Главная / Начальные классы / Тема: А. Плещеев «Весна».

Тема: А. Плещеев «Весна».

Тема: А. Плещеев «Весна». урока: изучение нового материала. Цель: ознакомление учащихся со стихотворениями А. Плещеева «Весна». Задачи:

- совершенствовать умения работать над выразительным чтением стихотворения;

- развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;

- воспитывать любовь к природе; воспитывать интерес и любовь к поэзии.
Планируемый результат: учащиеся познакомятся с творчеством А. Плещеева, проанализируют текст, сделают выводы.





























Ход урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД у учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Добрый день, ребята!

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! 
На части не делится солнце лучистое 
И вечную землю нельзя разделить, 
Но искорку счастья луча золотистого 
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить! 

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация опорных знаний

Введение в тему урока. 
- Предлагаю ребятам музыкальную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, послушайте и подумайте какое, время года вы услышали. 
1) Прослушивание записи Э. Грига «Ручей» (во время слушания тихонько говорю детям: вот бежит ручеёк, вот запели птички, вот зашумели деревья.) 
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку? 
- Какому времени года мы посвятим сегодняшний урок? 
- А сейчас закройте глазки и произнесите про себя слово весна. Что вы представили себе? 
- Какие изменения происходят в природе с приходом весны? 
2.
Давайте составим ассоциативную карту к слову весна. 

Солнышко, ручьи, тепло, птицы, сосульки, мяч, скакалка, радость…… 
-
 Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением?

- Чем так привлекательно это время года?

Медленно тает снег.

То оттепель, то заморозки по утрам.

С крыш свисают длинные сосульки.

Небо ясно - голубое.

Легко дышится!

Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек.

Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в селе.

На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну). 
 - Ребята, а где вы могли видеть сосульки? 

 Постановка проблемного вопроса: Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Вот уж снег последний в поле тает».

- О чём пойдёт речь в новом разделе учебника?

- А как вы думаете, с каким литературным жанром мы будем работать?

( сказка, рассказ или стихотворение?)

(Правильно, молодцы!) 
- Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение, которое мы будем изучать на уроке? 
- Мы показали свое видение весны. Узнали, как в музыке представляют это время года. 
- А вот теперь познакомимся со стихотворение «Весна», и увидим, какой и как рисует весну поэт Алексей Николаевич Плещеев. Попробуем передать настроение от прочитанного произведения своим выразительным чтением. 

-  Послушайте сообщение о поэте. 

Представление автора (демонстрация портрета).

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.



Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Открытие нового знания

Работа до чтения.








Первичное чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

Я прочитаю вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». 
- А вы подумайте, какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения. 
Стихотворение наизусть читает учитель.

-О чем это стихотворение? 
-Какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения?

(Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья). 
– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права? (Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо). 
– Какой главный образ вы можете отметить в стихотворении «Весна»? 
(Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек). 
–А, как вы думаете, поэт изобразил приход весны в город, в село или в лес?! Почему нам трудно ответить на этот вопрос? 
- Я прочитала вам стихотворение полностью, а мы будем работать только над небольшим отрывком из этого стихотворения.

Что представили себе, когда слушали стихотворение?

 Словарная работа:

 Повеяло- подуло

Лазурь- светло-синий цвет, синева

Миновала- прошла

 




Работа над выразительным чтением. 
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно. 
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения? 
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему? 
- Обратите внимание, с помощью, какой части речи он все-таки сумел показать читателю движение?

(Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла.) 
– Это не просто глаголы, а глаголы звуков. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью. 
6) Работа в парах.

- Попробуйте прочитать выразительно стихотворение своему соседу по парте. 
7) Выразительное чтение стихотворения у доски (2-3 человека). 
- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать радость. 
- Как вы думаете, почему вам понравилось чтение этих ребят? 
- Ребята, у кого удалось лучше? 

Работа в группе. 
- А что такое эпитеты?

(Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова.

Такие слова в литературе называются "эпитеты"). 
А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ? (олицетворение) 
1 группа: Выписать эпитеты. 
2 группа: Выписать олицетворения. 
3 группа: Выпишите признаки весны. 

- Защита работ. 

БЛИЦ-ТУРНИРТ.

1. Кто автор стихотворений «Весна»?

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.
2. Время года, которое описывает поэт?

Весна, зима, осень.
3. Название птиц из стихотворения «Весна».

Ласточки, воробьи, соловьи. 
4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?

Природа, солнце, птицы.


Р.: Слушают отрывок стихотворения, читают, определяют его тему, главную мысль, настроение.

П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте.

П.: производить анализ.















Первичное закрепление.

Работа после чтения.

Физ.минутка

Представляю детям музыкальную физ. минутку и прошу повторять действия персонажей.

Л.: Ориентация на ЗОЖ.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Информация о домашнем задании

Дифференцированные задания:1-2 группа написать сочинение-эссе на тему «Весна», 3 группа нарисовать рисунок к стихотворению А. Плещеева «Весна» 

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Рефлексия

Пять пальцев: я узнал, меня удивило, мне не понравилось, мне понравилось, для меня стало новым.

Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной де’.



Тема: А. Плещеев «Весна».
  • Начальные классы
Описание:

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире.

     Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: мир прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик – активная часть этого мира.

   Комбинированный, интегрированный, с элементами исследовательской групповой работы учащихся, урок комплексного развития речи. Урок содержит  повторение грамматического материала из русского языка, решает задачи развития речи, осознанного выразительного чтения из литературного чтения. Он построен на интеграции, которая позволяет показать мир весенней природы во всём её многообразии, с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе таких уроков дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ.

    Урок по теме: «Весна». Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный. Применила такие формы обучения, как рассказ, беседа, исследование, игры, загадки. Хотелось бы, чтобы мои ученики научились видеть  окружающий мир и могли передать в своих стихах её красоту. 

  

                                                

Автор Соболева Зоя Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1962
Номер материала 33442
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓