Главная / Классному руководителю / Тема: Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Тема: Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Выступление на педагогическом совете МОУ-СОШ № 8

25 февраля 2014 года.

Выступающая – Ежова Т.П.

Тема: Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте.


24 февраля 2014 года на заседании школьного методического объединения классных руководителей были рассмотрены вопросы о формировании и диагностике личностных результатов в обучении и воспитании учащихся. Подробно шёл разговор о том, что такое: Волевое саморегулирование. Приемы мотивации и формирования познавательного интереса. Приемы формирования индивидуальной траектории учебной деятельности как условие формирования смыслообразования (личностные УУД). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).


Рассмотрели таблицу: Личностные результаты и универсальные учебные действия.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)

Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;

- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;

- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).



Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе

- объяснять, что связывает тебя:

- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,

- с земляками, народом,

- с твоей Родиной,

- со всеми людьми,

- с природой;

- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;

- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;

- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

ПОСТУПКИ

Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,

- базовых российских гражданских ценностей,

- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,

- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,

- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,

- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).



Говоря о смыслообразовании и самоопределении личности, установили, что образование как «способ производства смысла» позволяет человеку самоопределяться, обретать смысл собственной жизни. Смысл достигается благодаря интеграции возможного и действительного, ожидаемого и реального, конкретизируется в целях жизни, а в образовании — в целях воспитания и обучения. Именно данный аспект важен для личностного самоопределения.

Были рассмотрены работы педагогов и психологов отечественной школы: Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6т. М.1982. Т.5

Выготский Л.С.Собрания сочинений в 6 т. М.1984.- Т.1

Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе ценностей и целей образования // Педагогика.- 2003 -№10, С.3-7

Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб., 2002

Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия./Под ред. А.А.Леонтьева , Д.А.Леонтьева. – М.1994. С.49

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.1999.С.17

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.С.351

Рассматривая вопрос о формировании индивидуальной траектории развития личности, было сказано: Образование — это циклический и системный процесс постоянного обновления и расширения знаний. Он способствует формированию смыслов, целей и стратегий их достижения. Личностные ценности определяют содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений, ядро мотивации и смыслы жизни. В структуре личности ценностные ориентации выступают своего рода "координирующим центром", определяющим поведение и отношение.


В образовательном процессе происходит ценностно-смысловое самоопределение личности на следующих условных уровнях:

  • Я – человек - принятие ценностей, идентификация в социокультурной среде.

  • Я – личность - процессы самоопределения и самореализации рассматриваются в нескольких аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результаты этой деятельности.

  • Я – личность мыслящая - самоопределение и самореализация личности рассматриваются в контексте понятия «смыслообразование».

Оптимальное обучение эффективно тогда, когда у людей есть возможность действовать, в соответствии со своими личностными особенностями.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика мы понимаем совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных.


Диапазон возможностей, предоставляемых ученику в его движении по индивидуальной образовательной траектории, достаточно широк: от индивидуализированного познания фундаментальных объектов и личностной трактовки изучаемых понятий до построения индивидуальной картины мира и смысложизненной стратегии образования.

Литература:

Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.

Леонтьев Д.А . Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.


Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности. - Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология, 1981, N  2, c. 46-56.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.)

Хуторской А.В.Современная дидактика. - М., 2007

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. — М.: Владос, 2005. — 383 с (Серия «Педагогическая мастерская»).


В результате обсуждения проблемы были сформулированы рекомендации для классных руководителей:

1.Формировать внутреннюю позицию школьника.

2.Формировать личное и эмоциональное отношение к себе через развитие адекватной самооценки.

3.Развивать рефлексивную оценку своей деятельности.

4.Развивать познавательный интерес, инициативу, умение задавать вопросы.

5.Развивать учебную мотивацию у учащихся с низкой мотивацией или положительным отношением к школе.

6.Формировать у учащихся действия нравственно-этического оценивания- выделение морального содержания ситуации, ориентация на норму распределения, учёт нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений, учёт мотивов и намерений героев.



Тема: Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте.
  • Классному руководителю
Описание:
На заседании школьного методического объединения классных руководителей были рассмотрены вопросы о формировании и диагностике личностных результатов в обучении и воспитании учащихся. Подробно шёл разговор о том, что такое: Волевое саморегулирование. Приемы мотивации и формирования познавательного интереса. Приемы формирования индивидуальной траектории учебной деятельности как условие формирования смыслообразования (личностные УУД). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). В результате обсуждения проблемы были сформулированы рекомендации для классных руководителей: 1.Формировать внутреннюю позицию школьника. 2.Формировать личное и эмоциональное отношение к себе через развитие адекватной самооценки. 3.Развивать рефлексивную оценку своей деятельности. 4.Развивать познавательный интерес, инициативу, умение задавать вопросы. 5.Развивать учебную мотивацию у учащихся с низкой мотивацией или положительным отношением к школе. 6.Формировать у учащихся действия нравственно-этического оценивания- выделение морального содержания ситуации, ориентация на норму распределения, учёт нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений, учёт мотивов и намерений героев.
Автор Ежова Татьяна Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 314
Номер материала 33579
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓