Инфоурок География КонспектыТема: «Распад СССР: закономерность или случайность».

Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Шматко Татьяна Николаевна,

                                                         учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

г. Исилькуль 2014г

 

 

 

 

Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

 

Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.

Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент (сообщение темы и цели урока)

2.     Проверка домашнего задания:

·       Какие члены предложения называются обособленными?

 

(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:

 

Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.

 

·        Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)

 

·         В каких случаях обособляются определения и приложения?

 

(Определения и приложения мы выделяем интонацией  при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:

 

-         Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:

 

Усталая, она пришла домой.

 

-         Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:

 

Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.

 

-         Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:

-          

Ветер, холодный и колючий, подул с севера.

 

Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)

 

 

3.     Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)

 

·        Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?

 

(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)

 

Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.

 

·        Итак, записываем в тетрадях:

 

 

         Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет.

(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)

 

Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.

 

        

 

 

 

 

Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».

Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.

(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

                           

(Комплексный анализ текста)

 

         1) Брянская земля, древняя, славная, – край  удивительной красоты.

2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.

 

3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!

 

1.     Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать?

(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)

2.     В каком предложении заключена основная мысль текста? (в 1)

3.     Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)

1)    Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.

2)    Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.

4.     Определите тип текста (докажите свое мнение)

     Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ , ……………

5.     При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину?

     Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)

сравнение:  луга, пестрые, как ковер,… 

? метафора: деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей

прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении 

Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.                                                                    

6.     Найдите типы словосочетаний по способу связи:  

     В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты

     В 5 предл. управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.

7.     Определите способ связи между 1 и 2 предложениями 

     1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.

8.     Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему.

 

Физкультминутка.

 

 

  1. Материал для закрепления

 

·        Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК:

-         обособляется, если имеет оттенок причинности, например:

Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

-         не обособляется, если имеет значение «в качестве», например:

Все знают Семенова как хорошего футболиста

-         если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:

Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков

 

2.                 Работа с учебником (упражнение 315)  Читаем задание, выполняем самостоятельно.

(звучит легкая музыка)

Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.

Музыка выключается. 

После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради

 

 

Словарная работа.

- Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.

Оно имеет два основных значения:

·        вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.

·        Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве

В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:

пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»

 

 

 

Составьте и запишите предложения по схемам.

 

1)   [  сущ.   ,  │ опр.,   выр.   прич.  обор. │  ,    ……… ]   .

 

2)   [ │опр.,    выр.    прич.   обор.   │ ,    личн.    мест.     ………]    .

 

               распр.прил.

3)   [  │как ……… │ ,    сущ.    ……… ]   .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

 

- Мы повторили  тему «Обособленные определения и приложения»

- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?

Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:

·        любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

    (Усталая, она пришла домой.)

·        согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного

    (Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)

·        согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного

    (Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю)

·        если имеют обстоятельственное значение

причины

(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)

уступки:

Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя

или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

        

- Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:

За работу в тетрадях –

За работу по карточкам -

За работу на интерактивной  доске (анализ текста) -

За работу у доски –

Работали с учебником:

Составляли предложения по схемам и получили оценки

 

Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)

Обратить внимание учащихся: при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;

упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)

 

Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;

Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».

Цель:

ü                Расширить  образовательное  пространство  учащихся  в рамках  формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках истории России;

ü                Способствовать  формированию  творческого  мышления, выработка  личностного  отношения  к  социальным проблемам общества;

ü                Изучить события 1991 г., причины и последствия распада СССР.        

  Задачи:

ü                Продолжить формировать у учащихся понимание взаимовлияния  тенденций развития страны;

ü                Формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

ü                Вырабатывать умения учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, мультимедийными пособиями, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

 Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      причинах межнациональных конфликтов в годы перестройки;
      — объективных предпосылках формирования национальных движений за выход из СССР;
      — историческом значении принятия Декларации о государственном суверенитете России;
      — истоках и проявлениях конституционного кризиса в СССР;

 

      — попытках советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток;
      — обстоятельствах прекращения существования СССР.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 056 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.11.2014 724
    • DOCX 55 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кирейто Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кирейто Наталья Михайловна
    Кирейто Наталья Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 101992
    • Всего материалов: 45

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 429 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 725 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 438 человек

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе