Тема:
Счастье – это …..
Аннотация
работы
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого, А. И. Куприна,
И.А. Бунина. На основе прочитанных произведений раскрыть понятие счастье: каким
видят его герои, счастливы ли они. Вывесит свою формулу счастья. Работа
организуется с применением технологии развития критического мышления. Учащиеся
умеют составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно ставить цели урока и
его этапов, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют
навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке
к данному уроку, имеют представление о нравственных ценностях, являющихся
ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками
анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений. На уроке
находит применение интеграция в философию, самопознание, музыку
Тип урока: урок - исследование.
Приёмы
технологии развития критического мышления через чтение
и письмо, используемые на данном уроке: составление кластера, синквейн, отзыв.
Фазы урока: вызов, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия.
Тема:
Счастье – это …..
Цель урока: развитие
критического мышление учащихся, умения самостоятельно формулировать гипотезы и
выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе
осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно,
аргументировать свою точку зрения.
Задачи:
- закрепить
умение самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, совершенствовать
у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства;
- развивать
навыки монологической речи; выразительного чтения, совершенствоватьнавыки
исследовательской деятельности,умение составлять кластеры, синквейн, отзыв
- формировать
понятия счастье, любовь, нравственные поступки, способствующие воспитанию личности;
Оформление:
1презентация
2 плакат- цветок 3 смайлики ( для оценивания ощущений от урока)
Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учеников
|
примечание
|
|
Добрый
день! Солнышко приветствует нас. Улыбнёмся!
|
|
№1 Слайд
Солнце
|
I.« Мозговой
штурм»:
|
1
Что
такое счастье?
|
Ответы:
Счастье- это……
|
Слайд
№2
|
1 Стадия вызова
Музыка
|
Просто
ли вам было ответить на вопрос о счастье?
Тогда
попробуем ощутить его..
Тренинг для учеников: закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до
счастья.
1Что вы ощущаете, прикасаясь к нему.
2
Какого счастье цвета?
3Какого счастье размера?
4Какое счастье на вкус?
Спасибо! Можете открыть глаза.
Вот
какие ответы даёт на данные вопросы поэт
|
Сложно,
так сразу ответить.
Дают
ответы с закрытыми глазами
Чтение
стихотворения
Что такое счастье?
|
Музыка
№1
Слайд 3
|
II.
Целеполагание.
Планирование
Оценка
на каждом этапе
Свободное
письмо
|
Сегодня вместе с вами попытаемся ответить на этот вопрос,
вернее раскрыть значение и, основываясь на мнение других, выработать
собственное
-Ребята,
вам даны высказывания известных людей, объёдинённые общим ключевым словом,
оно пропущено, попробуйте его восстановить. Прочитайте
Личное
счастье невозможно без счастья других.
Н.Г.Чернышевский.
Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.
Ж. Ламетри.
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон
Познакомьтесь с другими высказываниями, с каким из них
созвучно ваше, Выскажите своё мнение по данному
высказывание как понимают счастье, счастливый
человек философы.Что общего в
них?
|
это
ключевое слово счастье.
Каждая
группа читает и дает пояснения высказыванию. (устно)
Счастье для философов - это когда человек
|
Слайд№4
|
Реализация
плана
|
-
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д.
Дидро
-
Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.деКостерЧеловек
живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. Гёте?
|
Счастье,
быть счастливым человеком:….Когда делаешь приятное. Делать людей счастливыми,
дарить счастье, осуществлять радость.Счастье для философов - это когда
человек заботится о близких, когда он дружелюбный, весёлый, общительны.)
|
Слайд№ 5
|
Слово
учителя
|
Наверное,
счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни
этого состояния .
Попытаемся
определить самые
важные понятия
С
какими понятиями ассоциируется слово счастье?
Вот,
оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово
– счастье
|
Заполняют:
… Выделяют самые важные понятия:
состояния
– добро, справедливость, любовь, сострадание… мир семья дружба любовь
|
Слайд 6
|
заготовки
кластеров
.
Оценку
дают ученики по группам
|
Выделив
самые важные понятия, остановимся на таких как семья, дружба и любовь
У вас
есть заготовки кластеров, они не заполнены, ваши предложения, что можно
исследовать, чтобы развить своё пониманию счастья.
мы
постараемся почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья
литературными героями, с которыми мы познакомились,
прочитав произведения Л. С. Толстого, А. И. Куприна,
И.А.
Бунина
Вспомним,
как определяет счастье Л.Н. Толстой Докажем мысль
писателя.
Мысль
семейная в романе «Война и мир». Идеал семьи. Что же тогда
,по мнению Толстого, является истинной, настоящей
семьей?
|
Обратиться
к литературе
В ходе урока записывают или
запоминают моменты, важные для заполнения кластера
Л.Н. Толстой утверждал:
Что
нужно для счастья?
Тихая
семейная жизнь
Сообщение
учащихся + презентация
В
чем заключается счастьекаждой семьи?Какие понятия являются важными?
|
Слайд 7
|
Две
позиции
Дискуссия
|
Т Толстой
считает, что нет семейного
счастья
а там, где нет взаимопонимания,
традиций,
единения .Болконские и Ростовы – э то больше, чем семьи, это целые жизненные
у клады. На примере этих семей Толстой
доказывает
свою мысль о том, что только
семья
развивает в человеке лучшие чувства- л любовь, милосердие, самоотдачу.
Но Толстой
в романе противопоставляет с семьи, но что е объединяет их всех?
ЗИзменились
ли в наше время представление о с счастливой семье?
|
Курагины,
Друбецкие - многое в них отрицает Толстой. Две позиции
Забота о
детях и их будущее
Мнение
детей: Семья
– это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в
котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть «мы».
|
Презентация
Слайд 8
|
Сообщение
учащихся
|
Семья
важна для человека, но случается так, что понимание человек находит у других.
Чужой человек становится близким, именно ему доверяет свои тайны, проблемы.
Мы говорим о дружбе.
Является
ли дружба составляющим понятия счастье?
|
Выступления
по теме
Дружба в
жизни героев
Дает ли
им дружба ощущение счастья
|
Презентация
Слайд 9
|
|
Даёт ли любовь ощущение счастья?
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Эти слова созвучны с мыслями, которые возникают при знакомстве
с историями любви в произведениях Куприна. Попытаемсяраскрыть это
загадочное слово и ответить на вопросы, возникшие у одного из героев Куприна:
А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для
которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение –
вовсе не труд, а одна радость…
Прослушайте историю любви Желткова из повести Куприна «
Гранатовый браслет»
Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие
жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться
|
Выступления
ребят по теме, беседа-дискуссия
Любовь в
жизни героев Куприна:
Счастливы
ли герои в любви
Куприн «Олеся»
Олеся –
Иван Трофимович
Вера
Николаевна – Желтков
Герои
Бунина
«Солнечный
удар», «Тёмные аллеи»»
Чтение
письмаЖелткова (индив.задание)
Куприн
«Гранатовый браслет»
Вера
Николаевна – Желтков
Работа в
группе - доказать
Любовь трагедия.сумасшествие, счастье
|
Слайд 10
Слайд 11
Музыка:
Бетховен
Соната
для фортепьяно
Слайд 12
|
|
Вывод: Всякая
любовь – великое счастье, несмотря
на весь их трагизм.
|
|
Слайд 13
|
Музыка
Кластер,
постер
|
Как представляют
счастье герои Куприна, Толстого. Бунина
|
Работа в
группе. Кластер Защита.. Презентация кластера. Чтение наизусть стихотворений
( Бунин + самостоятельно подобранные стихи о счастье)
|
музыка
|
|
Д/ЗНапишите эссе о счастье +Пожелания
|
|
|
|
Вы
должны будете поделиться своими размышлениями. Счастье это когда тебя
понимают.Я
думаю, что мы будем стремиться понимать друг друга – значит испытывать
счастье и пусть приобщение к волшебной силе искусства поможет
почувствовать красоту жизни, гармонию чувств. Возможно, кто-то
настроится на лирическую волну, а кто-то на философский лад, а кто-то просто
откроет в себе то, о чём и не подозревал
|
|
Видео
«Дорожите счастьем, дорожите!» (Э.Асадов.)
|
Оценивание
|
Дайте оценку
вашим ощущениям, настроению, чувствам, которые вы испытываете по окончанию
нашего общения. Перед вами смайлики, передающие разное состояние.
|
Учащиеся
соответственно своих ощущений прикрепляют под смайликами стикеры
|
музыка
Смайлики
|
.
Приложение 1:
1группа
1
Личное …. невозможно без счастья других.
Н.Г.Чернышевский.
2
С каким из данных высказываний созвучно ваше?
Как
понимают счастье, счастливый человек философы?
Согласны
ли вы с ними?
Каждый
даст свой ответ на листочке, затем ,обсудив, выберите более точное ,на ваш
взгляд, и озвучьте.
- Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему
числу людей.
Д. Дидро
- Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.
Ш.де Костер
-
Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.
И.В.Гёте
2 группа
1
…. увеличивается оттого, что им делишься с другими.
Ж.
Ламетри.
2
С каким из данных высказываний созвучно ваше?
Как
понимают счастье, счастливый человек философы?
Согласны
ли вы с ними?
Каждый
даст свой ответ на листочке, затем ,обсудив, выберите более точное ,на ваш
взгляд, и озвучьте.
- Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему
числу людей.
Д. Дидро
- Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.
Ш.де Костер
-
Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.
И.В.Гёте
3 группа
1Стараясь
о ….. других, мы находим своё собственное.
Платон
2
С каким из данных высказываний созвучно ваше?
Как
понимают счастье, счастливый человек философы?
Согласны
ли вы с ними?
Каждый
даст свой ответ на листочке, затем ,обсудив, выберите более точное , на ваш
взгляд, и озвучьте.
-
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
Д.
Дидро
-
Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.
Ш.де
Костер
-
Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.
И.В.Гёте
Приложение 2:
1
Мы знакомы с точкой зрения Л.Н.Толстого о счастье. Что нужно для
счастья? Тихая семейная жизнь
с возможностью делать добро людям
Докажите,
что оно верное. Как понимают счастье в каждой семье?
(
дополнения к сообщениям)
2
Для Толстого идеал семьи – Ростовы, положительно относится к Болконским. Но
отрицает жизненный уклад Курагиных и Друбецких
Попробуйте опровергнуть его мнение:
1группа
– Курагины
2
группа – Друбецкие
3
группа - Изменились
ли в наше время представление о семейном счастье?
3
Является
ли дружба составляющим понятия счастье?
Счастливы в дружбе князь Андрей Болконский и граф
Пьер Безухов?
(дополнение к сообщеиям)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.