Главная / Русский язык и литература / Тема: «И.А. Крылов. Басни»

Тема: «И.А. Крылов. Басни»

Тема: «И.А. Крылов. Басни»

Урок в 5 классе

Сафронова Ирина Павловна

Учитель русского языка и литературы МБОУ Шахунской СОШ №2

Оборудование:
Интерактивная доска
Презентация «Биография И.А. Крылова»

Тексты афоризмов.

Цели:

образовательные: развивать умение находить нужные сведения; пополнять словарный запас; совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие: осуществлять системно- деятельностный подход; развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные: воспитание интереса, уважения к предмету, ценностного отношения к слову; формирование и воспитание духовно развитой личности.


1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения,  анализа произведения;

2. Метопредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям;

3. Личностные: понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитание интереса к литературе; осознавать значимость чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении.







ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Дыхательная гимнастика.

СЛАЙД 1

2. Р. р. Мозаика. Отгадайте загадки и вы увидите название какого – то произведения.


В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет и всех разбудит.

(солнце)


Все движутся вперед, а он наоборот.

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад.

(рак)


Птица медленно плывет,

Словно белый пароход,

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива.

(лебедь)


И в нее льется,

И из нее льется.

Сама по земле плетется.

(река)


У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Хвостом виляет, зубаста,

А не лает.

(Щука)


Что это за произведение?

- Лебедь, щука и рак, это басня.


? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

- о баснях.


СЛАЙД 2

3. Повторение.


? Что такое басня?

-басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.


? Как вы думаете, почему басня имеет иносказательный смысл?
Почему нельзя прямо сказать человеку о его недостатках или выразить свое недовольство существующим государственным порядком?

- Для избежания конфликтов с цензурой баснописцы еще со времен Эзопа прибегали к особому литературному приему АЛЛЕГОРИИ.


Аллегория – (в переводе с греческого – иносказание) – изображение отвлеченных понятий или свойств через конкретный образ.


4. Новый материал.


Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами сделаем еще одно открытие.

? Кто написал басню «Лебедь, щука и рак»?

- И.А. Крылов

СЛАЙД №3

Имя И.А.Крылова уже знакомо вам из начальной школы.
Обратите внимание на эпиграфы.

СЛАЙД №4


Чтение эпиграфов учителем.

Эпиграфы:
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»

Сенека

«Он баснописец и поэт народный – вот в чем его величие».

В.Г. Белинский.
? Как вы их понимаете?


Вся жизнь И.А. Крылова подтверждает верность высказывания мудрого греческого философа. Пережил он очень много и как это ни парадоксально, ничто не помешало ему быть гением.
Об этом наш рассказ.

СЛАЙДЫ из дет. през.


Презентация «Биография И.А.Крылова».

В презентации вопросы по услышанному учениками.
ОЦЕНКА
5. Развитие темы

Обратимся к басням.

Ну а теперь настало время обратиться непосредственно к басням.

Сам Крылов был великолепным актером. В доме директора библиотеки Оленина часто устраивались литературные вечера, игры в шарады, и соперничать с Крыловым мог только Н.В. Гоголь, который изумительно играл животных.

Ребята подготовили нам маленький спектакль.

СЛАЙД №5


ИНСЦЕНИРОВКА «Ворона и Лисица»

? Узнали ли вы басню?
В чем ошибка Вороны?
Послужила ли ей потеря сыра жизненным опытом?

СЛАЙД №6


Динамическая пауза. Предлагаю сейчас всем попробовать себя в роли артиста.

Игра «Море волнуется».

Ученикам предлагается выйти к доске, образовать круг, взяться за руки.

Учитель произносит строки игры: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – в образе волка замри».
Всего 3-4 животных ( ягненок, стрекоза, слон, свинья).


? Героями каких басен вы сейчас были?

- «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська», «Свинья под дубом».

? Кто автор этих басен?


Проверка домашнего задания. Групповая работа

Дома вы готовили чтение по ролям произведения «Свинья под дубом».


! Докажите, что произведение, которое прочитали ученики, является басней.

Какова мораль этой басни?

СЛАЙД №7


ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

Найти в Интернете значение слов невежда, невежа?


А в наше время есть люди, похожие на эту свинью?

Как выдумаете, прочитав баню «Свинья под дубом», невежи задумаются над своим поведением?

СЛАЙД №8


Работа с интерактивной доской.

Каждый из образов животных содержит определенный набор качеств характера.

На доске названия животных, рядом – качества характера. Соедините стрелками качества с их обладателями.

Животные: волк, ягненок, лиса, мартышка, осел, лев, змея

Качества: сила, злоба, беспощадность, слабость, беззащитность, хитрость, лживость, глупость, хвастовство, упрямство, власть, подлость.

СЛАЙД №9

Подведем итог нашего урока.

  • Произведения какого автора вы для себя открыли?

  • Какой жанр для своих произведений использовал И.А. Крылов?

  • Как узнать басню среди других стихотворных произведений?

  • Какой урок нам преподносят басни?

  • Нужны ли нам басни сегодня?

Ответное слово учителя.

Ребята, чтобы вы не забыли уроки, преподнесенные нам баснями, я приготовила для вас афоризмы, взятые из прочтенных нами произведений.

Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. 

Орёл и крот

С разбором выбирай друзей. Когда корысть себя личиной дружбы кроет — она тебе лишь яму роет. 

Роща и огонь

Не попусту в народе говорится: не плюй в колодезь, пригодится воды напиться. 

Лев и мышь

ОЦЕНКИ.

СЛАЙД №10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Нарисовать эмблему для сборника басен И.А. Крылова


Тема: «И.А. Крылов. Басни»
  • Русский язык и литература
Описание:

Сафронова Ирина Павловна

Учитель русского языка и литературы МБОУ Шахунской СОШ №2

Оборудование:
Интерактивная доска
Презентация «Биография И.А. Крылова»

Тексты  афоризмов.

Цели:

образовательные: развивать умение находить нужные сведения; пополнять словарный запас; совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие: осуществлять системно- деятельностный подход; развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные: воспитание интереса, уважения к предмету, ценностного отношения к слову; формирование и воспитание духовно развитой личности.


1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения,  анализа произведения;

2. Метопредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям;

3. Личностные: понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитание интереса к литературе; осознавать значимость чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении.

 

 

 

Автор Сафронова Ирина Павловна
Дата добавления 07.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 377
Номер материала 6696
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓