Главная / История / Тема. Особенности политического развития Российского государства в XVII веке

Тема. Особенности политического развития Российского государства в XVII веке

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Томска.





Региональный конкурс методических разработок

учителей истории и обществознания по теме:

«Современный урок истории и обществознания»


Номинация: лучший сценарий современного урока

по истории России для основной средней школы



Тема. Особенности политического развития

Российского государства в XVII веке







Автор:Лобанов Александр Павлович,

учитель истории и обществознания




















Томск, 2013 г.

Урок истории в 7 классе

Тип урока: проблемный урок

Форма урока: изучение нового материала

Тема. Особенности политического развития Российского государства в XVII веке

Цель: сформировать представление об особенностях политического развития Российского государства в XVII в.

Задачи.

Обучающие:

  1. охарактеризовать систему управления и самоуправления России в XVII в.;

  2. показать, что при первых Романовых происходит укрепление самодержавной власти;

  3. выяснить причины падения роли Земских соборов и Боярской думы в XVII в.;

  4. определить актуальность реформы приказной системы;

Развивающие:

  1. развивать навыки самостоятельной работы с учебником, схемой и документальным материалом;

  2. развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические события;

Воспитательные:

1) прививать интерес к истории своей страны.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

2.1. Первые Романовы.

2.2. Земские соборы.

2.3. Боярская дума

2.4. Приказы

2.5. Местное управление

2.6. Соборное уложение

  1. Закрепление изученного материала. Подведение итогов

  2. Рефлексия

  3. Домашнее задание

Продолжительность занятия (время реализации): 45минут

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Данилов А.А. История России: конец XVIXVIII век: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 5-е изд.: М.: Просвещение, 2006.

  2. История России. Конец XVIXVIII века. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.-сост. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Соловьев К.А., Серов Б.Н. поурочные разработки по истории России: конец XVIXVIII век. 7 класс. – М.: ВАКО, 2006.

Оборудование: учебник, раздаточный материал: схема государственного устройства России в XVI в., схема государственного устройства России в XVII в.

Понятия и термины: Боярская дума, Земский собор, приказы, Соборное Уложение, земские и губные избы, уезд, стан, волость.

Дополнительные материалы: О крестьянах. - История государства Российского. Хрестоматия. XVII век. Кн. 2. М., 2000; Соловьев С.М. Приказы. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989; Соловьев С.М. Заседание Боярской думы. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989; Соловьев С.М. Земские соборы. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989; Соловьев С.М. Местная администрация. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989;

Карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Время

реализации

I.. Организационный момент

Приветствует, организует учащихся на работу, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

1 минута

II. Изучение нового материала



25 минут

1. Стадия «Вызов»

1. Задает вопросы учащимся, подводит их к теме урока.

2. Объявляет тему, цель и задачи урока

1. Отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал.

2. Открывают тетради, записывают тему урока.

3 минуты

2. Стадия «осмысления»






22 минуты


1. Сообщения учащихся

Корректирует при необходимости выступления учащихся, концентрирует внимание на важных моментах.

1. Двое учащихся выступают у доски с сообщениями.

2. Остальные слушают, записывают основные моменты, задают вопросы.

5 минут

2. Самостоятельная работа в группах.

1. Организует работу учащихся в группах, распределяет задания, объясняет задачи для каждой группы.

2. Направляет работу учащихся, при необходимости подсказывает наводящими вопросами.

1. Работают самостоятельно в группах, изучают текст в учебнике, дополнительный материал, обсуждают, делают выводы, совместно находят правильное решение.

2. Делают необходимые записи на доске и у себя в тетрадях.

15 минут

3. Подведение итогов второго этапа урока

1.Корректирует записи на доске.

2. Комментирует при необходимости.

Осмысливают записи на доске, записывают у себя в тетради.

2 минуты

3. Рефлексия






12 минут


1. Осмысление полученных знаний




1.Организует работу по вопросам, направляет учащихся.

2. При необходимости задает дополнительные вопросы.

1. Составляют «тонкие» (простые) и «толстые» (проблемные) вопросы.

2. Задают вопросы той группе, которая работала по заданному вопросу.

3. Отвечают на поставленные вопросы, привлекая дополнительный материал.

4. Уточняют, обсуждают, выдвигают различные версии, дискутируют.

7 минут











2. Работа со схемами

Организует работу со схемами государственного управления в России в XVI-XVII веках.

Проводят сравнительную характеристику между системой государственного управления в XVI и XVII веках, выясняют что изменилось.

3 минуты

3. Подведение итогов третьего этапа урока

Подводит учащихся к пониманию того, что в XVII в. при первых Романовых происходит укрепление самодержавной власти царя, окончательное оформление крепостничества, выросли права и привилегии дворянства.

Формулирую вывод, записывают его в тетради.

2 минута

III. Закрепление

1. Организует учащихся на выполнение задания.

2. Проверяет степень усвоения материала.

Формулируют свою точку зрения на особенности политического развития России в XVII в., используя ПОПС-формулу.

5 минут

Домашнее задание

Задает домашнее задание, дает инструкции по его выполнению

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

2 минуты


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Стадия «вызов»

- Какое событие потрясло нашу страну в начале XVII в.? (Смута)

- Чем оно закончилось? (Воцарением династии Романовых)

- Какая задача стояла перед первыми царями новой династии? (Восстановить хозяйство страны, упорядочить государственное управление)

- Каковы были особенности политической системы в России в XVI в.? (Схема1)

- Сегодня вам предстоит охарактеризовать особенности политического развития Российского государства в XVII в.

2. Стадия «осмысления»

А) Сообщение учащегося о личности Михаила Федоровича Романова

Б) Сообщение учащегося о личности Алексея Михайловича Романова

В) Самостоятельная работа в группах

Класс делится на 5 групп, каждая группа изучает текст в учебнике и раздаточный материал (Приложение 1), находит главную мысль, затем один учащийся выходит и записывает ее на доске.

1-я группа изучает текст в учебнике «Земские соборы» на с. 49-50 и документ «Земские соборы».

2-я группа изучает текст в учебнике «Боярская дума» на с. 50-51 и документ «Заседание Боярской думы».

3-я группа изучает текст в учебнике «Приказы» на с. 51-52 и документ «Приказы».

4-я группа изучает текст в учебнике «Местное управление» на с. 52-53 и документ «Местная администрация».

5-я группа изучает текст в учебнике «Законы. Соборное уложение 1649 г.» на с. 53 и документ «О крестьянах».

В результате проделанной работы на доске появляются следующие записи.

Особенности политического развития Российского в XVII в.:

1) По мере укрепления царской власти Земские соборы в стране собирались все реже.

2) Боярская дума постепенно утрачивает свое прежнее значение.

3) Рост числа приказов превращал власть царя в абсолютную, не ограниченную другими органами управления.

4) С введением воеводской власти на местах происходит значительное ограничение полномочий органов местного самоуправления.

5) В 1649 г. был принят новый свод законов – Соборное уложение, которое отразило возросшую роль царя в жизни страны и окончательно утвердило полное право феодала на землю и зависимых крестьян.

3. Рефлексия

А) Беседа по изученному материалу.

Учащиеся составляют «тонкие» и «толстые» вопросы, которые возникли при работе над материалом, и задают их той группе, которая работала по данному вопросу.

Примерные вопросы.

- Когда впервые в Росси стали собираться Земские соборы? XVI в. при Иване Грозном)

- Какую роль они играли в XVI в.? (Роль законосовещательного органа)

- Как часто собирались Земские соборы в правление Михаила Федоровича? Какие вопросы они решали? (Земские соборы созывались регулярно по случаю любого принципиального общегосударственного решения)

- Почему при Михаиле Федоровиче роль Земских соборов резко возросла? (Новая династия нуждалась в укреплении своего авторитета)

- Почему уже при Алексее Михайловиче Земские соборы собираются все реже? (Окрепшая царская власть больше не нуждалась в поддержке «всей земли»)

- Какие функции выполняли члены Боярской думы? (Боярская дума имела исключительно совещательный голос)

- Насколько велико было ее влияние? (Степень влияния Боярской думы определялась авторитетностью бояр, входивших в ее состав)

- Почему Боярская дума постепенно утрачивает свое значение? (Царь все чаще принимал самостоятельные решения, опираясь на систему приказов)

- Что такое приказы? (Органы центральной власти)

- Какие приказы существовали в стране?

- Какие вопросы они решали?

- Почему с увеличением численности приказов усиливается и царская власть в стране? (Приказы подчинялись непосредственно царю и выполняли все его поручения, в том числе и тайные)

- Какой недостаток имела приказная система в России в XVII в.? Как это сказывалось на системе управления? (Большое количество приказов отрицательно влияло на систему управления, запутывало и без того довольно нечеткие обязанности их служащих, усиливало бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением)

- Какие административные единицы существовали в стране? (Уезды, станы, волости)

- Кто осуществлял управление на местах? (Органы местного самоуправления – земские и губные избы, воеводы)

- Почему возникла необходимость в принятии нового свода законов? (Для преодоления последствий смуты)

Б) Работа со схемами (Приложение 2)

- Как изменилась система органов управления в Российском государстве по сравнению с XVI в.?

Вывод: в XVII в. при первых Романовых происходит укрепление самодержавной власти царя, окончательное оформление крепостничества, выросли права и привилегии дворянства.

III. Закрепление.

Выскажите свое отношение к особенностям политической системы Российского государства в XVII в., ориентируясь на ПОПС-формулу.

П-позиция (я считаю)

О-обоснование (потому что)

П-пример

С-следствие (вывод)


Домашнее задание: прочитать §-6, напишите мини-сочинение от лица одного из чиновников XVII века.



Тема. Особенности политического развития Российского государства в XVII веке
  • История
Описание:

Этот урок готовился мной на конкурс методических разработок учителей

истории и обществознания по теме: "Современный урок истории и обществознания".

 Номинация: Лучший сценарий современного урока по истории России для основной средней школы.

Тема:" Особенности политического развития Российского государства в XVII веке".

Разработка урока включает в себя. помимо карты урока, два приложения с отрывками из работ изветсных историков Платонова С.Ф., Соловьева С.М., также схемы: Система государственного устройства России к концу XVI века".

Цель Урока: сформировать представление об особенностях политического развития Российского государства в XVII в.   

Автор Лобанов Александр Павлович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 799
Номер материала 26085
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓