Главная / Директору-завучу / Тема методического дня «Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе».

Тема методического дня «Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе».

«Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе»



Н.А. Сидорова, заместитель директора по УВР, Н.Л. Федорова, педагог-психолог МАОУ Сетовская СОШ



Тема методического дня «Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе».

Ключевые проблемы:

1. Недостаточный уровень учета индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе».

2.Преодолениетипичной для массовой практики педагогической замкнутости, недооценки социальной среды (макро и микро) в воспитании.

Внутренние и внешние ресурсы для их решения:

1. Системная работа ШМО классных руководителей, учителей-предметников.

2.Методические семинары для родителей.

3. Форум «Большая перемена».

4.Курсовая переподготовка

Требуемые изменения

в работе коллектива образовательного учреждения:

1.Создать каждому ученику оптимальные условия обучения, учитывая его индивидуальные психофизиологические особенности.

2.Скорректировать учебный материал по предметам.

3. Изменить принцип построения урока.

4.Повысить уровень профессионализма учителей.

Намеченные меры,

планируемые к реализации в новом учебном году:

1.Корректировать стиль взаимоотношений: учитель-ученик, учитель-учитель, учитель-родитель, ученик-ученик.

2.Расширять воспитательное «социокультурное поле» детей, включать личность в многогранную, интеллектуальную, духовно-нравственную насыщенную жизнь, где есть условия для с1. Спроектировать учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень умственного развития учащихся через развитие как логического, так и творческого мышления, учитывая их индивидуальные психофизиологические особенности на основе взаимодействия ДОУ и ОУ.

1. Скорректировать план воспитательной работы на 2013-2014 уч.год: необходимо создать для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой самовыражения и самоутверждения.



Школьная успешность зависит от ряда факторов: насколько равномерно протекает процесс созревания мозговых зон, насколько “зрелыми” являются психические процессы, насколько соответствуют психолого-педагогические методики обучения психофизиологическим особенностям ученика.

Можно выделить четыре основные причины школьной неуспеваемости:

1. Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать по времени со стадией нормального функционального развития мозга ребенка, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.

2. Отставание в анатомическом развитии отдельных структур мозга ребенка и, следовательно, в формировании функциональных систем психики.

3. В процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.

4. Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов.



Согласно концепции развития творческого потенциала личности и ключевых компетенций в интеллектуальной, социальной, гражданско-правовой, информационной сферах в условиях лицейского образования модель выпускника имеет следующие составляющие: высокий уровень интеллекта, развитое творческое мышление, высокая коммуникативная культура, высокая мотивация к учебной деятельности, стремление продолжать обучение в ВУЗе и научной деятельности; умение планировать свою деятельность и реализовывать свой план; умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс самообучения.

Основными направлениями в развитии творческих способностей учащихся являются развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность (ассоциативность, диалектичность и системность мышления).



Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти.



Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.



Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.

Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.

Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: "пятерка любой ценой". Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

С целью найти ответ на поставленный вопрос в школе была создана творческая группа, в которую вошли педагоги-предметники различных направлений: математики, физики, химии, английского языка и педагог-психолог.



В результате учащиеся должны будут достичь более высоких результатов в учебной деятельности, сохранив высокую мотивацию к учению и психологическое благополучие.

Тема методического дня «Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе».
  • Директору-завучу
Описание:

Согласно концепции развития творческого потенциала личности и ключевых компетенций в интеллектуальной, социальной, гражданско-правовой, информационной сферах в условиях лицейского образования модель выпускника имеет следующие составляющие: высокий уровень интеллекта, развитое творческое мышление, высокая коммуникативная культура, высокая мотивация к учебной деятельности, стремление продолжать обучение в ВУЗе и научной деятельности; умение планировать свою деятельность и реализовывать свой план; умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс самообучения.

 

Основными направлениями в развитии творческих способностей учащихся являются развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность (ассоциативность, диалектичность и системность мышления).

Автор Сидорова Наталья Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 664
Номер материала 24683
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы