Главная / ИЗО, МХК / Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ Разработка урок по изобразительному искусству по теме:

Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ Разработка урок по изобразительному искусству по теме:

Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА

В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ


Цели:

  1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.

  2. воспитывать интерес и любовь к народному творчеству;

  3. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.

  4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

  5. развивать пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.


Оборудование и материалы:

  1. интерактивная таблица с изображением порядка изготовления дымковской игрушки.

  2. Слайд - таблица с изображением орнаментов росписи дымковской игрушки.

  3. Глиняные и пластилиновые модели дымковской игрушки.

  4. Презентация с иллюстрациями Дымковской, Филимоновской, Каргопольской глиняных игрушек.

  5. Музыкальный ряд; русские народные песни.

  6. Художественные материалы.

ПЛАН УРОКА 1

  1. Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушек.

  2. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза вы­бранной модели игрушки).

  3. Практическое выполнение задания.

  4. Анализ работ и домашнее задание.

ПЛАН УРОКА 2

  1. Беседа о приемах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица.

  2. Постановка художественной задачи (вылепить модель по сво­ему эскизу и «выбелить» для последующей росписи).

  3. Практическое выполнение задания.

  4. Анализ работ и домашнее задание.

ПЛАН УРОКА 3

  1. Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки.

  2. Постановка практической задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи модели игрушки).

  3. Практическое выполнение задания. Выставка работ.


Ход урока 2,3


    1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочего инвентаря для урока работы с пластилином

II. Постановка темы.

В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов.

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей.

ДЫМКОВО

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично.

Ликующе и празднично,

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.

Фафанов В.

- В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до мелочей профессионально упорядочено. Ее красота рождалась в труде, подчас очень нелегком.

Для производства Дымковской игрушки ис­пользуется местная красная глина, тщательно перемешанная с мел­ким речным песком. Её собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество, раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осу­ществляли мелом, разведенным на молоке).

Но у нас с вами, ребя­та, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. А вот форму выбранной игрушки мы постараемся сохранить.

  1. Размягчить пластилин и слепить однородный комок. Разделить его на куски, для юбки, туловища, головы и для отделки мелким деталями.

  2. Раскатать первый кусок для юбки. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут" стан /туловище/, ручки, головку и украсить налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы „примазки" растереть, чтобы при всем желании не могли заметить: стекой нужно ловко обрезает лишние кусочки пластилина, пальцами все время нужно „оглаживать" игрушку, чтобы она получилась ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова.

  3. После лепки, ее несколько дней нужно будет посушить.

Практическое выполнение задания.

- А теперь можете приступать к работе. В конце урока все игрушки выбеливаются.

Заключительный этап работы этого урока, характерный только для Дымкова, - „обеливание". Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. (Для своих игрушек мы будем использо­вать белую гуашь или клеевую побелку).


Ход урока 3

Постановка задачи.

- Ребята! Сегодня мы будем расписывать свои иг­рушки.

Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для той игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте и о цветовой гамме.

Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымков­ской игрушки? Какие?

- Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной игрушкой, с аляповатыми гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой яркий „потешный" стиль, что среди любого количества игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.

Выполнение задания.

Дымковская роспись

Подведение итогов.

В конце урока проводиться выставка детских работ. Все работы вместе рассматриваем и анализируем, чем отличаются друг от друга «барышни».


Литература:

-Сокольникова Н.М; Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Академия;. М.1999

- Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Просвещение., М. 2003



Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ Разработка урок по изобразительному искусству по теме:
  • ИЗО, МХК
Описание:

В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

Автор Гусельников Игорь Петрович
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 644
Номер материала 47493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓