Инфоурок Русский язык КонспектыТема: М.Горький «Песня о соколе» - гордый призыв к свободе, к свету.

Тема: М.Горький «Песня о соколе» - гордый призыв к свободе, к свету.

Скачать материал

Тема: «Песня о соколе» - гордый призыв к свободе, к свету.

 

Цель: вспомнить известные биографические факты; познакомить учащихся с содержанием «Песни» и проанализировать ее, донести до учеников идейный смысл произведения, раскрыть его высокий пафос, воплощенный в контрастных образах Сокола и Ужа; объяснить, что «Песня» - произведение романтическое.

 

Ход урока.

Оргмомент.

 

Блиц-опрос по жизни и творчеству М. Горького.

1. Назовите настоящую фамилию писателя.

2. Почему писатель выбрал такой псевдоним?

3. В каком городе родился М. Горький?

4. Назовите любимое занятие писателя.

5. «Друг, самый близкий сердцу, самый понятный и дорогой человек» в жизни Горького. Назовите, кто это.

6. В какой город приехал шестнадцатилетний Горький? О чем он мечтал?

7. С кем познакомился Горький, живя в Тифлисе?

8. Как называлось и как было подписано первое опубликованное горьковское произведение?

9. Назовите автобиографическую трилогию писателя.

10. Когда была написана «Песня о Соколе»?

 

Комментированное чтение «Песни» и ее анализ.

 

-работа по первой части «Песни»: «Рожденный ползать – летать не может».

-Где происходит действие в «Песне»?

-Что случилось с Соколом?

-В чем героизм Сокола?

 

Учащиеся подкрепляют свои ответы выразительным чтением отрывков из текста.

-работа по второй части «Песни»: «Безумству храбрых поем мы песню».

-работа с учебником: анализ высказывания М.Горького о двух формах жизни: гниении и горении.

Вывод: «Песня» построена на противопоставлении двух форм жизни.

-Характеристика образов Сокола и Ужа.

-Коллективное обсуждение; работа с текстом – подбор цитат, подтверждающих позицию Сокола и Ужа (оформление плакатов).

 

-Размышления учащихся о смысле человеческой жизни

 

«Самый жалкий человек – это человек без стремлений».

Абай. Слова назидания. Слово 44.

 

«Это, брат,  …. Хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни и становятся покойниками, скучнейший народ».

М. Горький. Письмо к сыну.

 

-Отработка выразительного чтения отрывков из второй части «Песни».

 

Составление таблицы: «Сравнительная характеристика Сокола и Ужа»:

 

Герои «Песни»

Место, где живут герои

Речь и действия героев

Стремления героев

Сокол

 

Высокое светлое небо

Пал с неба,

Храбро бился,

Славно пожил,

Гордо крикнул…

Взлететь в небо, видеть небо, храбро биться, ощутить счастье битвы

 

 

 

 

Уж

Тёмное, сырое ущелье

Вполз, лёг, свернувшись в узел, отполз проворно, прошипел, испугался…

Спокойно ползать в сыром и душном ущелье

Особо подчеркнув стремления героев «Песни», я подвожу ребят к выводу об идейном смысле горьковского произведения: суть человеческой жизни – в стремлении к свободе, к счастью. Этот вывод даёт нам возможность поговорить о романтизме «Песни». Мы определяем его как определение в литературе, главный принцип которого – показать в ярких образах высокое назначение человека. Основные особенности романтизма учащиеся записывают в тетрадь:

·       Драматизм событий.

·        

·       Исключительный герой в исключительных обстоятельствах

·       Природа – действующее лицо.

 

Домашнее задание: предлагаю подтвердить каждую особенность романтизма примерами из «Песни о Соколе», написав сочинение-миниатюру «В чем видит Сокол счастье и смысл жизни» и выучить отрывок из «Песни».

 

Заключение урока: подхожу к портрету писателя и говорю  о том, что жизнь и литературная деятельность Алексея Максимовича Горького – великий подвиг во имя счастья людей. Поэтому слова, сказанные им о Соколе, можно с полным основанием отнести к самому писателю: «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильным духом всегда ты будешь живым примером, призывом  гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поём мы песню!»

 

Итог.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: М.Горький «Песня о соколе» - гордый призыв к свободе, к свету."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: М.Горький «Песня о соколе» - гордый призыв к свободе, к свету.

 

Цель: вспомнить известные биографические факты; познакомить учащихся с содержанием «Песни» и проанализировать ее, донести до учеников идейный смысл произведения, раскрыть его высокий пафос, воплощенный в контрастных образах Сокола и Ужа; объяснить, что «Песня» - произведение романтическое.

Блиц-опрос по жизни и творчеству М. Горького.

1. Назовите настоящую фамилию писателя.

2. Почему писатель выбрал такой псевдоним?

3. В каком городе родился М. Горький?

4. Назовите любимое занятие писателя.

5. «Друг, самый близкий сердцу, самый понятный и дорогой человек» в жизни Горького. Назовите, кто это.

6. В какой город приехал шестнадцатилетний Горький? О чем он мечтал?

7. С кем познакомился Горький, живя в Тифлисе?

8. Как называлось и как было подписано первое опубликованное горьковское произведение?

9. Назовите автобиографическую трилогию писателя.

10. Когда была написана «Песня о Соколе»?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?"
  • Учебник: «Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
  • Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы?
  • 02.10.2020
  • 309
  • 2
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
Урок русского языка в 4 классе "Знаки препинания при однородных членах предложения. Союзы". УМК"Перспективная начальная школа"
  • Учебник: «Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
  • Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?
  • 02.10.2020
  • 525
  • 16
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.02.2015 760
    • DOCX 17 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Семушкина Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Семушкина Мария Александровна
    Семушкина Мария Александровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 57179
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 484 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов