Главная / Русский язык и литература / Тема: Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Тема: Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Урок русской литературы в 11 русском классе

Тема: Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Цель урока:

- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей;

- вызвать интерес у учащихся к изучению жизни казачества;

- развивать умение анализировать художественный текст

Задачи урока:

- характеристика и обоснование жанра романа «Тихий Дон»;

- формирование понятия «казачество» и «казаки»;

- анализ эпизодов из жизни казачьих семей;

- установка связи между историческими событиями, изображающими в романе и фактами частной жизни казаков.

Оборудование:

- слайды о жизни казаков; казачья песня; текст – роман..

Методические приемы:

- повторение теории литературы; доклад – сообщение ученика; беседа, анализ художественного текста.


ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивационный этап

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению новой темы







II. Операционный этап.

Цели:

1. Дать краткую характеристику казачеству и событиям, описываемым в романе.

2. Подвести к определению жанра романа.

3. Расширить знания о казачестве

4. Проверить знание текста

5. Познакомить с бытом и нравами казаков

6. Подвести к пониманию того, что жизнь эпохи раскрывается на примере общей и частной жизни казачьих семей.


































































































































3 Рефлексия.

Цель:выявить проблемы, связанные с усвоением темы урока.


I.Звучание казачьей песни: «Ай, да на речке да ну было…»

- Ребята, как вы думаете, какому народу принадлежит эта песня?

- Как вы догадались? По каким словам вы это определили?

- Что вы знаете о казаках и их жизни? Хотелось бы вам подробнее на этом остановиться?

- Ребята, какова тема нашего урока? Какова цель урока? Что мы должны понять, раскрывая тему урока?

(ПОКАЗ СЛАЙДА с темой урока).

1. Слово учителя с демонстрацией слайдов: портрет Шолохова, станица, речка, пейзаж.

«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (со своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем – особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов. Ш. стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно- исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Ш. Больше всего, - внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.

Действие «Т.Д.» продолжается около 10 лет, с мая 1912 по март 1922г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914г. Между первой и второй книгами – временной перерыв, четвертая часть открывается словами «1916 год, Октябрь». Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год – до Октябрьской. Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918г., изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».

В третьей книге (шестой части) художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г- за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания». В значительной степени о том же и седьмая часть четвертой книги.

Наша задача – разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки вековых устоев, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.

2. Проверка д/з - подход к определению жанра романа.

- Почему изменился первоначальный план?

- Что такое роман?

- Отвечает ли «Т.Д.» требованиям жанра?

Действие романа сосредоточивается в одной из наиболее сложных провинции России – на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки?

3. Сообщение ученика (историческая справка).























































4. Беседа

А) Как сами казаки представляют свое происхождение? Докажите, опираясь на эпизод. «Спор Штокмана с казаками»

Б) Кому противопоставляют себя казаки? Комплекс превосходства. Кн. 1 , ч.2, гл.5


В) Каков образ жизни казаков?


Г) Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?



5 Анализ эпизодов из жизни семей по вопросам:

1) Каково настроение эпизода?

2) С помощью каких художественных средств оно создается?

3) Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?

4) Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?

5) Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?


6 Заключительное слово учителя (о том, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизнисемейных отношениях, где власть традиции особенно сильна и ломка их рождает острые и драматические конфликты.












1. Прослушивают песню.


Учащиеся отвечают на заданные вопросы.






Выход учащихся на тему урока.


Учащиеся определяют цели и задачи урока.

Делают записи в тетради.




















































Учащиеся отвечают на заданные вопросы учителя.







- Казачество определяют как военное сословие в России в 18- начале 20 века. В 14 – 17 вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. Слово «казак» происходит от тюркского «удалец, вольный человек». Первое летописное упоминание о казаках относится к 1549 году.

В 15-16 вв. возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по ее окраинам – на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине в 16-17 вв. и крестьянских войн в России 17-18 в.

Первым привлек казаков в качестве союзников еще Иван Грозный (участие дружины Ермака в походе на Казань, поход против крымского хана). При Петре 1 казаков забыли, а Екатерина 2 освободила их от крепостного гнета и многих налогов, отдала в полное владение занимаемые ими земли, разрешила элементы казачьего самоуправления. В Отечественной войне 1812 года известны отважные конные рейды казаков по тылам наполеоновских войск. Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов.

Казаки далеко не всегда выступали на стороне власти: Степан Разин, Емельян Пугачев тоже были казаками.

К началу 20 века существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское). В 1916 году казачье население составляло 4,4 млн. человек, владело 63 млн. десятин земли. Было определено соответствие офицерских чинов армии и казачества, традиционно выбирались начальники всех степеней: во главе Донского войска – войсковой атаман; станичные атаманы, походные. В Первую мировую войну воевало около 300000 казаков. Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол в гражданскую войну (зажиточные – на стороне белых, беднота – на стороне красных).

1920г – казачество как сословие упразднено.

1936г – созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в ВОВ.













Учащиеся работают по группам, каждая группа отвечает на вопросы, готовят свой проект:

1 группа - «История Прокофия Мелехова» (ч.1,гл.1)

2 группа – «Утро в семье Мелеховых» (ч.1,гл.2)

3 группа – «На рыбалке» и «На сенокосе» (ч.1,гл.2, ч. 2,гл.9)

4 группа – Сцена сватовства Григория и Натальи (ч.1, гл.15-22)

5 группа – «Призыв на воинскую службу» (ч.2,гл.21)


Учащиеся делают вывод : что представляет собой казачество.









- Как чувствует себя каждый ученик в процессе урока? Доволен ли собой ? Почему?

- Насколько комфортно работалось в группе?

- В чем я затруднялся? Почему?



Домашнее задание:

  1. Батальные сцены 3 части романа. Анализ.

  2. 2) Роль эпиграфа к 3 части романа.

  3. Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова»



Тема: Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Цель урока

- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей;

- вызвать интерес у учащихся к изучению жизни  казачества;

-  развивать умение анализировать художественный текст 

Задачи урока:

- характеристика и обоснование жанра романа «Тихий Дон»;

- формирование понятия «казачество» и «казаки»;

- анализ эпизодов  из жизни казачьих семей;

- установка связи между историческими событиями, изображающими в романе и фактами частной жизни казаков.

Оборудование:

- слайды о жизни казаков; казачья песня;  текст – роман..

Методические приемы:

- повторение теории литературы; доклад – сообщение ученика; беседа, анализ художественного текста.

 

 

ХОД УРОКА:

Автор Сураганова Алма Тулегеновна
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1714
Номер материала 55930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓