Главная / Начальные классы / Тема: Развитие познавательных процессов

Тема: Развитие познавательных процессов

Тема: Развитие познавательных процессов

Цели: расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, природных особенностях осенних месяцев; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных. Различать деревья по окраске и цвету листьев; развивать познавательный интерес, речь, мышление, творческое воображение, мелкую моторику через работу с ножницами; воспитывать чувство любви к родной природе. Ход урока: I Организационный момент эмоционально- психологический настрой Я такой какой я есть и я очень счастлив здесь. Я могу быть большим, могу быть маленьким. Могу быть толстым, могу быть худым. Но я такой, какой я есть и я очень счастлив здесь. – Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие, а куда мы пойдем, вы узнаете, если угадаете загадку: Встал стеною до небес перед нами чудо - (лес)
- Да, правильно мы пойдем в лес, но не за грибами и ягодами, а за чудесами. Но как мы попадем в лес? Давайте закроем глаза, послушаем музыку и представим, что мы в лесу. (П. Чайковский «Времена года») – А чем осенний лес отличается от летнего леса? (цветом листвы и травы) - Ребята, смотрите, цветок? Да не обычный, это цветок-годовик. Посмотрите, в какие цвета раскрашены лепестки этого необычного цветка. Как вы думаете, что означают 3 белых лепестка? (3 белых это зима, 3 зеленых – весна, 3 красных- лето.) – Каких трех лепестков не хватает? (желтых) – Какое сейчас время года? (осень) – Какие осенние месяцы вы знаете? Первый осенний месяц – сентябрь. – Как называется сентябрь в народе? (сентябрь - хмурень) – Как выдумаете, почему? (Небо хмурится, часто прячется за тучами). Еще сентябрь называют ревуном, златоцветом, листопадником. В народе говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит» Объясните смысл этой пословицы. – Какие птицы улетают от нас? (ласточки, скворцы, грачи, журавли). Какой месяц следует за сентябрем? (Октябрь) – Как называется октябрь в народе? (грязень) – Объясните, почему? (Под ногами грязь от частых дождей) – А какой месяц следует за октябрем? (Ноябрь - студень) – А какие птицы улетают от нас в это время? (водоплавающие утки- утки, гуси, лебеди) - Но и к нам летят другие птицы, а какие вы узнаете, если угадаете загадки: Пусть я птичка – невеличка, Спиной зеленовата, У меня друзья, привычка! Животиком желтовата, Как начнутся холода, Черненькая шапочка Прямо с севера – сюда И полоска шарфика. Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, уже не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. - Ребята, что делают животные осенью? (готовятся к зиме) – звери строят норы, делают запасы, белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. Дидактическая игра «Засели домики» На доске изображены три домика, в которых поселились животные. – Как вы думаете, почему животные поселились в разные домики? 1. Медведь и еж, потому что ложатся в спячку. 2. Волк, лиса, лось, потому что не ложатся в спячку и добывают пищу зимой. 3. Белка, заяц, потому, что меняют окраску. – Почему белка и заяц меняют окраску? (животные меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от жертвы) – Как белка готовится к зиме? (Она запасает грибы, орехи, шишки) Прежде чем, приступить к выполнению следующего задания, мы выполним Пальчиковую гимнастику: Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, вот с березки золотой. Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинки. Дыхательная гимнастика «Листья» - У кого кленовый лист? – У кого березовый? – У кого лист тополиный? – У кого осиновый? ( возьмите листики в руки и подуйте на них) – А теперь давайте поможем заготовить белочке на зиму грибы. У вас на партах лежат заготовки. Вам необходимо наклеить грибы на картон и вырезать. (Вика гриб раскрасит красками). –Какие грибы у вас получились? (подосиновики и подберезовики) – А почему вы так думаете? (у осины красные листочки и шляпка у гриба красная, у подберезовика шляпка желтая и лист у березы тоже желтый). - Молодцы, ребята! Физминутка «Скачет шустрая синица». Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах) Ей на месте не сидится. (прыжки на левой ноге) Прыг-скок, прыг-скок. (прыжки на месте на правой ноге) Завертелась как волчок. (кружимся на месте) Вот присела на минутку. (присели) Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы влево-вправо) И с дорожки на плетень (прыжки на правой ноге) Тири- тири тень-тень-тень! (прыжки на левой ноге) – Ой, смотрите, что это? Письмо, а от кого неизвестно. – А вот и автор письма. Он не смог подписать конверт и на конверт приклеил свою фотографию. Давайте, прочитаем, что нам пишет Незнайка. Дорогой друг! Пишет тебе письмо твой хорошо знакомый сказочный герой Незнайка. Я очень люблю природу. Сейчас на дворе осень, и я решил написать рассказ об этом сезоне. Когда я прочитал его своим друзьям из Цветочного города, они долго смеялись, а потом сказали, что у меня в письме много ошибок. Помогите мне разобраться в них. С уважением ваш друг Незнайка. 1. Осенью все растения укрыты белым пушистым снежным покрывалом. 2. Тихо в осеннем лесу. Только слышен шелест падающих на землю листьев да шорохи – это некоторые животные заготавливают запасы на зиму. 3. На деревьях лопаются почки. Еще немного – и из-под коричневой кожицы появляются молодые зеленые клейкие листочки. 4. Птицы собираются в стаи. Им предстоит долгий перелет в теплые страны. На этом пути их подстерегают разные трудности: непогода, охотники, голод. 5. У медведицы в берлоге появляются медвежата. Они очень маленькие, размером с варежку. Как правило, у медведицы бывает один или два медвежонка, а три – очень редко. 6. Жабы, лягушки, змеи стараются найти себе уютное убежище на зиму. В ямах, под корнями они зимуют целыми группами. Недаром говорят: «Змеиный клубок». В одной такой группе может быть от двух до двадцати и более змей. Вместе со змеями в этом «логове» могут зимовать лягушки и ящерицы. 7. В сентябре наступает золотая осень. На деревьях, кустах, полях и лугах вместо привычной зеленой краски появляется желтая, красная и оранжевая. 8. В сильный мороз скрипит снег под ногами. 9. Готовятся к зиме лесные животные. Заяц одел светлую шубку, белочка сменила яркую рыженькую шубку на серенькую, незаметную. 10. Пригрело солнце. Заплакали сосульки, радостно зажурчали ручейки.

- Ну, вот мы с вами справились и с этим заданием, исправили ошибки, допущенные Незнайкой. – А теперь сделаем гимнастику для глаз: ( на палочку приклеена большая яркая бабочка) Внимательно следите за бабочкой, которая сидит у меня на указке. Бабочка полетела вверх, вниз, влево, вправо. Повторим еще раз: вверх, вниз, влево, вправо. Теперь зажмурьте глаза, посчитайте до 5 и откройте. - А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Этажи леса». У вас на парте лежат фигурки зверей, насекомых и птиц. Вам необходимо расселить их по своим этажам. (на макет дерева прикрепить фигурки насекомых, зверей, птиц и объяснить почему). С этим заданием мы тоже справились. Вот какие чудеса! В лесу звери, птицы, насекомые живут каждый на своем этаже. А какие еще чудеса дарит нам осень? Стихотворение «Осень дарит чудеса» (читает ученица) Пришла осень к нам в леса, Дарит осень чудеса. Бусы красные рябине, Фартук розовый осине. Зонтик желтый тополям, Чудо осень дарит нам. – На этом наше занятие подходит к концу. Мы были в лесу, посмотрели, какими красками украсила осень лес. Как прошло наше занятие, мы определим по мордашкам, которые находятся у меня в руках. Чтобы узнать это, вы должны прицепить прищепки к мордашкам, настроение которых соответствует вашему настроению. Мы возвращаемся из путешествия, и, уходя из леса, давайте подарим ему свою улыбку и споем ему песню (песня «Улыбка»).







Тема: Развитие познавательных процессов
  • Начальные классы
Описание:

            Тема: Развитие познавательных процессов

Цели: расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, природных особенностях осенних месяцев; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных. Различать деревья по окраске и цвету листьев;                                                                                                                                                                                  развивать познавательный интерес, речь, мышление, творческое воображение, мелкую моторику через работу с ножницами;                                                                                                                                                    воспитывать чувство любви к родной природе.                                                                                                                         

Автор Савицкая Валентина Васильевна
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 236
Номер материала 55949
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓