Тема: «Звук [ш]»
Цель: постановка звука [ш]
Задачи: 1) продолжать учить выполнять артикуляционные
упражнения в полном
объёме;
2)
продолжать учить правильно произносить звук [ш];
3) формировать
фонематическое восприятие;
5) развивать память, внимание, мелкую и общую моторику;
6) формировать длительную направленную воздушную струю;
7) продолжать учить определять наличие звука [ш] в ряду звуков и слогов;
8) упражнять в образовании множественного числа.
Оборудование: игрушка–дразнилка (Антошка); предметные
картинки: зубки, баранки, печенье, банка варенья, чашка, шар, кукла, лодка,
самолёт, Незнайка, зайчик; коробка, кубики.
Речевой материал: звуки, слоги.
План занятия: I.
Организационный момент;
II. Выполнение артикуляционных упражнений;
III.
Физкультминутка;
IV.
Постановка звука [ш];
V. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л.: Здравствуй, Илья!
Реб.: Здравствуйте!
Л.: Сегодня к тебе
в гости пришел маленький Антошка. Он узнал, что ты учишься шипеть, и пришел
вместе с тобой поучиться.
II. Выполнение артикуляционных упражнений.
Л.: Улыбнитесь друг
другу приветливо. У Антошки еще мало зубов, а ты по-
хвастайся своими (упражнение «Лягушка»: улыбнуться, с напряжением
обнажив сомкнутые зубы, удерживать данное положение на счет до пяти.
Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.);
Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Бублик»: выполнить
упражнение «Хоботок», затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить,
чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти) и сладкое печенье (упр-е «Лопата»: улыбнуться, открыть
рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на
счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не
напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.).
И всё это он ест с вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»: улыбнуться,
открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя
губа не должна обтягивать зубы.).
Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»: улыбнуться,
открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в
форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать
нижние зубы.).
Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи
Антошке, как это делать. (упр-е «Фокус»: улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края
его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на
кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит
вверх.)
А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за
верхние зубы), а затем с силой выдохнуть.
III.
Физкультминутка.
Руки в стороны, в кулачок, разжимаем, на бочок;
Руки вперёд, в кулачок, разжимаем, на бочок;
Руки вверх, в кулачок, разжимаем, на бочок;
Руки вниз, в кулачок, разжимаем, на бочок. (повторить
3 раза)
IV.
Постановка звука [ш].
Л.: Антошка принес с
собой воздушный шар. Если его плохо держать, то
из него начинает
выходить воздух: [ш-ш-ш]. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар
начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш…
Чем это шуршит
Антошка? (Постановка звука с механической помощью, а затем по подражанию.) Это
он принес коробку с игрушками. Послушай
внимательно, какие
игрушки принес Антошка.
Игра с
пальчиками
Что принес Антон в
коробке?
Может куклу или
лодку?
Самолет или Незнайку?
А еще, быть может,
зайку?
(Ребенок на название
каждой игрушки поочередно сгибает пальчики, на-
чиная с мизинчика.).
Давай откроем
коробку: [ш-ш-ш](постановка звука с механической помощью и по подражанию).
А теперь вспомни,
какие игрушки принес Антошка, и достань их из коробки.
Л.: А в коробке еще
есть кубики. Возьми кубик тогда, когда услышишь слог со звуком [ш]: ФА, СЫ, ШО,
ШУ, СЭ, ЖИ, ША…
Л.: Что можно
построить из этих кубиков? Ты строй и подсказывай Антошке: 1 кубик – много …, 1
кукла – много…, 1 лодка – много…, 1 самолет –
много…, 1 заяц –
много…
IV. Итог занятия.
Л.: Антошке пора
домой. Он прощается с тобой и вместе с тобой хочет ещё раз пошипеть.
Реб.: [ш-ш-ш].
Л.: Молодец Илья! Ты
очень хорошо занимался сегодня. До свидания.
Реб.: До свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.