Главная / Начальные классы / Тема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. (4 класс)

Тема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. (4 класс)

Русский язык. 4 класс.

Образовательная система «Школа 2100».

Учитель: Комкина Галина Александровна.

Дата проведения: 22 апреля.

Тема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу.

Тип урока: урок рефлексии.

Деятельностная цель: способствовать формированию умения фиксировать и

анализировать затруднения в собственной учебной деятельности.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов разбора глагола,

написания и проверки орфограмм в глаголах.

Задачи:

  1. направленные на достижение предметных результатов:

    • совершенствовать орфографические умения;

    • совершенствовать умения разбирать глагол по составу и как часть речи;

    • развивать слуховую, зрительную и кинестетическую память.

  2. направленные на достижение метапредметных результатов:

    • совершенствовать умение ставить цели, планировать свою

деятельность, сличать результат с эталоном, корректировать и

оценивать свою учебную деятельность;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать умение строить речевое высказывание;

  • учить планировать учебное сотрудничество.

  1. направленные на достижение личностных результатов:

  • формировать умение делать выбор заданий относительно своих

возможностей;

  • способствовать формированию адекватной самооценки.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • презентация,

  • раздаточный материал.























Ход урока.


Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудо

вание

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Цели: обеспечение высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность, стимулирование активной и осознанной деятельности учащихся.

Фрон-

тальная

Помогает учащимся сформулировать цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания:

1.- Начинаем урок рефлексии по теме «Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу».




2. Учитывая это, сформулируйте цель нашего урока рефлексии.

Учитель при необходимости помогает учащимся наводящими вопросами, схематично записывает на доске озвученную ребятами цель.








1. Формулируют цели урока: провести самоанализ (или проанализировать) умею или не умею писать глаголы с безударными личными окончаниями, находить и исправлять ошибки в словах; разбирать глагол по составу и как часть речи.

Слайд 1.







Карточки с опорными словами для постановки цели урока.






Схема

тичная запись цели урока:


У+ У-!.


2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цели: включение в совместную деятельность, повторение правила и используемых способов проверки глаголов с безударными личными окончаниями, применение этих знаний на практике; повторение алгоритмов разбора глаголов по составу и как части речи.


Фрон- тальная















Индиви дуальная

1.Предлагает задания для повторения способов проверки написания глаголов с безударными личными окончаниями.

ПРЕКРАСНО ЧИТАЕТ, СМОТРИТСЯ В ЗЕРКАЛО, ДЫШИШЬ ВОЗДУХОМ.



2. Предлагает первое пробное действие: запись слов под диктовку.

ПОЗДРАВИТ, РАЗБУДИШЬ, УСЛЫШИМ, ВЫНЕСЕМ, ГАСНЕТ, ЕЗДИТЕ.









3.Предлагает второе пробное задание: разбор глаголов по составу:

1 ряд- СМОТРИТСЯ,

2 ряд-ЧИТАЕТ,

3 ряд-ДЫШИШЬ (НАУЧИЛИСЬ).

Организует взаимопроверку.

4.Предлагает третье пробное задание: выписать из предложения глагол и разобрать его как часть речи. МАМА МЕНЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ.


1. Учащиеся записывают словосочетания под диктовку, опираясь на эталон, объясняют выбор написания слова.









2. Учащиеся записывают слова под диктовку.

Проверяют их написание, пользуясь эталоном и образцом для самопроверки.

Оценивают свою работу по 5-бальной системе, отмечают на шкале степень трудности задания.


3.Учащиеся выполняют разбор глаголов по составу.

Выполняют взаимопроверку. Формулируют алгоритм порядка разбора по составу.



4.Учащиеся выполняют разбор глагола ПОДДЕРЖИВАЕТ как части речи. Проверяют по образцу.

Слайд 2.
















Табличка с эталоном и образцом.


(приложение 3)














Схема алгоритма.

(приложение 3)










Образец разбора глагола. Схема алгоритма разбора. (приложение 3)


3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

Цели: организация работы в зоне ближайшего развития; формирование осознанности изучаемого материала, глубины его понимания.


Индиви

дуальная








































1.Организует индивидуальную деятельность учащихся.

В случае необходимости помогает учащимся распределиться по 4 рабочим группам, назначает наставников.































1. Учащиеся, не допустившие ошибок в пробных заданиях на данном и следующих этапах выполняют упражнение №305 с.118. в котором совершенствуются умения писать безударные личные окончания глаголов, разбирать глаголы по составу и как часть речи. Эти же учащиеся могут выступать в роли наставников.

Ребята проверяют каждое задание, пользуясь эталоном и образцом для самопроверки.

Оценивают свою работу по 5-бальной системе, отмечают на шкале степень трудности задания.


2.Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют выполнение задания и фиксируют в речи, какие способы действий требуют уточнения. Распределяются по группам.

.


Набор карточек с образцами выполнения заданий.



























.






Алгоритм распределения по группам см в приложении №1

4.Этап

построения

проекта

коррекции

выявленных

затруднений

Цель: повторение правила и используемых способов проверки глаголов с безударными личными окончаниями, применение этих знаний на практике; повторение алгоритмов разбора глаголов по составу и как части речи.



Группо

вая

1.Координирует работу групп по коррекции изученных способов написания.

1. Учащиеся, допустившие ошибки, пошагово применяя эталоны, выявляют, в чём именно заключаются ошибки и исправляют их на основе правильного применения эталонов.

Табличка с эталоном. Набор карточек для наставника (см Приложение №2).

5.Этап реализации построенного проекта.

Цель:

применение практике используемых способов проверки слов с разделительным Ь.


Индиви

дуальная

1.Координирует работу наставников, которые предлагают новое пробное действие в каждой группе.


1.Учащиеся выполняют самостоятельно задания. Проверяют их написание, пользуясь эталоном и образцом для самопроверки.

Оценивают свою работу по 5-бальной системе, отмечают на шкале степень трудности задания

Табличка с эталоном. Карточки с заданиями и образцами для самопроверки.

6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: формирование умения правильно применять способы действий в самостоятельной работе.

Индиви

дуальная

1. Организует самостоятельную работу учащихся.


1.1.Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, выполняет их, опираясь на эталон, сравнивает своё решение с образцом и фиксирует результат деятельности.

Набор карточек с заданиями разного уровня.


Набор карточек с образцами выполнения заданий.


7. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цели: формирование навыков грамотного, безошибочного письма.

Индиви

дуальная,

групп

повая

1.Организует деятельность учащихся. В случае необходимости помогает учащимся в выборе заданий. Организует работу консультантов (ребята, выполнившие успешно все задания).

1. Учащиеся, не допустившие ошибок выполняют упражнение №305 с.118

Проверяют задания, пользуясь эталоном и образцом для самопроверки.

Оценивают свою работу по 5-бальной системе, отмечают на шкале степень трудности задания







Набор карточек с образцами выполнения заданий.



8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Индиви

дуальная

1. В случае необходимости помогает учащимся с выставлением отметок.

2. Предлагает способы рефлексии.


1.Учащиеся подсчитывают общее количество баллов, соотносят его с отметкой.

2.Анализируют, готовы ли к выполнению проверочной работы.

Делают отметки на шкале.






































Приложение №1




1 пробное 2 пробное 3 пробное

Дhello_html_m589913c9.gifhello_html_m7b27da76.gifhello_html_m15bde49e.gifhello_html_m15bde49e.gifhello_html_m15bde49e.gifА задание задание задание

hello_html_m3fb605a2.gif

НЕТ НЕТ НЕТ

hello_html_m15bde49e.gifhello_html_m15bde49e.gifhello_html_m15bde49e.gif305 группа1 группа2 группа3

Сhello_html_6d8df26d.gif.118

hello_html_m3fb605a2.gif №1 №1 №1

совместно совместно совместно

Пhello_html_m15bde49e.gifhello_html_m15bde49e.gifhello_html_m15bde49e.gifроверка

по образцу №2 №2 №2

hello_html_m60b4c7cb.gifhello_html_m60b4c7cb.gifhello_html_m60b4c7cb.gifhello_html_m196b05b4.gif самостоятельно самостоятельно самостоятельно

ДА


hello_html_157f1228.gifhello_html_m15bde49e.gifhello_html_md95422e.gif НЕТ НЕТ НЕТ


РНО РНО РНО

с наставником с наставником с наставником






























Приложение 2.



Задания для группы №1


  1. Вода вытеч…т, врач загипсу…т, дождь барабан…, мама корм…т, хлеб раскрош…тся, вы пореж…те, ты разбуд…шь, мы услыш…м.


__________________________________________________________________

Самостоятельно.

  1. Ветер разгоня…т, задача реша…тся, зима замороз…т, ребёнок оден…тся, ты наступ…шь, вы свар…те, мы оплат…м.


______________________________________________________________

Образец для проверки.

2. Ветер разгоняет, задача решается, зима заморозит, ребёнок оденется, ты наступишь, вы сварите, мы оплатим.



Задания для группы №2.


1.Проверяем умение разбирать глагол по составу.

Н Разбери глаголы по составу.

мыслить задумались

выносите нарисуешь

Самостоятельно.

  1. Рассказали, проходите, летать, причесались.

_________________________________________________________


Образец для проверки.


2. рассказали – П.в., мн.ч.

Проходите – Н.в., 3 лицо, мн.ч.


Летать – Н.ф.


Причесались – П.в., мн.ч., возврат.ф.

Задания для группы №3.

1.Выпиши глаголы из предложений и разбери их как часть речи.

Н Вы слышали, как поют дрозды? Я просыпаюсь от странных звуков. Зазвенят по камушкам ручьи. Я люблю читать сказки.


____________________________________________________________

Самостоятельно.

  1. Пойдём со мной на опушку леса, нагнёмся и раздвинем руками траву.

________________________________________________


Образец для проверки.

2. Пойдём - (что сделаем?), Н.ф. пойти, глагол, 1 спряжение, Н.в., 1 лицо, мн.ч., сказуемое.

Нагнёмся - (что сделаем?), Н.ф. нагнуться, глагол, 1 спряжение, Н.в.,

1 лицо, мн.ч., сказуемое.


Раздвинем - (что сделаем?), Н.ф. раздвинуть, глагол, 1 спряжение, Н.в.,

1 лицо, мн.ч., сказуемое.


____________________________________________________________

Самостоятельно.

  1. Пойдём со мной на опушку леса, нагнёмся и раздвинем руками траву.

________________________________________________


Образец для проверки.

2. Пойдём - (что сделаем?), Н.ф. пойти, глагол, 1 спряжение, Н.в., 1 лицо, мн.ч., сказуемое.

Нагнёмся - (что сделаем?), Н.ф. нагнуться, глагол, 1 спряжение, Н.в.,

1 лицо, мн.ч., сказуемое.


Раздвинем - (что сделаем?), Н.ф. раздвинуть, глагол, 1 спряжение, Н.в.,

1 лицо, мн.ч., сказуемое.








Эталон для упражнения №305.

Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе; но, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу и свободу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату… Слушайте.

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… Вы едете – едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется.

А летнее июльское утро! Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо…

И. С. Тургенев «Записки охотника»

Разбор глагола как части речи:

Любите – (что делаете?), Н.ф. любить, глагол, 2 спряжение, настоящее время, 2 лицо, мн.число, сказуемое.

Можете - (что делаете?), Н.ф. мочь, глагол, 1 спряжение, настоящее время, 2 лицо, мн.число, сказуемое.

Разбор глаголов по составу:

Выехать – Н.ф.

Дышишь - Н.в., 2 лицо, ед.число

Выходите – Н.в., 2 лицо, мн.число

_________________________________________________________________
























Приложение 3.



  1. Алгоритм для написания безударных личных окончаний глаголов.


hello_html_m24460a89.jpg

  1. Алгоритм для разбора глаголов по составу.

  1. Определить в какой форме стоит глагол:

Н.ф. П.в. Н.в. Б.в.

род

ч и с л о

л и ц о

  1. Выделить окончания и суффиксы, которые в основу не входят

(суффикс П.в –Л -, Н.ф. –ТЬ-, -ТИ-).

  1. Выделить основу.

  2. Выделить в составе основы корень, приставку, суффикс.



  1. Алгоритм для разбора глагола как части речи.

Вопрос, Н.ф., спряжение, время, лицо (для Н.в. и Б.в.), число, род (для П.в.), член предложения.

Тема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

  Тип урока: урок рефлексии.

Деятельностная цель: способствовать формированию умения  фиксировать и    анализировать затруднения в собственной учебной деятельности.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов разбора глагола,  написания и  проверки орфограмм в глаголах.

Для отбора содержания были использованы:

- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс/ Сост. В.В.Никифорова. – 4-е изд., перераб. – М.: ВАКР, 2013.

- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. – Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.

- Шаповалова О.А. Русский язык. 4 класс. Карточки заданий. – 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Лицей, 2010.

 

Автор Комкина Галина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2880
Номер материала 34646
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓