Главная / Начальные классы / ТЕМА: « Формирование у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение»».

ТЕМА: « Формирование у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение»».





Управление образования

муниципального образования

Абинский район.







МОУ СОШ №42



ТЕМА: « Формирование у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение»».



















Автор опыта: Кулиш Ирина Владимировна



п. Ахтырский

2009 год.





Директору ИМЦ

Марукян Е.Г.

Директора МОУ СОШ №42

Бойкова М.Е.

ЗАЯВКА

Прошу внести в банк данных передового педагогического опыта опыт работы Кулиш Ирины Владимировны, учителя начальных классов МОУ СОШ №42

По теме: Формирование у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение»».



Дата________ Директор МОУ СОШ №42_________________/Бойкова М.Е./





































Кулиш Ирина Владимировна



СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Информация об опыте……………………………..с. 4

  2. Технология опыта………………………………….с.6

  3. Результативность опыта………………………….. с.14

  4. Библиографический список……………………… с.15

  5. Рецензия на опыт работы………………………….с.17

  6. Приложение к опыту………………………………с.18







































Кулиш Ирина Владимировна

  1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Кулиш Ирина Владимировна.

  1. Место работы МОУ СОШ №42,п. Ахтырский, Абинский район, Краснодарского края.

  2. Педагогический стаж 27 лет.

  3. Преподаваемые предметы: учитель начальных классов.

  4. Контактный телефон: 8-918-49-038-45



ТЕМА ОПЫТА: «Формирование у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение»».

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА:

Необходимость организации создания пособия возникла в связи с тем, что в 2004 г. по приказу департамента об организации по введению «Кубановедение» во всех общеобразовательных учреждениях края. Это связано в целях более широкого изучения учащимися общеобразовательных учреждений истории и культурных традиций Кубани, её этнографических, природно - климатических особенностей. В связи с этим возникла необходимость создания пособия о малой родине «Абиноведение».

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА:

Актуальность определена потребностью практики в дополнительных учебно-методических материалах, которые в конкретной местности большого Краснодарского края могут послужить на уроках кубановедения для формирования у младших школьников системных знаний о малой родине. Отсюда вытекает проблема исследования: каковы методические условия эффективного формирования у младших школьников знаний о своей малой родине на уроках кубановедения? Какие средства, методы и формы работы помогут реализовать курс кубановедения с большей результативностью? На основании актуальности и проблемы исследования нами была определена тема исследования: «Формирование у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение».

Объект исследования: педагогические и методические условия формирования краеведческих знаний у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические средства формирования знаний о малой родине на уроках кубановедения в начальной школе.

Цель исследования: создать учебно-методический комплекс «Абиноведение» и применить его на уроках кубановедения для формирования у младших школьников знаний о своем районе как о Малой Родине.

Гипотеза исследования: создание и систематическое использование пособия «Абиноведение» на уроках кубановедения будет способствовать формированию у младших школьников знаний о малой родине и повысит их интерес к краеведению.









ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА:

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – чувство глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость за это.



ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

Новизна исследования: впервые разработано комплексное мультимедийное учебное пособие «Абиноведение» как дополнение к учебно- методическому комплексу по курсу «Кубановедение».





ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Содержанием экспериментальной работы я выбрала создание и апробацию учебно-методического пособия «Абиноведение». За многие годы работы по направлению «Краеведение» мной накоплен дидактический материал и практический опыт, позволивший создать учебное пособие «Абиноведение - моя Малая Родина», предназначенные для дополнения регионального учебного курса «Кубановедение».

Приступая к работе по созданию пособия, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения и развития Абинского района. Использовать материал краеведческого районного музея.

2. Заинтересовать учащихся изучением родного района через общение с выдающимися личностями нашего района, самостоятельный поиск информации о своей малой родине.

3. Отобрать материал, способствующий развитию чувства патриотизма, гражданственности у младших школьников.

4.Обобщить полученный дидактический материал и представить его в печатном и электронном (цифровом) виде.

Предлагаемое пособие предназначено для совершенствования воспитательно-образовательной работы школы за счет тесного взаимодействия с ближним природным, социальным окружением и за счет краеведческой туристической деятельности. Использование пособия основано на развитии сотрудничества ребенка со взрослым и нацеливает на последовательное введение ребенка в природный и социальный мир, предполагает формирование основ патриотизма:

  • привязанность к своему родному краю;

  • преданность своей “малой Родине”;

  • ответственности за нее;

  • желание трудиться на ее благо;

  • беречь и умножать ее богатства.

Я наметила основные направления по социальному развитию детей:

  • знакомство с окружающим миром;

  • нравственно-патриотическое воспитание;

  • физическое развитие и оздоровление.

Стержнем развития ребенка является нравственно-патриотическое воспитание, которое пронизывает все основные направления социального развития ребенка.

Материал пособия позволяет, используя средства краеведения, знакомить детей с отдельными страницами истории и культуры Абинского района, т.к. мы убеждена в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – тому месту, где человек родился, растет и постигает премудрости жизни. Поэтому считаю, что базовым этапом воспитания у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем районе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. А какой патриотический потенциал заключен в природном краеведении? В качестве объектов познания природного краеведения я использую природу родного края, ее почву, особенности рельефа, растительный и животный мир, климат, местные природные достопримечательности.

С помощью природного краеведения мои воспитанники начинают понимать, что природный мир – это хрупкий, беззащитный, живой организм, жизнь которого зависит от отношения к нему. Мы понимаем, что только от нас, взрослых - педагогов, родителей - зависит элементарное осознание маленьким кубанцам беззащитного мира природы и величия человека, любящего, уважающего свое Отечество и живущего в нем.

Таким образом, организация деятельности, начиная с ближайшего социального и природного окружения - это введение маленького человека в мир малой и большой Родины не «беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью, имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же происходит в этом загадочном мире Родины».

Всё выше сказанное побудило меня к созданию специального планирования по «Абиноведению». Разделы соответствуют программе курса «Кубановедение», так как «Абиноведение» является частью этого основного предмета.

Модель содержания программы «Абиноведение»

Блок «Человек и природа»

-географическое положение

-рельеф

-полезные ископаемые

-климат

-водоемы

-почва

-флора и фауна







Блок «Человек и общество»

-герб города, песня о городе (станице, селе)

-населенные пункты района

-достопримечательности

-особенности быта и труда

-промыслы и ремесла

-национальный состав

-местное самоуправление



Блок «История отечества»

-история образования населенного пункта, района

-история названия района, населенного пункта, улиц

-исторические, общественные, спортивные события

Блок «Литературное чтение»

-биография писателей

-произведения

-устное народное творчество

-поэты и писатели – гости района



Блок «Русский язык»

-диалектизмы

-словарное богатство (с точки зрения лексики)

-фразеологические обороты



Блок «Культура и искусство»

-биография и портреты художников и мастеров

-культурные события

-учреждения культуры: театры, музеи

-учреждения дополнительного образования





Как это содержание будет реализоваться в учебном процессе?

На уроки кубановедения выделяется один час в неделю, и предлагаемый материал будет входить в урок частично. Предлагаю примерное календарно-тематическое распределение часов «Абиноведения».

Календарно – тематическое планирование по кубановедению 2 класс

Тема 1. «Человек и природа» (14 ч.)

Тема урока:

Элементы повышенного уровня изучаемого материала

Технологии

Оборудование (оснащенность урока)

Пособие «Абиноведение»

1

Природа родного края

Проблемно-поиск.

Карта кр. края.

фильм

2

Природа Абинского района

Исследовательский

мультимедиа

Пособие слайд 4,5

3

Формы и поверхности

Проблемно-поисковая

Карта краснодарского края, муляжи.

Пособие, слайд 3

4

Особенности времён года и погоды своей местности.

Проблемно-поисковая

Плакат.

Пособие слайд 7,8

5

Водоёмы Краснодарского края: моря, реки.

Проблемно-поисковая.

Карта краснодарского края.

Пособие, слайд 46

6

Водоёмы Абинского района.

Проблемно-поиск.

Фильм.

Пособие слайд 9,7

7

Разнообразие растительного мира Краснодарского края.

Проблемно-поиск.

Карта краснодарского края.

Пособие, слайд 21-25

8

Растительный мир Абинского района

Исследовательский.

Набор гербарий.

Пособие слайд 12,14

9

Разнообразие животного мира Краснодарского края. Его охрана.

Проблемно-поисковая.

Карта растительного мира.

Пособие, слайд 29-31

10

Животный мир Абинского района

Деятельностный

Фильм.

Пособие слайд 15,17

11

Домашние животные.

Проблемно-поиск.

Плакат.

Пособие, слайд 23

12

Дикие животные.

Проблемно-поиск.

Набор карточек.

Библиотека

13

«Красная книга» Кубани.

Проблемно-поиск.

Мультимедиа.

Мультимедиа, слайд 35-42

14

Экскурсия в краеведческий музей.

Исследовательский.

Мультимедиа.

Абинский исторический музей



Основная цель курса «Абиноведение» – приобщение учеников начальных классов к истории и культуре родного района через освоение систематизированных, хронологически выстроенных и ориентированных на личность самого ученика краеведческих знаний, через личностно значимую деятельность в ближнем природном и социальном окружении.

Задачи курса - воспитание патриотизма, стимулирование наблюдательности и любознательности, активизации исследовательских навыков, воплощение духа научного изыскания, исследования и творчества.

Материал пособия помогает не только в учебной работе, но и при подготовке к внеклассным мероприятиям по изучению малой родины - Абинского района. Кроме того, разработанное мною пособие «Абиноведение» могут быть использованы не только в учебной работе по кубановедению, но и как самостоятельный факультативный курс для младших школьников.

Главной особенностью курса является его приближение к повседневной жизни ученика: хронологическое построение тем и обращение к семейным традициям. Деятельность краеведа определяется его личностью, собственными склонностями и интересами и в то же время влияет на его личность, помогает человеку самоопределяться.

Формы и методы: курс рассчитан на один урок в неделю. Предусмотрено несколько экскурсий: по району (ознакомление с достопримечательностями), в станичном музее, наблюдение за особенностями местного ландшафта, посещение одного из предприятий станицы, знакомство с сельскохозяйственным трудом земляков.

Планируются следующие формы проведения уроков: урок-игра, урок-викторина, урок-встреча, урок-концерт и т.д.

Основной метод обучения – поисковый, эвристический.

Структуру программы составляют три раздела, которые тесно взаимосвязаны: экология, история, культура. Каждый раздел условно подразделяется на темы, которые также переплетаются по своему содержанию. Так, например, тема «Мой посёлок» предполагает знакомство с историей возникновения поселка, станицы, природными рукотворными достопримечательностями, людьми, которыми мы гордимся.

Деятельность по реализации программы предусматривает следующие направления:

- экскурсоводческое (т.е. на основе поисковой работы учеников создаются тексты и учащиеся проводят экскурсии по музею, поселку, станице);

- туристическое (проводятся тематические походы и выездные экскурсии по району, краю).

Краеведческая работа с использованием пособия «Абиноведение» помогает разрешить многие воспитательные проблемы, дает возможность подарить детям и себе радость общения и здоровье.

Работа над созданием регионального пособия «Абиноведение» проходила в течение двух лет. Надо отметить, что текущая его апробация показала целесообразность не единого пособия, а целого комплекса пособий, который включает в себя: программу, учебное мультимедийное пособие для учеников, методическое пособие для учителей, рабочая тетрадь с печатной основой для учащихся, где систематизирован и обобщен большой краеведческий материал.

«Творчество - это всякая деятельность человека, который создаёт нечто новое, все равно, будет ли это создание какой-нибудь вещи внешнего мира или построение ума, или чувства, живущего в самом человеке». Изучение обычаев, традиций и культуры Кубанского народа создает благоприятную почву для становления и формирования личности ребенка, для расширения и углубления знаний об истории и культуре своего края, района. Важнейшее условие работы – сочетание аудиторных и экскурсионных занятий, введение творческих работ.

Деятельность учащихся обеспечивалась за счет следующих условий:

  • создание атмосферы значимости и важности работы, осуществляемой учащимися;

  • целенаправленная деятельность учителя;

  • обеспечение нормальной внешней обстановки для работы и психологической подготовки учащихся к общению и предстоящему занятию, последовательность и постоянство в предъявлении требований;

  • актуализация эмоционального и нравственного опыта учащихся;

  • максимально творческое участие детей;

  • широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в коллективно-творческую деятельность.

Постоянная опора на краеведческий материал создавала условия для развития способности к самостоятельной познавательной деятельности, потребности в творческой деятельности, в достижении практически значимых результатов (личностных и социальных). Изучение обычаев, традиций и культуры Кубанского народа заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной район.

Залог успеха нашей работы состоит в том, что учебные и внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, что ученики обращались к справочной литературе, могли обсуждать события прошлого и настоящего, учились извлекать уроки, выгоды из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани.













РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Результатом нашей работы по пособию «Абиноведение» является конкретизация факторов истории Кубани и России, углубление знаний, повышение интереса к культурным традициям своего и других народов. Вызывание чувства сопричастности с историей края, развитие душевных потребностей, воспитание нравственных качеств личности: патриотизма, любви к своей малой Родине, чувство гордости за героическое прошлое своих предков. Работа по пособию будет продолжаться и дальше, а сейчас мы гордимся своими успехами.

Результаты опроса родителей показывают, что большинство родителей младших школьников положительно относятся к пособию «Абиноведение» и только 12 % не считают его создание необходимостью; 56 % родителей готовы сотрудничать, т.е. оказывать помощь, 15 % - не желают, очевидно, возлагая эту работу на учителей; 29 % родителей равнодушны к организации и работе в школе или, возможно, относятся недоверчиво. Большинство родителей понимает, что школе нужно такое пособие и нам необходима их помощь. Ученик сделает в будущем свой профессиональный выбор, поэтому к краеведческой работе надо привлекать как можно больше школьников.

В результате работы по пособию «Абиноведение»:

- уровень успеваемости и качества знаний в экспериментальном классе по предмету «Кубановедение» составил 100%;

- дети занимают призовые места в школьных олимпиадах по «Кубановедению» (1-2 места среди 2-ых классов), участвовали в районной олимпиаде;

- повысился уровень познавательной активности детей (выполнение творческих заданий, участие в школьных и районных конкурсах, участие в МАНе: «Пасха в Кубанской семье», «Рождество», «Абинское – значит качественное» и др.);

- дети стали бережнее относится к природе, задумываться о последствиях своего обращения с ней (по результатам наблюдений в походах, на экскурсиях, высказывания на уроках и в свободном общении).

Опыт работы по кубановедению с использованием пособия «Абиноведение» рассматривался на краевом, районном и школьном уровнях:

  • 2006-2007 учебный год - участие в краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск – 2006», выступление по теме «Воспитательная среда классов казачьей направленности: педагогические подходы и приоритеты»;

  • 2006-2007 учебный год - участие в районном этапе краевого смотра-конкурса на лучшую постановку экологического образования и воспитания учащихся Краснодарского края;

  • 2006-2007 учебный год – выступление на ШМО «Развитие познавательных интересов на уроках кубановедения»;

  • 2006-2007 учебный год - выступление на ШМО «Опыт работы по программе «Край наш Кубанский».

  • 2007год - обобщение опыта в школе (выступление на Экспертном совете);

  • 2007-2008 учебный год - участие в районных педагогических чтениях «Изучение регионального курса «Кубановедение»;

  • страница на сайте школы с разработками уроков и внеклассных мероприятий, описанием работы.





Из опыта работы становится ясно: краеведение в школьных образовательных учреждениях - это полезно и интересно не только детям, но и педагогам.

Хочется выразить уверенность, что планомерное и систематическое изучение краеведения в школе будет способствовать укреплению «корней», воспитанию патриотов родной земли, людей неравнодушных не только к прошлому, но, главное, к настоящему и будущему как Кубани, так и России. Не случайно Ф.А. Щербина, один из крупнейших ученых досоветской Кубани, писал, что «знание родного края - сила и величие Родины».

Успех использования пособия зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью пособия «Абиноведения» является природоведческая составляющая с исследовательской направленностью.

Кружковая и факультативная работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы с пособием «Абиноведение». Одним из важнейших средств обучения в начальной школе является дидактическая игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Так ребятами была изготовлена карта-схема станицы, поселка. В процессе изготовления этой схемы проходили экскурсии и прогулки по различным поселковым и станичным объектам, дети знакомились с улицами и их названиями, повторяли правила дорожного движения. Такая работа несет в себе большую познавательную и воспитательную функцию. Не менее интересны путешествия по карте следующего плана:

- найди свою улицу, свой дом;

- покажи дорогу от дома до школы и обратно;

- назови улицы, по которым ты идешь в школу;

- определи, где находятся разные станичные объекты: детский сад, поликлиника, церковь, почта, Дом культуры, магазины, фермы и т. д.;

- покажи знакомые экологические маршруты: «Школа - парк», «Школа - водоем», «Вокруг школы»;

- найди на карте реку, пруд, поле и др.

Следующее направление творческой деятельности при использовании пособия «Абиноведение» - шефское.

Оно включает: встречи с ветеранами, интересными людьми (поэтами, музыкантами станицы, района, края, проводятся беседы с младшими школьниками;) осуществляется «Тимуровская работа» - установлена связь с ветеранами, старожилами станицы, им оказывается посильная помощь, организуются праздники, мероприятия военно-патриотического характера, проводятся конференции;

- творческое направление деятельности (осуществляется в выполнении учащимися творческих работ: рефератов, стихов, сценариев выступлений, рисунков, картины, изготовление поделок, иллюстрированных альбомов (Цветы Кубани. Птицы зимующие и перелетные. Дикие животные. Обитатели водоемов. Домашние животные. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Деревья Краснодарского края.)

- создание гербариев (листьев деревьев, цветов, семян и т. п.), коллекций (камней, ракушек, образцов полезных ископаемых и т. п.);

- создание фотоальбомов (Моя станица. Моя школа. Мой край.) и летописи школы;

- создание стендов «Наши ветераны» (ветераны педагогического труда, войны);

- собирание предметов кубанского быта (костюмы, посуда и др.).

В результате использования пособия:

- у детей повысился уровень познавательной активности, они стали интересоваться жизнью своих предков;

- дети стали бережнее относиться к природе, задумываться о последствиях своего общения с ней;

- родители стали уделять больше внимания формированию патриотических чувств своих детей.

Целесообразно проведение практических занятий, экскурсий и осмотра памятников истории и культуры, ученических конференций, круглых столов и т.п. Как учебные, так и внеурочные занятия могут проводиться на базе музеев, архивов и книгохранилищ с привлечением специалистов, краеведов. Особое внимание уделяется организации и развитию школьных музеев, которые являются главной базой практической деятельности школьников, изучающих кубановедение.

В целом принципиальная схема поисковой деятельности младших школьников по краеведению выглядит следующим образом:

- изучение публикаций, ранее собранных и дополнительно найденных архивных источников, воспоминаний;

- сбор экспедиционными группами нового материала на местах, в ходе экспедиции;

- изучение и систематизация собранного материала;

- практическое использование: подготовка учащимися сообщений и докладов, оформление альбомов, выставок, музейных экспозиций, небольших статей для местной газеты, выступлений и т.д. В процессе поиска составляются именные, исторические, экологические и географические указатели, карты, схемы и т.п.



















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.

  2. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.

  3. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. – С.56-58.

  4. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.

  5. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83.

  6. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.

  7. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.

  8. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.

  9. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.

  10. Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.

  11. Данилов В.И. Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с.

  12. Дерим-Олгу Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31.

  13. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38.

  14. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.

  15. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.

  16. Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.

  17. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 232с.

  18. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.

  19. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.

  20. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28.

  21. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с.

  22. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12.

  23. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11.

  24. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с.

  25. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.

  26. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30.

  27. Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области – Воронеж, 1972. – 49с.

  28. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

  29. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.

  30. Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.

  31. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.

  32. Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6.

  33. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

  34. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

  35. Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. – С.87-96.

  36. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.

  37. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.

  38. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. – 1997. - №4. – С.48-52.

  39. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-42.

  40. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39.

  41. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М., 1978. – 49с.

  42. Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. – 1992. - №2-3. – С.36-41.

  43. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.

  44. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 48с.

  45. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.

  46. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34.

  47. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. – 126с.

  48. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14.

  49. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. - №11. – С.49-52.

  50. Харитонов Н. Ловя дуновения // Юный натуралист. – 1991. - №4. – С.26-28.

  51. Хохрякова О. Яд для неприятеля // Юный натуралист. – 1991. - №8 – С.40-43.

  52. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85.













РЕЦЕНЗИЯ

на целостное описание опыта Кулиш Ирины Владимировны, учителя МОУ СОШ №42, поселка Ахтырского, Абинского района на тему : «Формирование у младших школьников знаний о малой родине средства пособия «Абиноведение»».

Опыт обобщен и представлен Кулиш Ириной Владимировной. Актуальность определена потребностью практики в дополнительных учебно-методических материалах, которые в конкретной местности большого Краснодарского края могут послужить на уроках кубановедения для формирования у младших школьников системных знаний о малой родине, создание и систематическое использование пособия «Абиноведение» на уроках кубановедения способствет формированию у младших школьников знаний о малой родине и повышает их интерес к краеведению.

Автор использует систему дидактических принципов: -создание образовательной среды, снимающей стрессообразующие факторы учебного процесса; -введение нового знания на основе деятельности; -обеспечение дифференцированного обучения; -взаимосвязь нового знания с предметами и явлениями окружающего мира; -формирование умений осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия; -приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; -обеспечение преемственности между всеми ступенями обучения.

Успех использования пособия зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью пособия «Абиноведения» является природоведческая составляющая с исследовательской направленностью.

Новизна опыта заключается в использовании психологического обследования детей и построении дифференцированного обучения на основе его результатов. Уровень новизны – творческо-репродуктивный. Опыт обобщён на высоком научном и методическом уровне, соответствующем критериям передового педагогического опыта. К опыту имеются приложения, отражающие систему работы учителя и её результативность. Перспективой применения актуального опыта является его дальнейшее использование на практике, для успешного обучения учащихся по курсу «Кубановедения». В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что внесение рецензируемого опыта целесообразно внести в районный банк данных передового педагогического опыта.

Рецензент: заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МОУ СОШ №42 Вечеря Е.В. _________________________

Кулиш Ирина Владимировна

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Приложение №1 - Исторический материал «Моя малая родина».

  2. Приложение №2 – Опыт организации кружка «Юный эколог».

  3. Приложение №3 – Видеоматериалы ( компьютерная презентация опыта)

  4. Приложение №4 – Компьютерное обеспечение занятий.

  5. Приложение №5 – Участие в районной научной конференции.

  6. Приложение №6 – Материалы, подтверждающие результативность опыта.

  7. Приложение №7 - Диплом









































ТЕМА: « Формирование у младших школьников знаний о малой родине средствами пособия «Абиноведение»».
  • Начальные классы
Описание:

Заниматься «Кубановедением» я начала за долго до того, как этот предмет появился в учебном плане общеобразовательных учреждений. По натуре я непоседа. Мне надо всё увидеть своими глазами, услышать своими ушами, пощупать своими руками. И все мои ученики очень быстро становятся такими же любознательными непоседами, как и я.

Ко мне в класс приводят очень маленьких детей.  Наши с ними первые походы всегда вызывают много тревог и беспокойства у родителей. Может быть, именно эти чувства на первом этапе способствуют их активному включению в нашу походную жизнь.  Но вскоре они становятся моими верными союзниками и помощниками.

   Уже с первых дней в школе, мы отправляемся в первое путешествие. Это открывает широкие возможности для приобщения к процессу познания через собственное восприятие культурного аспекта своего района или населенного пункта. Интуитивное использование регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности на первых этапах, накопление большого количества методических, фото и видеоматериалов привело к необходимости осмысления и систематизации всего накопленного, и созданию в последующем методического пособия для учителя начальных классов. А введение курса «Кубановедение» позволило расширить и применить его на практике.

 

(слайд 1). Тема моего опыта звучит так: «Формирование основ активной гражданской позиции в рамках курса «Кубановедение».

 

(слайд 2). Целью является формирование у учащихся начальных классов активной гражданской позиции в рамках курса «Кубановедение».

 

(слайд 3). Из поставленной цели вытекают соответствующие задачи.

 

(слайд 4). Формы работы самые разнообразные от различных типов уроков до работы в секции «Почемучки» районной малой академии наук учащихся.

 

(слайд 5). Методы тоже стараюсь разнообразить и индивидуализировать.

 

(слайд 6). Так как мне всё интересно, то и направлений моей деятельности несколько.

 

Разработанное мною пособие называется «Абиноведение». Оно является составной частью основного курса «Кубановедение». Целью разработки данного пособия является приобщение детей к изучению традиций и культурного  наследия своей малой родины. Кроме чисто познавательного,  оно имеет важное воспитательное значение. Так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа.

Мировоззренческие проблемы стали определяющими при выборе разделов, включенных в пособие:

·      «Человек и природа»

·      «Человек и общество»

·      «История отечества»

·      «Литературное чтение»

·      «Русский язык»

·      «Культура и искусство»

 

Данное пособие с успехом можно использовать во внеурочной и внеклассной работе, в системе дополнительного образования; в разнообразных сочетаниях с систематической классной работой.

Оно может использоваться не только учителями начальных классов, но и учителями, работающими в среднем звене, а также воспитателями дошкольных учреждений при соответствующей адаптации к возрасту детей.

Оно также может использоваться и учителями других районов.

Пособие содержит полный краеведческий материал. Оно даёт возможность учителю распределить материал изучения в классе (на занятиях труда, музыки, изо, развития речи, письма, природоведения)

В пособие включены: занимательный материал, задания для проверки знаний, заложена поисковая работа, творческие задания и т. д.

 

 

Представляемое пособие облегчит учителю его первые шаги в освоении нового курса. Но в то же время оно не сковывает инициативу учителя и дает простор его творческим замыслам. 

Автор КУЛИШ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 776
Номер материала 21104
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓