Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Обобщение по теме «Обособленные определения и
приложения»
Подготовила: Шматко Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
г. Исилькуль 2014г
Обобщение по теме «Обособленные определения и
приложения»
Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по
теме.
Методические
приемы: повторение,
словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные
упражнения, работа с учебником.
Ход урока
1.
Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
2.
Проверка домашнего
задания:
·
Какие члены предложения
называются обособленными?
(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и
интонационно, например:
Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.
·
Как обособляются такие
члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)
·
В каких случаях
обособляются определения и приложения?
(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и
запятыми на письме в следующих случаях:
-
Любые определения и
приложения, если они относятся к личному местоимению, например:
Усталая, она пришла домой.
-
Согласованные
распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого
существительного, например:
Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.
-
Согласованные
нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого
существительного, например:
-
Ветер, холодный и колючий, подул с севера.
Проверка упр. 313,
выполненного дома (2 ученика)
3.
Следующий этап урока -
орфографическая работа (под
диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с
карточками самостоятельно в тетрадях)
·
Давайте вспомним, в
каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?
(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов –
исключений: шорты, шов,
шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом,
крыжовник, шофер, жокей и т.д.)
Попутно повторим правописание НЕ с
разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.
·
Итак, записываем в
тетрадях:
Ветхая одежонка, пораженный
красотой диковинного леса, привлеченный журчанием
неприметного с виду родничка, не известное ученым
созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная
девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий
шорох, нестерпимо жжет.
(После того, как
учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)
Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные
буквы, обосновать пунктуацию.
Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и
навыков по теме «Обособленные определения и приложения».
Работать будем на
интерактивной доске и в тетрадях.
(Вставляем знаки
препинания, объясняем свой выбор)
(Комплексный
анализ текста)
1) Брянская земля, древняя, славная, – край
удивительной красоты.
2) Она хороша во все времена года: летом и зимой,
весной и осенью.
3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца,
и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и
скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и
таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели
стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей,
желавших покорить эту землю!
1. Давайте посмотрим на эти
предложения, что можно о них сказать?
(Все предложения связаны по смыслу и
грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)
2. В каком предложении заключена
основная мысль текста? (в 1)
3. Назовите стилевую
принадлежность текста (докажите свое мнение)
1) Данный текст принадлежит к
художественному стилю речи.
2) Главная задача этого стиля -
создание образа. В тексте создан образ земли.
4. Определите тип текста (докажите свое мнение)
Тип текста – описание. Прочитав
его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим
ответ , ……………
5. При помощи каких
художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину?
Удивительную картину автор
рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего
солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)
сравнение: луга, пестрые, как
ковер,…
? метафора: деревья – великаны,
хранящие многие тайны завоевателей
прием инверсии (обратный порядок слов): в 4
предложении
Обратить внимание учащихся на
то, что обособленные
определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности
текста.
6. Найдите типы словосочетаний
по способу связи:
В 1 предл. – согласование:
брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты
В 5 предл. –
управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.
7. Определите способ связи между
1 и 2 предложениями
1 и 2 предложения соединены при
помощи личного местоимения ОНА.
8. Сделайте синтаксический
разбор 4-го предложения, составьте его схему.
Физкультминутка.
- Материал для
закрепления
·
Вспомним
правило обособления приложения с союзом КАК:
-
обособляется, если имеет оттенок причинности,
например:
Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату
Арктики.
-
не
обособляется,
если имеет значение «в качестве», например:
Все знают Семенова как хорошего футболиста
-
если
приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от
определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:
Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков
2.
Работа
с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.
(звучит легкая музыка)
Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.
Музыка выключается.
После выполнения упражнения на перемене проверить еще
3 тетради
Словарная работа.
- Я хочу обратить ваше
внимание на слово ПАНОРАМА.
Оно имеет два основных
значения:
·
вид
местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама
снежных гор.
·
Большая
картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например:
Панорама Бородинской битвы в Москве
В слово ПАНОРАМА входят 2
греческих элемента:
пан- - «все» и – орама –
«вид», «зрелище»
Составьте и запишите предложения по схемам.
1) [ сущ. ,
│ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .
2) [ │опр.,
выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .
распр.прил.
3) [ │как ……… │
, сущ. ……… ] .
Итог урока
- Мы повторили тему «Обособленные определения и
приложения»
- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются
определения и приложения?
Определения и приложения мы выделяем интонацией при
произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:
·
любые
определения и приложения, если они относятся к личному местоимению
(Усталая, она пришла
домой.)
·
согласованные
распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого
существительного
(Небо, полное грозою,
все в зарницах трепетало.)
·
согласованные
нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого
существительного
(Мартовская ночь, облачная
и туманная, окутала землю)
·
если
имеют обстоятельственное значение
причины
(Оглушенный тяжким гулом, Теркин
никнет головой)
уступки:
Раненный осколком в плечо, капитан не
покинул строя
или отделены от определяемого
существительного другим членом предложения
- Сегодня все молодцы. За урок
получили следующие оценки:
За работу в тетрадях –
За работу по карточкам -
За работу на интерактивной доске
(анализ текста) -
За работу у доски –
Работали с учебником:
Составляли предложения по схемам и
получили оценки
Домашнее задание:
упражнение 323 (для всех)
Обратить внимание
учащихся: при выполнении
упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;
упр. 306 (для слабых
учеников), 320 (для сильных)
Придумать и записать
предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;
Текст из 5-6
предложений публицистического стиля – 2-й группе
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.