Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Локотская
средняя общеобразовательная школа
Рыльского
района Курской области
Районный конкурс методических материалов и программ
по туристско – краеведческому направлению
«К туристическому мастерству»
Номинация «Методическое обеспечение туристско –
краеведческой деятельности»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ
КРАЕВЕДЕНИЮ
«Поэт,
романтик, рыцарь, странник…»
Разработала
Коськова Оксана Павловна
учитель истории Курского края и
руководитель поискового отряда
МБОУ «Локотская СОШ»
тел. 89155140785
2014 г.
ВНЕКЛАССНОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
( ВСТРЕЧА С ПОЭТОМ ИВАНОМ СТЕФАНОВИЧЕМ МИРОНЕНКО)
ТЕМА: «Поэт, романтик, рыцарь, странник….»
Сценарий встречи с поэтом
– земляком Иваном Мироненко.
Цель: познакомить с интересным
человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции –
И.С. Мироненко; ввести
учащихся в мир поэзии Ивана Мироненко, достичь глубины понимания текста и
авторской позиции, продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа
поэтического текста , монологической и диалогической речи, умению вести беседу,
формулировать правильно вопросы; совершенствовать умение учащихся находить
выразительные средства языка.
Задачи:
1. Проследить, как в творчестве поэта раскрывается тема “малой родины”.
2. Развивать умение слушать, вести диалог, творческие способности детей.
3. Воспитывать любовь к малой родине, родному краю.
Оборудование:
1. Выставка стихов поэта (“На рассвете”, “Моя юность”, “Молитва”, “Детство”,
“Председатель”, “Артемка”, «Тракторист – пенсионер», «Боль души»).
2. Эпиграф «И ввысь на крыльях вдохновения….»
3. Выставка поделок.
4. Выставка рисунков и творческих работ учащихся по теме “Люблю тебя, мой
край родной”.
5. Вопросы детей, подготовленные для поэта.
6. Музыкальное сопровождение встречи.
Возраст слушателей: 1 – 11 классы.
Ход встречи.
1. Ведущий: Добрый день, дорогие ребята,
уважаемые взрослые, наши гости! Мы собрались сегодня на встречу с нашим
земляком Иваном Стефановичем Мироненко. Встречаем нашего гостя (аплодисменты).
Мы рады приветствовать Вас в нашей школе! Добро пожаловать! (Встреча гостя
хлебом - солью)
Чудесны ландшафтами курские
дали –
Поля, перелески, холмы и
луга! –
Они красотою великой рождали
Великих, чью славу проносят
века.
Молился за нас Феодосий
Печерский,
И – «Радость моя!» —
восклицал Серафим,
Встречая людей, кто с
открытой по-детски
Душою вставал перед ликом
святым.
Искусны куряне в искусствах
всех видов,
И ныне недаром во множестве
стран
Заслуженно чтимы Георгий
Свиридов.
И Носов. И Клыков… — таланты
курян.
А сколько рождала героев ты
славных
Для битв за Отчизну, родная
земля! –
Доныне мне слышится плач
Ярославны,
Когда выхожу я в родные поля…
Ведущий: Древний геройский соловьиный край… Здесь побывали
многие известные писатели. Некоторые из них были проездом, другие жили
какое-то время, изучая курские типажи, и брали их характеры для персонажей
своих произведений.
Пребывание классиков влияло на развитие
литературного творчества курской пишущей братии того времени. Но еще большее
влияние оказывал Курский край, с его бескрайними просторами, с волшебными
ночами на берегах реки Сейм, с его соловьиными трелями, с его бесшабашными
мужиками и певуньями красавицами.
Рыльск необыкновенный… Таких городков как Рыльск в
Курском крае большинство. И неважно, что на первый взгляд они играют роль второстепенную.
История нашего города уходит в глубину веков. Его
судьба неразрывно связана с историей нашей страны. Но есть у Рыльска и другая
судьба – литературная.
Рыльская земля богата литературными талантами. Современное
поколение литераторов с честью продолжает традиции литературного края. В нашем
селе проживает замечательный поэт Иван Стефанович Мироненко.
2. Приветствие детей:
а) Музыкальная композиция в исполнении обучающихся;
б) Песня “Родина моя” в исполнении ученицы 10 класса.
3. Ведущий: Песня подсказывает нам тематику нашей встречи. Сейчас
в школе проходит предметная неделя, посвященная родному краю. Иван Стефанович,
на уроках мы познакомились с Вашими стихами. Спасибо Вам за Ваше творчество, за
стихи о нашем крае. Читая их, мы размышляли о том, что такое малая родина. Вот
что говорят об этом дети:
“Моя малая родина - это мой город, моя улица, мой дом, мои родные. Это
то, где всегда царит любовь, счастье и понимание. Даже если ты уедешь в другую
страну, ты всегда будешь помнить о ней”. (Зимина Марина, ученица 6 класса)
“Малая родина - это место, где ты родился и которому ты никогда не
изменишь”. (Барыкин Дмитрий, ученик 7 класса)
“Моя малая родина там, где я родился и где я живу. Мне нравится мой край,
и я буду жить там всегда. Мне очень нравится наша речка Обеста, люблю вечером
смотреть, как солнце заходит за горизонт. Вот она какая, моя малая родина”. (Воропаев
Вадим, ученик 5 класса)
Ведущий: А сейчас прозвучат стихи Ивана Мироненко в исполнении детей.
Они и станут эпиграфом нашей встречи.
“Родина»
Я
люблю тебя, Родина, очень,
Широту
необъятных полей,
Твои
светлые, звёздные ночи,
В
октябре грустный крик журавлей.
Я
люблю наши русские дали,
Что
меня в путь-дорогу зовут.
Та
любовь не проходит с годами,
Ею
я, наслаждаясь, живу.
Я
хочу Русь увидеть, потрогать,
Сам
прочувствовать север и юг…
Не
судите меня слишком строго –
Однолюб,
чьих-то стран не люблю!
Велика
ты, Россия родная,
Нет
конца, сколько лет не иди,
И
каким только чудом, не знаю,
Ты
вмещаешься всё же в груди!
****
Далеко – далеко из села
В синеву дороги уплывают,
А меня обратно привела
В отчий край дорога полевая.
Я вернулся в милые края,
Загрустив по розовым рассветам.
У окна черемуха меня
Встретила распущенным букетом.
Мне немало повидать пришлось,-
Есть места привольнее, нежнее,
Только наш неброский уголок
Для меня и краше, и роднее…
****
Селу, пожалуй, тыща лет –
Тому есть подтверждение,
Во времени оставлен след,
К чему опровержение?
Да, место выбрано не зря:
Природа первозданная,
Леса, луга, поля, заря…
Над речкой – клуба здание.
Село родное – Локоть жив,
Живет, как бы мы ни охали –
Асфальт по улице бежит,
Дома «под сайд» отгроханы.
Да, есть проблемы – не беда,
Невзгоды – что за новости?
Уйдут ненастные года –
Погода установится.
Ведущий: Природное дарование, чистая и глубокая душа явились
виновниками рождения искренних строк. В них и вера в человека, и мудрость, и
сила воли. Поэт ненавязчиво призывает любить дом, родных, друзей, дорожить
дружбой, уважать человека, беречь природу, видеть ее красоту. Вот поэтому
стихотворения и находят живой отклик в сердцах читателей. Много стихотворений
посвятил автор родному краю.
4. Выступление поэта И.
Мироненко:
а) рассказ о себе;
б) чтение стихотворений.
Справка: Иван Мироненко
родился в 1942 году в с. Локоть. Окончил семилетку и училище механизации. В
поисках счастья и смысла жизни исколесил почти весь Союз. Остановился на том,
что получил высшее образование и, вернувшись в родное село, работал в сельской
школе учителем русского языка и литературы.
Стихи
пишет с детства. Первые его публикации появились в районке в 1964 году.
Публиковался в «Молодой гвардии», «Курской правде», в альманахах «Славянские
колокола», «Глухов литературный» и других изданиях.
Его страстная натура не ищет
покоя, поэтому из-под его пера выходят не только задушевные, но и острые стихи.
Просмотр презентации.
5. Ведущий: Так как встреча с поэтом – это всегда увлекательно, интересно и полезно,
у нас к Ивану Стефановичу много вопросов.
Диалог с
поэтом:
1. Что в детстве для Вас было радостью?
2. Любили ли Вы в школе литературу?
3. О чем больше любите писать? Какая из тем ближе?
4. Можно ли научиться писать стихи? Или надо родиться
поэтом? А как было у Вас?
5. Каким вы видите мир, когда пишите стихи? Что бы Вам
хотелось больше всего выразить в стихах?
6. Какой жанр в литературе вы предпочитаете?
7. Стихи каких авторов вам близки по духу?
8. Что принимаете в жизни, а что – нет? Что цените?
9. Сколько вам было лет, когда Вы написали свое первое
стихотворение?
Чем Вы руководствовались при написании своего первого
стихотворения?
10. Часто ли Вы вспоминаете о школе?
11. Какое Ваше любимое стихотворение? Что послужило
поводом для его написания?
12. В какое время года, в какое время суток Вам легче
писать стихотворения?
13. Сколько стихотворений Вы написали? Какие из них дороже, значимее?
14. Ваш совет начинающим писать.
6. Дети читают стихи Ивана Мироненко.
7. Ведущий: Знакомство с Вашей поэзией началось со стихотворения
в газете “Районные будни”. Чтение стихотворения.
Ведущий: Иван Стефанович, расскажите пожалуйста о истории создания
некоторых стихотворений. Как Вы относитесь к школе? К учителям? У нас к Вам
будет просьба, напишите, пожалуйста, и о нашем мероприятии.
8. Слово поэта.
9. Выступления учащихся с чтением стихов поэта. Исполнение
песни.
10. Ведущий: Н. Асеев писал: «Когда
говорят о чувстве Родины, мне кажется, что чувство это начинается с любви к
месту своего рождения, к росту в родном краю, а затем осознания его «истории»,
расширяющегося в знании всего мира…»
Старая пословица гласит: «Без корня и полынь
не растет». Корень любой нации – это ее история. Но нельзя понять историю
страны, не изучив разные ее уголки, которые и составляют это понятие «страна».
Любовь к родному краю – это и есть основа, на
которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Ведущий: Все мы сегодня убедились в
том, что тематика Ваших стихов щедра и разнообразна: о природе, любви,
родительской деревне, товарищах по цеху, родных – словом, обо всем, что мы и
называем “малой родиной”. Мы благодарим Вас за встречу, за то, что Вы
откликнулись и пришли в нашу школу. Еще раз спасибо Вам за подаренные школе
стихотворения. Надеемся, что эта встреча была не последней.
11. Песня в исполнении всех
присутствующих.
12. Приглашение к продолжению знакомства со школой:
- фотография на память;
- знакомство с выставкой поделок.
13. Экскурсия по школе (живое общение слушателей с поэтом).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.