Главная / Русский язык и литература / Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Название документа Сидорина В.Н. презентация.ppt

Урок литературы в 8 классе, посвященный 85-летию со дня рождения Василия Мака...
"Людей неинтересных в мире нет…"
Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.) Пройдут годы, все так же будут шуме...
Эпиграф к уроку «Будь человеком…» В. Распутин
Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.) Добрый, доб...
"…писал он не о деревне. Он о России писал, о ее судьбе. И фильмы его о том ж...
Шукшин – режиссер, актер 1. Какие из перечисленных фильмов вы видели? 2. Како...
Заключение 1. Чем вам запомнился урок? 2. Чем притягателен его герой? 3. Как ...
Вывод Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нес...
Домашнее задание 1. О чем заставил задуматься рассказ « Обида?» 2. В чем проя...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок литературы в 8 классе, посвященный 85-летию со дня рождения Василия Макаров
Описание слайда:

Урок литературы в 8 классе, посвященный 85-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина Составила: Сидорина В.Н., учитель русского языка и литературы, МКОУ Лаптево-Логовская СОШ

№ слайда 2 "Людей неинтересных в мире нет…"
Описание слайда:

"Людей неинтересных в мире нет…"

№ слайда 3 Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.) Пройдут годы, все так же будут шуметь
Описание слайда:

Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.) Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека будет расти, облик его будет в годах все более благороден и светел… Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано. Виктор Астафьев слайд

№ слайда 4 Эпиграф к уроку «Будь человеком…» В. Распутин
Описание слайда:

Эпиграф к уроку «Будь человеком…» В. Распутин

№ слайда 5 Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.) Добрый, добрый
Описание слайда:

Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.) Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла! Культурный человек…это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.

№ слайда 6 "…писал он не о деревне. Он о России писал, о ее судьбе. И фильмы его о том же"
Описание слайда:

"…писал он не о деревне. Он о России писал, о ее судьбе. И фильмы его о том же" Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек .

№ слайда 7 Шукшин – режиссер, актер 1. Какие из перечисленных фильмов вы видели? 2. Какой ф
Описание слайда:

Шукшин – режиссер, актер 1. Какие из перечисленных фильмов вы видели? 2. Какой фильм и почему понравился вам? 3. Влияло ли на вас то обстоятельство, что в названном вами фильме главную роль играл В.М. Шукшин?

№ слайда 8 Заключение 1. Чем вам запомнился урок? 2. Чем притягателен его герой? 3. Как авт
Описание слайда:

Заключение 1. Чем вам запомнился урок? 2. Чем притягателен его герой? 3. Как автор относится к своему герою? К изображенным ситуациям? К людям и жизни в целом? Что ему дорого? Чего он не принимает? 4. Какие очевидные приметы писательского мастерства бросились вам в глаза? Назовите их

№ слайда 9 Вывод Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нестан
Описание слайда:

Вывод Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нестандартным мировосприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Они часто остро конфликтны, как в рассказе «Обида.» Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина всей своей внутренней сутью, манерой поведения опровергают устойчивое, усредненное, а то и обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров. Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что «людей неинтересных в мире нет».

№ слайда 10 Домашнее задание 1. О чем заставил задуматься рассказ « Обида?» 2. В чем проявля
Описание слайда:

Домашнее задание 1. О чем заставил задуматься рассказ « Обида?» 2. В чем проявляется «разумная душа?»

Название документа еКДМ╨КбЕ ╢.╓. ╥МбдЛЖИХ в╨МИЕ.doc

Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Цель:

  • Познакомить учащихся с биографией писателя.

  • Прочтение и осмысление рассказа В.М.Шукшина «Обида».

  • Развитие творческих и аналитических способностей, коммуникативных умений.

Воспитательная цель: Обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства.

Ведущий прием: Аналитическая беседа

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина (слайд №2). Приложение. Выставка произведений писателя

Эпиграф к уроку (слайд № 3)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вызов эмоционального настроения учащихся на восприятие рассказа.

  • Обращение к эпиграфу.

Сегодня мы будем читать рассказ « Обида».

­­1. Как вы понимаете значение слова «обида?»

А вот что говорит нам словарь Ожегова:

Обида – 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувством.

2. О досадном обидном случае ( разговорное)

2. Ребята, что чувствуете и предпринимаете, если вас кто-то обидел?

- От чего зависит эта реакция?

(Чувств, возмущение, гнев, огорчаются, расстраиваются, замыкаются в себе, кто-то старается доказать свою правоту, кто-то перестает разговаривать с человеком, который его обидел, кто-то хамит).

3. Как, по-вашему, следует вести, если тебя кто-то несправедливо обидел?

Мhello_html_m1b776da3.gifhello_html_m310a7244.gifНЕНИЯ


Восстановить справедливость , Ответить тем же , прекратить с этим

разобраться, почему с тобой так человеком отношения.

поступили.

4. Можете ли вы по названию определить, каким будет содержание рассказа?

III. Вступительное слово учителя о писателе

Русские писатели в своих лучших произведениях призывают нас быть добрее, милосерднее, сердечнее относиться друг к другу. Одним из таких писателей был В.М. Шукшин. Он вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель-романист, драматург, удивительный, неповторимый артист, умеющий сказать пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве. В.М.Шукшину было дано такое счастье. Стремился познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве. Невозможно понять В.М.Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, с матерью, которую любил невероятной сыновней любовью. Он все время рвался душой на родину в Сростки.

1.Чтение стихотворения ученицей

В своем признании В.М.Шукшин говорил: « Как где скажут Алтай, так вздрогнешь. Когда буду помирать, если буду в сознании, в последней момент успею подумать о матери, о детях, родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет». Он похож на свою родину, она воплотилась в нем, вылитая родная сторона. Герои Шукшина – люди, живущие просто, естественно, не делая другим зла. Но их стремление сделать “людям как лучше” постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть. Творчество В.М. Шукшина зовет к обсуждению, спору. Хочется пробудить в вас интерес к его фильмам, к его книгам.

Писатель Валентин Распутин выделяет в творчестве Шукшина основополагающую грань: “Будь человеком”. Талант Шукшина – это прежде всего голос взыскующей совести. Нравственное здоровье современного общества – предмет особенно мучительных раздумий писателя: (слайд № 4)

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек (слайд №5).

2. Изменилось ли ваше представление о названии и содержании рассказа после услышанного? ( Очевидно герой рассказа необычно поведет себя, будет выяснять, что обидчики не правы, или простит обиду, или побьет обидчика).

Переходим к анализу рассказа “Обида”. Рассказ, казалось бы, ни о чем. Приняли за пьяницу человека в магазине, обошлись непочтительно, а один выпивший потом даже побил, чтоб не “возникал”. Мы с вами разделили рассказ « Обида» на 6 частей.

IV. Чтение и осмысление рассказа.

  • Чтение I части

  1. Найдите и зачитайте «ключевые» слова в этой части.

  2. Какой литературный герой вспоминается, когда читаешь эти слова?

  3. Какая проблема поставлена во вступительной части рассказа?

  4. К чему готовит нас такое вступление?

Вывод: Итак, героя обидели. Пока мы не знаем, кто? Где? Почему?, но герой назван Сашка Ермолаев.

- Почему автор назвал его просто Сашка?

- Кто мог обидеть Сашку?

(Кто угодно: одноклассники, родители, на улице, врач, жена и др.).

  • Чтение II части

Ребята, подтвердились ли ваши предположения о дальнейших событиях рассказа?

  1. Почему действие рассказа происходит именно в магазине?

  2. Как автор показывает остроту Сашкиной обиды?

  3. Как, скорее всего, поступит наш герой? Почему вы так думаете?

Вывод: В этом эпизоде завязка. Развитие действия будет связано с нравственным выбором героя. ( Визит к директору проблемы не решит).

  • Чтение III части

Подтвердились ли ваши предположения ?

1.Что не подтвердилось? Почему?

2.Каково психологическое состояние героя в этом эпизоде?

3. Почему заведующая отделом и продавщица не понимают Сашку? (В круг их жизненных ценностей не входят такие понятия, как честь, достоинство, уважение к человеку. Таким людям он ничего не докажет).

4.Как следовало бы поступить герою?

- Как он поступит?

- Почему вы так думаете?

Вывод: Сашка продолжает верить в то, что будут свидетели.

  • Чтение IV части

Скажите, пожалуйста, какие ваши предположения подтвердились?

1. Зачем автор вводит в рассказ очередь?

- человека в плаще?

2.Что чувствует Сашка, оказавшись перед враждебной ему очередью

3. Почему в рассказе несколько раз повторяются слова Сашкиной маленькой дочки?

Вывод: Единственное существо, чувствующее состояние Сашки. Она по-своему, по-детски, готова защитить , посочувствовать , поддержать словами, нравственную оценку происходящему дает ребенок, но что можно объяснить людям, которые тебя не слышат.

4. Какие возможны дальнейшие варианты в поведении героя? ( Уйти, поколотить человека в плаще, поговорить с ним).

  • Самостоятельное чтение V части

- работа в парах

Сформулируйте вопросы к этому эпизоду, чтобы лучше понять характер героя?

  1. Почему Сашка решил поговорить с «человеком в плаще?»

  2. Какие чувства испытывает к этому человеку?

  3. Почему ничего не сказал жене?

  4. Почему Сашка решил сходить к этому человеку?

Вывод: В Сашке живет великая потребность в справедливости и великая вера в нее. Способность болеть душой за других людей, за все человечество.

  • Чтение VI части

Скажите, какое впечатление производит этот эпизод?

  1. Как изображен Чукалов?

  2. Почему Чукалов не заметил «спокойного, интеллигентного» настроя Сашки?

Вывод: Герой только что переживал за все человечество, а теперь готов поднять руку на человека. Сильна обида, страшная злоба бессилия. Что же делать, если тебя не понимают по-хорошему?

- самостоятельная работа

Попробуйте написать возможное окончание рассказа. Постарайтесь при этом учесть логику героев, авторскую позицию. ( обсуждение).

  • Чтение учителем финала

  1. Какое впечатление от финала?

  2. Смирился ли Сашка с хамством , несправедливостью?

  3. Найдите в тексте вопрос, который больше всего волнует Сашку?

- Важен ли этот вопрос сегодня?

Ребята, вернемся к эпиграфу, как он соотносится с нашим рассказом? (слайд №7)

V. Обобщение учителя

В рассказе “Обида” речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Наш герой беспокойный, с обостренным чувством справедливости, он прост, открыт, он незаметный «маленький» человек, но задумывается над большими проблемами, но ему не по силам решить все проблемы: «мне интересен исследовательский характер человека – не догматика, человека, не посаженного на науку поведения, такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен, но у него всегда разумная душа»,- писал В.М.Шукшин. Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится нормой поведения и общения. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: “Люди, что с нами происходит?” Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом бешеном ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить простую истину: надо быть человеком... Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила Шукшина написать рассказ. Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что “людей неинтересных в мире нет” (слайд № 9).

VШ. Домашнее задание (слайд № 10). Приложение

Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Цель:

·         Познакомить учащихся с биографией писателя.

·         Прочтение и осмысление рассказа В.М.Шукшина «Обида».

·         Развитие творческих и аналитических способностей, коммуникативных умений.

Воспитательная цель: Обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства.

Ведущий прием: Аналитическая беседа

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина (слайд №2). Приложение.  Выставка произведений писателя.

Русские писатели в своих лучших произведениях призывают нас быть добрее, милосерднее, сердечнее относиться друг к другу. Одним из таких писателей был В.М. Шукшин. Он вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель-романист, драматург, удивительный, неповторимый артист, умеющий сказать пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве. В.М.Шукшину было дано такое счастье. Стремился познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве.

Творчество В.М. Шукшина зовет к обсуждению, спору. Хочется пробудить в вас интерес к его фильмам, к его книгам.

 

Автор Сидорина Валентина Николаевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 525
Номер материала 9597
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓