Главная / Русский язык и литература / Тема: Прямое и переносное значение слова.

Тема: Прямое и переносное значение слова.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»








Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».


















Подготовила: Зозуля Светлана Александровна,

учитель истории









г. Исилькуль 2014г










Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».

Цель:

  • Расширить образовательное пространство учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках истории России;

  • Способствовать формированию творческого мышления, выработка личностного отношения к социальным проблемам общества;

  • Изучить события 1991 г., причины и последствия распада СССР.

Задачи:

  • Продолжить формировать у учащихся понимание взаимовлияния тенденций развития страны;

  • Формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

  • Вырабатывать умения учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, мультимедийными пособиями, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

 Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      причинах межнациональных конфликтов в годы перестройки;
      — объективных предпосылках формирования национальных движений за выход из СССР;
      — историческом значении принятия Декларации о государственном суверенитете России;
      — истоках и проявлениях конституционного кризиса в СССР;

      — попытках советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток;
      — обстоятельствах прекращения существования СССР.

Опорные знания

Даты и события:

12 июня 1990 г. — принятие Декларации о государственном суверенитете России

17 марта 1991 г. — всесоюзный референдум о сохранении СССР; всероссийский референдум о введении поста Президента РСФСР

12 июня 1991 г. — выборы первого Президента РСФСР

19—21 августа 1991 г. — ГКЧП

25 декабря 1991 г. — прекращение существования СССР

Имена:

М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Г. И. Янаев.

Основные понятия и термины: перестройка, федерация, конфедерация,  межнациональные конфликты, государственный суверенитет, конституционный кризис, аренда, ГКЧП.

Форма: комбинированный урок (актуализации и углубления ранее усвоенных знаний (9 класс), изучение нового материала, применения знаний и формирования умений и навыков)

Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, организация индивидуальных выступлений, работа с текстом, использование мультимедийного пособия, решение познавательных заданий и проблемных вопросов.

Оборудование урока: учебник «» 11 класс, рабочий лист тетрадь, мультимедийные технические средства обучения, Компьютерный учебник “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г.


План:

1. Роль России в составе СССР.

2. Начало распада.

3. Проти­востояние личностей1.

4. Распад СССР.

Вступление


Распад СССР является одним из самых значительных событий миро­вой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принима­ется большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, свя­занные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предме­том острых дискуссий. Сегодня на уроке мы попытаемся найти возможные варианты ответа на поставленную проблему: Распад СССР: закономерность или случайность.


В идейной жизни общества на первый план все в большей мере выступали вопросы национального самосознания. В политике это находило отражение в росте сепаратистских движений, во все­общей борьбе республик с Центром (Кремлем)... А с Центром в массовом сознании отождествлялась Россия. Российские идеологи, ученые, прежде всего национально-патриотической ориентации, настойчиво ставили вопрос об истинном положении России в Со­юзе, об удельном весе РСФСР в СССР по основным показателям экономического и социального развития.

По их мнению, вырисовывалась картина удручающего положения Российской Федерации, беззастенчиво используемой союзным правительством в качестве донора других республик. В семье народов СССР Россия оказалась на положении "Золушки". Производя 60% валового об­щественного продукта и давая 61% произведенного национально­го дохода, РСФСР по жизненному уровню находилась на одном из последних мест в стране. В основном за счет России формировался бюджет страны, и более 70 млрд российских рублей ежегодно пе­рераспределялись из ее кармана в пользу других республик. В 1989 году, к примеру, Россия внесла в общесоюзный бюджет бо­лее 100 млрд руб., а получила назад на будущий год лишь 30 млрд. В особо сложном положении оказались русские. Даже внутри РСФСР они по числу лиц с высшим образованием на душу населения были на 16-м месте в городе и на 19-м — в деревне.

Обострились так называемые демографические проблемы рус­ской нации. Уже много лет уровень рождаемости у русских не обес­печивал простого воспроизводства населения, а в ряде областей Центральной России смертность превышала рождаемость (в том числе и в самой Москве, где прирост шел за счет мигрантов). Еже­годно с карты России стиралось более 3000 населенных пунктов.

Под воздействием подобных фактов, которые становились дос­тоянием общественности, крепло убеждение, что России нужна самостоятельность: экономическая, политическая, духовная.


Организация работы с документом в мини-группах по первому вопросу

(рабочий лист задание №1)

Формулирование общего вывода.


   Перестройка, ослабление центральной власти обнажили долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.
просмотр фрагмента электронного учебника § п.

«Удивительная находка ожидала лидеров национальных дви­жений в тексте нелюбимой ими Конституции СССР 1977 года — чеканная формула: "Советский Союз состоит из суверенных госу­дарств". Формула, которой никто и никогда не придавал значе­ния, вдруг оказалась выигрышной. Раз союз суверенных государств, то, следовательно, не федерация, а конфедерация. Первоначально массовые национальные движения в республиках были готовы до­вольствоваться идеей конфедерации: республики делегируют оп­ределенные полномочия центру. Причем Москва не имеет иных полномочий, кроме переданных ей республиками» (Л.М. Млечин).


Задание. В справочной литературе найдите значение терминов «федерация» и «конфедерация». Какому из них соответствовал, на ваш взгляд, СССР до 1985 г.? (Федерация — государство, состоя­щее из образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью; конфедерация — постоянный союз государств, сохраняющих независимое существование, объе­диняющихся с целью координации своей деятельности по некото­рым вопросам).

Выслушивание ответов учащихся.

Возможный вектор ответов должен быть направлен на мысль, что СССР все таки формально был федерацией, фактически унитарным государством, но со временем мог обрести реальную федеративность.


В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался.

Почему?



 Работа со схемой
      на основе просмотренного фрагмента и текста учебника составьте таблицу «Объективные и субъективные предпосылки распада СССР».

Предпосылки

распада СССР

hello_html_m1a476ba3.gifhello_html_49ea2f6.gif

Субъективные

Объективные

Демонстрация слабости власти

Кризис КПСС. Ослабление центрального руководства

Личные мотивы национальных элит.

нерешенность национального вопроса


непродуманная экономическая политика











 Приведем наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи:По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г.
      С лета 1987 г. национальные движения стали принимать массовый и организованный характер. Первым серьезным вызовом власти стало движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.
      «Народные фронты» Эстонии, Латвии и Литвы оформились весной — осенью 1988 г. События лета 1940 г. участники движений стали называть советской оккупацией и требовали от республиканских властей принять решение о выходе из СССР. Популярными лозунгами их митингов и пикетов были: «Русские, убирайтесь вон!», «Иван, чемодан, вокзал, Россия!». В ноябре 1988 г. сессия Верховного Совета Эстонской ССР приняла декларацию о суверенитете и дополнения к республиканской конституции, позволявшие приостанавливать действие союзных законов. В мае и июле 1989 г. декларации и законы о государственном суверенитете приняли Литва и Латвия.
      Руководство СССР оказалось неспособно преодолеть межнациональные конфликты и сепаратистское движение ни политическим, ни военным путем, хотя предпринимало попытки спасти ситуацию.

Какие?

Слайд 2

Пытаясь спасти СССР, М.С. Горбачев инициирует подписание нового Союзного договора, на который соглашаются 12 союзных республик из 15 (кроме трех прибалтийских).

Стр.

Но попытка государственного переворота, предпринятая противниками М.С. Горбачева в высшем руководстве страны 19—21 августа 1991 г. (так называемый Августовский путч), сорвала подписание этого документа. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о денонсации (прекращении действия) Союзного договора 1922 г. и образовании СНГ — Содружества Независимых Государств, к которому несколько дней спустя присоединились среднеазиатские республики и Казахстан. Таким образом, СССР распался. 25 декабря 1991 г. в прямом эфире ЦТ М.С. Горбачев заявил о своей добровольной отставке с поста Президента СССР. Советский Союз перестал существовать. Так закончилась эпоха М.С. Горбачева.

Подведение итога по результатам урока.






    Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 20 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам.

Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.


Закрепление формулирование личностного отношения учащихся к рассмотренной теме (с использование технологии – ПОПС-формула)

Домашнее задание:

историческое проектирование. Представьте, что М.С. Горбачев отдал бы приказ об аресте Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С Шушкевича, обвинив их (весьма справедли­во) в заговоре с целью свержения законной власти. Технически это было возможно — в руках Президента СССР все еще находи­лись силовые структуры и ядерная кнопка. Как развивались бы со­бытия дальше? Попытайтесь создать свой вариант развития собы­тий на 10 лет вперед — до конца 2001 г.

рекомендация ознакомится с информацией для размышления .




Журав­лев В.В. и др. История современной России. 1984—1994 // Препода­вание истории в школе. 1995. № 8. С. 46—47




1



Тема: Прямое и переносное значение слова.
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема:   Прямое и переносное значение слова.

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).

 

3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

Автор Малюгина Наталья Валерьевна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 526
Номер материала 5991
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓