ТЕМА:
Предлог как часть речи. Правописание слов с предлогами и приставками. Роль
разных частей речи в речи. Части речи с которыми используются предлоги.
Цель:
содействовать знакомству учащихся с предлогом как частью речи.
Предметные
задачи:
создать условия
для развития у учащихся умения:
· выбирать
средства устного общения для передачи особенностей читаемого вслух текста;
· осваивать
произношение и написание словарных слов, овладевать навыками работы со
словарём;
· получать
опыт анализа языка поэтического текста, роли разных частей речи в нём;
· устанавливать
связи в словосочетаниях с предлогами;
· различать
предлоги и приставки;
· понимать
роль предлога в предложении.
Метапредметные
задачи:
создать условия
для развития у учащихся умения:
· умения
оценивать свои действия;
· принимать
и сохранять учебную задачу;
· работать
с учебником;
· слушать
собеседника, вести диалог;
· навыков
анализировать, выделять главное.
Оборудование:
Учебник «Русский
язык», 2 класс, часть 2 (автор Н.В. Нечаева), 2012; карточки, рабочие тетради.
ХОД
УРОКА
I. Минутка
чистописания.
На доске:
в , на,
по, через, с, к
Учитель: Посмотрите,
что вы можете сказать об этих сочетаниях букв?
Дети: Я
считаю, что это записаны предлоги.
- А
я не согласна, потому что можно сказать, что здесь записаны приставки.
-Я согласен с ребятами,
только хочу уточнить, что одна группа является только предлогами – через и к, а другая может быть и приставками и
предлогами – в, на, по, с.
Учитель: Давайте
запишем на первой строке те сочетания букв, которые могут быть только
предлогами, а на второй, которые могут быть и приставками и предлогами.
Учитель: В
чём отличие приставки от предлога?
Дети:
Приставка – часть слова, а предлог – часть речи.
Учитель:
Какие части речи вы уже знаете?
Дети:
Мы знаем существительные, прилагательные и глаголы.
II. Словарная
работа.
Работа по учебнику, стр.
34 упр. 273.
Учитель: Давайте
найдём в «Справочнике правописания» слова, называющие транспорт. Какими частями
речи выражены эти слова?
Дети:
Существительными.
Учитель:
Запишите их, используя предлоги, которые мы записали на минутке чистописания.
Дети записывают. (Один из
вариантов В автомобиле, на автобусе, к
машине.)
Учитель: Зачитайте,
что у вас получилось.
Учитель: Что
вы заметили?
Дети:
При использовании в записи предлога у существительных изменились окончания.
- А я заметила, что
изменился и смысл сказанного. Например, у Кати записано в автомобиле
– это значит быть внутри него, а Вова написал к автомобилю – это значит приблизиться к
автомобилю.
-Значит, если меняется
предлог, изменяется смысл сказанного.
III.
Актуализация знаний.
На доске.
Ира
увидела красивую куклу магазин полка.
Учитель:
Запишите это предложение.
Дети начинают писать, но
кто-то останавливается и поднимает руку.
Дети: Это
не предложение. Потому что слова не связаны между собой по смыслу.
- А я считаю, что здесь
не хватает слов, ведь не понятно где Ира увидела куклу в магазине, за магазином
или на полке, под полкой.
- Я согласен, здесь не
хватает предлогов, и надо изменить форму слов.
Учитель:
Запишите это предложение, добавив предлоги, которых не хватает, по вашему
мнению.
Учитель: Прочитайте
предложения, которые у вас получились.
(Ребята зачитывают
предложения и обращают внимание на разное смысловое значение предложения в
зависимости от употребляемых предлогов)
Учитель: Предположите,
какова будет тема нашего урока.
Дети:
Я думаю, что сегодня мы будем говорить о предлогах.
Появляется запись
Учитель:
Какова цель сегодняшнего урока? Чтобы ответить на этот вопрос продолжите
предложение:
На уроке я хочу
узнать…
Дети:
я хочу узнать, что такое предлог, какую роль играет предлог в предложении и т.
д. (дети продолжают высказывания)
На доске учитель
фиксирует их высказывания.
Учитель:
Вы правы, сегодня на уроке вы откроете для себя много нового и в конце урока
вы сможете рассказать об этом.
IV.
Работа по теме.
1. Работа
по учебнику стр. 34 упр. 274(а,б,в)
2. Работа
в парах
Дети получают карточки, в
которых необходимо вставить пропущенные слова. Заполняют первые две строки.
ПРЕДЛОГ
|
ПРИСТАВКА
|
Часть___________________
|
Часть
____________________
|
Можно
вставить _______ или другое ___________
|
Нельзя
вставить _________ или другое _____________
|
Служит
для_________________
|
Служит для_________________
|
Не
употребляется с __________
|
Употребляется
с ____________
|
Пишутся
___________________
|
Пишутся
__________________
|
3. Работа
в группах по учебнику стр. 35 упр. 275.
После этой работы таблица заполняется
окончательно.
Учитель: Давайте
прочитаем правило на стр. 35. Всё ли мы с вами узнали на уроке?
Дети: Да.
Мы уже сказали, что предлог это часть речи, которая служит для связи слов в
предложении.
- Но мы не сказали, что это служебная
часть речи. А это записано в правиле.
Учитель: Как
вы думаете, а почему её так назвали?
Дети: Наверное,
потому, что она служит существительным и прилагательным для связи слов в
предложении.
4. Учитель:
Почитайте предложение и определите, какое задание
необходимо выполнить.
Решили волки зайчика (за)печь,
А заяц из духовки прыг (за)печь.
|
Я
правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.
|
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.
|
Дети: Надо
раскрыть скобки.
(Ребята выполняют задание самостоятельно,
пользуясь памятками, которые они составили, работая в парах)
V. Рефлексия
Учитель: Давайте
назовём тему сегодняшнего урока.
Дети:
Предлог
Учитель:
Вспомните, какие цели вы поставили на сегодняшний урок. И соответственно этим
целям закончите предложения
Сегодня
на уроке я повторил(а) …
Сегодня
на уроке я узнал(а)…
Мне было
интересно …
Мне было
трудно …
Мне было
непонятно …
|
VI.
Домашнее задание
Рабочая тетрадь № 3
стр.16 упр. 26
Придумать сказку о предлоге
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.