Тема: Развитие познавательных
процессов
Цели: расширять и систематизировать представления детей о
характерных признаках осени, природных особенностях осенних месяцев; продолжать
учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни
растений, животных. Различать деревья по окраске и цвету
листьев;
развивать познавательный интерес, речь, мышление, творческое воображение,
мелкую моторику через работу с
ножницами;
воспитывать чувство любви к родной природе. Ход
урока: I Организационный
момент
эмоционально- психологический
настрой
Я такой какой я есть и я очень счастлив
здесь.
Я могу быть большим, могу быть
маленьким. Могу
быть толстым, могу быть
худым.
Но я такой, какой я есть и я очень счастлив
здесь.
– Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие, а куда мы пойдем, вы
узнаете, если угадаете загадку:
Встал стеною до небес перед нами чудо - (лес)
- Да, правильно мы пойдем в лес, но не за грибами и ягодами, а за чудесами. Но
как мы попадем в лес? Давайте закроем глаза, послушаем музыку и представим, что
мы в лесу. (П. Чайковский «Времена
года»)
– А чем осенний лес
отличается от летнего леса? (цветом листвы и
травы)
- Ребята, смотрите, цветок? Да не обычный, это цветок-годовик. Посмотрите, в
какие цвета раскрашены лепестки этого необычного цветка. Как вы думаете, что
означают 3 белых лепестка? (3 белых это зима, 3 зеленых – весна, 3 красных-
лето.) –
Каких трех лепестков не хватает?
(желтых)
– Какое сейчас время года?
(осень)
– Какие осенние месяцы вы знаете? Первый осенний месяц –
сентябрь.
– Как называется сентябрь в народе? (сентябрь -
хмурень) –
Как выдумаете, почему? (Небо хмурится, часто прячется за тучами). Еще сентябрь
называют ревуном, златоцветом,
листопадником.
В народе говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит» Объясните смысл этой
пословицы.
– Какие птицы улетают от нас? (ласточки, скворцы, грачи,
журавли). Какой месяц
следует за сентябрем?
(Октябрь)
– Как называется октябрь в народе?
(грязень)
– Объясните, почему? (Под ногами грязь от частых
дождей) –
А какой месяц следует за октябрем? (Ноябрь -
студень)
– А какие птицы улетают от нас в это время? (водоплавающие утки- утки, гуси,
лебеди)
- Но и к нам летят другие птицы, а какие вы узнаете, если угадаете
загадки: Пусть я птичка
– невеличка, Спиной
зеленовата,
У меня друзья, привычка! Животиком
желтовата,
Как начнутся холода, Черненькая
шапочка Прямо
с севера – сюда И полоска
шарфика. Про снегирей
говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется
тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, уже не
растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов
перебираются поближе к человеку. -
Ребята, что делают животные осенью? (готовятся к зиме) – звери строят норы,
делают запасы, белки и зайцы начинают менять шубки с летних на
зимние. Дидактическая игра «Засели
домики»
На доске изображены три домика, в которых поселились
животные. – Как вы думаете, почему
животные поселились в разные
домики? 1. Медведь и еж, потому
что ложатся в
спячку.
2. Волк, лиса, лось, потому что не ложатся в спячку и добывают пищу
зимой. 3. Белка, заяц, потому, что меняют
окраску.
– Почему белка и заяц меняют окраску? (животные меняют окраску, сливаясь с
цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от
жертвы)
– Как белка готовится к зиме? (Она запасает грибы, орехи, шишки) Прежде
чем, приступить к выполнению следующего задания, мы выполним Пальчиковую
гимнастику:
Ветер
по лесу летал, ветер листики
считал:
Вот дубовый, вот
кленовый,
Вот рябиновый резной, вот с березки
золотой.
Вот последний лист с осинки ветер бросил на
тропинки.
Дыхательная гимнастика
«Листья» -
У кого кленовый
лист?
– У кого березовый?
– У кого лист
тополиный?
– У кого
осиновый? ( возьмите листики в руки и подуйте на
них) – А
теперь давайте поможем заготовить белочке на зиму грибы. У вас на партах лежат
заготовки. Вам необходимо наклеить грибы на картон и вырезать. (Вика гриб
раскрасит
красками).
–Какие грибы у вас получились? (подосиновики и
подберезовики) – А
почему вы так думаете? (у осины красные листочки и шляпка у гриба красная, у
подберезовика шляпка желтая и лист у березы тоже
желтый). - Молодцы,
ребята!
Физминутка «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух
ногах)
Ей на месте не сидится.
(прыжки на левой
ноге)
Прыг-скок, прыг-скок. (прыжки на месте на правой
ноге)
Завертелась как волчок. (кружимся на
месте) Вот
присела на минутку.
(присели)
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки на плетень (прыжки на правой
ноге) Тири-
тири тень-тень-тень! (прыжки на левой
ноге)
– Ой, смотрите, что это? Письмо, а от кого неизвестно. – А вот и автор письма.
Он не смог подписать конверт и на конверт приклеил свою фотографию. Давайте,
прочитаем, что нам пишет
Незнайка.
Дорогой друг! Пишет тебе письмо твой хорошо знакомый сказочный герой Незнайка.
Я очень люблю природу. Сейчас на дворе осень, и я решил написать рассказ об
этом сезоне. Когда я прочитал его своим друзьям из Цветочного города, они долго
смеялись, а потом сказали, что у меня в письме много ошибок. Помогите мне
разобраться в них. С уважением ваш друг
Незнайка.
1. Осенью все растения укрыты белым пушистым снежным покрывалом. 2.
Тихо в осеннем лесу. Только слышен шелест падающих на землю листьев да шорохи –
это некоторые животные заготавливают запасы на зиму. 3.
На деревьях лопаются почки. Еще немного – и из-под коричневой кожицы появляются
молодые зеленые клейкие листочки. 4.
Птицы собираются в стаи. Им предстоит долгий перелет в теплые страны. На этом
пути их подстерегают разные трудности: непогода, охотники,
голод. 5.
У медведицы в берлоге появляются медвежата. Они очень маленькие, размером с
варежку. Как правило, у медведицы бывает один или два медвежонка, а три – очень
редко. 6.
Жабы, лягушки, змеи стараются найти себе уютное убежище на зиму. В ямах, под
корнями они зимуют целыми группами. Недаром говорят: «Змеиный клубок». В одной
такой группе может быть от двух до двадцати и более змей. Вместе со змеями в
этом «логове» могут зимовать лягушки и
ящерицы.
7. В сентябре наступает золотая осень. На деревьях,
кустах, полях и лугах вместо привычной зеленой краски появляется желтая,
красная и
оранжевая.
8. В сильный мороз скрипит снег под
ногами.
9. Готовятся к зиме лесные животные. Заяц одел светлую шубку, белочка сменила
яркую рыженькую шубку на серенькую,
незаметную.
10. Пригрело солнце. Заплакали сосульки, радостно зажурчали ручейки.
- Ну, вот мы с вами справились и с этим
заданием, исправили ошибки, допущенные Незнайкой. –
А теперь сделаем гимнастику для глаз: ( на палочку приклеена большая яркая
бабочка) Внимательно
следите за бабочкой, которая сидит у меня на
указке. Бабочка
полетела вверх, вниз, влево, вправо. Повторим еще раз: вверх, вниз, влево,
вправо. Теперь зажмурьте глаза, посчитайте до 5 и
откройте. - А сейчас мы
поиграем с вами в игру, которая
называется «Этажи
леса». У вас на парте лежат фигурки зверей, насекомых и птиц. Вам необходимо
расселить их по своим этажам. (на макет дерева прикрепить фигурки насекомых,
зверей, птиц и объяснить
почему).
С этим заданием мы тоже справились. Вот какие чудеса! В лесу звери, птицы, насекомые
живут каждый на своем
этаже.
А какие еще чудеса дарит нам
осень?
Стихотворение «Осень дарит чудеса» (читает
ученица)
Пришла осень к нам в
леса, Дарит
осень
чудеса.
Бусы красные рябине, Фартук
розовый
осине.
Зонтик желтый
тополям,
Чудо осень дарит нам. –
На этом наше занятие подходит к концу. Мы были в лесу, посмотрели, какими
красками украсила осень лес. Как прошло наше занятие, мы определим по
мордашкам, которые находятся у меня в руках. Чтобы узнать это, вы должны
прицепить прищепки к мордашкам, настроение которых соответствует вашему
настроению. Мы возвращаемся из путешествия, и, уходя из леса, давайте подарим
ему свою улыбку и споем ему песню (песня «Улыбка»).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.