Главная / Классному руководителю / Тема классного часа: «Свобода. Как мы ее понимаем?»

Тема классного часа: «Свобода. Как мы ее понимаем?»

Тема классного часа: «Свобода. Как мы ее понимаем?»



Цель:

- сформировать у учащихся правильное понимание "свободы".

- содействовать воспитанию уважения к свободе и достоинству личности.

Задачи:

Образовательные: уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

Развивающие: способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.



Оборудование: карточки с заданиями, презентация, компьютер.

Стихотворение (в качестве эпиграфа, читают учащиеся)



Что есть свобода? - счастье,

Божий дар, бессмертие.

Она нужна, как воздух, доброта,

Как храм, как дружба,

В это вы поверьте,

Как в Мироздании безмерном, красота.

Свобода - жизнь, галактика и точка,

Эзоп и царь, добро и зло - всё в ней,

От белых дыр, звезды до малого цветочка,

От темноты ничтожной до Божества огней.

Для человека суть свободы в силе

Добра и зла - таков её удел.

Свобода - зло, когда она - насилие.

Свобода - доброта, ей гимн поэт пропел.

Свобода снится людям с давних пор,

О ней написано писателями много

Стихов, поэм, неистощимый спор

Она посеяла у своего порога…

Учитель. Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Для проведения обсуждения предлагаю разделиться на группы. По итогам занятия мы выявим «знатоков свободы» (игра «Жребий»: учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.)

Учитель. Предлагаю первое задания: закончи предложение «Свобода - это…" - передайте листок соседу, прочитайте написанное, дополните своими мыслями. Передавайте листок до тех пор. Пока он не вернется к тому, кто первым начал это высказывание. Обсудите высказывания в команде, отредактируйте и выберите для прочтения самого правильного, на ваш взгляд.

Учитель. Вопрос о свободе беспокоит не только вас. Это предмет споров, ведущихся в разные времена людьми разного возраста. Задание: прочитайте высказывания о свободе и ответственности известных мыслителей и выберите наиболее удачное, на ваш взгляд. Прочитайте. (Изречения написаны на листах, раздаются группам.)

1.Свобода есть право делать все, что дозволено законами. (Ш. Монтескье)

2. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за нее». Карл Ясперс.

3. «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». Н.А. Бердяев.

4. «Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости». Вольтер.

5. «Лишь глупцы называют своеволие свободой». Т. П. Корнелий.

6.Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает. (Б. Ауэрбах)

7. Истинная свобода должна быть основана на принципе честности, доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель, а не пошлый, недостойный, себялюбивый недостаток. (Э. Берк)



8. «Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие неволи, стеснения, рабства, подчинения чужой воле. Свобода – понятие сравнительное; оно может относиться к разным степеням простора: от простора частного, ограниченного, до полного, необузданного произвола или самовольства». В. Даль

9. Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский).

10. «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» (З. Фрейд)

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

1ученик. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы? Обмен мнениями.

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

Компания из трех молодых парней 15–17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую, попавшуюся на их пути, машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.



Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию. Что нужно знать и учитывать, чтобы не оказаться в подобных ситуациях?

Презентация «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина по Конституции РФ 1993г, Глава II»

Учитель. А теперь проверим, как вы понимаете, что такое права, свободы, обязанности.

Задание: заполните таблицу, ее пункты перемешаны.

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина по Конституции РФ

права

свободы

обязанности

Равноправие перед судом и законом

Совести

Платить налоги и сборы, установленные законом

На жизнь

Вероисповедания

Сохранять природу и окружающую среду

На свободу и личную неприкосновенность

Мысли

Защищать отечество

На личную и семейную тайну

Слова

На защиту чести и доброго имени

Массовой информации

На пользование родным языком

Свободно передвигаться и выбирать место жительства



Рекламная пауза. Сказочная викторина:



1.В КАКОЙ СКАЗКЕ И КТО НАРУШИЛ ПРАВО НА СВОБОДУ, ДЕРЖАЛ КУКОЛ В РАБСТВЕ?

2.В КАКОЙ СКАЗКЕ «ХЛЕБОБУЛОЧНЫЙ» ГЕРОЙ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОДВЕРГАЛСЯ ПОПЫТКАМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЕГО ЖИЗНЬ, УГРОЗАМ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ?

3.ГЕРОИНЯ КАКОЙ СКАЗКИ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ПРАВОМ СВОБОДНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА?

Учитель: придумайте подобные вопросы, используя полученные знания.

Учитель. А должна ли свобода сочетаться с ответственностью?

Как вы считаете — хорошо иметь свободу от ответственности? Обмен мнениями.

Учитель. А свободу от ответственности за детей, за родителей, за мужа или жену можете себе представить?

Задание: давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю – все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых – это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Игра «Фантазии на тему…»

Ребятам в группах предлагается закончить ситуацию или придумать свои истории на эту тему. Каждая группа озвучивает или инсценирует свою «фантазию».

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

«Свобода- это ответственность, вот почему её все так боятся» - Бернард Шоу

За активное участие в беседе отличительным знаком «знатоки свободы» награждаются все



Тема классного часа: «Свобода. Как мы ее понимаем?»
  • Классному руководителю
Описание:

Вопрос о свободе беспокоит не только вас. Это предмет споров, ведущихся в разные времена людьми разного возраста Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Цель:

- сформировать у учащихся правильное понимание "свободы".

- содействовать воспитанию уважения к свободе и достоинству личности.

Автор Кабирова Рида Закирьяновна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 825
Номер материала 10354
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓