Главная / История / Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Название документа быт и нравы. Древней Руси.ppt

Быт и нравы Древней Руси
Цель урока: Познакомиться с повседневной жизнью земледельцев и горожан, их жи...
Быт - повседневная жизнь. Нравы – повседневные отношения между людьми.
Повседневная жизнь земледельцев Распахивали новые земли, разводили скот, борт...
Древнерусский город Административный центр Ремесленный центр Торговый центр Р...
Город – административный центр на Руси В городах селились князья и дружина. К...
Город – ремесленный центр Изготовление серебряной, отделанной чеканным узором...
Город – торговый центр: Русские купцы в городах предлагали песцовые, собольи ...
Город – религиозный центр Сооружались большие храмы. В городах жили и исполня...
Города - центры культуры В городах организовывались школы, писались иконы, со...
Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла и торговл...
На княжеском пиру
Княжеские дружинники - профессиональные воины. Вооружены: мечами, копьями, са...
Гридница - большая парадная горница, где князь пировал со своей дружиной
Сенями соединялись отапливаемая и летняя клети в избах Дома горожан
Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, - в полуземлянк...
КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ И ДВОР
Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быт...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Быт и нравы Древней Руси
Описание слайда:

Быт и нравы Древней Руси

№ слайда 3 Цель урока: Познакомиться с повседневной жизнью земледельцев и горожан, их жилищ
Описание слайда:

Цель урока: Познакомиться с повседневной жизнью земледельцев и горожан, их жилищем, военным делом.

№ слайда 4 Быт - повседневная жизнь. Нравы – повседневные отношения между людьми.
Описание слайда:

Быт - повседневная жизнь. Нравы – повседневные отношения между людьми.

№ слайда 5 Повседневная жизнь земледельцев Распахивали новые земли, разводили скот, бортнич
Описание слайда:

Повседневная жизнь земледельцев Распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге - от кочевников. Жили большими семьями, где старший из мужчин являлся главой семьи. Воспитание детей было трудовым. Рано вступали в брак. Сохранялись языческие праздники.

№ слайда 6 Древнерусский город Административный центр Ремесленный центр Торговый центр Рели
Описание слайда:

Древнерусский город Административный центр Ремесленный центр Торговый центр Религиозный центр Культурный центр

№ слайда 7 Город – административный центр на Руси В городах селились князья и дружина. Княз
Описание слайда:

Город – административный центр на Руси В городах селились князья и дружина. Князья: правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях собиралось вече – народное собрание.

№ слайда 8 Город – ремесленный центр Изготовление серебряной, отделанной чеканным узором по
Описание слайда:

Город – ремесленный центр Изготовление серебряной, отделанной чеканным узором посуды. Гончарные изделия - кувшины, черпаки, чаши. Украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Кожевенное ремесло Кузнечное Плотницкое Резьба по кости и дереву.

№ слайда 9 Город – торговый центр: Русские купцы в городах предлагали песцовые, собольи и к
Описание слайда:

Город – торговый центр: Русские купцы в городах предлагали песцовые, собольи и куньи меха и ремесленные изделия. Иноземные гости (купцы) - греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы — торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.

№ слайда 10 Город – религиозный центр Сооружались большие храмы. В городах жили и исполняли
Описание слайда:

Город – религиозный центр Сооружались большие храмы. В городах жили и исполняли христианские службы и обряды митрополит и епископы. Стояли крупные монастыри. Митрополит Илларион – первый митрополит, выбранный из русских и поставленный русскими епископами в 1051 г. План Древнего Киева

№ слайда 11 Города - центры культуры В городах организовывались школы, писались иконы, созда
Описание слайда:

Города - центры культуры В городах организовывались школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики.

№ слайда 12 Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла и торговли,
Описание слайда:

Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.

№ слайда 13 На княжеском пиру
Описание слайда:

На княжеском пиру

№ слайда 14 Княжеские дружинники - профессиональные воины. Вооружены: мечами, копьями, сабля
Описание слайда:

Княжеские дружинники - профессиональные воины. Вооружены: мечами, копьями, саблями. Снаряжены: шишаками - остроконечными шлемами, щитами, броней или кольчугой. Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены - вои - вооружались попроще: лук, колчан, со стрелами, нож, копье либо тяжелый боевой топор. Броню не носили, кольчуга была редкостью, у каждого были щиты. Военное дело в Древней Руси

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Гридница - большая парадная горница, где князь пировал со своей дружиной
Описание слайда:

Гридница - большая парадная горница, где князь пировал со своей дружиной

№ слайда 18 Сенями соединялись отапливаемая и летняя клети в избах Дома горожан
Описание слайда:

Сенями соединялись отапливаемая и летняя клети в избах Дома горожан

№ слайда 19 Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, - в полуземлянках
Описание слайда:

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, - в полуземлянках с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, топились по-черному. Окна - маленькие, обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами -тонкими щепками сухого дерева. Дома земледельцев Полуземлянка Избы

№ слайда 20 КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ И ДВОР
Описание слайда:

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ И ДВОР

№ слайда 21 Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и
Описание слайда:

Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения. Вывод:

Название документа оценочный лист.docx

Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

Работа в группе

Перфокарта

Итог









Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

Работа в группе

Перфокарта

Итог









Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

Работа в группе

Перфокарта

Итог









Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

Работа в группе

Перфокарта

Итог









Оценочный лист учащегося.

«Верно – неверно – затрудняюсь»

Работа в группе

Перфокарта

Итог













Название документа перфокарта.docx

Перфокарта.

1.Большая часть населения Древней Руси проживала в





2.Воспитание детей в большинстве семей было




3. Главой семьи являлся



4.Члены народного ополчения назывались




5.Развлечением знати были



5.Холодные помещения жилища назывались


5.Мальчишек, не умеющих плести, называли


5.Слово «город» в старину означало





Перфокарта.

1.Большая часть населения Древней Руси проживала в





2.Воспитание детей в большинстве семей было





3. Главой семьи являлся



4.Члены народного ополчения назывались





5.Развлечением знати были



5.Холодные помещения жилища назывались


5.Мальчишек, не умеющих плести, называли


5.Слово «город» в старину означало





Перфокарта.

1.Большая часть населения Древней Руси проживала в




сельской местности

2.Воспитание детей в большинстве семей было



трудовым

3. Главой семьи являлся


старший из мужчин

4.Члены народного ополчения назывались



вои

5.Развлечением знати были


охота и пиры

5.Холодные помещения жилища назывались



горницы - повалуши

5.Мальчишек, не умеющих плести, называли



«безлапотниками»

5.Слово «город» в старину означало


ограда, забор



Перфокарта.

1.Большая часть населения Древней Руси проживала в




сельской местности

2.Воспитание детей в большинстве семей было




трудовым

3. Главой семьи являлся


старший из мужчин

4.Члены народного ополчения назывались




вои

5.Развлечением знати были


охота и пиры

5.Холодные помещения жилища назывались



горницы - повалуши

5.Мальчишек, не умеющих плести, называли



«безлапотниками»

5.Слово «город» в старину означало


ограда, забор





Название документа урок.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»















Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Разработка урока истории России с древнейших времён до конца 16 века.

6 класс

















Учитель истории: Назаренко Галина Васильевна







г.Исилькуль 2014г



Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Цель: познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси.

Задачи:

1) сформировать у учащихся целостное представление о повседневной жизни земледельцев и горожан, выяснить характерные черты русского быта в 9-11вв.

2) развивать умения отбирать информацию, обобщать материал, делать выводы, работать с текстом самостоятельно, слушать товарищей.

3) воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер с мультимедиумом, презентация, музыка Э.Грига «Утро», раздаточный материал.

Технология развития критического мышления.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Я рада видеть Вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас.

«Вызов»

Урок мне хотелось бы начать со стихотворения, вы внимательно слушаете, смотрите на экран, а затем скажите о чём или о ком пойдёт речь на уроке. (слайд1). Учитель на фоне музыки читает стихотворение.

«Утро, пробуждается природа

Первые рассветные лучи

На воротах древнего посёлка

Отблески оставили свои.

Здесь живёт народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные как ивы,

Дети словно крепкие дубки».

Ответы учащихся.

-правильно, мы будем говорить о повседневной жизни наших предков в те времена, когда наше государство как называлось? ( Древняя Русь)

-Итак, тема урока «Быт и нравы Древней Руси» (слайд 2)

-Какую цель мы поставим перед собой? (слайд3)

Познакомиться с повседневной жизнью земледельцев и горожан, их жилищем, военным делом.

-Ну, а чтобы нам совсем было понятно, о чём пойдёт речь, давайте вспомним понятия «быт» и «нравы». (слайд 4)

«Быт» - повседневная жизнь людей.

«Нравы» - повседневные отношения между людьми.

На протяжении многих уроков мы говорим с вами о древнерусском государстве. Казалось бы, мы знаем практически всё. Но так ли это. Давайте проверим. Предлагаю вам выполнить задание «верно – неверно – затрудняюсь».

Учащиеся заполняют таблицу №1 на рабочем листе и сразу озвучивают ответ.

1Восточные славяне заселили большую часть Восточно – Европейской равнины. +

2.Основным занятием восточных славян было земледелие.+

3.Восточные славяне были язычниками.+

4.Первое государство восточных славян – Киевская Русь.+

5.988г. – крещение Руси.+

6.Первую реформу провела княгиня Ольга.+

7.Владимир положил начало созданию сборника законов.-

8.члены народного ополчения назывались вои.+

9.Мальчиков, не умеющих плести, называли «безлапотниками».+

10.Холдные помещения жилища назывались горницы – повалуши.+

Подсчитайте свои правильные ответы и заполните в оценочном листе графу №1.

-Оказывается, ещё не всё мы знаем о древнерусском государстве. Я предлагаю пополнить наш багаж знаний.

«Осмысление» (работа в группах)

-Ребята, где вы узнаёте информацию по интересующему вас вопросу?

Главным источником знаний во все времена была книга. И сегодня, благодаря книге, мы совершим путешествие в историю русского быта.

-Были ли книги у древних славян? Откуда мы знаем, как они жили?

-А сегодня книги только в бумажном варианте?

-Представьте, мы находимся в музее. Вы – экскурсоводы, а я – посетитель и хочу, чтобы вы рассказали мне о быте и нравах Древней Руси.

1-я группа – экскурсоводы зала №1 «Повседневная жизнь земледельцев».

2-я – «Повседневная жизнь горожан».

3-я – «Военное дело»

4-я – «Жилище».

Сейчас вы работаете 8 минут с текстом в учебниках и дополнительным материалом в ваших рабочих листах. Приём «Инсерт».

Отчёт групп, показ слайдов.

Оцените свою работу и заполните графу 2 в оценочном листе.

-Видите, как много нового вы узнали. Посмотрим, насколько вы были внимательны и хорошо ли слушали друг друга. Поработаем с перфокартами в течение 1 минуты.

Проверка (учащиеся называют вопрос и ответ).

Оцените свою работу и заполните графу 3 в оценочном листе.

- Образ жизни населения Древней Руси одинаков? А от чего он зависел?

Вывод: быт и нравы жителей Д. Руси определялись их занятиями и социальным положением.

Возвращение к «Верно – неверно – затрудняюсь».

-Какие утверждения вызвали затруднения? Давайте ответим.

Возвращение к цели урока.

- Всё ли мы сделали, что запланировали?

Рефлексия.

Я узнал(а)…..

Я хочу узнать…..

Я считаю, что заработал(а)….

-Посмотрите на свои оценочные листы, как вы себя оценили? (учитель спрашивает несколько человек, а остальным предлагает сдать).

Домашнее задание.

Домашнее задание в ваших рабочих листах. Они остаются вам. Задания имеют разную степень сложности. Выберите задание сами на ту оценку, на которую вы себя оцениваете.

- п.8; составить понятийный словарь по теме урока; объяснить, в связи с чем возникли и что означают следующие крылатые выражения: точить лясы, тянуть волокиту, бить баклуши, зарубить на носу.

«4» - п.8; составить понятийный словарь по теме урока; пользуясь текстом учебника, составьте рассказ об одном дне из жизни: князя, ремесленника, крестьянина (по выбору).

«3» - п.8; составить понятийный словарь по теме урока.

Дополнительное задание: подготовить сообщение «Одежда славян».



(учитель читает финальное стихотворение)

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.









Тема: Быт и нравы Древней Руси.
  • История
Описание:

Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Цель: познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси.

Задачи:

 1) сформировать у учащихся целостное представление о повседневной жизни земледельцев и горожан, выяснить характерные черты русского быта в 9-11вв.

2) развивать умения отбирать информацию, обобщать материал, делать выводы, работать с текстом самостоятельно, слушать товарищей.

3) воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  компьютер с мультимедиумом, презентация, музыка Э.Грига «Утро», раздаточный материал.

Автор Кирейто Наталья Михайловна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 3431
Номер материала 4716
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓