Главная / Русский язык и литература / Тема: «… то, что осталось с нами после». Рассказ В. Г. Распутина « Уроки французского» в 6 классе

Тема: «… то, что осталось с нами после». Рассказ В. Г. Распутина « Уроки французского» в 6 классе

Тема: «… то, что осталось с нами после». Рассказ В. Г. Распутина « Уроки французского»

Цели: - проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несёт;

проанализировать взаимоотношения героев; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои

В.Распутина;

определить роль послесловия в рассказе;

выяснить, в чем проявилась душевная щедрость учительницы;

смысл выражения «нравственные уроки» ; прояснить смысл и роль предисловия и послесловия в рассказе;

-

Оборудование: 1. Портрет В. Распутина.

2. Портрет Анастасии Прокопьевны Копыловой.

3. Иллюстрации к рассказу «Уроки французского»: портрет Лидии Михайловны.

1. Оргмомент.


Поискать: портрет Анастасии Прокопьевны Копыловой. Сравнить с героиней рассказа.



2. Проверка домашнего задания.

2.1. Кроссворд.

1) Что прислала учительница в обеих посылках? 2) Из чего были перешиты штаны героя? 3) Река, рядом с которой жил мальчик. 4) Название игры. 5) Что помогло узнать отправителя первой посылки? (По горизонтали.)

6) Что было во второй посылке? 7) Кто нанес первый удар мальчику? 8) Что покупал герой на выигранные деньги? 9) Главный игрок на деньги?

3. Актуализация знаний. ( Пройденное на прошлом уроке.)

Обращение к эпиграфу: “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”. (Л. Н. Толстой.)



1) Сегодня мы продолжим учиться нравственности. Учиться у героев Распутина. Работая с текстом повести, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своём произведении. Автор надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своём будущем.

Какие уроки извлекаем мы на примере жизни главного героя? Давайте вспомним эти уроки.

  • первый урок повести Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это»;

  • второй урок Распутина: « Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих»;

  • третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь»;

  • четвёртый урок В. Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».


Как сделать кроссворд???

Кроссворд сдают и получают оценку











Учащиеся отвечают по записям в тетради

3. Целеполагание.

3.1. Мы не случайно заговорили об уроках, которые мы извлекаем вместе с главным героем. История, произошедшая с героем рассказа, оставила глубокий след в его жизни. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не встретился в его жизни этот человек. В начале рассказа автор говорит такие слова: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после.»

- Поразмышляем над этими словами. Какие вопросы ставит перед нами автор произведения? Что он хочет этими словами сказать?

- О чем и о ком пойдет речь на нашем уроке? Какие важные вопросы мы должны сегодня решить? Что для вас в процессе прочтения рассказа осталось неясным?

Верно, именно Лидия Михайловна дала последний пятый урок мальчику. Что это за урок – это мы должны решить с вами на уроке.


4. Работа по произведению.

4.1. Беседа.

  • Как вы относитесь к тому, что Лидия Михайловна играла со своим учеником на деньги?

  • А как вы относитесь к мнению директора школы: «…директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок… Это преступление. Растление. Совращение.»

Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны?

Найдите в рассказе доказательства тому, что и Лидия Михайловна, и герой понимают, что поступок учительницы нарушает нравственные правила, существующие между учителем и учеником. - Стр. 140. Чтение по ролям диалога героя и учительницы: - Как же я с вами буду играть?

- А что такое?

- Вы же учительница!

  • Как Лидия Михайловна объясняет свое решение? – стр. 140

Зачитайте цитату со словами Лидии Михайловны.



__________________________________________________________________________________________

стр. 147. Слова Лидии Михайловны при прощании: «Тут виновата я»

4.2. Проблемная ситуация.

Почему в этой истории оказалась замешанной Лидия Михайловна? Ведь были в школе и другие учителя, более опытные. Например, когда директор возмущался: «… Я двадцать лет работаю в школе. Видывал всякое, но такое…» Что в ней было такого, чего, может быть, не было в других учителях?

4.3. Индивидуальное задание.

Какой художественный прием использует автор в портретных описаниях героев? Покажите это на тексте.

( Это прием антитезы: аккуратная вся, умная и красивая, в своей женской молодой поре учительница загадочного французского языка и тощий, диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери, в старом, застиранном пиджачишке… (!) «… и в одежде…» - что значит: не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него. )

4.4. Обобщение наблюдений.

  • Обратимся к послесловию. В чем его необходимость в рассказе?

( Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к людям Лидии Михайловны, чувство собственного достоинства…)

  • Обратимся еще раз к предисловию. Рассказ посвящен учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, матери драматурга Александра Вампилова. ( Предисловие придает этой реальной истории философское звучание)

  • От чьего лица звучат в предисловии слова? ( Эти мысли принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке.

Таким образом, прошлое и настоящее соединяются воедино.

  • Все части этого рассказа: посвящение, предисловие, послесловие, характеры героев, название рассказа – рождают главную мысль. Попробуйте её сформулировать.

4.5. Какой урок преподала герою Лидия Михайловна?

Пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей»

Ребята высказывают свои мысли



ЗАКЛАДКИ



Подумать над последовательностью заданий

Подготовить диалог учительницы и героя















Задание дается для всех групп


























5. Итог урока.

5.1. Работа на основе статьи В. Распутина «Уроки доброты»

  • О каких законах доброты говорит автор?

  • Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.

  • Добро бескорыстно – в этом его сила.

  • Добро возвращается добром.


6. Домашнее задание

Сочинение-миниатюра «Какие уроки я вынес из рассказа В. Распутина «Уроки французского»?

Распечатать на листочках





























Литература

1. Б. И. Турьянская, Л. А. Холодкова, Е.А. Виноградова, Е. В. Комиссарова «Литература в 6 классе. Урок за уроком» - М., «Русское слово», 2001

2. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. Автор – составитель В. П. Полухина. 8-е издание, переработанное. – М., «Просвещение», 2008.

3. Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. Под редакцией В. Я. Коровиной. – М., «Просвещение», 2007.

Тема: «… то, что осталось с нами после». Рассказ В. Г. Распутина « Уроки французского» в 6 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

На уроке для меня как учителя было важно проанализировать с учащимися проблемы, поставленные в  повести и выяснить, какие нравственные уроки дает нам писатель;

             что из взаимоотношений героев, живших в другое время, так созвучно с нашей жизнью?;поразмышлять о духовных ценностях, нравственных законах, по которым живут герои  В.Распутина;

             

          

Автор Сушко Ольга Борисовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 699
Номер материала 16824
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓