Главная / Русский язык и литература / Тема Счастье это...(по произведениям Толстого, Куприна, Бунина)

Тема Счастье это...(по произведениям Толстого, Куприна, Бунина)

Документы в архиве:

82.44 КБ 1305479451.jpg
8.53 МБ L._van_Bethoven_-_sonata_2_op.2_2_-_2._largo_appassionato_Granatovyj_braslet_(iPlayer.fm).mp3
15.94 КБ cd6899dae857.jpg
58.02 КБ grosse-big-smilies-0869.gif
1.9 МБ Красивая музыка без слов - ....... (mp3ostrov.com).mp3
37.75 КБ Тема Счастье это...(по произведениям Толстого, Куприна, Бунина).docx
197.7 КБ Урок_ Счастье - это.pptx
6.63 МБ Э.Асадов Дорожите счастьем, дорожите!!!.flv
1.21 МБ дом.mp3

Название документа Тема Счастье это...(по произведениям Толстого, Куприна, Бунина).docx

Тема: Счастье – это …..

Аннотация работы
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого,
А. И. Куприна, И.А. Бунина. На основе прочитанных произведений раскрыть понятие счастье: каким видят его герои, счастливы ли они. Вывесит свою формулу счастья. Работа организуется с применением технологии развития критического мышления. Учащиеся умеют составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно ставить цели урока и его этапов, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке к данному уроку, имеют представление о нравственных ценностях, являющихся ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений. На уроке находит применение интеграция в философию, самопознание, музыку

Тип урока: урок - исследование.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение
и письмо, используемые на данном уроке: составление кластера, синквейн, отзыв.
Фазы урока: вызов, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия
.
Тема: Счастье – это …..

Цель урока: развитие критического мышление учащихся, умения самостоятельно формулировать гипотезы и выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать свою точку зрения.
Задачи:

- закрепить умение самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, совершенствовать у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства;

- развивать навыки монологической речи; выразительного чтения, совершенствоватьнавыки исследовательской деятельности,умение составлять кластеры, синквейн, отзыв

- формировать понятия счастье, любовь, нравственные поступки, способствующие воспитанию личности;

Оформление:

1презентация 2 плакат- цветок 3 смайлики ( для оценивания ощущений от урока)

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

примечание


Добрый день! Солнышко приветствует нас. Улыбнёмся!


1 Слайд Солнце

I.« Мозговой штурм»:

  1. Что такое счастье?

Ответы: Счастье- это……

Слайд №2

1 Стадия вызова





Музыка

Просто ли вам было ответить на вопрос о счастье?

Тогда попробуем ощутить его..

Тренинг для учеников: закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

1Что вы ощущаете, прикасаясь к нему.

  1. Какого счастье цвета?

3Какого счастье  размера?

4Какое счастье  на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза.

Вот какие ответы даёт на данные вопросы поэт


Сложно, так сразу ответить.







Дают ответы с закрытыми глазами







Чтение стихотворения

Что такое счастье?

Музыка №1















Слайд 3

II. Целеполагание.
Планирование

Оценка на каждом этапе









Свободное письмо

Сегодня вместе с вами попытаемся ответить на этот вопрос, вернее раскрыть значение и, основываясь на мнение других, выработать собственное



-Ребята, вам даны высказывания известных людей, объёдинённые общим ключевым словом, оно пропущено, попробуйте его восстановить. Прочитайте

Личное счастье невозможно без счастья других.
Н.Г.Чернышевский.
Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.
Ж. Ламетри.
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

Познакомьтесь с другими высказываниями, с каким из них созвучно ваше, Выскажите своё мнение по данному высказывание как понимают счастье, счастливый человек философы.Что общего в них?









это ключевое слово счастье.











Каждая группа читает и дает пояснения высказыванию. (устно)

Счастье для философов - это когда человек
















Слайд№4

Реализация плана

- Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

- Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.деКостерЧеловек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. Гёте?

Счастье, быть счастливым человеком:….Когда делаешь приятное. Делать людей счастливыми, дарить счастье, осуществлять радость.Счастье для философов - это когда человек заботится о близких, когда он дружелюбный, весёлый, общительны.)

Слайд№ 5

Слово учителя

Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния .

Попытаемся определить самые важные понятия

С какими понятиями ассоциируется слово счастье?

Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье

Заполняют: … Выделяют самые важные понятия:

состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание… мир семья дружба любовь



Слайд 6

заготовки кластеров

.

Оценку дают ученики по группам

Выделив самые важные понятия, остановимся на таких как семья, дружба и любовь

У вас есть заготовки кластеров, они не заполнены, ваши предложения, что можно исследовать, чтобы развить своё пониманию счастья.

мы постараемся почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы познакомились, прочитав произведения Л. С. Толстого, А. И. Куприна, И.А. Бунина

Вспомним, как определяет счастье Л.Н. Толстой Докажем мысль писателя.



Мысль семейная в романе «Война и мир». Идеал семьи. Что же тогда ,по мнению Толстого, является истинной, настоящей

семьей?




Обратиться к литературе

В ходе урока записывают или запоминают моменты, важные для заполнения кластера

Л.Н. Толстой утверждал:

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь

Сообщение учащихся + презентация

В чем заключается счастьекаждой семьи?Какие понятия являются важными?











Слайд 7



Две позиции

Дискуссия

Т Толстой считает, что нет семейного

счастья а там, где нет взаимопонимания,

традиций, единения .Болконские и Ростовы – э то больше, чем семьи, это целые жизненные у клады. На примере этих семей Толстой

доказывает свою мысль о том, что только

семья развивает в человеке лучшие чувства- л любовь, милосердие, самоотдачу.

Но Толстой в романе противопоставляет с семьи, но что е объединяет их всех?

ЗИзменились ли в наше время представление о с счастливой семье?

Курагины, Друбецкие - многое в них отрицает Толстой. Две позиции

Забота о детях и их будущее

Мнение детей: Семья – это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть «мы».

Презентация





Слайд 8

Сообщение учащихся

Семья важна для человека, но случается так, что понимание человек находит у других. Чужой человек становится близким, именно ему доверяет свои тайны, проблемы. Мы говорим о дружбе.

Является ли дружба составляющим понятия счастье?

Выступления по теме

Дружба в жизни героев

Дает ли им дружба ощущение счастья



Презентация

Слайд 9


Даёт ли любовь ощущение счастья?

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Эти слова созвучны с мыслями, которые возникают при знакомстве с историями любви в произведениях Куприна. Попытаемсяраскрыть это загадочное слово и ответить на вопросы, возникшие у одного из героев Куприна: А где же  любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить  любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение –  вовсе не труд, а одна радость





Прослушайте историю любви Желткова из повести Куприна « Гранатовый браслет»



Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться

Выступления ребят по теме, беседа-дискуссия

Любовь в жизни героев Куприна:

Счастливы ли герои в любви

Куприн «Олеся»

Олеся – Иван Трофимович

Вера Николаевна – Желтков

Герои Бунина

«Солнечный удар», «Тёмные аллеи»»













Чтение письмаЖелткова (индив.задание)

Куприн «Гранатовый браслет»

Вера Николаевна – Желтков

Работа в группе - доказать

Любовь трагедия.сумасшествие, счастье



Слайд 10





Слайд 11









Музыка: Бетховен

Соната для фортепьяно









Слайд 12


Вывод: Всякая любовь – великое счастье, несмотря на весь их трагизм.


Слайд 13

Музыка

Кластер, постер

Как представляют счастье герои Куприна, Толстого. Бунина


Работа в группе. Кластер Защита.. Презентация кластера. Чтение наизусть стихотворений ( Бунин + самостоятельно подобранные стихи о счастье)

музыка


Д/ЗНапишите эссе о счастье +Пожелания




Вы должны будете поделиться своими размышлениями. Счастье это когда тебя понимают.Я думаю, что мы будем стремиться понимать друг друга – значит испытывать счастье и пусть приобщение к волшебной силе искусства поможет почувствовать красоту жизни, гармонию чувств. Возможно, кто-то настроится на лирическую волну, а кто-то на философский лад, а кто-то просто откроет в себе то, о чём и не подозревал


Видео «Дорожите счастьем, дорожите!» (Э.Асадов.)

Оценивание

Дайте оценку вашим ощущениям, настроению, чувствам, которые вы испытываете по окончанию нашего общения. Перед вами смайлики, передающие разное состояние.

Учащиеся соответственно своих ощущений прикрепляют под смайликами стикеры

музыка

Смайлики

.















Приложение 1:

1группа

1 Личное …. невозможно без счастья других.

Н.Г.Чернышевский.

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье, счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем ,обсудив, выберите более точное ,на ваш взгляд, и озвучьте.

- Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

- Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

- Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте


2 группа
1 …. увеличивается оттого, что им делишься с другими.

Ж. Ламетри.

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье, счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем ,обсудив, выберите более точное ,на ваш взгляд, и озвучьте.


- Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

- Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

- Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

3 группа

1Стараясь о ….. других, мы находим своё собственное.

Платон

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье, счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем ,обсудив, выберите более точное , на ваш взгляд, и озвучьте.

- Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

- Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

- Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

Приложение 2:


1 Мы знакомы с точкой зрения Л.Н.Толстого о счастье. Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь

с возможностью делать добро людям

Докажите, что оно верное. Как понимают счастье в каждой семье?

( дополнения к сообщениям)

2 Для Толстого идеал семьи – Ростовы, положительно относится к Болконским. Но отрицает жизненный уклад Курагиных и Друбецких

Попробуйте опровергнуть его мнение:

1группа – Курагины

2 группа – Друбецкие

3 группа - Изменились ли в наше время представление о семейном счастье?


3 Является ли дружба составляющим понятия счастье?

Счастливы в дружбе князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов?

(дополнение к сообщеиям)

Название документа Урок_ Счастье - это.pptx

Что такое счастье? Счастье – это …
Личное счастье невозможно без счастья других. Н.Г.Чернышевский. Счастье увел...
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Д...
Счастье семья дружба любовь
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь … с возможностью делать добро лю...
Счастье семьи Ростовы Болконские Курагины Друбецкие
Является ли дружба составляющим понятия счастье?
Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять?
А где же  любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?
Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удо...
Всякая любовь – величайшее счастье
Нет на земле любви, не знающей страданий, Нет на земле любви, чтоб мук не при...
Но если для истинной любви Страдание постоянно нужно, То, видно, уж таков зак...
Алгоритм написания синквейна 1строка – существительное, главная тема, мысль, ...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Что такое счастье? Счастье – это …
Описание слайда:

Что такое счастье? Счастье – это …

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Личное счастье невозможно без счастья других. Н.Г.Чернышевский. Счастье увеличи
Описание слайда:

Личное счастье невозможно без счастья других. Н.Г.Чернышевский. Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими. Ж. Ламетри. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

№ слайда 5 Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидр
Описание слайда:

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.де Костер Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. И.В. Гёте.

№ слайда 6 Счастье семья дружба любовь
Описание слайда:

Счастье семья дружба любовь

№ слайда 7 Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь … с возможностью делать добро людям
Описание слайда:

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь … с возможностью делать добро людям. Л.Н.Толстой

№ слайда 8 Счастье семьи Ростовы Болконские Курагины Друбецкие
Описание слайда:

Счастье семьи Ростовы Болконские Курагины Друбецкие

№ слайда 9 Является ли дружба составляющим понятия счастье?
Описание слайда:

Является ли дружба составляющим понятия счастье?

№ слайда 10 Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять?
Описание слайда:

Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять?

№ слайда 11 А где же  любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?
Описание слайда:

А где же  любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?

№ слайда 12 Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобст
Описание слайда:

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться»

№ слайда 13 Всякая любовь – величайшее счастье
Описание слайда:

Всякая любовь – величайшее счастье

№ слайда 14 Нет на земле любви, не знающей страданий, Нет на земле любви, чтоб мук не принес
Описание слайда:

Нет на земле любви, не знающей страданий, Нет на земле любви, чтоб мук не принесла, Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…                                                                             Луи Арагон

№ слайда 15 Но если для истинной любви Страдание постоянно нужно, То, видно, уж таков закон
Описание слайда:

Но если для истинной любви Страдание постоянно нужно, То, видно, уж таков закон судьбы. Научимся сносить его с терпеньем… В. Шекспир

№ слайда 16 Алгоритм написания синквейна 1строка – существительное, главная тема, мысль, клю
Описание слайда:

Алгоритм написания синквейна 1строка – существительное, главная тема, мысль, ключевое слово 2 строка – прилагательные, качества первого слова 3 строка – глаголы, действия первого слова 4 строка – суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль 5 строка – существительное, синоним первому слову

Тема Счастье это...(по произведениям Толстого, Куприна, Бунина)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы  в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого, А. И. Куприна, И.А. Бунина. На основе прочитанных произведений раскрыть понятие счастье: каким видят его  герои, счастливы ли они. Вывесит свою формулу счастья.Работа организуется с применением технологии развития критического мышления. Учащиеся умеют составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно ставить цели урока и его этапов, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке к данному уроку, имеют представление о нравственных ценностях, являющихся ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений. На уроке находит применение интеграция в  философию,  самопознание, музыку

Автор Уразбекова Рабира Мухамодьяновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1682
Номер материала 53216
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓