Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА
В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ
СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ
Цели:
- Сформировать понятие о народной глиняной
игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская),
традициях формы и росписи.
- воспитывать интерес и любовь к народному
творчеству;
- Формировать навыки работы с пластилином,
художественной росписью.
- Развивать творческую и познавательную
активность, художественную фантазию и вкус.
- развивать пространственное воображение,
наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.
Оборудование и материалы:
1. интерактивная таблица с
изображением порядка изготовления дымковской игрушки.
2. Слайд - таблица с изображением орнаментов росписи
дымковской игрушки.
3. Глиняные и пластилиновые модели дымковской игрушки.
4. Презентация с иллюстрациями
Дымковской, Филимоновской,
Каргопольской глиняных игрушек.
5. Музыкальный ряд; русские народные песни.
6. Художественные материалы.
ПЛАН
УРОКА 1
1.
Беседа об
истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах Дымковской,
Филимоновской и Каргопольской игрушек.
2. Постановка художественной задачи
(выполнение эскиза выбранной модели
игрушки).
3.
Практическое выполнение
задания.
4.
Анализ работ и домашнее
задание.
ПЛАН
УРОКА 2
1.
Беседа о
приемах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица.
2. Постановка художественной
задачи (вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» для последующей росписи).
3. Практическое выполнение задания.
4. Анализ работ и домашнее задание.
ПЛАН
УРОКА 3
1.
Беседа о
традиционных орнаментах Дымковской игрушки.
2. Постановка практической задачи (выбор
орнамента и цветовые решения для
росписи модели игрушки).
3.
Практическое выполнение
задания. Выставка работ.
Ход урока 2,3
I.
Организационный
момент.
Проверка готовности рабочего инвентаря для
урока работы с пластилином
II. Постановка темы.
В
давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины
игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей,
уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой
глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками,
похожими на цветы.
Игрушки
эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да
юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на
козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а
отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки
нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий,
зелёный, жёлто-оранжевый цвет.
В образах
краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных
гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского
искусства (дымковский промысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика
древних образцов.
Дымковская
вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного
промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка
- это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая
существует в единственном экземпляре.
Традиционно
промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. У дымки
есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются
ромбиками сусального золота, который присущ только ей.
ДЫМКОВО
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично.
Ликующе и празднично,
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Синейте охра с суриком
По всей земле в домах.
Фафанов В.
- В народном
творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее ремесленная
основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность
представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное
производство, где было все до мелочей профессионально упорядочено. Ее красота
рождалась в труде, подчас очень нелегком.
Для
производства Дымковской игрушки используется местная красная глина, тщательно
перемешанная с мелким речным песком. Её собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее
с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка
глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество, раз
переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили.
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают
известным приемом основную форму нужной игрушки.
Фигурки
лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину
как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания
изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки
покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным
на молоке).
Но у нас с вами, ребята, в руках пластилин, его не нужно
обжигать в печи. А вот форму выбранной игрушки мы постараемся сохранить.
1.
Размягчить пластилин и
слепить однородный комок. Разделить его на куски, для юбки, туловища, головы и
для отделки мелким деталями.
2.
Раскатать первый кусок для
юбки. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут"
стан /туловище/, ручки, головку и украсить налепными оборками, витыми косицами,
кокошником, шляпкой. Следы „примазки" растереть, чтобы при всем желании не
могли заметить: стекой нужно ловко обрезает лишние кусочки пластилина, пальцами
все время нужно „оглаживать" игрушку, чтобы она получилась ровная,
гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не
готова.
3.
После лепки, ее несколько
дней нужно будет посушить.
Практическое
выполнение задания.
- А теперь
можете приступать к работе. В конце
урока все игрушки выбеливаются.
Заключительный этап работы этого
урока, характерный только для Дымкова, - „обеливание". Игрушки погружали в
раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк.
Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка
казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка
превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. (Для своих игрушек мы будем использовать белую гуашь или клеевую побелку).
Ход урока 3
Постановка задачи.
- Ребята! Сегодня мы будем расписывать свои
игрушки.
Внимательно посмотрите на элементы
узоров, характерные для той игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте
и о цветовой гамме.
Сколько
цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Какие?
- Раскрашивали игрушки, составляя
краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый
десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин,
сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в
самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и
тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на
игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки,
полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких
только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой
белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками
сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было
ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной
игрушкой, с аляповатыми гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и
стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали
такой яркий „потешный" стиль, что среди любого количества игрушек можно
было безошибочно узнать дымковские.
Выполнение задания.
Дымковская роспись
Подведение итогов.
В конце урока проводиться выставка детских
работ. Все работы вместе рассматриваем и анализируем, чем отличаются друг от
друга «барышни».
Литература:
-Сокольникова Н.М; Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. Академия;. М.1999
- Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. Просвещение., М. 2003
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.