Главная / Другое / Тема: Педагогический тест как инструмент системы оценки и контроля качества образования

Тема: Педагогический тест как инструмент системы оценки и контроля качества образования


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»

(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»

Группа 453

Методическая разработка

Тема: Педагогический тест как инструмент системы оценки и контроля качества образования

hello_html_m644a6b50.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ 3

ВВЕДЕНИЕ 4-5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6-19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 21


АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке приведены определения понятий «педагогический тест», моменты для классификации тестов, выделяются этапы разработки и принципы отбора содержания, привлекается внимание к формам тестовых заданий.

Тестовые технологии рассматриваются сегодня как основной инструмент контроля качества образования. На бытовом уровне тест ассоциируется, прежде всего, со списком вопросов (заданий), требующих правильного ответа. Вопросы (задания) сопровождаются набором готовых ответов, из которых необходимо выбрать один правильный. Такое научное представление о тестах распространено и в педагогической среде.

Из собственного опыта приведены примеры разработки тестовых форм. Ключевые слова: педагогический тест; тестовые задания; методология разработки тестов; отбор содержания; формотворчество в тестировании.

Методическая разработка рекомендуется для преподавателей среднего профессионального образования.





ВВЕДЕНИЕ

Изменения в системе образования, проводимые в нашей стране, привели к значительному росту роли тестовых технологий. Сегодня тесты рассматриваются как один из основных инструментов контроля качества образования.

Тесты, как специальный инструмент оценивания и контроля, появились более века назад. Они нашли широкое применение в психологии, педагогике и других областях научного знания.

Анализ теоретических источников по проблеме тестирования позволил выявить следующие общие тенденции:

- возрастает роль тестирования, централизованно осуществляемого в образовательном пространстве нашей страны;

- использование тестов в учебном процессе приобретает все большие масштабы и в локальном плане;

- возрастает количество публикаций, посвященных тестированию как форме контроля.

Тем не менее, приходится констатировать:

1) в существующих исследованиях тестирование рассматривается преимущественно как форма контроля знаний и умений, приобретенных учащимися в результате обучения;

2) применяемые тесты не позволяют достоверно выявить, как именно был получен ответ тестируемым;

3) существующие методы построения тестов, как правило, не технологичны.

Критичное отношение к тестированию по указанным позициям привело к изучению тестовых методов, направленных на оценку собственно процесса обучения. Отметим, что тесты, ориентированные на оценку самого процесса обучения, в современной педагогической литературе принято называть обучающими тестами. И хотя исследовательский процесс в этих вопросах налицо, число публикаций, посвященных обучающим тестам, сегодня еще весьма незначительно.

Можно считать, что на сегодняшний день научная база для создания и применения тестов в основном разработана (В. С. Аванесов, В. П. Беспапько, К. М. Гуревич, К. А. Краснянская, А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос, и др.). Более того, сознавая необходимость и важность целенаправленной подготовки учащихся к тестированию, педагоги-практики нередко изыскивают собственные возможности разработки и применения тестов. Однако составление и применение тестов в такой ситуации носит стихийный характер и зависит от субъективного видения задач обучения данным преподавателем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Модернизация системы образования невозможна без реформирования системы оценки и контроля качества образования. Диагностика, мониторинг и управление процессом формирования системы знаний, умений и навыков возможны только при наличии надежного инструмента, адекватного ритму и задачам современного учебного процесса, а также обеспечивающего обратную связь «студент – преподаватель». Контроль, обеспечивая эту обратную связь, позволяет оценить динамику усвоения учебного материала, уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основании этого корректировать организацию учебного процесса. Этап обновления системы контроля и оценки качества образования связан с использованием такого мощного инструмента, как педагогический тест. Это обусловлено тем, что тесты позволяют с достаточной степенью объективности и достоверности выявить наличие подлежащих контролю характеристик, а также оценить уровень их сформированности. Педагогическим тестом принято считать систему заданий специфической формы, позволяющую объективно и функционально, независимо от преподавателя, измерить уровень образовательных достижений обучаемых, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области. В отечественной и зарубежной литературе нет единого подхода к классификации видов педагогических тестов. Чаще всего в основу классификации берут следующие моменты:

  • по уровню контроля: вступительные, текущие, тематические тесты, тесты промежуточной и итоговой аттестации;

  • по содержанию: гомогенные, основанные на содержании какой-либо одной дисциплины, и гетерогенные, основанные на содержании нескольких дисциплин;

  • по форме предъявления: бланковые, компьютерные;

  • по методологии интерпретации результатов: нормативно- ориентированные и критериально-ориентированные.

На этапе входа в обучение используются входные тесты.

Разработка качественных педагогических тестов требует использования научных методов отбора содержания, теории педагогических измерений, современных математико-статистических методов, применяемых для проверки соответствия теста научно обоснованным критериям качества. Перспективным в настоящее время является выявление возможностей применения тестовых технологий не только для оценки результатов обучения, но и для осуществления контроля процесса обучения как целостной системы. Успешность технологии тестирования зависит от соблюдения опреде- лѐнных принципов отбора содержания тестовых заданий. В.С. Аванесов, Н.А. Сеногноева и М.Б. Челышкова выделяют следующие принципы:

Принцип конгруэнтности – соответствие содержания педагогического теста содержанию учебной дисциплины. Задания теста должны в правильной пропорции охватывать все важные аспекты области содержания.

Принцип значимости – отражает необходимость включения в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений.

Принцип научной достоверности – все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.

Принцип соответствия содержания теста уровню современного со- стояния научного знания – необходимо постоянно совершенствовать тест, добавляя в банк новые тестовые задания.

Принцип системности, комплексности и сбалансированности содержания теста – подбор заданий, комплексно отображающих основные темы учебной дисциплины.

Принцип возрастающей трудности тестовых заданий – каждый учебный элемент имеет некоторую усредненную меру трудности, которую необходимо учитывать в процессе контроля знаний.

Принцип взаимосвязи содержания и формы – не всякое содержание задания можно выразить в тестовой форме. Также содержание теста должно отвечать логическим и семантическим требованиям и нормам.

В. С. Аванесов определяет форму как способ связи организации, упорядочения и существования содержания в общей композиции тестовых заданий. Сложность проблемы состоит в противоречии между теоретическим и практическим мышлением относительно формы. Большинству практиков тестового процесса форма заданий кажется знакомой и вполне понятной. А потому они не видят здесь никаких проблем. Соответственно, практики не считают нужным что-то менять в формах, учиться формотворчеству и методике разработки новых тестовых заданий. Из-за такой позиции практике тестирования грозит деградация. Если практики видят в форме привычное средство создания теста, то теоретики обращают внимание на достоинства и недостатки существующих форм, на поиск дополнительных возможностей автоматизации тестового процесса, а также на поиск таких форм, которые позволяют проверить знания полнее, глубже, точнее, быстрее и объективнее. Вот почему исследование формы становится важной частью теории педагогических измерений. Теоретики отношение практиков к форме находят ограниченным и вредным, тормозящим развитие тестовой культуры. Потому что от качества формы зависит понимание содержания заданий, технологичность тестового процесса, точность и эффективность измерений. Малейшее нарушение требования формы часто делает задание непонятным. Например, при нечетких инструкциях испытуемые не знают, как им надо отвечать на задания. Нарушение требований формы является также одним из самых распространенных источников погрешностей педагогического измерения. Можно выразиться ещѐ более определенно: пока преподаватели не овладеют методикой формообразования, нет надежд на появление качественных тестов. Например, результаты тестирования посредством самых распространенных заданий с выбором одного правильного ответа из 3-5 предлагаемых на выбор ответов, подвержены известным искажениям – тем большим, чем меньше число ответов в каждом задании. В таких заданиях, на- ряду с одним правильным ответом, есть несколько неправильных, но правдоподобных. Последние называют дистракторами (от англ. to distract – отвлекать); число дистракторов обычно колеблется от одного до 4. В заданиях с выбором одного правильного ответа из трѐх вероятность угадывания равна 1/3, что приводит к тому, что одна треть всех заданий может быть решена не за счет знаний учебного материала, а за счет ответов наугад. В тесте, состоящем, скажем, из тридцати заданий таких «правильных» ответов может оказаться около десяти, за что педагоги могут выставить привычные три балла. Но это ошибочная практика. Не случайно студентам нравятся задания с тремя ответами, где всегда есть реальная возможность угадывания.

К заданиям с выбором ответа существуют и свои требования, которыми ради успешности тестирования не рекомендуется пренебрегать. Рассмотрим основные из них:

  • В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок.

  • Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов. Задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2-3 ключевых слова для данной проблемы.

  • Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, (в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «ни- когда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все перечисленные», т.к. в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа).

  • Из текста должны быть исключены все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.

  • Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова.

  • Все дистракторы должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых, не знающих правильного ответа (ни один из дистракторов не должен являться частично правильным ответом, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный ответ)

От правильного выбора тестовых форм зависит точность выражения содержания теста и качество тестовых оценок. Представленные формы позволяют проверять различные виды знаний, делать самоконтроль интереснее и более качественным.

Пример применения тестовой технологии по дисциплине «Основы экономической теории»:


hello_html_1275309f.gifИнструкция по выполнению тестовых заданий входного контроля:

Тест содержит 18 вопросов с одним или несколькими правильными ответами в каждом.

Каждый правильный полный ответ оценивается в 1 балл.

Для тестирования необходимо заполнить «Бланк ответов».

Результат прохождения теста будет оценен 5-балльной системой оценки.


Тест.


1. Экономическая теория изучает:

  1. производственные или экономические отношения между людьми только по поводу производства продукции

  2. производственные или экономические отношения между людьми только по поводу распределения произведённой продукции

  3. производственные или экономические отношения между людьми только по поводу обмена произведённой продукции

  4. производственные или экономические отношения между людьми только по поводу потребления произведённой продукции

  5. производственные или экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции.

2. Меркантилизм связывал рост богатства нации с:

  1. оттоком золота из страны

  2. притоком золота в страну

  3. ростом импорта

  4. ограничением импорта в страну

  5. ростом производства.

3. Альтернативные издержки – это:

  1. общая сумма затрат на изготовление единицы продукции

  2. количество другого продукта, которым необходимо пожертвовать, чтобы увеличить производство данного продукта на единицу

  3. трудоемкость изготовления единицы продукции

  4. издержки на изготовление единицы продукта при использовании альтернативного производственного процесса

  5. упущенная альтернатива – цена, которую надо заплатить за сделанный выбор.

4. Блага – это:

  1. наслаждение, счастье

  2. средства и предметы, удовлетворяющие потребности

  3. духовные ценности

  4. недостаток чего-либо

  5. то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их устремлениям.

5. Одновременное и полное удовлетворение всех потребностей невозможно вследствие:

  1. ограниченности экономических ресурсов

  2. недостаточного развития техники и технологии

  3. государственного регулирования экономики

  4. неверного принятия экономического решения

  5. неэффективного использования рабочей силы.

6. Утверждение является неправильным:

  1. труд – фактор производства

  2. капитал – это фактор производства

  3. предпринимательский талант – фактор производства

  4. земля – это фактор производства

  5. деньги – это фактор производства.

7. Все то, из чего человек производит материальные блага, называют:

  1. средствами производства

  2. личным фактором производства

  3. производительными силами общества

  4. предметами труда

  5. средствами труда.

8. В экономике человек рассматривается, прежде всего, как:

  1. потребитель благ

  2. создатель и носитель духовных ценностей

  3. носитель способности к труду и всех общественных отношений

  4. творческая личность

  5. специалист по обеспечению материальных условий жизни.

9. Собственность как экономическая категория - это:

  1. не имеет экономического содержания, является категорией права

  2. отношение людей по поводу присвоения вещей в производстве и быту

  3. отношение человека к вещи

  4. отношения между людьми по поводу присвоения и отчуждения вещей

  5. сама вещь.

10. Какая из перечисленных характеристик относится к натуральному хозяйству:

  1. замкнутость, самообеспеченность

  2. продукты производятся только с целью продажи

  3. развитая система общественного разделения труда, специализация производителей

  4. высокие темпы роста общественного производства

  5. связь между производством и потреблением осуществляется через рынок.

11. Товар как экономическая категория - это:

  1. вещь или услуга, созданная трудом человека

  2. продукт труда, созданный производителем для продажи

  3. полезное благо, не являющееся продуктом труда

  4. продукт труда, созданный производителем для удовлетворения личных потребностей

  5. продукт труда, имеющий потребительную ценность и стоимость.

12. Что является внешней формой проявления стоимости товара:

  1. потребительские свойства товара

  2. определенная производителем цена продажи товара

  3. затраты общественного труда, воплощенные в товаре

  4. меновая стоимость

  5. деньги.

13. В чем состоит главная экономическая целесообразность денег:

  1. в их высокой удельной стоимости

  2. являются удобной счетной единицей для обмена

  3. они являются результатом договоренности между людьми

  4. в способности накопления богатства

  5. в способности измерять стоимость товаров и обмениваться на любое благо.

14. Более высокой ликвидностью обладают:

  1. наличные деньги

  2. ценные бумаги

  3. золотые украшения

  4. продукты питания

  5. товары длительного пользования.

15. В том случае, когда деньги уходят из обращения и оседают, они выполняют функцию:

  1. мировых денег

  2. средства обращения

  3. меры стоимости

  4. средства накопления

  5. средства платежа.

16. Годовой рост цен в стране на 8% свидетельствует о наличии:

  1. скрытой инфляции

  2. подавленной инфляции

  3. умеренной инфляции

  4. галопирующей инфляции

  5. гиперинфляции

17. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо:

  1. потребность в товарах, работах, услугах

  2. спрос на товары, работы, услуги

  3. необходимость в товарах, работах, услугах

  4. желание спрос на товары, работы, услуги

  5. предложение товаров, работ, услуг

18. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:

  1. на рынке труда

  2. на товарном рынке

  3. на рынке земли

  4. на любом рынке

  5. на валютном рынке.

Бланк ответов по входному контролю дисциплины

«Основы экономической теории»

Студента ____________________________________________________

(Ф.И.О.)

Группа ______________ Дата «__» _________201__г.


задания

Варианты ответов

Количество баллов

1

2

3

4

5













































































































Итого








.

Результативность применения тестовой технологии

Применение мной методики тестовой технологии на уроках привела к определённым результатам.

Так как основными целями применения тестовой технологии я ставлю интеллектуальное развитие и повышение мотивации, то и результативность я рассматриваю по этим двум параметрам.

Уровень интеллектуального развития, подтверждается достаточно высокими результатами моих студентов в период итоговой аттестации.


Диаграмма итоговой аттестации по дисциплине

«Основы экономической теории»

за период 2011– 2013 учебные годы



hello_html_m4d5aa42c.gif

Результаты ответов студентов на отдельные вопросы также представлены на диаграммах и отражают, на мой взгляд, результаты применения тестовой технологии.

Результаты анкетирования учащихся по теме «Актуальность применения тестовых заданий в образовательном процессе» за период 2011-2013 учебные годы

hello_html_m7f020951.gif

Воспитательная роль тестовой оценки заключается в осознании студентами путей повышения эффективности учения. Справедливая и объективная тестовая оценка учебной деятельности служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности. Субъективность, а часто несправедливость не тестовой оценки (например, на устном экзамене) вызывает осложнения в обучении, воспитании и развитии студентов, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.

Во время внеурочной деятельности студентам интересно принимать участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах; большинство заданий представляют собой тестирование. Организатором Олимпиад является Содружество преподавателей профессионального образования (ССПО), Информационно-методический центр «Линия знаний», портал «Science line».

Целью проведения Олимпиад является выявления качества подготовки студентов образовательных учреждений профессионального образования, закрепления знаний, полученных в процессе обучения, стимулирования творческого роста, повышения престижа образовательных учреждений, выявления наиболее одаренных и талантливых студентов.

Участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде информационно-методического цента «Линия знаний: Статистика» и «Линия знаний: Деньги». Студенты нашего колледжа приняли участие и награждены Дипломами:


hello_html_m12d9e3a0.gif

hello_html_m63768954.gif

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформирование системы оценки и контроля качества образования доказывает возрастающий интерес к использованию тестовых технологий для оценивания результативности учебной деятельности и построения эффективного управления ею.

Подводя итоги, хочу отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей и мой собственный, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний студентов, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Студенты получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по дисциплине в целом и по отдельным ее разделам со средним уровнем достижений в группе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес студентов к дисциплине.

Данная методическая разработка поможет преподавателям разрабатывать систему тестовых работ по каждой УД, ПМ, МДК самим. При составлении тестовых заданий необходимо учитывать достоинства и недостатки тестирования, а также чётко очерчивать требования к отдельному тесту или их системе.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

 

  1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2002.

  2. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2005.

  3. Сеногноева Н. А. Технология конструирования тестов учебной деятельности как средства оценивания результатов обучения. – Киров, 2006.

  4. Монографии. Сеногноева Н. А. Обучающие тесты. Инновационная педагогическая технология. - Н. Тагил, 2005.

  5. Интернет-ресурсы:

www.nauka-pedagogika.com

www.testolog.narod.ruhello_html_m4d466bb7.pnghello_html_m333cf256.pnghello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gif


Тема: Педагогический тест как инструмент системы оценки и контроля качества образования
  • Другое
Описание:

В данной методической разработке приведены определения понятий «педагогический тест», моменты для классификации тестов, выделяются этапы разработки и принципы отбора содержания, привлекается внимание к формам тестовых заданий.

Тестовые технологии рассматриваются сегодня как основной инструмент контроля качества образования. На бытовом уровне тест ассоциируется, прежде всего, со списком вопросов (заданий), требующих правильного ответа. Вопросы (задания) сопровождаются набором готовых ответов, из которых необходимо выбрать один правильный. Такое научное представление о тестах распространено и в педагогической среде.  

Из собственного опыта приведены примеры разработки тестовых форм. Ключевые слова: педагогический тест; тестовые задания; методология разработки тестов; отбор содержания; формотворчество в тестировании.

 

Методическая разработка рекомендуется для преподавателей среднего профессионального образования.

Автор Клюева Любовь Вячеславовна
Дата добавления 18.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 787
Номер материала 56620
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы