Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. (4 класс)

Тема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. (4 класс)

Скачать материал

Русский язык. 4 класс.

Образовательная система «Школа 2100».

Учитель: Комкина Галина Александровна.

Дата проведения: 22 апреля.

Тема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу.

Тип урока: урок рефлексии.

Деятельностная цель: способствовать формированию умения  фиксировать и           

                                          анализировать затруднения в собственной учебной деятельности.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов разбора глагола,  

                                          написания и  проверки орфограмм в глаголах.

Задачи:

1.      направленные на достижение предметных результатов:

·   совершенствовать орфографические умения;

·   совершенствовать умения разбирать глагол по составу и как часть речи;

·   развивать слуховую, зрительную и кинестетическую память.

2.      направленные на достижение метапредметных результатов:

·  совершенствовать умение ставить цели, планировать свою

деятельность, сличать результат с эталоном, корректировать и

оценивать свою учебную деятельность;

·   обогащать словарный запас;

·  развивать умение строить речевое высказывание;

·   учить планировать учебное сотрудничество.

3.      направленные на достижение личностных результатов:

·  формировать умение делать выбор заданий относительно своих   

         возможностей;

·  способствовать формированию адекватной самооценки.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование:

·         презентация,

·         раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудо

вание

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Цели: обеспечение высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность, стимулирование активной  и осознанной деятельности учащихся.

Фрон-

тальная

Помогает учащимся сформулировать цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания:

1.- Начинаем урок рефлексии по теме «Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу».

 

 

 

2. Учитывая это, сформулируйте цель нашего урока рефлексии.

Учитель при необходимости помогает учащимся наводящими вопросами, схематично записывает на доске  озвученную ребятами цель.  

 

 

 

 

 

 

 

1. Формулируют цели урока: провести самоанализ (или проанализировать) умею или не умею писать глаголы с безударными личными окончаниями, находить и исправлять  ошибки в словах; разбирать глагол по составу и как часть речи.

Слайд 1.

 

 

 

 

 

 

Карточки   с опорными словами для постановки цели урока.

 

 

 

 

 

Схема

тичная запись цели урока:

 

У+   У-!.

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цели: включение в совместную деятельность, повторение правила и используемых способов проверки глаголов с безударными личными окончаниями, применение этих знаний на практике; повторение алгоритмов разбора глаголов по составу и как части речи.

 

Фрон- тальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индиви дуальная

1.Предлагает задания для повторения способов проверки написания глаголов с безударными личными окончаниями.

ПРЕКРАСНО ЧИТАЕТ, СМОТРИТСЯ В ЗЕРКАЛО, ДЫШИШЬ ВОЗДУХОМ.

 

 

2. Предлагает первое пробное действие: запись слов под диктовку.

ПОЗДРАВИТ, РАЗБУДИШЬ,  УСЛЫШИМ, ВЫНЕСЕМ, ГАСНЕТ, ЕЗДИТЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Предлагает второе пробное задание: разбор глаголов по составу:

1 ряд- СМОТРИТСЯ,

 2 ряд-ЧИТАЕТ,

 3 ряд-ДЫШИШЬ (НАУЧИЛИСЬ).

Организует взаимопроверку.

4.Предлагает третье пробное задание: выписать из предложения глагол и разобрать его как часть речи. МАМА МЕНЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ.

 

1.  Учащиеся записывают словосочетания под диктовку, опираясь на эталон, объясняют выбор написания слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учащиеся записывают слова под диктовку.

Проверяют их написание, пользуясь эталоном и образцом для самопроверки.

Оценивают свою работу по 5-бальной системе, отмечают на шкале степень трудности задания.

 

3.Учащиеся выполняют разбор глаголов по составу.

Выполняют взаимопроверку. Формулируют алгоритм порядка разбора по составу.

 

 

4.Учащиеся выполняют разбор глагола ПОДДЕРЖИВАЕТ как части речи. Проверяют по образцу.

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табличка с эталоном и образцом.

 

(приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема алгоритма.

(приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец разбора глагола. Схема алгоритма разбора. (приложение 3)

 

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

Цели: организация работы в зоне ближайшего развития; формирование осознанности изучаемого материала, глубины его понимания.

 

Индиви

дуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организует индивидуальную деятельность учащихся.

 В случае необходимости помогает учащимся распределиться по 4 рабочим группам, назначает наставников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учащиеся, не допустившие ошибок в пробных заданиях на данном и следующих этапах выполняют упражнение №305 с.118.  в котором совершенствуются умения писать безударные личные окончания глаголов, разбирать глаголы по составу и как часть речи. Эти же учащиеся могут выступать в роли наставников.

Ребята проверяют каждое задание, пользуясь эталоном и образцом для самопроверки.

Оценивают свою работу по 5-бальной системе, отмечают на шкале степень трудности задания.

 

2.Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют выполнение задания и фиксируют в речи, какие способы действий требуют уточнения. Распределяются по группам.

.

 

Набор карточек с образцами выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Алгоритм распределения по группам см в приложении №1

4.Этап  

построения 

проекта

коррекции

выявленных

затруднений

Цель:  повторение правила и используемых способов проверки глаголов с безударными личными окончаниями, применение этих знаний на практике; повторение алгоритмов разбора глаголов по составу и как части речи.

 

 

Группо

вая

1.Координирует работу групп по коррекции изученных способов написания.

1. Учащиеся, допустившие ошибки, пошагово применяя эталоны, выявляют, в чём именно заключаются ошибки и исправляют их на основе правильного применения эталонов.

Табличка с эталоном. Набор карточек для наставника (см Приложение №2).

5.Этап реализации построенного проекта.

Цель:

 применение  практике используемых способов проверки слов с разделительным Ь.

 

Индиви

дуальная

1.Координирует работу наставников, которые предлагают новое пробное действие в каждой группе.

 

1.Учащиеся выполняют самостоятельно задания. Проверяют их написание, пользуясь эталоном и образцом для самопроверки.

Оценивают свою работу по 5-бальной системе, отмечают на шкале степень трудности задания

Табличка с эталоном. Карточки с заданиями и образцами для самопроверки.

6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: формирование умения правильно применять способы действий в самостоятельной работе.

Индиви

дуальная

1. Организует самостоятельную работу учащихся.

 

1.1.Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, выполняет их, опираясь на эталон, сравнивает своё решение с образцом и фиксирует результат деятельности.

Набор карточек с заданиями разного уровня.

 

Набор карточек с образцами выполнения заданий.

 

7. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цели: формирование навыков  грамотного, безошибочного письма.

Индиви

дуальная,

групп

повая

1.Организует деятельность учащихся. В случае необходимости помогает учащимся в выборе заданий. Организует работу консультантов (ребята, выполнившие успешно все задания).

1. Учащиеся, не допустившие ошибок выполняют упражнение №305 с.118

Проверяют задания, пользуясь эталоном и образцом для самопроверки.

Оценивают свою работу по 5-бальной системе, отмечают на шкале степень трудности задания

 

 

 

 

 

 

Набор карточек с образцами выполнения заданий.

 

 

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель:  фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Индиви

дуальная

1. В случае необходимости помогает учащимся с выставлением отметок.

2. Предлагает способы рефлексии.

 

1.Учащиеся подсчитывают общее количество баллов, соотносят его с отметкой.

2.Анализируют,  готовы ли к выполнению проверочной работы.

Делают отметки на шкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

 

                                  1 пробное                              2 пробное                           3 пробное

ДА                               задание                                   задание                                задание

                                    

                                             НЕТ                                       НЕТ                                       НЕТ

№305                                 группа1                                 группа2                                группа3

С.118                         

                                             №1                                             №1                                        №1

                                     совместно                                  совместно                             совместно

Проверка

по образцу                           №2                                              №2                                     №2

                                   самостоятельно                        самостоятельно                самостоятельно       

                    

                    ДА                  

                                       

 

                                            НЕТ                                           НЕТ                                     НЕТ

 

                                            РНО                                           РНО                                     РНО

                                   с наставником                             с наставником                 с наставником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

Задания для группы №1

 

1.     Вода  вытеч…т, врач загипсу…т, дождь барабан…, мама корм…т, хлеб раскрош…тся, вы пореж…те, ты разбуд…шь, мы услыш…м.

 

__________________________________________________________________

Самостоятельно.

2.     Ветер разгоня…т, задача реша…тся, зима замороз…т, ребёнок оден…тся, ты наступ…шь, вы свар…те, мы оплат…м.

 

______________________________________________________________

Образец для проверки.

2. Ветер разгоняет, задача решается, зима заморозит, ребёнок оденется, ты наступишь, вы сварите, мы оплатим.

 

          

 

Задания для группы №2.

 

1.Проверяем умение разбирать глагол по составу.

Н  Разбери глаголы по составу.

мыслить                                                   задумались

выносите                                                  нарисуешь

Самостоятельно.

1.     Рассказали, проходите, летать, причесались.

_________________________________________________________

 

Образец для проверки.

 

2. рассказали – П.в., мн.ч.

 

   Проходите – Н.в., 3 лицо, мн.ч.

 

  Летать – Н.ф.

 

 Причесались – П.в., мн.ч., возврат.ф.

Задания для группы №3.

1.Выпиши глаголы из предложений и разбери их как часть речи.

Н  Вы слышали, как поют дрозды? Я просыпаюсь от странных звуков. Зазвенят по камушкам ручьи. Я люблю читать сказки.

 

____________________________________________________________

Самостоятельно.    

1.     Пойдём со мной на опушку леса, нагнёмся и раздвинем руками траву.

________________________________________________

 

Образец для проверки.

2.  Пойдём -  (что сделаем?), Н.ф. пойти, глагол, 1 спряжение, Н.в., 1 лицо, мн.ч., сказуемое.

    Нагнёмся -  (что сделаем?), Н.ф. нагнуться, глагол, 1 спряжение, Н.в.,

  1 лицо, мн.ч., сказуемое.

 

Раздвинем -  (что сделаем?), Н.ф. раздвинуть, глагол, 1 спряжение, Н.в.,

 1 лицо, мн.ч., сказуемое.

 

____________________________________________________________

Самостоятельно.    

1.     Пойдём со мной на опушку леса, нагнёмся и раздвинем руками траву.

________________________________________________

 

Образец для проверки.

2.  Пойдём -  (что сделаем?), Н.ф. пойти, глагол, 1 спряжение, Н.в., 1 лицо, мн.ч., сказуемое.

    Нагнёмся -  (что сделаем?), Н.ф. нагнуться, глагол, 1 спряжение, Н.в.,

  1 лицо, мн.ч., сказуемое.

 

Раздвинем -  (что сделаем?), Н.ф. раздвинуть, глагол, 1 спряжение, Н.в.,

 1 лицо, мн.ч., сказуемое.

 

 

 

 

 

 

                             

 

                              Эталон для упражнения №305.

   Охота с ружьём  и собакой прекрасна сама по себе; но, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу и свободу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату… Слушайте.

   Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари?  Вы выходите на крыльцо…  Вы едете – едете мимо церкви, с горы направо, через плотину…  Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется.

   А летнее июльское утро! Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо…

                                            И. С. Тургенев «Записки охотника»

Разбор глагола как части речи:

   Любите – (что делаете?), Н.ф. любить, глагол, 2 спряжение, настоящее время, 2 лицо, мн.число, сказуемое.

   Можете  - (что делаете?), Н.ф. мочь, глагол, 1 спряжение, настоящее время, 2 лицо, мн.число, сказуемое.

Разбор глаголов по составу:

Выехать – Н.ф.

Дышишь -  Н.в.,  2 лицо, ед.число

Выходите – Н.в., 2 лицо, мн.число

_________________________________________________________________

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

  1. Алгоритм для  написания безударных личных окончаний глаголов. 

 

  1. Алгоритм для разбора глаголов по составу.

1)      Определить в какой форме стоит глагол:

Н.ф.        П.в.      Н.в.      Б.в.

               род

                 ч     и    с     л     о 

                            л   и   ц    о      

2)      Выделить окончания и суффиксы, которые в основу не входят

     (суффикс П.в –Л -, Н.ф. –ТЬ-, -ТИ-).

3)      Выделить основу.

4)      Выделить в составе основы корень, приставку, суффикс.    

 

 

  1. Алгоритм для разбора глагола как части речи.

            Вопрос, Н.ф., спряжение, время, лицо (для Н.в. и Б.в.), число, род (для П.в.),     член предложения.    

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Тип урока: урок рефлексии.

Деятельностная цель: способствовать формированию умения  фиксировать и    анализировать затруднения в собственной учебной деятельности.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов разбора глагола,  написания и  проверки орфограмм в глаголах.

Для отбора содержания были использованы:

- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс/ Сост. В.В.Никифорова. – 4-е изд., перераб. – М.: ВАКР, 2013.

- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. – Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.

- Шаповалова О.А. Русский язык. 4 класс. Карточки заданий. – 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Лицей, 2010.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 139 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1272
    • DOCX 170.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Комкина Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Комкина Галина Александровна
    Комкина Галина Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5151
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 201 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек