Главная / История / Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».

Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»










Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»














Подготовила: Шматко Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы





г. Исилькуль 2014г





Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»


Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.

Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.


Ход урока


  1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)

  2. Проверка домашнего задания:

    • Какие члены предложения называются обособленными?


(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:


Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.


  • Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)


  • В каких случаях обособляются определения и приложения?


(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:


    • Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:


Усталая, она пришла домой.


    • Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:


Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.


    • Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ветер, холодный и колючий, подул с севера.


Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)



  1. Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)


  • Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?


(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)


Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.


  • Итак, записываем в тетрадях:



Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет.

(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)


Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.






Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».

Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.

(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

(Комплексный анализ текста)


1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.

2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.


3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!


  1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать?

(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)

  1. В каком предложении заключена основная мысль текста? (в 1)

  2. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)

    1. Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.

    2. Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.

  3. Определите тип текста (докажите свое мнение)

Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ , ……………

  1. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину?

Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)

сравнение: луга, пестрые, как ковер,…

? метафора: деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей

прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении

Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.

  1. Найдите типы словосочетаний по способу связи:

В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты

В 5 предл. управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.

  1. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями

1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.

  1. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему.


Физкультминутка.



  1. Материал для закрепления


  • Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК:

    • обособляется, если имеет оттенок причинности, например:

Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

    • не обособляется, если имеет значение «в качестве», например:

Все знают Семенова как хорошего футболиста

    • если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:

Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков


  1. Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.

(звучит легкая музыка)

Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.

Музыка выключается.

После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради



Словарная работа.

- Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.

Оно имеет два основных значения:

  • вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.

  • Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве

В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:

пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»




Составьте и запишите предложения по схемам.


1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .


2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .


распр.прил.

3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] .

















Итог урока


- Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»

- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?

Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:

  • любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

(Усталая, она пришла домой.)

  • согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного

(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)

  • согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного

(Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю)

  • если имеют обстоятельственное значение

причины

(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)

уступки:

Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя

или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

- Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:

За работу в тетрадях –

За работу по карточкам -

За работу на интерактивной доске (анализ текста) -

За работу у доски –

Работали с учебником:

Составляли предложения по схемам и получили оценки


Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)

Обратить внимание учащихся: при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;

упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)


Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;

Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе


Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».
  • История
Описание:

Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».

Цель:

ü                Расширить  образовательное  пространство  учащихся  в рамках  формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках истории России;

ü                Способствовать  формированию  творческого  мышления, выработка  личностного  отношения  к  социальным проблемам общества;

ü                Изучить события 1991 г., причины и последствия распада СССР.        

  Задачи:

ü                Продолжить формировать у учащихся понимание взаимовлияния  тенденций развития страны;

ü                Формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

ü                Вырабатывать умения учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, мультимедийными пособиями, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

 Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      причинах межнациональных конфликтов в годы перестройки;
      — объективных предпосылках формирования национальных движений за выход из СССР;
      — историческом значении принятия Декларации о государственном суверенитете России;
      — истоках и проявлениях конституционного кризиса в СССР;

 

      — попытках советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток;
      — обстоятельствах прекращения существования СССР.

Автор Зозуля Светлана Александровна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 939
Номер материала 5999
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓