Формирование
универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального
образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном
содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений,
навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно
знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что
требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его
успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности
определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к
самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда
информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить
определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.
Под
универсальными учебными действиями в современной педагогической науке
понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними
умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к
самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к
сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и
самосовершенствованию. Интегративный характер способности к саморазвитию
позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую
компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». Е.В. Бондаревская
определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в
субъективный опыт, имеющую личностный смысл систему знаний, умений, навыков,
которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных
видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем.
Универсальные
учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные,
познавательные, личностные и коммуникативные действия.
Личностные
действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание,
принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться
в нравственных нормах, правилах.
Регулятивные
действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля,
коррекции действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные
действия включают: общеучебные, логические действия, а также
постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь
ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее,
осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее
эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса
и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные
действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать
друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться, вести дискуссию.
Сегодня
подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно
рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А.
Карабановой, Л. Г. Петерсон.
Так,
концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной
системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения
формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у
школьников проходит следующие этапы:
1.
Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2.
Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3.
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4.
Контроль умения выполнять действие. [3, с. 3].
Следовательно,
этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных
учебных действиях.
Например,
чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо:
1.
вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы;
2.
затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому
уметь ставить и формулировать её, как это делать;
3.
научиться сознательно формулировать проблемы;
4.
в завершении, проконтролировать его.
Достижение
ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного
урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода
обучения, проблемно-диалогического метода на уроках, на наш взгляд, позволит
сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся. А.
И. Савенков в книге «Методика исследовательского обучения младших школьников»
определяет проблему, как затруднение, неопределённость. Чтобы устранить
проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что
связано с данной проблемной ситуацией. В книге предлагаются задания для
развития умений видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, делать
умозаключения и выводы. Учителю, очень важно продумывать задания, вопросы,
упражнения к уроку.
Приведём
примеры заданий, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные
УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.
I. Задания, которые позволяют учащимся
овладевать логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего
мира.
1.
Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем
они различаются? Чем похожи?
2. Рассмотри
фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории Татарстана, вероятнее
всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.
3. У
Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю
в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду,
высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время
дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в
своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии)Возможно,
Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это
отличие. Приведите два примера.
II. Использование знаково-символических
средств представления информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 1) Расскажи по
схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Посмотри, какие знаки по охране природы
нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по
охране природы.
III. Фрагмент урока окружающего
мира в первом классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов?
».
- Попробуем выяснить, что
значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здоровогочеловека.
- А
чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен
совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо
питаться.)
-
Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя
здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно
сейчас в этом убедитесь.
Анализ
ситуации 1. Вспомните одного из любимых сказочных
героев - Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и
почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)
-
Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)
Анализ
ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а
вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила
только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой?
Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много
сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.)
-
Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании?
(Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)
-
Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за
продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима
«Хозяйка однажды с базара пришла…»
-
Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё
назовём? (Овощи.)
-
Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)- Как отличить овощи от фруктов? (Они
растут на грядках.)
-
Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно соедините
название овоща с рисунком.Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть
ошибки, исправьте.
-
Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)
-
Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме
лимона.)
-
Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран.
Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.
-
Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.
-
Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие
привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и
фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны ?
Если
учащиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. Вполне
возможно, что кто-то из детей может дать ответ, что в овощах и фруктах
содержатся витамины.
-
Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи
и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?
Как
правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить
овощи и фрукты на группы.
- С
чем встретились? (С затруднением.)
Таким
образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие
познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать
знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-
Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались
ответить на вопрос: почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины
содержатся в овощах и фруктах?)
- Почему
возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и
фруктах, для чего эти витамины нужны человеку.)
На
этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные
УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
-
Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и
фрукты.).
-
Сформулируйте тему нашего урока.
-
Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у
того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в
энциклопедии, в книгах.)
-
Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на
вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?
Учитель
подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать
самостоятельно.
-
Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы. 1. Узнать, что такое
витамины.2. Узнать, какие бывают витамины.3. Распределить овощи и фрукты на
группы, в зависимости от витаминов, которые в них находятся. (Составить
эталон.)
На
этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей
познавательные УУД :общеучебные: знаково-символические –
моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости
от конкретных условий.
Таким
образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира,
необходимо вводить индуктивным путём, через наблюдение, сопоставление
фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных
ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и
доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных
универсальных учебных действий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.