Главная / Классному руководителю / Тема самообразования Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»

Тема самообразования Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»

Тема самообразования Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»

Не так давно, лет тридцать назад слова "эстетика", "эстетическое" были совсем непопулярны. От них веяло чем-то запретным. Сегодня все знают, что такое эстетическое воспитание, чему учат в школах и Центрах эстетического развития, и многие родители стремятся привести туда своих детей. И тем не менее определить, что такое эстетическое развитие и воспитание совсем не просто. Мне могут возразить: почему не просто? Эстетическое развитие и воспитание связаны с красотой и с искусством. Да, но что это значит? Что должен уметь, чему должен научиться ребёнок, чтобы стать эстетически развитым? На эти вопросы нам помогает ответить такой предмет, как самопознание.

Гармоническое развитие ребёнка-основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий "красивое" и "некрасивое", "истинное" и "ложное", нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства на уроках самопознания, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Это даёт основание говорить о формировании у ребёнка в процессе воспитания и обучения нравственно – эстетического отношения. В ходе его формирования ребёнок приобретает:

  • первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях;

  • первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми.

Воспитание у детей нравственно – эстетического отношения может успешно решаться средствами разных видов искусства. Приобщение же детей к нему возможно на основе проявления интереса к искусству, а затем развития художественных способностей. Среди них специалисты выделяют, прежде всего, развитие более общих способностей, а затем - специальных конкретных способностей к разным видам художественной деятельности.

Среди общих способностей важно развивать такие, как быстрая и точная ориентировка в окружающем, хорошая память, богатое воображение, воля и настойчивость, активное стремление к познанию нового. Общими художественными способностями являются: дар художественного видения, умения воспринимать ритмическую структуру (музыки, рисунка, композиции), способность к самостоятельной творческой активности в искусстве, способность к эмоциональному переживанию и оценочной деятельности. Эти художественные способности можно более детально представить как сугубо специальные.

Например, такая способность, как поэтический слух предполагает отзывчивость на ритмическую организацию слуха, на интонационную выразительность голоса читающего или рассказывающего.

Определяющим для характеристики уровня развития ребёнка является специфичность сочетания у него отдельных способностей.

Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности – потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребёнком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душе ребёнка высокие нравственно – эстетические начала.

Процесс нравственно – эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нём могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса.hello_html_1a71b277.png

Первым компонентом модели можно назвать формирование у ребёнка эмоционально – нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству учитель самопознания так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. Слушая музыку, разглядывая картину, смотря спектакль, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.

Педагог активно поддерживает стремление ребёнка к прекрасному, доброму, воспитывает в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, проявляется страстное желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя произведения. Поведение, поступки, мысли, даже речь героя надолго остаются эталоном для организации собственного поведения ребенка в окружающей среде, источником создания определенных игровых ситуаций.

В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости в нравственно – эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого ребенка в различных видах деятельности.

Цель педагога состоит не столько в том, чтобы передать детям определенную сумму знаний, сколько научить их учиться. Формирование способности самостоятельности в учении (самообучению), самоконтролю даст возможность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно - изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемой ситуации, экспериментирует.

В художественно – исполнительской деятельности ребенок стремится не только технически более точно исполнить данное произведение, но и передать свое отношение к исполняемому, причем делает это с увлечением, испытывает радость от самого процесса исполнения, от возможности проявления самостоятельности. На этом этапе обучения педагог может наиболее отчетливо наблюдать индивидуальные различия в характере детей. У некоторых проявляется излишнее самоутверждение, чувство превосходства над другими, стремление выдвинуться в общем фоне. У других, наоборот, выявляется излишняя пассивность, безынициативность, нерешительность. Залог успеха работы педагога по воспитанию детского характера в данном случае состоит в том, чтобы проявить к детям индивидуальное отношение, правильно организовать обучение, а также свое отношение с ними. Важно также использовать конкретные ситуации для демонстрации детям принятых в обществе этических норм поведения, для наглядного показа «красивого» и «некрасивого» в поведении.

В работе по формированию у детей нравственно – эстетического отношения к действительности и искусству большую роль играют совместные действия детей: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т.п., что характерно для уроков самопознания. Когда дети находятся в группе сверстников, то испытываемые ими эмоции получают как бы внешнее подкрепление, одобрение, становятся разделенными эмоциями. Дети испытывают общие чувства, обмениваются ими с другими. В школьниках пробуждается сочувствие – прекрасное душевное качество, вслед за которым возникает и сопереживание.

Третий компонент предлагаемой модели – формирование индивидуальных нравственно – эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В детстве формируются нравственно – эстетические предпосылки вкуса, формируется эмоционально – оценочное отношение ребенка к окружающей действительности.

Педагог постоянно подводит детей к самостоятельной оценочной деятельности, вначале совместно с ними оценивая различные ситуации в жизни, отношениях между людьми, в природе, произведения искусства. Он приводит собственные суждения, затем предлагает детям проблемные вопросы, когда необходимо сделать выбор в соответствии с сформированным у ним нравственно – эстетическим отношением и дать этому выбору сознательную мотивировку, в художественной деятельности школьников обязательно присутствует оценочный этап, когда детям предлагается оценить собственное произведение и произведения товарищей, мотивировать свою оценку. В этих оценках ребенок не всегда объективен. Если речь идет о рисунке или поделке друга, он может сказать: «Мне нравится рисунок Коли, потому что Коля очень добрый друг». Одной из причин существования подобных оценок является то, что в детском сознании «доброе» и «красивое» существуют в неравном единстве. Доброе отношение к другу является непосредственной причиной высокой оценки результата его художественно – творческой деятельности. Такая оценка не свидетельствует о неразвитости основ эстетического вкуса, а скорее является показателем сформированности нравственно - эстетического идеала, соответствующего возможностям данного возраста.

Нравственно – эстетические воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию; метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждений детей к самостоятельным действиям, творчеству.

Сегодня мы начинаем много говорить об одаренности, но, как правило, речь идет об умственной одаренности, об интеллектуальном развитии. Оно, конечно, не помешает. И в эстетическом развитии без него никуда. Но эстетическая одаренность – это гармония ума и сердца, логики и чувства, познания и фантазии. Интерес ребенка к красоте формы, цвета, линии, стремление «оформить» в законченный дизайн, потерн, как говорят американцы, свои игры, свои проявления, свои мысли – это эстетическая потребность, большая степень выраженности которой свидетельствует об эстетической предрасположенности ребенка.

hello_html_6153746f.pnghello_html_m3a4f7373.png





Тема самообразования Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»
  • Классному руководителю
Описание:

Тема самообразования                                                                                                    Нравственно – эстетическое воспитание школьников через предмет «Самопознание»

Не так давно, лет тридцать назад слова "эстетика", "эстетическое" были совсем непопулярны. От них веяло чем-то запретным. Сегодня все знают, что такое эстетическое воспитание, чему учат в школах и Центрах эстетического развития, и многие родители стремятся привести туда своих детей. И тем не менее определить, что такое эстетическое развитие и воспитание совсем не просто. Мне могут возразить: почему не просто? Эстетическое развитие и воспитание связаны с красотой и с искусством. Да, но что это значит? Что должен уметь, чему должен научиться ребёнок, чтобы стать эстетически развитым? На эти вопросы нам помогает ответить такой предмет, как самопознание.

Гармоническое развитие ребёнка-основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий "красивое" и "некрасивое", "истинное" и "ложное", нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства на уроках самопознания, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Это даёт основание говорить о формировании у ребёнка в процессе воспитания и обучения нравственно – эстетического отношения. В ходе его формирования ребёнок приобретает:

·        первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях;

·        первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми.

Воспитание у детей нравственно – эстетического отношения может успешно решаться средствами разных видов искусства. Приобщение же детей к нему возможно на основе проявления интереса к искусству, а затем развития художественных способностей. Среди них специалисты выделяют, прежде всего, развитие более общих способностей, а затем - специальных конкретных способностей к разным видам художественной деятельности.

Среди общих способностей важно развивать такие, как быстрая и точная ориентировка в окружающем, хорошая память, богатое воображение, воля и настойчивость, активное стремление к познанию нового. Общими художественными способностями являются: дар художественного видения, умения воспринимать ритмическую структуру (музыки, рисунка, композиции), способность к самостоятельной творческой активности в искусстве, способность к эмоциональному переживанию и оценочной деятельности. Эти художественные способности можно более детально представить как сугубо специальные.

Например, такая способность, как поэтический слух предполагает отзывчивость на ритмическую организацию слуха, на интонационную выразительность голоса читающего или рассказывающего.

Автор Коваленко Наталья Васильевна
Дата добавления 23.02.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 2583
Номер материала 56928
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓