Главная / Иностранные языки / Тема: Использование произведений конкретной поэзии на уроках немецкого языка

Тема: Использование произведений конкретной поэзии на уроках немецкого языка


Использование произведений конкретной поэзии

на уроках немецкого языка



В преддверии празднования 70-летия Победы нашего народа над фашистской Германией на учителя немецкого языка ложится большая идеологическая нагрузка. Ведь до сих пор у многих русских людей такие слова как «Германия» и «немец» вызывают ассоциации со словами «Гитлер», «фашист». И это передается из поколения в поколение. Задача учителя немецкого языка состоит в том, чтобы используя воспитательные возможности урока, приложить все усилия, чтобы сломать сложившийся стереотип, когда слово «немец» ассоциируется со словом «фашист».

При каждом удобном случае я стараюсь объяснить детям, что фашизм – это не национальность, а состояние души. Если человек позволяет себе просто так обидеть другого человека, если он безжалостно обращается с животными, - это все уже означает ростки фашизма. И если такой человек попадает в соответствующую среду, то из него легко можно воспитать настоящего фашиста. Чему немало примеров и в истории нашей страны.

Надо объяснять ученикам, что немцы давно осознали, причиной какого великого горя стала их страна, и стараются сделать все возможное, чтобы загладить вину прошлых поколений перед всем человечеством. Они стыдятся некоторых этапов своей истории и стараются стереть из памяти все, что с этим связано. Эта тенденция прослеживается так же и в языке. Например, слово «Fuhrer» непосредственно ассоциируется со словом Гитлер. А ведь это слово просто означает «вождь» ( от слова fuhren – вести ). Чтобы исключить нежелательные ассоциации, слово «Fuhrer» заменяется другими словами: слово «Fuhrerschein» (водительское удостоверение) заменено словом «Fahrererlaubhis» (разрешение на вождение). Так же немцы стараются не употреблять в речи пословицу, которая была долгие годы девизом концентрационных лагерей «Jedem das seine». ( Каждому свое).

Большой воспитательный потенциал в этом плане содержат произведения немецких поэтов 50-70-ых годов, использовавших в своем творчестве такой литературный стиль как конкретная поэзия. Конкретная поэзия «опирается на стилистическую тенденцию, наметившуюся в литературе модернизма и авангарда. Синтаксическая связность текста ослабляется (исчезают знаки препинания) и компенсируются специфической стиховой связанностью, фразы сжимаются в обрывки фраз и далее в отдельные слова, перекликающиеся друг с другом ассоциациями, рассчитанными на то, чтобы вызвать у читателя дальнейшие ассоциации». (В.Шилин. Словарь литературоведческих терминов). Инновация конкретной поэзии состояла в принципиально новом отношении к жизни. Это отношение

-1-

можно определить как невмешательское. Художник не преобразовывает действительность в искусстве. Поэты работают методом коллажа, мозаики, соединяя вроде бы совершенно несопоставимые элементы, которые неожиданно превращаются в целое. Благодаря этому безэмоционально

поданная картинка жизни превращается в гротеск, карикатуру.


Произведения конкретной поэзии можно использовать на уроке немецкого языка для организации фонетической, речевой зарядки, а так же для контроля уровня усвоения грамматического материала по различным грамматическим темам. Работа над этими произведениями позволяет удачно сочетать работу по совершенствованию грамматических навыков и работу по формированию социокультурной компетенции учащихся. Произведения конкретной поэзии позволяют сделать экскурс в историю Германии, выяснить отношение немцев к некоторым фактам своей истории. Они заставляют детей задуматься и о своем поведении, дают возможность порассуждать, высказать свое мнение о событиях, описанных в стихотворении.

Вот несколько произведений конкретной поэзии, которые можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки, а так же для контроля усвоения грамматического материала по различным грамматическим темам.



Rudolf Otto Wiemer


unbestimmte zahlworter


alle haben gewusst

viele haben gewusst

manche haben gewusst

einige haben gewusst

ein paar haben gewusst

wenige haben gewusst

keiner hat gewusst



Rudolf Otto Wiemer


partizip perfekt


Gezeugt geboren gewimmert

Getrunken gefallt gespielt

-2-

Gelernt gekuscht geschlagen

Geliebt geheiratet gemiestert

Geschlossen geziffert geschnappt

Gehumpelt gehurt geschieden

Geschuftet gefluckt gefeiert

Gekozt gerontgt geschissen

Gewiemmert gestorben gelebt



Rudolf Otto Wiemer


Zeitsatze


Als wir sechs waren, hatten wir

Masern.

Als wir vierzehn waren, hatten wir

Krieg.

Als wir zwanzig waren, hatten wir

Liebeskummer.

Als wir dreissig waren, hatten wir

Kunder.

Als wir dreiunddreissig waren, hatten wir

Adolf.

Als wir vierzig waren, hatten wir

Feindeinfluge.

Als wir funfundvierzig waren, hatten wir

Schutt.

Als wir achtundvierzig waren, hatten wir

Kopfgeld.

Als wir funfzig waren, hatten wir

Wohlstand.

Als wir sechzig waren, hatten wir

Gallensteine.

Als wir siebzig waren, hatten wir

gelebt.




Rudolf Otto Wiemer


starke und schwache verbe


ich tretе

ich scwarme mich

ich trat ich schwarmte mich

ich habe getretten ich habe mich geschwarmt


ich weiss grunde ich betreue

ich wusste grunde ich betreute

ich habe grunde gewusst ich habe betreut


ich falle auf die fusse ich lerne dazu

ich fiel auf die fusse ich lernte dazu

ich bin auf die fusse gefallen ich habe dazu gelernt


ich komme noch ich andere mich

ich kam noch ich anderte mich

ich bin noch gekommen ich habe mich geandert


ich pfeife drauf ich sage jawoll

ich pfiff drauf ich sagte jawoll

ich habe drauf gepfiffen ich habe jawoll gesagt


ich trete

ich trat

ich werde treten


Burkhard Grabe


fur sorge


ich fur mich

du fur dich

er fur sich

wir fur uns

ihr fur euch

jeder fur sich



Приведу пример работы над стихотворением, которое используется для проведения речевой зарядки на уроке в 9 классе. Одновременно можно провести контроль усвоения грамматического материала по теме «Времена немецкого глагола».



-4-

Учитель: Heute machen wir mit einem Werk der konkreter Poesie bekannt. Das ist

das Gedicht von Fritz Viebahn “Zukunftsproblem”



ich hatte nich geschossen

ich habe nicht geschossen

ich schoss nicht

ich schiesse nicht


werde ich nich schiessen

?

Учитель: Welches einziege Verb gebraucht hier der Autor?

Ученик: Der Autor gebraucht in diesem Gedicht das Verb “schiessen” in verschiedenen Zeitformen.

Учитель: Bestimmt die Zietform jeder Ziele.


( Ученики определяют время глаголов и подтверждают правилами образования соответствующего времени.)


Учитель: Mit welchen Ereignissen aus der Geschichte Deutschlands ist dieses Werk verbunden?

Ученик: Das Gedicht ist mit den Ereignissen des 1. und des 2. Weltkrieg

verbunden.

Учитель: Was meint ihr, warum gebraucht hier der Autor solche Zeitformen?

Ученик: Meiner Meinung nach, der Autor gebraucht hier verschiedene Zeitformen, um Chronologie der Eregnisse deutlicher zu zeigen.

Plusquamperfekt bedeutet den 1.Weitkrieg. Perfekt bedeutet den 2.Weltkrieg, Imperfekt bedeutet die Zeit nach dem Krieg und Prasens bedeutet die Gegenwart.

Das Gedicht erinnert uns an die schreklichen Seite aus Geschichte Deutschlands und lasst uns an die Gegenwart und die Zukunft nachdenken.

Учитель: In welcher Zeit lebt der Autor?

Ученик: Der Autor lebt in unserer Zeit und denkt an diese Probleme nach. Es kommt vor, dass er vor dem Wahl steht: schiessen oder nicht schiessen.

Учитель: Versuchen wir die Frage zu beantworten, die am Ende des Gedichtes steht.

Предполагаемые ответы учеников:

-Meiner Meinung nach, er wird nicht schiessen.

-Der Mensch macht sich Gedanken an die schreklichen Seiten der Geschichte Deutschlands, darum wird er nicht schiessen.

-Der Mensch steht vor dem Wahl, aber ich bin uberzeugt, dass er nicht schiessen

wird.

-5-




Литература


1. Лейфа И.И.«Глагол и его формы в современном немецком языке»

Благовещенск. 1997 г. С.53,с 99, с. 124, с. 138, с. 174

2.Krusche D.,Krechel R., Anspiel. Konkrete Poesie im Unterricht Deutsch als Fremdsprache. Bonn: Inter Nationes. 1991 с.107






















Тема: Использование произведений конкретной поэзии на уроках немецкого языка
  • Иностранные языки
Описание:

В преддверии празднования 70-летия Победы нашего народа над фашистской Германией на учителя немецкого языка ложится большая идеологическая нагрузка. ведь до сих пор у многих русских людей такие слова как "Германия" и "немец" вызывают ассоциации со словами "Гитлер","фашист". и это передается из поколения в поколение. Задача учителя немецкого языка состоит в том, чтобы используя воспитательные возможности урока, приложить все усилия, чтобы сломать сложившийся стереотип. 

Большой воспитательный потенциал в этом плане содержат произведения немецких поэтов 50-70-годов, использовавших в  своем творчестве такой литературный стиль как конкретная поэзия.

Произведения конкретной поэзии можно использовать на уроке немецкого языка для организации фонетической зарядки, а так же для контроля уровня усвоения грамматического материала по различным темам. Работа над этими произведениями позволяет удачно сочетать работу по совершенствованию грамматических навыков и работу по формированию социокультурной компетенции обучающихся.

Автор ляхова ольга яковлевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 635
Номер материала 36658
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓