостол любви Иоанн Богослов в своём первом Собрании посланий.
Преподобная Рахиль, старица Бородинская.
Р а б о т а с т е р м и
н а м и. (Можно как раздаточный материл для детей приготовить заранее).
Любовь
|
Спасение, дарованное людям: через обретение любви к Богу и ближнему -
обретение бессмертия
|
Целомудрие
|
Сокровище, которое нужно беречь, избегая лукавства, хранить верность,
не играть любовью. Это сила женской души. Слово - исцелиться - означает,
ни что иное, как стать целым, собраться из осколков - выздоровить.
Стремиться к подобию божьему.
|
Благочестие
|
Почитание Бога, соблюдение предписаний, праведность,
богобоязненность.
|
Благоверие
|
у христиан , которые проявляют благочестие, милость и заботу об
укреплении христианской веры.
|
Вера
|
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом … А
без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу
веровал, что Он есть……»
|
Праведные
|
Христиан, благочестно поживших в миру, но не принадлежащих к
числу благоверных или юродивых, обычно канонизируют как праведных.
|
Святость
|
понятие Божественной Святости включает в себя свободу от всякой
нечистоты и зла, слово Святость позднее стало обозначать высшее нравственное
состояние человека.
|
Покаяние
|
имеет в себе всегда возродительную силу. Покаяние - не просто
жалость к себе, или депрессия, или комплекс неполноценности, а всегда
сознание и чувство, что потеряно общение, и сразу поиск и даже начало
восстановления этого общения. Сразу же появляется любовь к Богу и любовь к ближнему.
|
III. Лекция учителя или Презентация. ( СМ. в
приложении), или работа с учебником : §2 с 104-106. По ходу рассказа
заполняются 1, 3 , 4 колонки при помощи учителя, а 2-я колонка—самостоятельно
с помощью словарика в табличке раздаточного материала.
1)
Князь
Симеон и княгиня Иулиния.
2)
Епископ
Мисаил.
Запишем
в тетради
Подвижники веры и благочестия в
литовский период 1404-1514гг.
Имя
|
Качества, присущие личности
|
Какой вклад внесли в борьбу за сохранение веры
|
Какую роль сыграли , занимая именно такую позицию
|
СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ КНЯГИНЯ
ИУЛЛИАНИЯ ( К. XI V - н . XVвв.)
|
Вера, Благочестие. Святость, Целомудрие
|
Предпочла мученическую смерть, не нарушив уз брака
|
Укрепляла брачную православную традицию, сохранила святую чистоту а,
значит , и веру.
|
Епископ Мисаил
(1450—1470-управлял епархией)
|
Вера. Подвижничество. Праведность. Благочестие.
|
Возвращение в Смоленск иконы Одигитрии из Благовещенского собора
Кремля.
Борьба с католической пропагандой.
|
Свой авторитет укрепляя, тем самым укреплял веру Православную на
Смоленщине.
|
Задание на обобщение материала. Посмотрите на вашу таблицу, на текст в учебнике и попробуйте
ответить на вопрос:
Что объединяло этих двух личностей,
подвижников православия? ( Предполагаемый ответ: они
соблюдали нравственные нормы, укрепляли православные традиции, утверждали
православную веру ( хотя в тот период это было не легко, Смоленщина – под властью
Литвы и Православная церковь была сильно ослаблена). Таких людей называют
подвижниками православия.
3)Судьба Юрия - Вяземского князя.
Судьба
Юрия - вяземского князя - тоже заслуживает внимания. Мы знаем его как
убийцу, который пытался разрушить чужую семью, и добивался этого самыми
неблаговидными поступками. Но спустя некоторое время начинается местное
почитание князя Юрия.
Дело
здесь в покаянии этого человека, раскаянии и в милосердии народа Божьего,
умеющего прощать, как заповедовал сам Спаситель.
.
«Если народ теряет веру в Бога, то его постигаеют бедствия, а если не
кается, то гибнет и исчезает с лица Земли. Молитесь, просите, кайтесь! Господь
вас не оставит.»
Святая блаженная Матрона Московская.
.
Николо-Успенская
церковь
Ве́нев-Никольского
монастыря
Женский
(бывший мужской)
Первое
упоминание XVI век
Статус - Действующий
монастырь
Время основания монастыря неизвестно, в
летописях упоминается XVI век.
В нижней церкви погребен Смоленский князь Юрий
Святославич, который из-за преступной страсти некогда убил князя Семена
Мстиславича Вяземского и его супругу Иулианию. Впоследствии князь Юрий удалился
в Веневскую обитель, где и принимал раскаяние.
Задание. Выскажите своё отношение к тому
факту, что Юрия простили, используя Заповедь Спасителя на с. 105 учебника..
«Кто ты, осуждающий чужого раба?
Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силён Бог
восставить его».
Вывод учителя : если Бог прощает человека,
который так долго мучился и раскаялся в своих грехах, то человеку простому надо
тоже обязательно простить его и молиться за него.
4.Рефлексия
1) Что узнал?
2) Что понравилось?
3) Какую оценку хотел бы иметь за урок?
4) Что может помешать?
5) Какой вклад внёс в общее дело на
уроке.
6) Как вы думаете, актуальна сегодня
тема о целомудрии ; тема о покаянии?
5.Домашнее задание: Доработать
таблицу, § 2 с102,повторить термины, написать эссе по желанию на тему :
«Сохранить свою чистоту»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.