Главная / История / Тема: «Культура казахского ханства»

Тема: «Культура казахского ханства»

hello_html_m59f32754.gifhello_html_255222d8.gifhello_html_m1d32b28a.gifВитченко Людмила Николаевна

Учитель истории

КГУ «Большеизюмовская СШ»

СКО Тайыншинский район



Тема: «Культура казахского ханства»

Цели урока:

-познакомить учащихся с особенностями развития материальной и духовной культуры, религиозными представлениями на территории Казахстана; 
- развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умение делать выводы; 
- воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства

Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, религиозные верования и другие. 
Оборудование: карта Казахстана., интерактивная доска, слайд презентации.

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы:

  1. Словесный – рассказ

  2. Наглядный - презентация

  3. приемы критического мышления: «Кластер», «Мозговой штурм»

  4. Частично-поисковый метод

Тип урока: комбинированный

План урока:

План изучения новой темы: 
1.Общая характеристика культуры, вступительное слово учителя. 
2.Выступления групп по заданиям 
3.Закрепление

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что мы знаем о культуре?»

анализируя их ответы, выход на тему урока

Ход урока:

Вступительное слово учителя. у карты Республики Казахстан читает стихи:



От Южного Урала до Алтая,
Где расцветает в яблонях весна,
Лежит страна, от солнца золотая,
раз в десять больше Англии она!
Взмах орлиного крыла тебе дан
Величаво раскинувшийся Казахстан!

Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века. Сегодня мы с вами проводим урок

Тема нашего урока: культура казахов в первой половине ХIХ века.

Слайд 1.

Цель нашего урока– углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода.

Слайд 2.

На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.

Вопрос классу: Что такое культура? (1 мин)

Вопрос классу: Какие виды культур вы знаете?

Флипчат 2

2. Слово учителя.

Перед началом урока класс поделен на 3 группы, на столе у каждой группы оценочные бланки с фамилиями учащихся, где учащиеся сами выставляют оценки друг другу за работу на уроке.

Лист оценивания

Фамилия, Имя_______________________________________________

Критерии оценивания групп при совместной работы

1 группа

2 группа

3группа

Критерии Самооценивание


Оценка учителя

балл

балл

балл

балл


0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3


0

1

2

3


1

Достоверность













1.

Участие в групповом диалоге.





2

Полнота сообщения.













2

Правильно поставленные ответы на вопросы.





3

Ораторское искусство.













3

Заполнение таблицы.





4

Эстетичность.













4

Активность в группе.





5

Активность в группе.













5

Выполнение тест - контроля.





7.

Оригинальность.













6.

Общая сумма баллов за выступление.


8.

Работа группы.













Суммативное оценивание учителем работы группы.
















9.

Общая сумма баллов за выступления.





Перевод баллов:

0 - показатель отсутствует полностью

1 – показатель присутствует частично

2 – показатель выражен не полностью

3 – показатель присутствует полностью

Все группы получили опережающие задания по данной теме на предыдущем уроке.

3. Выступление учащихся по группам.

Выступление 1 гр. (6–7 мин)

  1. Первая остановка –духовная культура.

Слайд 1,2,3,4,5,6,7,8

1 группа должна раскрыть особенности духовной культуры. Что входит в это понятие, чем характеризуется? Каковы ее особенности? Учащиеся должны представить устную литературу, устное народное творчество, раскрыть роль акынов, жырау, распространение исламской религии.

В конце XIX века начали издаваться первые периодические издания на казахском языке – газеты «Дала уалаяты» и «Туркестан уалаяты». Они были приложением к официальным ведомостям Омской и Туркестанской администрации, но, тем не менее, сыграли большую роль в развитии духовной культуры. 

Развивалось устное народное творчество и музыкальное искусство. Наиболее яркими представителями этих видов искусства были Жанак, Ахан-сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара, Асет, Биржан, Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ыхлас, Мади, Жаяу Муса, Сармалай и другие. 

Особое место в развитии казахской культуры второй половины XIX века занимают Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев. 

Параллельно развивалось творчество до сих пор недостаточно изученных поэтов – Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева, Мурата Монкина и других. Они внесли значительный вклад в развитие казахской культуры 19 века, но подвергались критике за неприятие перемен, происходивших в Казахстане в результате российской колонизации. 

Таким образом, вы видите, что казахская культура встала на новую ступень развития, оставив неизгладимый след в мировой истории и культуре.



Чокан Валиханов писал: “Первое приветствие киргиз, как известно, начинается фразой: “Здоровы ли твой скот и твоё семейство?”

Действительно, скот давал казахам и продукты питания, и материал для одежды и жилища, служил им транспортом и средством обмена на предметы первой необходимости. Узнаем, чем же занимались казахи в ХIХ веке?





Выступление 2гр. (6–7 мин)

2) Наша вторая остановка одежда казахов.

2 группа. Представляет одежду. Задача описать и показать национальную одежду казахов, а также учащиеся демонстрируют одежду

Слайд 9,

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Казахи всегда ценили шкуры и меха животных. Из шкур шили шубы - тон, а из меха пушных зверей - шаш. Верхняя одежда готовилась из шкур и меха диких и домашних животных. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.


Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, являлись еще и своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такия, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.

  Следует особо отметить казахский национальный женский свадебный головной убор саукеле, представляющий высокую (около 70 см) конусовидную шапку. Саукеле являлся обязательной частью приданного и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Они имели металлические ажурные навершия, диадему (иногда ее делали из золота со вставками самоцветов или с нитками жемчуга, кораллов и т.д.), височные подвески и украшения подбородка. Каркас саукеле покрывали тканью и пришивали на нее накладные металлические бляхи различной конфигурации, в гнезда которых вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни. Затылочная часть старинного саукеле украшалась скульптурным изображением головы рыбы - символом благоденствия. От затылка по спине спускалась широкая лента из дорогой ткани, обшитая бахромой из золотых нитей.


С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который уже не снимала до старости. Детали этого убора несколько менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной убор состоял из двух частей: нижней - кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Эти виды головных уборов бытуют у пожилых женщин и сейчас.

Разнообразны были и головные уборы у мужчин. Они носили различные тюбетейки, летние и зимние шапки. Летний головной убор — калпак шился из тонкого войлока, преимущественно белого, и имел своеобразный старинный покрой; у зажиточных казахов он украшался яркой вышивкой. Зимние мужские шапки были круглой формы с меховой опушкой. Носили и своеобразную шапку-ушанку с назатыльником на лисьем меху. Бытовал также старинный головной убор — башлык, изготовлявшийся из верблюжьего сукна (позже из фабричных тканей); его надевали поверх других головных уборов: он хорошо защищал от пыли, солнца, дождя и снега.

 

В старину мужская и женская обувь не отличалась друг от друга. Это были сапоги, различающиеся по сезонам. Были отличия между обувью пожилых и молодых людей. Молодежь чаще всего носила сапоги на высоких (до 6 – 8 см) каблуках, пожилые – на низких. Другим распространенным типом обуви у казахов были легкие бескаблучные сапожки – ичиги (меси), обтягивающие ноги. На них надевали кожаные калоши – кебис, которые снимали при входе в дом. 

Большим разнообразием отличались украшения — замечательные аппликации, нашивки на одежде, головных уборах, обуви. В женских украшениях из золота, серебра, меди, бронзы использовались сердолик, кораллы, жемчуг, перламутр, цветное стекло. Красивы были накостные подвески, серьги, браслеты — плоские и кованые массивные, кольца и шубы. Перстни в зависимости от традиционной формы имели определенные названия, например кольцо «птичий клюв». Особо украшали пояс — обязательный элемент как мужской, так и женской одежды: его орнаментировали вышивкой, нашивали на него серебряные бляхи. Большая часть украшений у казашек была тесно связана с одеждой и головными уборами, но часть их играла самостоятельную роль. 
Виды украшений зависели от возраста, социального и семейного положения тех, кто их носил. Некоторые из них были характерны для определенных территориальных групп населения. 
В настоящее время национальные формы одежды дольше всего сохранялись в ауле и у людей старшего поколения. 
Народная одежда постоянно является объектом внимания художников-модельеров, конструкторов. Современная одежда, созданная по национальным мотивам, всегда оригинальна и неповторима.

Выступление 3 гр. (6–7 мин)

  1. Третья остановка жилище казахов

Слайд

3 группа . Ей необходимо продемонстрировать макет юрты, убранство, рассказать все о жилище казахов, предметах быта, украшениях.

Материальная культура, сохраняя традиционные формы, несла на себе печать новых экономических реалий. Это выражалось в применении новых материалов, приемов обработки сырья, проникновения в казахское прикладное искусство заимствований из культур других народов. 

Жилище. Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов -деревянного каркаса и войлочного покрытия. В свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом.

Кроме юрты широко использовался другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка.

Учитель:

В жизни традиционного казахского общества большое место занимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объединяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состязания воспитывали у молодёжи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.





. Во время выступления каждой группы работает интерактивная доска. Учитель совместно с учащимися, либо учащиеся самостоятельно готовят слайдовую презентацию по своему заданию, где демонстрируют особенности национальной одежды, жилища, духовной культуры казахов.







Работа по карточкам (1 балл за каждый правильный ответ) (3–4 мин)

Укажите стрелками правильный ответ

Центры ремесел и торговли были –

в Южном Казахстане и Жетысу

Устное народное творчество –

айран, катык, курт

Особо широкое распространение исламская религия получила

переносное жилище казахов

Юрта

Сыгнак, Сауран, Туркестан

Из верблюжьего молока готовили –

сказки, легенды, беташар, жоктау, пословицы

Из коровьего и овечьего молока готовили –

шубат

Работа с тестами (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Сколько видов жилищ существовало у казахов в средние века?
А. два вида
В. три вида
С. четыре вида

2. Особым уважением и авторитетом у казахского народа пользовались
А. кусбеги
В. акыны
С. Куйши

3. коням усобших по обчаю
А выжигали тавро
В отрезали гриву
С отрезали хвосты

4. Культура казахского народа более интенсивно распространялась
А на севере Казахстана
В на юге Казахстана
С в центральном Казахстане

5. Центрами ремесла и торговли в Казахстане были города
А Караганда, Баласагун, Сарайчик
В Сарай-берке, Омбы, Кокшетау
С Сыгнак, Сауран, Туркестан

6. В каких веках казахи официально приняли исламскую религию?
А IV—V вв.
B XIX—XX вв.
C XVI—XVII вв.

7. Значительная роль в распространении суфизма — ответвления исламской религии — принадлежит
А Айтеке бию
В Ходжа Ахмеду Йасауи
С Жангир хану

8. Как называлась мягкая обувь мужчин из козьей кожи?
А ичиги
В саптама
С шокайма

9. Из кобыльего молока казахи готовили
А курт
В шубат
С кумыс

10. Одним из изысканных лакомств казахов считался
А жент
В суп
С коже



Составление кластера по теме культура. Восстанови порядок.

1 группа. Первый конверт. (подписать картинки, и соотнести их к какой культуре они относятся)

2 группа. Второй конверт. (подписать картинки, и соотнести их к какой культуре они относятся)

3 группа. Третий конверт.( подписать картинки, и соотнести их к какой культуре они относятся)

Закрепление осуществляет либо учитель, либо учащиеся в группах задают вопросы другой группе.

Вопросы

Итак, мы закончили наше заочное путешествие в Казахстан ХIХ века. Благодарю всех за хорошее поведение в пути следования. А сейчас проверим, насколько вы были внимательны в пути.

Игра “Верю-не верю”

Учитель зачитывает фразы, а учащиеся показывают табличку со знаком “+”, если согласны. Если не согласны, табличку не поднимают.

Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

Тебеневать – значит кочевать (-).

Праздник весеннего равноденствия – это Наурыз (+).

Саукеле это- головной убор мужчины (-)



Рефлексия.

Лестница успеха

Дерево знаний.

Тема: «Культура казахского ханства»
  • История
Описание:

Витченко Людмила Николаевна

Учитель истории

КГУ «Большеизюмовская СШ»

СКО Тайыншинский район

 

Тема: «Культура казахского ханства»

Цели урока:

-познакомить учащихся с особенностями развития материальной и духовной культуры, религиозными представлениями на территории Казахстана; 
- развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умение делать выводы; 
- воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства

Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, религиозные верования и другие. 
Оборудование: карта Казахстана., интерактивная доска, слайд презентации.

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы: 

1.      Словесный – рассказ

2.      Наглядный - презентация

3.      приемы критического мышления:  «Кластер», «Мозговой штурм»

4.      Частично-поисковый метод

Тип урока: комбинированный

План урока:

План изучения новой темы: 
1.Общая характеристика культуры, вступительное слово учителя. 
2.Выступления групп по заданиям 
3.Закрепление

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что мы знаем о культуре?»

анализируя их ответы, выход на тему урока

Ход урока:

Вступительное слово учителя. у карты Республики Казахстан читает стихи:

 

От Южного Урала до Алтая,
Где расцветает в яблонях весна,
Лежит страна, от солнца золотая,
раз в десять больше Англии она!
Взмах орлиного крыла тебе дан
Величаво раскинувшийся Казахстан!

Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века. Сегодня мы с вами проводим урок

Тема нашего урока: культура казахов в первой половине ХIХ века.

Слайд 1.

Цель нашего урока– углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода.

Слайд 2.

На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.

Вопрос классу: Что такое культура? (1 мин)

Вопрос классу: Какие виды культур вы знаете?

Флипчат 2

2. Слово учителя.

Перед началом урока класс поделен на 3 группы, на столе у каждой группы оценочные бланки с фамилиями учащихся, где учащиеся сами выставляют оценки друг другу за работу на уроке.

Лист оценивания

Фамилия, Имя_______________________________________________

Критерии оценивания групп при совместной работы

1 группа

2 группа

3группа

Критерии Самооценивание

 

Оценка учителя

балл

балл

балл

балл

 

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

 

0

1

2

3

 

1

Достоверность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Участие в групповом диалоге.

 

 

 

 

2

Полнота сообщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Правильно поставленные ответы на вопросы.

 

 

 

 

3

Ораторское искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Заполнение таблицы.

 

 

 

 

4

Эстетичность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Активность в группе.

 

 

 

 

5

Активность в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Выполнение тест - контроля.

 

 

 

 

7.

Оригинальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Общая сумма баллов за выступление.

 

8.

Работа группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммативное оценивание учителем работы группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Общая сумма баллов за выступления.

 

 

 

 

 

Перевод баллов:

0 - показатель отсутствует полностью             

1 – показатель присутствует частично            

2 – показатель выражен не полностью

3 – показатель присутствует полностью


Все группы получили опережающие задания по данной теме на предыдущем уроке.

3. Выступление учащихся по группам.

 Выступление 1 гр. (6–7 мин)

1)     Первая остановка –духовная культура.

Слайд 1,2,3,4,5,6,7,8

1 группа должна раскрыть особенности духовной культуры. Что входит в это понятие, чем характеризуется? Каковы ее особенности? Учащиеся должны представить устную литературу, устное народное творчество, раскрыть роль акынов, жырау, распространение исламской религии.

В конце XIX века начали издаваться первые периодические издания на казахском языке – газеты «Дала уалаяты» и «Туркестан уалаяты». Они были приложением к официальным ведомостям Омской и Туркестанской администрации, но, тем не менее, сыграли большую роль в развитии духовной культуры. 

Развивалось устное народное творчество и музыкальное искусство. Наиболее яркими представителями этих видов искусства были Жанак, Ахан-сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара, Асет, Биржан, Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ыхлас, Мади, Жаяу Муса, Сармалай и другие. 

Особое место в развитии казахской культуры второй половины XIX века занимают Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев. 

Параллельно развивалось творчество до сих пор недостаточно изученных поэтов – Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева, Мурата Монкина и других. Они внесли значительный вклад в развитие казахской культуры 19 века, но подвергались критике за неприятие перемен, происходивших в Казахстане в результате российской колонизации. 

Таким образом, вы видите, что казахская культура встала на новую ступень развития, оставив неизгладимый след в мировой истории и культуре.

   

Чокан Валиханов писал: “Первое приветствие киргиз, как известно, начинается фразой: “Здоровы ли твой скот и твоё семейство?”

Действительно, скот давал казахам и продукты питания, и материал для одежды и жилища, служил им транспортом и средством обмена на предметы первой необходимости. Узнаем, чем же занимались казахи в ХIХ веке?

 

 

Выступление 2гр. (6–7 мин)

2) Наша вторая остановка одежда казахов.

2 группа. Представляет одежду. Задача описать и показать национальную одежду казахов, а также учащиеся демонстрируют одежду

Слайд 9,

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Казахи всегда ценили шкуры и меха животных. Из шкур шили шубы - тон, а из меха пушных зверей - шаш. Верхняя одежда готовилась из шкур и меха диких и домашних животных. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.

 

Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, являлись еще и своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такия, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.

  Следует особо отметить казахский национальный женский свадебный головной убор саукеле, представляющий высокую (около 70 см) конусовидную шапку. Саукеле являлся обязательной частью приданного и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Они имели металлические ажурные навершия, диадему (иногда ее делали из золота со вставками самоцветов или с нитками жемчуга, кораллов и т.д.), височные подвески и украшения подбородка. Каркас саукеле покрывали тканью и пришивали на нее накладные металлические бляхи различной конфигурации, в гнезда которых вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни. Затылочная часть старинного саукеле украшалась скульптурным изображением головы рыбы - символом благоденствия. От затылка по спине спускалась широкая лента из дорогой ткани, обшитая бахромой из золотых нитей.


С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который уже не снимала до старости. Детали этого убора несколько менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной убор состоял из двух частей: нижней - кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Эти виды головных уборов бытуют у пожилых женщин и сейчас.

Разнообразны были и головные уборы у мужчин. Они носили различные тюбетейки, летние и зимние шапки. Летний головной убор — калпак шился из тонкого войлока, преимущественно белого, и имел своеобразный старинный покрой; у зажиточных казахов он украшался яркой вышивкой. Зимние мужские шапки были круглой формы с меховой опушкой. Носили и своеобразную шапку-ушанку с назатыльником на лисьем меху. Бытовал также старинный головной убор — башлык, изготовлявшийся из верблюжьего сукна (позже из фабричных тканей); его надевали поверх других головных уборов: он хорошо защищал от пыли, солнца, дождя и снега.

 

В старину мужская и женская обувь не отличалась друг от друга. Это были сапоги, различающиеся по сезонам. Были отличия между обувью пожилых и молодых людей. Молодежь чаще всего носила сапоги на высоких (до 6 – 8 см) каблуках, пожилые – на низких. Другим распространенным типом обуви у казахов были легкие бескаблучные сапожки – ичиги (меси), обтягивающие ноги. На них надевали кожаные калоши – кебис, которые снимали при входе в дом. 

Большим разнообразием отличались украшения — замечательные аппликации, нашивки на одежде, головных уборах, обуви. В женских украшениях из золота, серебра, меди, бронзы использовались сердолик, кораллы, жемчуг, перламутр, цветное стекло. Красивы были накостные подвески, серьги, браслеты — плоские и кованые массивные, кольца и шубы. Перстни в зависимости от традиционной формы имели определенные названия, например кольцо «птичий клюв». Особо украшали пояс — обязательный элемент как мужской, так и женской одежды: его орнаментировали вышивкой, нашивали на него серебряные бляхи. Большая часть украшений у казашек была тесно связана с одеждой и головными уборами, но часть их играла самостоятельную роль. 
Виды украшений зависели от возраста, социального и семейного положения тех, кто их носил. Некоторые из них были характерны для определенных территориальных групп населения. 
В настоящее время национальные формы одежды дольше всего сохранялись в ауле и у людей старшего поколения. 
Народная одежда постоянно является объектом внимания художников-модельеров, конструкторов. Современная одежда, созданная по национальным мотивам, всегда оригинальна и неповторима.

Выступление 3 гр. (6–7 мин)

2)     Третья остановка жилище казахов

Слайд

3 группа  . Ей необходимо продемонстрировать макет юрты, убранство, рассказать все о жилище казахов, предметах быта, украшениях.

Материальная культура, сохраняя традиционные формы, несла на себе печать новых экономических реалий. Это выражалось в применении новых материалов, приемов обработки сырья, проникновения в казахское прикладное искусство заимствований из культур других народов. 

Жилище. Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов -деревянного каркаса и войлочного покрытия. В свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом.

Кроме юрты широко использовался другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка.

Учитель:

В жизни традиционного казахского общества большое место занимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объединяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состязания воспитывали у молодёжи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.

 

 

. Во время выступления каждой группы работает интерактивная доска. Учитель совместно с учащимися, либо учащиеся самостоятельно готовят слайдовую презентацию по своему заданию, где демонстрируют особенности национальной одежды, жилища,  духовной культуры казахов.

 

 

 

Работа по карточкам (1 балл за каждый правильный ответ) (3–4 мин)

Укажите стрелками правильный ответ

Центры ремесел и торговли были –

в Южном Казахстане и Жетысу

Устное народное творчество –

айран, катык, курт

Особо широкое распространение исламская религия получила

переносное жилище казахов

Юрта

Сыгнак, Сауран, Туркестан

Из верблюжьего молока готовили –

сказки, легенды, беташар, жоктау, пословицы

Из коровьего и овечьего молока готовили –

шубат

Работа с тестами (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Сколько видов жилищ существовало у казахов в средние века?
А. два вида
В. три вида
С. четыре вида

2. Особым уважением и авторитетом у казахского народа пользовались
А. кусбеги
В. акыны
С. Куйши

3. коням усобших по обчаю
А выжигали тавро
В отрезали гриву
С отрезали хвосты

4. Культура казахского народа более интенсивно распространялась
А на севере Казахстана
В на юге Казахстана
С в центральном Казахстане

5. Центрами ремесла и торговли в Казахстане были города
А Караганда, Баласагун, Сарайчик
В Сарай-берке, Омбы, Кокшетау
С Сыгнак, Сауран, Туркестан

6. В каких веках казахи официально приняли исламскую религию?
А IV—V вв.
B XIX—XX вв.
C XVI—XVII вв.

7. Значительная роль в распространении суфизма — ответвления исламской религии — принадлежит
А Айтеке бию
В Ходжа Ахмеду Йасауи
С Жангир хану

8. Как называлась мягкая обувь мужчин из козьей кожи?
А ичиги
В саптама
С шокайма

9. Из кобыльего молока казахи готовили
А курт
В шубат
С кумыс

10. Одним из изысканных лакомств казахов считался
А жент
В суп
С коже

 

Составление кластера по теме культура. Восстанови порядок.

1 группа. Первый конверт. (подписать картинки, и соотнести их к какой культуре они относятся)

2 группа. Второй конверт. (подписать картинки, и соотнести их к какой культуре они относятся)

3 группа. Третий конверт.( подписать картинки, и соотнести их к какой культуре они относятся)

Закрепление осуществляет либо учитель, либо учащиеся в группах задают вопросы другой группе.

Вопросы

Итак, мы закончили наше заочное путешествие в Казахстан ХIХ века. Благодарю всех за хорошее поведение в пути следования. А сейчас проверим, насколько вы были внимательны в пути.

Игра “Верю-не верю”

Учитель зачитывает фразы, а учащиеся показывают табличку со знаком “+”, если согласны. Если не согласны, табличку не поднимают.

Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

Тебеневать – значит кочевать (-).

Праздник весеннего равноденствия – это Наурыз (+).

Саукеле это- головной убор мужчины (-)

 

Рефлексия.

Лестница успеха

 

Дерево знаний.

Автор Витченко Людмила Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1001
Номер материала 45117
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓